Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
г.Саратова
Конспект урока по литературе
в 5 классе
«Почувствуйте вкус слова «доброта»
( по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Панова Юлия Петровна
г. Саратов
2013
Конспект урока по литературе в 5 классе
Панова Юлия Петровна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МОУ «Лицей № 4»
Волжского района г.Саратова
Тема урока: «Почувствуйте вкус слова «доброта»
( по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)
Цели урока:
— развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;
— воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;
— обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.
Оборудование урока: портрет писателя, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: настроение, «трудность добра», «охлаждение сердца».
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя: “Как сделать так, чтобы меня понимали? ”. Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогали психологи, взрослые. Другие хотели бы послушать мнение ровесников. Мне кажется, ребята, что с этим вопросом вам лучше обратиться к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему миру.
-
Кроссворд
— Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.
Вопросы по горизонтали:
Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).
Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).
Где пряталась сила Черномора? (Борода).
Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).
Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).
Л | А | Д |
|
| |||||
| К | О | Л | Ь | Ц | О | |||
| Б | О | Р | О | Д | А |
|
| |
К | О | Р | О | Н | А |
| |||
| Н | О | Г | А |
|
Ответ по вертикали: “Добро”.
Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово «добро»?
-
Работа с эпиграфом
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
— Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.
— Ребята, вы знакомы со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», мы с вами разгадали кроссворд, услышали эпиграф нашего урока — как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? ( о добре )
— Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитом притягивает это слово.
-
Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
— Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
— Предлагаю вам вспомнить несколько эпизодов прочитанного произведения.
– Кто мне назовет героев этой сказки? Кто из них главный? Почему? (Филька, бабка, мельник, конь, ребята)
-
Составление кластера
-
Что можете рассказать о Фильке? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!»)
-
Что означает эта фраза? (Все надоели, мне все равно)
-
В один из дней (читаю текст) в калитку Филькиной избы постучался конь. Да непростой. Что это был за конь? (Раненый. Конь-солдат. Раненых всегда выхаживали, заботились о них)
-
Почему Филька ударил коня? (Избалованный, равнодушный)
-
Главный герой называет коня дьяволом. Кто такой дьявол? Подберите синонимы. (Нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт)
-
А вы знаете, что обозначает имя Филипп? (Филипп – греч. – любящий лошадей)
-
Соответствует ли имя мальчика его поступкам? (Нет)
-
В какой момент начинается в Бережках метель? Почему? (В момент равнодушного отношения к коню)
Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга
…Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… А к ночи на деревню пал мороз.
-
Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? В чем ее мудрость?(Чтобы задумался над тем, что совершил)
-
Охлаждение сердца…. Как это понять? (Человек равнодушен к чужой беде)
-
Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, ночью побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? (Посоветоваться)
-
Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует? (Сильный духом)
-
Что советует Панкрат герою? (Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (Отречься от прежней дурной жизни, сознательно начав новую)
-
Каким должен быть человек по мнению Панкрата? (Живущим по совести, чистым, веселым).
V. Творческое задание
— Ребята, давайте попробуем написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.
Образец.
Ветер-ветрушко! Проснись батюшка!
Я сорока-белобока, прилетела издалека,
Не присела я нигде, принесла весть о беде.
Помоги мороз осилить,
Речку ото льда откинуть,
Людям мельницу пустить,
Хлеба мягкого вкусить!
-
Скажите, можем ли мы прожить без доброты? Докажите. (Доброта всегда приносит людям радость. Она вылечивает от многих недугов. На все хорошее надо отвечать только добром.)
-
В чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»? (Все от рук человеческих, его труд, его сердце. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить добром, любовью и трудом. Название символическое).
-
Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя – помочь в этом.)
-
Минута релаксации
— Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
-
Формула и портрет доброты.
— Ребята, как вы думаете, чтобы другие люди чувствовали ваше тепло, что должно исходить от вас? – выведем формулу доброты (добрые поступки и добрые слова).
-
Назовите основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
Ученики (по очереди).
Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
— Однако портрет еще не полный – для того, чтобы наши души были добрыми, что еще должно быть реализовано кроме добрых поступков? ( Конечно, добрые слова).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И в России и в Италии
На прощанье говорят … (до свидания)!
– Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
-
Психологический этюд «Мой путь к доброте».
— А сейчас попытайтесь в графической форме, используя различные знаки, символы, условные обозначения, изобразить свой путь к Доброте с помощью цветных карандашей. (Звучит музыка, учащиеся рисуют на листах «Мой путь к доброте»).
— Кто попытается объяснить свой путь к Доброте? (Ответы учащихся)
— Молодцы! У каждого из вас нелегкий и тернистый путь. Но вы все преодолеете и придете к поставленной цели.
-
Подведение итогов урока
-
Составление синквейна со словом добро
-
— Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
— Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами.
IX. Подведение итогов
— Вы все почувствовали вкус слова «доброта»?
— Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.
X. Домашнее задание
Список использованной литературы
Макарова Ф.Р. К.Паустовский и север. — М.: «Академия», 1994;
Кременцов А.И. К.Паустовский. Жизнь и творчество. М.: «Питер», 1982;
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М.: «Академия», 2000.