НОВОГОДНИЙ УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС
( для 5 класса)
Подготовительный этап:
Кабинет украшен гирляндами, плакатами, поздравлениями с Новым годом. Стоит красивая нарядная елка. До начала урока кабинет должен быть подготовлен для его проведения. Поставлены 7 парт для проведения путешествия. Каждая парта имеет свое название по имени сказочных гномов из сказки: «Белоснежка и семь гномов»: Док, Простак, Чихун, Тихоня, Ворчун, Весельчак, Соня. Задание для команд одинаковые. Ведущие – старшеклассники, одетые в костюмы гномов. По звонку колокольчика, который подает Белоснежка, команды заканчивают выполнение задания и получают заработанные баллы (элементы Снеговика).
ЦЕЛИ УРОКА:
повторить законы сложения, вычитания, умножения, деления, решение задач;
воспитывать интерес к предмету;
способствовать возникновению познавательного интереса, самостоятельности, навыков учебного труда,
способствовать формированию умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии, развивать творческое мышление и речь учащихся.
1. Организационный момент.
Сообщить тему урока, цели урока. Ознакомить с формой проведения.
— Ребята, приближается Новый год, у всех праздничное настроение, все ждут деда Мороза с его замечательными подарками. Но дед Мороз хочет знать: как мы учимся, хорошо ли знаем законы страны Математики, умеем ли мы считать, решать задачи и в этом нам поможет Белоснежка и семь гномов..
С 1700 года Царь Петр издал указ — отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками… Этот весёлый праздник, пожалуй, самый любимый и у детей, и у взрослых. «С новым счастьем!» — такие привычные слова произносят, поздравляя друг друга в эти праздничные дни.
Сегодня, в преддверье Нового года, у нас необычный урок – новогодний! При входе в класс каждый ученик получил новогоднюю открытку разного цвета. Если ребята соединяться в группы по цвету открыток – у нас получится 7 команд. На каждой станции вас ждут задания, но справиться с ними вам поможет знание математики.
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно!
Давайте объединимся в команды. Каждая команда получает пустой конверт. В течение урока, получая правильные ответы на станциях, командам будут выдавать элементы Снеговика, которые необходимо прикрепить на доске в нашем сказочном лесу. Путешествие в страну гномов осуществляется по часовой стрелке. Удачи вам!
2. Проведение урока – путешествия.
СТАНЦИЯ № 1: В ГОСТЯХ У ДОКА.
Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января.
Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке — со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января.
В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века.
А как же обстояло дело у нас, на Руси?
В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости.
Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью. Оделяя каждого яблоком, царь, называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий. Давайте попробуем посчитать – когда это было?
ЗАДАНИЕ:
Число: 6 * 3 – ( 10 + 5 ) – 2 =
Месяц: ( 14 : 2 – 2 * 2 ) * 3 =
Год: 50 * 2 * 10 + ( 100 * 3 + 49 ) * 2 =
Ответ: 1 сентября 1698 года
11 ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ:
Сколько лет Деду Морозу?
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. Жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.
Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
В средние века твердо установился обычай в Николин день дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.
ЗАДАНИЕ:
В каком веке жил архиепископ Николай?
Когда отмечают Николин День?
Век: 625 * 45 : 1413 =
Число: (( 541 * 56 – 540 * 56 ) + 39 ) : 5 =
Месяц: 23832 : 36 – 325 * 2 =
Ответ: 1V век, 19 декабря
Оценка: команда получает нижний круг туловища.
СТАНЦИЯ № 2: В ГОСТЯХ У ПРОСТАКА.
Отгадайте зашифрованные математические термины и полученные слова запишите в таблицу. Первое слово начинается с выделенной буквы, а читать слова необходимо по часовой стрелке.
К |
Р |
О |
М |
Б |
П | |
О |
И |
У |
Ч |
У |
Г |
Р
|
Т |
Н |
Л |
О |
Т |
О |
Я
|
К |
Ь |
К |
|
Р |
Л |
М
|
Е |
Л |
О |
З |
Е |
Т |
О
|
В |
О |
Г |
У |
Е |
Р |
У
|
К |
И |
Н |
Ь |
Л |
О |
Г
|
Математические термины (ответы) | |
1 | ОТРЕЗОК |
2 | ЛУЧ |
3 | УГОЛ |
4 | ТРЕУГОЛЬНИК |
5 | РОМБ |
6 | ПРЯМОУГОЛЬНИК |
7 | ВЕКТОР |
Математические термины | |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
Оценка: команда получает средний круг туловища.
