Тема: «Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий»
Цель: познакомить учащихся с путешественниками, и их заслугами.
Задачи:
Образовательные:
— сформировать знания об открытии Нового Света испанскими мореплавателями;
— сформировать представления о результатах Великих географических открытий.
-установить взаимосвязи рассуждать и делать выводы;
— излагать и аргументировать свою точку зрения;
Развивающие:
-развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
— продолжить формирование умений чтения карт, где показаны основные маршруты путешественников.
-развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
— воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.
-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
— установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
— учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
-развивать внимание учащихся;
— обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
— учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
-
Работать над формированием логических умений:
— анализ синтеза;
— сравнение;
— обобщения и классификации;
— доказательства;
— выдвижение гипотез и их обоснование;
— построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля»; физическая карта полушарий; карты атласа с.12-13.; презентация.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 6 мин.
Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.
Построение проекта – 6 мин.
Реализация проекта – 10 мин.
Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.
Рефлексия- 3 мин.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии? II. Актуализация опорных знаний
-Какую тему, мы изучили с Вами на прошлом уроке? (География в эпоху Средневековья)
— Я предлагаю вам на выбор несколько заданий.
1. На интерактивной доске кроссворд, в котором зашифрованы слова, ваша задача найти слово и объяснить его значение.
Х | А | И | П | О | Л | О | |
И | Б | А | И | И | К | И | Т |
К | Т | Т | Ф | Н | Д | Я | А |
И | И | У | А | К | И | В | Й |
Н | Г | Т | Т | О | Я | А | К |
-
Все остальные работают с тестом в рабочем листе.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
1.Период времени с 5 по 15 века принято считать:
А. Средневековьем Б. Новым В. Стародавним Г. Древним миром
2. В состав государства Арабский халифат входил:
А. Пиренейский полуостров Б. Скандинавский полуостров В. Камчатский полуостров Г. полуостров Лабрадор
3. Афанасий Никитин первым из русских купцов побывал в:
А. Индии Б. Японии В. Китае Г. Корее
4. К какому периоду относятся Крестовые походы?
А. 11-13 вв. Б. 9-11 вв. В. 5-7 вв. Г. 7-9 вв.
5. Какие моря пересекали викинги при походах в Византию?
А.Каспийское Б. Белое В. Балтийское Г. Черное
1.А
2.А
3.А
4.А
5. ВГ
Подводим итоги.
III. Выявление места и причины затруднения
Вступительное слово учителя
В результате турецких завоеваний путь в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в 15 веке становится опасным. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.
-Ребята, посмотрите на презентацию, что вы видите на слайде? (набор букв)
-А как «набор букв» связан с нашим уроком? (Зашифрована тема урока)
КРИЕОТЫТ ВГОНОО ТАВЕС и ПОЭХА КИХВЕЛИ ОГЕРАГФИСКЧЕИХ КРИЙОТЫТ (Открытие Нового света и Эпоха Великих географических открытий) запишите тему урока в рабочий лист.
— А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся)
-А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? (обратить внимание учащихся на доску)
Достижение цели
-
Эксперимент
-
Спросить у взрослого
-
Подумать самому
-
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
IV. Построение проекта
Учитель: Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной ткани?
Учитель: а давайте наметим план действий. (на слайде учащиеся пишут план урока)
План урока
-
Причины наступления эпохи ВГО
-
Экспедиции Х.Колумба и А. Веспуччи
-
Значение открытия нового света
-
Экспедиции Д.Бартоломеу и Васко да Гамы, Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка
-
Значение ВГО
V. Реализация проекта
Учитель: Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.
Учитель: Первый пункт, который мы наметили — это причины наступления эпохи ВГО
Учитель: где мы можем найти информацию, по данному вопросу? (ответы учащихся)
Учитель: Работаем с учебником, с параграфом 6, записываем в рабочий лист.
