ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) | Попова Ольга Юрьевна | |
| Место работы | МАОУ СОШ №11 г. Балаково Саратовской области |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Географии |
| Класс | 5 класс |
| Тема и номер урока в теме | Землетрясения. №1 |
| Базовый учебник
| География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся ОУ/ А.А. Летягин; под общей ред. В.П. Дронова.-: Вентана-граф, 2013 г |
-
Цель урока: Углубление знаний учащихся о движениях земной коры — землетрясениях
-
Задачи:
Общеобразовательная: сформировать знания о быстрых движениях земной коры — землетрясениях, рассмотреть причины их возникновения, последствия и районы распространения землетрясений и цунами, обсудить вопрос изучения землетрясений.
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, текстом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.
-
Тип урока Урок открытия новых знаний
-
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, парная и групповая
-
Необходимое техническое оборудование: подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска
-
Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||||||||||||
1.Организационно-мотивационные момент | 1. Проверка готовности обучающихся к уроку |
|
|
|
| |||||||||||
Перекличка по журналу |
|
|
|
| ||||||||||||
— Показ фрагмента №1 – сообщение о землетрясении в Индонезии
— Как вы думаете, какое грозное природное явление, связанное с движением земной коры, (на слайде №2 — фото землетрясения)
Назовите тему урока.
Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу:
Предлагает разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока. (Приём Знаю – Хочу знать — Узнал)
| 1.Просматривают фрагмент
2..Просматривают фото землетрясений (слайд №2) 3. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос. С помощью ключевых слов, определяют тему урока, цели. (Слайд 3)
Тема урока: «Землетрясения»
4. В парах заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме).
5. Обсуждают полученные результаты.
6. Формулируют цель урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.
Цель урока: Ознакомление с грозным природным явлением – землетрясением.
| осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
— выдвигать предположения
— систематизировать информацию до её изучения
— представлять информацию в виде таблицы
актуализация и систематизация знаний о движениях земной коры.
| Регулятивные УУД: — определять цель учебной деятельности — определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД: — выдвигать предположения — систематизировать информацию до её изучения — представлять информацию в виде таблицы
Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции; | ||||||||||||
Осмысление | 1 этап. Предлагает разбиться на 5 групп и каждой группе задать вопросы по заданному отрывку текста. (с. 94-95) Вопросы на слайде: — 1 группа – Что такое землетрясение? — 2 группа – Почему возникают землетрясения? (рис. 76) — 3 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? (рис. 76) — 4 группа – От чего зависит сила и площадь землетрясения? 5 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? ( рис. 76) — 6 группа — Как оценивают силу землетрясения? (рис. 77) (Приём мозаика)
2 этап Предлагает посмотреть видеоролик о примерах землетрясений (фрагмент №2) и записать их в тетрадь.
3 этап Предлагает каждой группе сделать прогноз о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ. (Сравнить рис. 69 и 78 ) (Приём прогнозирования)
4 этап Предлагает провести филологическое расследование, касающееся слова «ЦУНАМИ» Фрагмент 3 «Образование волн цунами»
5 этап Предлагает каждой группе сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении и угрозе цунами с помощью предложенного на слайде рисунка. | От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик. На слайдах появляются ответы: — 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. — 2 группа – Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород. — 3 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км. — 4 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила. — 5 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. — 6 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.
Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений. Обсуждают полученные результаты коллективно. На слайдах появляются ответы: — трещины, провалы, уступы; — цунами; -разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей; — пожары; — гибель людей
На основе фрагмента каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами. На слайде появляется общий прогноз: Землетрясения и цунами следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна.
Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). После прочтения текста заполняют таблицу. Обсуждают результаты работы. На слайде: сейсмограф и сейсмолог. Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради. Правила появляются на слайде:
| — осознавать свои интересы, цели; — осознавать свои эмоции: — осознавать новые социальные роли и правила.
| — знать понятия по теме; — знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения; — получить представление о профессии сейсмолога; — знать правила безопасного поведения при землетрясении.
| Регулятивные УУД: — выдвигать версии; — выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; — оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.
Познавательные УУД: — находить достоверную информацию — владеть смысловым чтением; — соотносить новую информацию с имеющимися представлениями; — анализировать и обобщать; — делать выводы; — представлять информацию в виде текста, таблицы.
Коммуникативные УУД: — уметь слушать, слышать и понимать партнёра; — различать в речи другого доказательства, факты; — организовывать и согласовывать работу в паре, группе; — уметь правильно выражать свои мысли в речи; — управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
| |||||||||||
Рефлексия | Организует рефлексию.
На слайде: Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
— Что на уроке показалось вам интересным? — Что вызвало затруднения?
|
На слайде синквейн: Землетрясение Грозное, разрушительное Сотрясает, пугает, сокрушает Непредсказуемо возникает. Катастрофа!
Домашнее задание: — параграф.25, раб.тет.с.60-61. -творческое задание: — Подготовьте письмо жителям Японии, с целью развития чувства сопереживания, поддержки в трудную минуту. | — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом — адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
| углубить знания о движениях земной коры; — объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог» — сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением земной коры и главными поясами землетрясений — описывать последствия землетрясений разной силы. | Познавательные УУД: — контроль и оценка процесса и результатов деятельности, — выстраивание логической цепочки рассуждения; — рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД: — уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
—
|