СТАНЦИЯ № 3: В ГОСТЯХ У ЧИХУНА.
ВАРИАНТ №1: Прочитай зашифрованный новогодний текст.
Ответ:
Говорят, под Новый год,
Что не пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается!
ВАРИАНТ № 2: Прочитай зашифрованный текст.
Ответ: Открываем календарь, начинается январь!
Оценка: команда получает верхний круг туловища.
СТАНЦИЯ №4: В ГОСТЯХ У ВОРЧУНА.
Одними и теми же цифрами применяя знаки действий, напиши:
число 1 тремя двойками;
число 2 тремя двойками;
число 2 четырьмя двойками;
число 3 тремя двойками;
число 3 четырьмя двойками;
число 5 четырьмя двойками;
число 100 пятью единицами.
Ответы:
2—2:2;
2X2:2;
2:2+2:2;
2 + 2:2;
2×2-2:2;
2×2 + 2:2;
111— 11.
Оценка: команда получает глаза и нос.
СТАНЦИЯ №5: В ГОСТЯХ У ВЕСЕЛЬЧАКА.
Известно ли вам, что математика – очень веселая наука? Ведь ее можно увидеть во всем, что нас окружает. Математическая викторина «О математике с улыбкой» убедит вас в этом!
Вопросы:
-
Что является «нулем» на карте железных дорог России? (Москва: по железным дорогам России все расстояния считаются от Москвы, кроме Октябрьской железной дороги, где отсчет идет от Санкт-Петербурга.)
-
Назовите «математические» растения. (Тысячелистник, столетник, золототысячник.)
-
В какие «цифры» люди одеваются? (В костюм-двойку и в костюм-тройку.)
-
Какие цифры «пишут» летчики в небе? (Восьмерки.)
-
Назовите «математические» упражнения «школы» фигурного катания. (Круг, тройка, двукратная тройка, скобка, восьмерка.)
-
Цифра в классном журнале – это… (отметка).
-
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби.)
-
Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень.)
-
Какую математическую фигуру украшают брильянтами? (Кольцо.)
-
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)
-
Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)
Оценка: команда получает рот, щечки и брови.
СТАНЦИЯ №6: В ГОСТЯХ У СОНИ.
Ежегодно по распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга все школьники города с 1-го по 4-й класс получают приглашения на праздник. Каждый школьник сможет посмотреть красочное шоу с участием более 300 артистов и получить новогодний подарок.
Новогоднюю историю представит Дед Мороз, который будет управлять волшебством, возникающим не в выдуманной абстрактной стране, а в сказочных декорациях Петербурга прямо на глазах у школьников и при их непосредственном участии. Это позволит детям, пришедшим на праздник, еще больше полюбить родной город, оценить его красоту и уникальность. Празднование Нового года всегда связано с исполнением заветных желаний, интригой, поэтому в программу планируется включить цирковые воздушные номера и другие чудесные трюки. Оригинальный сюжет сказки насыщен приключениями, в которых, конечно, победят бесстрашные добрые герои.
Отгадайте, какой праздник ежегодно проводится в нашем городе?
(ключевое слово – дед)
ГДЕДУДЕДБДЕДЕДЕДРДЕДНДЕДАДЕДТДЕДОДЕДРДЕДСДЕДКДЕДАДЕДЯ ЕДЕДЛДЕДКДЕДА
Ответ: Губернаторская елка.
Оценка: команда получает варежки и сапожки.
СТАНЦИЯ №7: В ГОСТЯХ У ТИХОНИ.
1 вариант (для более слабых учеников)
Решение задач с помощью уравнения.
Задачи:
-
Для новогодних подарков купили 87 кг фруктов, причем груш было на 17 кг больше, чем апельсинов. Сколько груш и сколько апельсинов купили?
