Примерное тематическое планирование
учебного материала по географии курса
«Экономическая и социальная география мира»
10 – 11 классы (базовый уровень)
Практическая часть 6-11 кассы
Чурляев Ю. А.
Тематическое планирование составлено в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по географии и реализует новую концепцию содержания географического образования. Тематическое планирование представлено для школ, в которых изучается география на базовом уровне.
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по географии и реализует новую концепцию содержания географического образования. Тематическое планирование представлено для базового изучения географии.
Базовый уровень предусматривает изучение географии в 10 – 11 классах по одному часу в неделю, 70 часов в течение двух лет. Для базового уровня тематическое планирование составлено к учебнику В. П. Максаковского зарекомендовавшего себя и широко используемого учителями Воронежской области.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (см.табл.). При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Примерное количество практических работ и экскурсий.
Таблица
Количество практических работ | Количество экскурсий | |
6 | 9 | 2 |
7 | 12 | 1 |
8 | 7 | 1 |
9 | 7 | 1 |
10-11 | 7 |
|
Тематика обязательных практических работ в 6 классе по курсу «География. Начальный курс»
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя.
-
Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности.
-
Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.
-
Чтение плана местности, карты.
-
Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности.
-
Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности.
-
Нанесение географических объектов на контурную карту.
-
Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану.
-
Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени.
-
Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу «География. Страноведение»
При выполнении практических работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.
-
Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
-
Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
-
Характеристика географического положения материка.
-
Комплексная характеристика одного из океанов.
-
Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на примере влажных и сухих субтропиков Закавказья.
-
Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.
-
Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей различных стран мира.
-
Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка.
-
Сравнительная характеристика крупнейших рек материков.
-
Географическое описание одного из островов Океании.
-
Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон, на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (по 40 с.ш.)
-
Выявление связей между компонентами природных комплексов.
Практические работы в курсе изучения «Географии России», 8-9 класс и «Географии мира», 10 класс способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
Тематика обязательных практических работ в 8 классе по курсу «География России. Природа, население, хозяйство»
-
Характеристика географического положения России (вариант — Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран — соседей России.
-
Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
-
Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей.
-
Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
-
Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
-
Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
-
Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
Тематика обязательных практических работ в 9 классе по курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы».
-
Обозначение на контурной карте природных, экономических, географических, экономических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.)
-
Чтение и анализ тематических отраслевых карт.
-
Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
-
Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.
-
Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России
-
Комплексная характеристика одного из районов страны.
-
Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
Тематика обязательных практических работ в 10 классе по курсу «Экономическая и социальная география мира»
-
Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
-
Ресурсообеспеченность различных стран и регионов. География природопользования в современном мире.
-
Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
-
Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
-
Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
-
Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
-
Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки
Экономическая и социальная география мира Х – XI классы 68 часов.
«Экономическая и социальная география мира»
Д/з | Тема и цели урока | Тип или форма урока | Практическая часть | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
| Введение. 1. Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. Ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностью учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира. | Вводный урок
|
|
|
| Политическая карта мира (3 часа) 2. Многообразие стран современного мира. Дать знания о классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока. |
Урок-лекция |
|
|
| 3. Государственный строй стран мира, влияние международных отношений на политическую карту мира. Дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры. | Урок-практикум
| Составление таблицы “Государственный строй стран мира”
|
|
| 4. Международные отношения. Политическая география и геополитика. Показать влияние международных отношений на политическую карту мира; научить давать оценку политико-географического положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике. | Урок — практикум
| Анализ и объяснение особенностей современного геополитического геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. |
|
| География мировых природных ресурсов (5 часов) 5. Взаимодействие природы и общества. Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся. |
Урок изучения нового материала |
|
|
| 6. Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира. Цели: дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес-печенности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом. | Урок-практикум | Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов, их выгодных территориальных сочетаний |
|
| 7. Биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на планете; формировать умение работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты, планы. | Урок-практикум
| Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.
|
|
| 8. Загрязнение окружающей Среды. Рациональное природопользование. Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды. | Урок-конференция
| Обсуждение проблемы “Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем, ресурсы, экология” и пути ее решения |
|
| 9. Контроль и учет знаний. | Урок-зачет |
|
|
| География населения мира (5 часов) 10. Численность и воспроизводство населения мира. Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике, о продолжительности жизни; выявить закономерности динамики численности мирового населения. |
Урок изучения нового материала |
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. |
|
| 11. Состав (структура) населения мира Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира; сформировать представления об этническом, религиозном составе населения мира. | Урок-лекция
|
|
|
| 12. Размещение и миграции населения стран мира. Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете; ознакомиться с основными миграционными явлениями в мире.
