Урок физики в 7 классе по теме «Условия плавания тел»

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела. Выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести.

Оборудование: сосуд с водой, тела разных размеров, плотности, массы.

Ход урока:

  1. Организация урока.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас непростой урок. Сегодня мы с вами будем экспериментировать, сами делать выводы.

  1. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы рассматривали действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изучили закон Архимеда. Ответьте пожалуйста на вопросы.

  1. Какие наблюдения указывают на существование выталкивающей силы?

  2. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

  3. Куда направлена эта сила?

  4. Действует ли сила Архимеда на тело, которое тонет в воде. Если да, то почему тогда тело тонет?

  5. Почему при погружении в воду тела, подвешенного к динамометру, показание динамометра уменьшается?

  6. А какая еще сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?

  1. Этап работы с новым материалом.

Эксперимент: ребята. Перед вами два сосуда с жидкостью и по две картофелины. Положите в каждый по картофелине. Что вы наблюдаете? (в первом сосуде картофель тонет, во втором плавает).

Почему одно и то же тело ведет себя по разному? От чего это зависит?

Если масса и плотность тела одинаковы, то значит от параметров тела плавание не зависит. Поэтому можно сделать вывод о том, что как ведет себя в жидкости тело, зависит от самой жидкости. (для данного опыта)

Приведите пожалуйста примеры тел, которые плавают на поверхности воды, какие тонут.

Учитель проводит демонстрации: тело из пробки плавает в воде; шарик из картофеля тонет в воде; тот же картофельный шарик всплывает в соленой воде; шарик из пластилина тонет в воде; лодочка из того же пластилина плавает в воде.

В чем же дело? Почему вообще одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? Сколько интересного вокруг нас! Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы

  1. Работа в группах

Сейчас вы будете работать в группах.

Задание первой и второй группам

Поочерёдно опускайте в воду тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочек алюминия. Выясните, какие из тел тонут, какие плавают. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Плотность воды

ρ , кг/м3

Плотность вещества

ρ , кг/м3

Тонет или плавает

1000

7800 (сталь)

2300 (фарфор)

2700 (алюминий)

Задание третей и четвёртой группам. То же стелами плавающими в водею

Плотность воды

ρ, кг/м3

Плотность вещества

ρ, кг/м3

Тонет или плавает

1000

900 ( парафин)

240 (пробка)

400 ( сосна)

Задание пятой группе

Возьмите два одинаковых по объему шарика – из парафина и из пробки. Опустите шарики в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузился. Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от его плотности.

  1. По окончании опытов учитель на доске, а учащиеся в тетради делают записи

чем меньше отношение плотностей плавающего тела к плотности жидкости, тем меньшая часть объема тела погружена в жидкость.

— тело тонет

— тело плавает

— тело всплывает

Коллективно ищем ответ на вопрос «Как заставить тело плавать?»

  1. Закрепление

  1. Сформулируйте условия плавания тел.

  2. Где в технике учитываются условия плавания тел.

Итак, урок подходит к завершению. Все очень хорошо поработали.

Учитель подводит итоги урока, ставит оценки за урок.

Запишите домашнее задание: § 23, №4.7

Посмотрите на доску. На рисунке изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета нарисуйте в нем пожалуйста шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here