-
(35и 52)
-
На новогодней елке детей в карнавальных костюмах снежинок было в 3 раза больше, чем в костюмах зайчиков. Сколько было детей в костюмах зайчиков, если их было на 12 меньше?(6)
-
Миша получил в 2 раза меньше новогодних поздравлений, чем Коля. Сколько поздравлений получил каждый, если всего их было 27?(9 и 18)
-
Для новогодних призов было куплено 28 кг конфет. Конфеты “Ласточка” составили 2 части, “Мишка на севере” — 3 части, “Гвоздика” — 2 части. Сколько конфет каждого сорта купили?(8, 8, 12)
-
На новогодней елке зеленых шаров в 4 раза больше, чем желтых. Сколько шаров каждого цвета было на елке, если желтых шаров было на 117 меньше?(39 и 156)
-
В новогодней гирлянде 2 части синих, 3 части красных и 5 частей желтых огоньков. Сколько всего огоньков в гирлянде, если желтых на 135 больше, чем синих?(90, 225, 135)
Задания учащимся:
1) Определить, какие задачи нам предложены: на сравнение или на сложение?
2) Записать рассуждения по решению задачи, составить и решить уравнение, записать ответ по вопросу задачи.
2 вариант (для более подготовленных учеников)
Задача 1: Для украшения класса ребята приготовили новогодние треугольники, пятиугольники, шестиугольники, ромбы и квадраты. Известно, что всего у них 65 вершин. Для того, чтобы узнать сколько фигур принесли ребята, необходимо решить волшебный квадрат и сделать проверку.
Справка: Магические квадраты — квадратные (т.е. с одинаковым количеством столбцов и строк) таблицы натуральных чисел, имеющие одинаковые суммы чисел по всем строкам, столбцам и двум диагоналям. Магические квадраты свое название магических или волшебных получили от арабов, которые усматривали в подобных сочетаниях чисел нечто чудесное, мистическое и смотрели на них как на талисманы.
9 |
4
| |
7 |
|
3
|
6 |
1
|
|
9 |
4
| |
7 |
5 |
3
|
6 |
1 |
8
|
Ответ: 15 фигур.
Проверка:
2 шестиуг. – 12 вершин
6 пятиуг. – 30 вершин
5 треуг. – 15 вершин
2 четырех. – 8 вершин
Задача 2: На Новый год школьники украшали елку. Ребятам раздали 120 елочных игрушек таким образом, чтобы каждый ученик получил хотя бы по одной игрушке и ни у кого из двух школьников не было поровну новогодних украшений. Сколько учеников участвовало в украшении елки?
Ответ: 15 учеников.
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 = 120 игрушек
Оценка: команда получает шапку и шарф.
3. Подведение итогов путешествия. Команды вместе с Белоснежкой смотрят у кого Снеговик получился нарядней в Сказочном лесу нашего кабинета.
4. Домашнее задание.
На дом будет такое задание: придумайте, решите и оформите на альбомном листе интересную новогоднюю задачу или ребус.
5.Итог урока.
Мы почти закончили оформлять наш сказочный новогодний лес. Весь урок мы с вами путешествовали вместе с гномами и Белоснежкой. Давайте подведем итоги:
Трудные ли были задачи?
Что нового сегодня вы узнали?
Назовите самое интересное задание.
Какой гном вам больше всех понравился?
Рефлексия учащихся: У каждой команды есть новогодний шар для украшения елки в лесу. Вам необходимо посоветоваться в команде и раскрасить этот шар в зависимости от вашего настроения во время проведения путешествия, а после этого повесить игрушку на заранее подготовленный двухсторонний скотч (командам выданы фломастеры черного, темно синего, желтого, красного, оранжевого цвета).
Большое спасибо вам всем за сегодняшнюю работу. Особо хочется отметить наших гномов и Белоснежку. Без них у нас ничего бы не получилось. Давайте все вместе скажем им: СПАСИБО! 3 – 4 ! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО!
Надеюсь, Дед Мороз не забудет в новогоднюю ночь поздравить таких хороших учеников!
Заставка на доске (подготовлена заранее):
Можно использовать рисунок календаря с зимним пейзажем. В течение путешествия команды собирают Снеговика и в конце получается сказочный лес 5 класса 2012 года.