Муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30 посёлка Молодёжного
ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Интегрированного элективного курса (математика, физика)
Название курса: «Решение задач с физическим содержанием в ЕГЭ по математике»
Ступень обучения: среднее (полное) общее образование, 10-11 классы
Количество часов – 68
Уровень: повышенный
Авторы: учитель математики Малая Зинаида Михайловна
учитель физики Ларина Гайша Абзаловна
Г. Белореченск
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана для учителей физики и нацелена на помощь учителям математики и учащимся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ по математике. В основу программы положены материалы банка заданий ЕГЭ ( Семёнов А.Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А.Л.Семёнов, И.В.Ященко и др. Под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. – М.: издательство «Экзамен», 2012).
Основной целью программы является формирование навыков решения задач с физическим содержанием с использованием базовых знаний по математике и физике.
Уровень современных требований к подготовке по математике требует от выпускников средних общеобразовательных школ умения решать не только математические задания «в чистом виде» (задания В1, В3, В5, В6, В7 и др., а также часть С), как это было раньше, но и практико-ориентированные задачи (В2, В4), в том числе, предполагающие использование межпредметных связей с физикой (задания В12). Именно такие задачи предполагают внедрение компетентностого подхода в образовательный процесс в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Это связано с тем, что сегодня, как никогда, возрастает важность межпредметных связей в процессе преподавания и их роли в формировании у учащихся ключевых образовательных компетентностей, обеспечивающих эффективное осуществление определённых видов деятельности, взаимосвязь методов и приёмов, изученных в рамках одних предметов, для изучения и объяснения явлений и процессов, изучаемых другими учебными предметами. В данном случае имеется в виду глубокое проникновение математических методов для описания физических процессов. Кроме того, подготовка современного школьника предполагает формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций. Разработанный нами интегрированный курс в полной мере соответствует этим требованиям.
Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, интегрированные уроки (математика + физика), самостоятельные аудиторные и внеаудиторные работы, Интернет-семинары, дистанционное обучение с использованием Интернет-ресурсов.
Содержание программы
Введение (4 ч.). Задачи элективного курса. Математические методы при решении задач по физике: формулы и их преобразование. Единицы измерения физических величин и их преобразование. Приёмы вычислений и устного счёта при решении физических задач, использование стандартного вида чисел.
Механика (20 ч.). Давление твёрдого тела. Архимедова сила. Кинематические уравнения движения: равноускоренное движение по горизонтали, по вертикали, по параболе. Вращательное движение. Инерция и момент инерции. Вес тел. Работа, мощность, энергия, импульс. Законы сохранения в механике.
Молекулярная физика (9 ч.). Линейное расширение твёрдых тел. Абсолютная температура. Процессы в газах. Работа в термодинамике. Коэффициент полезного действия.
Электромагнитные явления (14ч.). Законы постоянного тока. Электрическое и магнитное поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электромагнитная индукция. Механические и электромагнитные колебания и волны.
Световые и квантовые явления (8 ч.). Формула линзы. Дифракционная решётка. Световые волны. Элементы теории относительности. Закон радиоактивного распада.
Астрономия (5ч.). Эффект Доплера. Закон Стефана-Больцмана.
Обобщающее повторение (8ч.).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ В-12 ПО ТЕМАМ КУРСА ФИЗИКИ
Темы в курсе физики | Физика: класс, | § учебника физики | |
№495-503, 539-547, 590-592, 600-602 | Равноускоренное движение | 9 10 | § 5-8 § 13,14 |
№442-446, 489-491, 534 535, 633-635, 647-65 | Движение по параболе | 10 | § 16 |
№447, 473-475, 479-480, 484-488, 518-519, 523-525, 528-533 | Свободное падение тел | 9 10 | § 13,14 § 15,16 |
№ 481-483, 523-527 | Вес при равноускоренном движении | 10 | § 33
|
№ 504-506, 548-549 | Момент инерции | Повторение |
|
№ 579-581, 603-607
| Давление твёрдого тела | 7 Повт-е,11 | § 33
|
№507-509, 550-555 | Архимедова сила | 7 Повт-е,11 | § 49 |
№ 467-469, 512-514 | Тепловое расширение тел | Повторение |
|
№ 655-659 | Работа и мощность | 10 | § 43,44 |
№ 663, 666-668 | Закон сохранения импульса | 9 10 | § 21 § 39,40 |
№ 448-452, 492-494, 536-538 | Абсолютная температура | 10 | § 66
|
№ 608-610, 614-618, 623-632 | Газовые законы | 10 | § 69
|
№ 453-455, 574-578
| Коэффициент полезного действия | 10 | § 82
|
№ 456-460,571-573, 567-568, 564-565, 582-584, 619-622 | Расчёт электрических цепей | 10 | § 105,107
|
№ 636-6646, 651-654 | Электромагнитные явления | 11 | § 30,31 |
№ 569,570, № 669-674 | Колебательное движение | 11 | § 22 |
№ 585-589, 593-594, 595-599 | Элементы теории относительности | 11 | § 78
|
№ 561-563 | Эффект Доплера | 11 | § 125 |
№ 558-560, 660-662 | Законы геометрической оптики | 11 | § 61-65,68,72 |
№ 611-613 | Закон радиоактивного распада | 11 | § 101
|
№ 461-466, 510, 511, 556-557 | Закон Стефана-Больцмана | 11 | § 120
|
Литература
-
Краевые диагностические работы по математике, 2010-2013 гг.
