Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

г.Саратова

Конспект урока по литературе
в 5 классе

«Почувствуйте вкус слова «доброта»

( по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Панова Юлия Петровна

г. Саратов

2013

Конспект урока по литературе в 5 классе

Панова Юлия Петровна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

МОУ «Лицей № 4»
Волжского района г.Саратова

Тема урока: «Почувствуйте вкус слова «доброта»

( по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

Цели урока:

— развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;

— воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;

— обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.

Оборудование урока: портрет писателя, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: настроение, «трудность добра», «охлаждение сердца».

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: “Как сделать так, чтобы меня понимали? ”. Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогали психологи, взрослые. Другие хотели бы послушать мнение ровесников. Мне кажется, ребята, что с этим вопросом вам лучше обратиться к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему миру.

  1. Кроссворд

— Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.

Вопросы по горизонтали:

Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).

Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).

Где пряталась сила Черномора? (Борода).

Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).

Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).

К

Л

А

Д

К

О

Л

Ь

Ц

О

Б

О

Р

О

Д

А

К

О

Р

О

Н

А

Н

О

Г

А

Ответ по вертикали: “Добро”.

Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово «добро»?

  1. Работа с эпиграфом

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

— Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.

— Ребята, вы знакомы со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», мы с вами разгадали кроссворд, услышали эпиграф нашего урока — как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? ( о добре )

Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитом притягивает это слово.

  1. Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

— Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

— Предлагаю вам вспомнить несколько эпизодов прочитанного произведения.

Кто мне назовет героев этой сказки? Кто из них главный? Почему? (Филька, бабка, мельник, конь, ребята)

  1. Составление кластера

  2. Что можете рассказать о Фильке? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!»)

  3. Что означает эта фраза? (Все надоели, мне все равно)

  4. В один из дней (читаю текст) в калитку Филькиной избы постучался конь. Да непростой. Что это был за конь? (Раненый. Конь-солдат. Раненых всегда выхаживали, заботились о них)

  5. Почему Филька ударил коня? (Избалованный, равнодушный)

  6. Главный герой называет коня дьяволом. Кто такой дьявол? Подберите синонимы. (Нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт)

  7. А вы знаете, что обозначает имя Филипп? (Филипп – греч. – любящий лошадей)

  8. Соответствует ли имя мальчика его поступкам? (Нет)

  9. В какой момент начинается в Бережках метель? Почему? (В момент равнодушного отношения к коню)

Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга

Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… А к ночи на деревню пал мороз.

  1. Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? В чем ее мудрость?(Чтобы задумался над тем, что совершил)

  2. Охлаждение сердца…. Как это понять? (Человек равнодушен к чужой беде)

  3. Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, ночью побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? (Посоветоваться)

  4. Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует? (Сильный духом)

  5. Что советует Панкрат герою? (Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (Отречься от прежней дурной жизни, сознательно начав новую)

  6. Каким должен быть человек по мнению Панкрата? (Живущим по совести, чистым, веселым).

V. Творческое задание

— Ребята, давайте попробуем написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.

Образец.

Ветер-ветрушко! Проснись батюшка!

Я сорока-белобока, прилетела издалека,

Не присела я нигде, принесла весть о беде.

Помоги мороз осилить,

Речку ото льда откинуть,

Людям мельницу пустить,

Хлеба мягкого вкусить!

  1. Скажите, можем ли мы прожить без доброты? Докажите. (Доброта всегда приносит людям радость. Она вылечивает от многих недугов. На все хорошее надо отвечать только добром.)

  2. В чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»? (Все от рук человеческих, его труд, его сердце. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить добром, любовью и трудом. Название символическое).

  3. Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя – помочь в этом.)

  1. Минута релаксации

— Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

  1. Формула и портрет доброты.

— Ребята, как вы думаете, чтобы другие люди чувствовали ваше тепло, что должно исходить от вас? – выведем формулу доброты (добрые поступки и добрые слова).

  • Назовите основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

Ученики (по очереди).

Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.

Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

— Однако портрет еще не полный – для того, чтобы наши души были добрыми, что еще должно быть реализовано кроме добрых поступков? ( Конечно, добрые слова).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

И в России и в Италии

На прощанье говорят … (до свидания)!

Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.

  1. Психологический этюд «Мой путь к доброте».

— А сейчас попытайтесь в графической форме, используя различные знаки, символы, условные обозначения, изобразить свой путь к Доброте с помощью цветных карандашей. (Звучит музыка, учащиеся рисуют на листах «Мой путь к доброте»).

— Кто попытается объяснить свой путь к Доброте? (Ответы учащихся)

— Молодцы! У каждого из вас нелегкий и тернистый путь. Но вы все преодолеете и придете к поставленной цели.

  1. Подведение итогов урока

  1. Составление синквейна со словом добро

  2. — Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

— Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами.

IX. Подведение итогов

— Вы все почувствовали вкус слова «доброта»?

— Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.

X. Домашнее задание

Список использованной литературы

Макарова Ф.Р. К.Паустовский и север. — М.: «Академия», 1994;

Кременцов А.И. К.Паустовский. Жизнь и творчество. М.: «Питер», 1982;

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М.: «Академия», 2000.

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here