Задание №1: Пользуясь параграфом 6, выделите основные причины наступления эпохи великих географических открытий:
-
Рост крупных городов и быстро развивалась торговля
-
Развивалось европейское книгопечатание. В которых писалось, о богатых золотом и драгоценными камнями странах.
-
Появились новые карты, которые включали в себя сведения , собранные ранее
(один учащийся выполняет задание на интерактивной доске)
Итак, подведем итоги.
Учитель:
-Почему возникла необходимость поиска нового пути в Азию?
Переходим ко второму вопросу нашего плана-это экспедиции Х. Колумба и А. Веспуччи
Задание №2: Пользуясь параграфом 6, запишите, что было открыто в экспедициях Христофора Колумба
-
Достигнуты Багамские острова, Куба и Гаити.
-
Открыл ряд других островов
-
Побережье Южной Америки
-
Побережье Центральной Америки
(один учащийся выполняет задание на интерактивной доске)
Задание №3: Экспедиция Америго Веспуччи
Совершил четыре экспедиции, в Новый Свет, первым предположив, что открытие Колумбом земли не Индия, а новый материк. В его честь, стали называть материк- «страной Америго», а впоследствии Америкой.
Итак, подведем итоги.
Учитель:
-Какие открытия были совершены в ходе поисков пути в Индию?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Переходим к третьему вопросу нашего плана-это значение открытия нового света.
Европейцы получили золото, узнали о новых культурных растениях.
— А какое значение имело открытие нового света для индейцев?
Забирали золото, убивали местных жителей, стирали с лица земли города и уничтожали храмы.
-Следующий пункт нашего плана- это экспедиции Д.Бартоломеу и Васко да Гамы, Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка.
Работа с параграфом 7 и рабочим листом, а также с презентацией.
Д. Бартоломеу- обогнул южную оконечность Африки и в 1488 году открыл мыс Доброй Надежды.
Васко да Гама- достиг западных берегов Индии, установив, что Атлантический и Индийский океан соединены между собой.
Фернан Магеллан- совершил первое кругосветное путешествие,обогнул южную оконечность Америки. Открыл пролив (названный в его честь) и острова Огненная Земля. Пересек неведомый океан, который назвали Тихим.
Френсис Дрейк- обследовал тихоокеанские берега Южной и Северной Америки. Созданы новые карты Старого и Нового Света, именем Дрейка назван пролив соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
Итак, подведем итоги.
Учитель:
-Кто совершил первое кругосветное путешествие?
-В чем значение ВГО?
Подтвердилась шарообразность Земли; получены описания новых земель; появились разнообразные карты и описания.
VI. Включение в систему знаний и повторение
-Учащиеся выполняют тест в рабочем листе, а один ученик работает с интерактивной доской.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1.Экспедиция Васко да Гамы:
А. пересекла Атлантический океан Б. совершила кругосветное плавание В. открыла острова Огненная Земля Г. достигла берегов Индии морским путем
2. Именем Фернана Магеллана назван:
А. остров Б. полуостров В. залив Г. пролив
3. Кругосветные плавания в эпоху Великих географических открытий совершили:
А. Христофор Колумб и Фернан Магеллан Б. Фернан Магеллан и Френсис Дрейк В. Васко да Гама и Христофор Колумб Г. Фернан Магеллан и Америго Веспуччи
4.Эпоху Великих географических открытий связывают с периодом:
А. 15-16 вв. Б.16-17 вв. В. 17-18 вв Г.18-19 вв.
1.Г
2.Г
3.Б
4. А
Взаимопроверка. Учащиеся меняются между собой тестами и проверяют.
VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Домашнее задание: параграф 6, 7; по желанию- составить кроссворд «Путешественники»
Учитель: Ребята, какие отметки мы сегодня поставим? Кто заслуживает по-вашему мнению «5»? «4»?
Список использованных источников:
-
http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/razrabotka-uroka-geografii-v-5-klasse-po-fgos-na-temu-velikie.
-
Учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля».
-
Электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля»