Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»
Седельниковского Муниципального района Омской области
Урок по теме
«Население Африки»
подготовила
Кропанева Ольга Викторовна,
учитель географии
Тема урока: Население Африки
Цели урока: 1. Обеспечить усвоения учащимися знаний по теме «Население Африки»: народы, расы, плотность и размещение населения;
2. Продолжить развитие умений действовать самостоятельно, преодолевать трудности для достижения намеченных целей; развитие умений работать в должном темпе; развитие умений классифицировать, делать обобщающие выводы;
3. Содействовать в ходе урока формированию положительного отношения к труду, к знаниям; воспитание интернационализма.
Оборудование: различные средства обучения (учебник, атласы, контурные карты, мультимедиа, учебные тексты, карточки и т.д.), проектор, экран, карта «Народы и плотность населения Африки».
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: самостоятельная работа со средствами обучения (применение ПЦТО);
Ход урока:
1 этап: Организационный момент.
2 этап: Целеполагание и мотивация
У: Тема урока: Население Африки (тема урока записана на доске)
У: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Что вы хотите узнать, исходя из темы урока?
(Дети отвечают: познакомимся с населением Африки, узнаем, какие народы проживают на материке; как заселена Африка и т.д.).
У: Для более успешного достижения цели я предлагаю вам поработать с различными средствами обучения. У каждого из вас есть маршрутный лист ( Приложение №1), согласно которому вы будете работать. Время работы с одним средством обучения ограниченно: 5 минут.
3 этап: самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала
Работа учащихся со средствами обучения. (В ходе работы учащиеся подходят к учителю для собеседования, консультаций).
Приложение №2
4 этап: подведение итогов урока
У: Ребята, в течение урока вы знакомились с населением Африки, давайте попробуем обобщить ваши знания по следующему плану: (Незаполненная таблица на экране ).
Ребята по очереди называют расу, полностью её характеризуя. Результат обобщения работы занесён в таблицу 1.
Таблица 1.
Народы | Место проживания | Характерные черты | |
| Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы | Север Африки | Смуглая кожа, тёмная окраска волос и глаз, удлинённый череп, узкий нос и овальное лицо |
| Тутси, нилоты, масаи
Пигмеи | Саванны в северной части материка
Зона экваториальных лесов | Очень тёмная, почти чёрная кожа, рост 180 – 200 см Кожа менее тёмная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см) |
| Бушмены, готтентоты | Полупустыни, пустыни | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо |
| Эфиопы
Малагасийцы | Эфиопское нагорье
О. Мадагаскар | Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас |
У: Я попрошу вас продемонстрировать ваши работы, где вы изображали портрет африканца. Как вы думаете, почему у тех ребят, которые рисовали портрет после того, как проработал все средства обучения, он получился более точно, чем у тех, кто выполнял это задание до знакомства с народами Африки?
(Дети отвечают).
У: Итак, ребята, наш урок подходит к концу, что нового вы узнали в ходе урока? Как вы считаете, мы достигли тех целей, которые поставили в начале урока?
(Дети отвечают)
Если позволит время, можно включить тест:
-
Правда ли, что население Африки составляет более 600 млн. человек? (да)
-
Арабы Северной Африки являются представителями европеоидной расы? (да)
-
«Лесные люди», отличающиеся желтоватым цветом кожи, тонкими узкими губами, широким носом – это эфиопы? (нет, это пигмеи)
-
Верно ли, что народы, населяющие большую часть материка южнее Сахары, имеющие различия в цвете кожи, росте, чертах лица – негроиды? (да)
-
Правда ли то, что европеоиды имеют желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо? (нет, эти признаки характеризуют монголоидов).
Приложение1
Маршрутный лист обучающегося
СО 1 |
СО 2 |
СО 3 |
СО 4 |
СО 5 |
СО 6 |
ВМ | |
1. Учебник географии 7 класса | 1 |
|
|
|
|
|
|
2. Атлас |
| 2 |
|
|
|
|
|
3. Карта «Плотность населения» |
|
| 3 |
|
|
|
|
4. Контурная карта Африки |
|
|
| 4 |
|
|
|
5. Мультимедийный учебник |
|
|
|
| 5 |
|
|
6. Дополнительный учебный материал «За страницами учебника географии» |
|
|
|
|
| 6 |
|
7.Валеологическое место |
|
|
|
|
|
| 7 |
Приложение №2
Методическая инструкция
Методические указания
|
СО1 |
СО 2 |
СО 3 |
СО 4 |
СО 5 |
СО 6 |
ВМ | |
МУ1 |
| * |
|
|
|
|
|
|
МУ2 |
|
| * |
|
|
|
|
|
МУ3 |
|
|
| * |
|
|
|
|
МУ4 |
|
|
|
| * |
|
|
|
МУ5 |
|
|
|
|
| * |
|
|
МУ6 |
|
|
|
|
|
| * |
|
ВМ |
|
|
|
|
|
|
| * |
Приложение №3
За страницами учебника географии
Известно, что на Земле живут люди с различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. А вот туарегов, населяющих Нигер, называют «синими людьми пустыни». Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в неё.
На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов, самых высоких людей планеты. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.
Приложение 4
Лист контроля
СО | Задания | Учёт выполненных заданий | Отметка учителя | |
1 | СО1 | 1 2 |
|
|
2 | СО2 | 1 |
|
|
3 | СО3 | 1 2 |
|
|
4 | СО4 | 1 |
|
|
5 | СО5 | 1 2 |
|
|
6 | СО6 | 1 |
|
|
Список литературы
-
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М;: ИПРО, 1995.
-
Гершунский Б. Философия образования для XXI века \ Мир образования.-1996.-№ 4.
-
География в школе: Научно-методический журнал.М.: Школа-Пресс, 2000г. №7
-
Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
-
Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Методическое пособие М.: Дрофа,2000г.
-
Инновационные технологии развивающего обучения: исследования, разработки, внедрения. Красноярск: КГПУ, 1996. — С. 188.
-
Кларин В.М. Теория элементарного образования \ Магистр.-1993,№2.
-
Кларин В.М. Педагогические технологии. — М.: Знание, 1988. И. Косарин В.М.
-
Педагогическая технология. -М.: Знание, 1988.
-
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов, 7 класс., 2005г., Дрофа