-
Демоверсии и КИМы ЕГЭ по математике.
-
Семёнов А.Л. ЕГЭ: 3 000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/А.Л.Семёнов, И.В.Ященко и др.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
Макарычев Ю.Н. Алгебра. Учебники для 8 кл. , для 9 кл. общеобразовательных школ;
-
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учеб.для 10 кл. ; учеб.для 11 кл. общеобразовательных школ.
-
Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс; Физика. 11 класс: учеб.для общеобразовательных школв.
-
Интернет-ресурсы:
— http ://www .berdov .com /ege /extremum /;
— http ://go .mail .ru ;
— http://nsportal.ru/shkola/fizika/library;
— http://metodsovet.su. /load/fizika/razr_urokov;
— http://fiz.1september.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Интегрированного элективного курса (математика, физика)
«Решение задач с физическим содержанием в ЕГЭ по математике»
Содержание раздела, тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Учебный материал (№-№ заданий сборника «3000 задач с ответами по математике») | |
1. | Введение | 4 |
|
|
| Задачи элективного курса | 1 | Вводная беседа. Диагностический тест (математика) |
|
| Формулы и их преобразование | 1 | Практикум |
|
| Решение квадратных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений, неравенств | 1 | Мастер-класс (учителя математики, физики, учащиеся) |
|
| Приёмы вычислений и устного счёта при решении задач по физике | 1 | Мастер-класс |
|
2. | Механика | 20 |
|
|
| Давление твёрдого тела | 1 | Комбинированный урок | 579-581, 603-607 |
| Архимедова сила | 1 | Интегрированный урок (физика + геометрия: объемы геометрических тел) | 507-509, 550-555 |
| Равноускоренное движение по горизонтали | 2 | Практикум | 501-503, 542-602 |
| Равноускоренное движение по вертикали | 4 | Мастер-класс Практикум Внеаудиторная самостоятельная работа, дистанционный Интернет-семинар | 447-475,479-480,484-488,518-519,523-525,528-533 |
| Движение по параболе | 3 | Мастер-класс Практикум Внеаудиторная самостоятельная работа, дистанционный Интернет-семинар | 442-446,489-491,534,633-635,647651 |
| Вращательное движение | 1 | Практикум | 495-497,539-541, |
| Инерция и момент инерции | 2 | Мастер-класс Практикум | 504-506, 548-549 |
| Сила и вес | 1 | Практикум | 481-483, 523-527 |
| Работа и мощность | 1 | Практикум | 655-659 |
| Энергия | 2 | Практикум | 669-674 |
| Импульс тел. Законы сохранения в механике | 2 | Практикум | 663,666-668 |
3. | Молекулярная физика | 9 |
|
|
| Линейное расширение твёрдых тел | 2 | Лекция, практикум | 467-469,512-514 |
| Абсолютная температура | 2 | Самостоятельная аудиторная работа | 448-452,493-494,536,538 |
| Процессы в газах | 2 | Лекция, практикум. Интегрированный урок (математика + физика. Решение показательных уравнений)
| 608-610,614-618 |
| Работа в термодинамике | 1 | Интегрированный урок (математика + физика: свойства логарифмов, решение логарифмических уравнений) | 626-632 |
| Коэффициент полезного действия | 2 | Мастер-класс, практикум | 453-455,574-578 |
4. | Электромагнитные явления | 14 |
|
|
| Законы постоянного тока | 2 | Мастер-класс Практикум | 457-459,571-573,567-568,564-565,582-584619-622 |
| Электрическое и магнитное поля. Сила Ампера | 1 | Семинар | 636-638 |
| Сила Лоренца | 2 | Самостоятельная аудиторная работа | 644-646 |
| Электромагнитная индукция | 2 | Практикум | 652-654 |
| Механические колебания и волны | 3 | Мастер-класс (учителя математики и физики: свойства логарифмов. Решение логарифмических уравнений) | 569-570,669-674 |
| Электромагнитные колебания и волны | 4 | Практикум: решение простейших тригонометрических уравнений. дистанционный Интернет-семинар | 639-643 |
5. | Световые и квантовые явления | 8 |
|
|
| Формула линзы | 1 | Мастер-класс, Практикум | 558-560 |
| Дифракционная решётка | 2 | Семинар | 660-662 |
| Световые волны | 1 | Практикум | 593-599 |
| Элементы теории относительности | 2 | Лекция, практикум | 585-589 |
| Закон радиоактивного распада | 2 | Интегрированный урок (математика + физика: решение показательных уравнений), практикум | 611-613 |
| Астрономия | 5 |
|
|
| Закон Стефана-Больцмана | 2 | Практикум | 461-466,510-512,557 |
| Эффект Доплера | 3 | Практикум | 561-563 |
7. | Обобщающее повторение | 8 |
|
|
. | Повторение. Контрольно-диагностическое тестирование. | 8 | Решение тестовых заданий | 595-599 623-625 тесты |
Итого |
| 68 ч. |
|
|