| Урок практикум
| Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. |
|
| 13. Городское и сельское население. Ознакомить учащихся с основными видами расселения; сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе. | Урок-практикум | Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в различных странах и регионах мира. |
|
| 14. Контроль и учет знаний
| Интерактивное тестирование |
|
|
| НТР и мировое хозяйство (5 часов) |
|
|
|
| 15. НТР, ее характерные черты и составные части. Сформировать понятие «научно-техническая революция»; познакомить с чертами и частями НТР; формировать умение составлять конспект по тексту и лекции учителя | Урок-лекция
|
|
|
| 16. Мировое хозяйство. Сформировать понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира. | Урок-лекция
|
|
|
| 17. Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства. Сформировать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства; дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. | Урок изучения нового материала
| Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства. |
|
| 18. Факторы размещения хозяйства. Сформировать представление о старых и новых факторах размещения мирового хозяйства. Дать понятия «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район»; развивать умения самостоятельной работы со статистическим материалом. | Урок-практикум
| Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производи тельных сил |
|
| 19. Контроль и учет знаний по теме | Урок-зачет |
|
|
| География отраслей мирового хозяйства (11 часов) 20. Промышленность — ведущая отрасль материального производства. Сформировать представление о ведущих отраслях материального производства |
Урок-лекция
|
|
|
| 21. Топливно-энергетическая промышленность. Сформировать представление о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира. | Урок-практикум
| Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. |
|
| 22. Металлургия Сформировать представление о современном развитии черной и цветной металлургии мира; ознакомиться с основными металлургическими базами мира; продолжить формировать умение давать характеристику отрасли, используя типовой план. | Урок-практикум
| ЭГХ одной из отраслей промышленности (форма: реферат, сочинение, картосхема)
|
|
| 23. Машиностроение. Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения. | Урок-практикум | Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира |
|
| 24. Химическая, лесная, легкая промышленность. Сформировать представление о мировой химической и легкой промышленности; определить географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства. | Урок-семинар
|
|
|
| 25. Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство. Сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленая революция», главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства. | Урок-семинар
|
|
|
| 26. Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Сформировать представление о влиянии сельского хозяйства на окружающую среду, дать представление о биологических ресурсах мирового океана и их эксплуатации. | Интерактивный урок
|
|
|
| 27. Транспорт. Сформировать представление о структуре транспорта мира; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР. | Урок-практикум
| Выявление преобладающих видов транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз. |
|
| 28. География производственных связей. Дать представление о производственных связях стан и регионов мира. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. | Урок-практикум
| Составление картосхемы производственных связей стран |
|
| 29. Международные экономические связи и их формы. Сформировать представление о международных экономических связях и их формах. | Урок-практикум
| Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию. |
|
| 30. Контроль и учет знаний по теме. | Урок-зачет |
|
|
| Зарубежная Европа (10 часов) 31. Общая характеристика Зарубежной Европы Сформировать представление о роли и месте Западной Европы в мировых экономике и политике; рассмотреть факторы и показатели, которые объединяют страны Западной Европы в единый регион. |
Урок-лекция |
|
|
| 32. Промышленность. Сформировать представление о хозяйстве стран Европы, ознакомиться с особенностями отраслевого состава промышленности, особенностями развития сельского хозяйства Европы. | Урок-семинар |
|
|
| 33. Сельское хозяйство, транспорт и туризм региона. Познакомить учащихся с сельским хозяйством и транспортными связями Западной Европы. | Урок-семинар
|
|
|
| 34. Франция. Сформировать комплексное экономико-географическое представление о Франции. | Урок-практикум | Экономико-географическая характеристика Франции |
|
| 35. Италия.Сформировать представление о различиях в экономическом развитии Италия | Урок-практикум | Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере Италии. |
|
| 36. Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Германии | Урок-практикум | Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран |
|
| 37. Малые страны Западной Европы.Сформировать представление малых странах Западной Европы. | Урок- семинар |
|
|
| 38. Страны Восточной Европы Сформировать представление о Восточной Европе. | Урок изучения нового материала |
|
|
| 39. Субрегионы Европы. Европа как центр мирового хозяйства. Сформировать представление о субрегионах Европы и месте европейских стран в мировой экономике. | Урок-практикум | 20. Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы |
|
| 40. Тематический учет знаний и умений | Урок-зачет |
|
|
| Тема: Зарубежная Азия (10 часов) 41. Общая характеристика Зарубежной Азии. Сформировать представление о составе региона, природных ресурсах, особенностях населения. |
Урок-лекция
|
|
|
| 42. Хозяйство: уровень развития международная специализация, основные районы сельского хозяйства, проблемы. Сформировать представление об особенностях развития хозяйства регионов Азии; показать своеобразие хозяйства субрегионов Азии. | Урок изучения нового материала
|
|
|
| 43. Страны Юго-Западной Азии. Сформировать представление о странах Юго-Западной Азии. | Урок изучения нового материала |
|
|
| 44. Страны Южной и Юго-Восточной Азии Сформировать представление о странах Южной и Юго-Восточной Азии | Урок изучения нового материала |
|
|
| 46. Страны Восточной и Централь ной Азии. Китай. Сформировать целостное представление о Китае. | Урок-практикум
| Характеристика специализации основных районов Китая. |
|
| 47. Япония. Сформировать представление о Японии. | Урок изучения нового материала |
|
|
| 48. Япония. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. | Урок-практикум | Международные экономические связи Японии. |
|
| 45. Индия Сформировать представление о Индии. | Урок-практикум
| Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии |
|
| 49. Австралия и Океания Сформировать представление о Австралии и Океании. | Урок-практикум
| Составление экономико-географической характеристики Австралии |
|
| 50. Контроль и учет знаний по теме | Урок-зачет |
|
|
| Зарубежная Африка (2 часа) 51. Общая характеристика Африки Сформировать представление о некоторых особенностях развития субрегионов Африки; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка. |
Урок-лекция
|
|
|
| 52. Субрегионы — Северная и тропическая Африка. Сформировать представление об особенностях различия субрегионов Африки. | Урок-практикум | Составление прогноза экономического развития стран Африки |
|
| Латинская Америка (4 часа) 53. Общая характеристика Латинской Америки. Сформировать у учащихся представление странах Латинской Америки, их особенностях, ЭГП, населении. |
Урок-лекция |
|
|
| 54. Бразилия. Сформировать преставление об общих особенностях хозяйства и населения Бразилии | Урок-практикум | Составление программы по освоению новых территорий. |
|
| 55. Сравнительная характеристика развивающихся стран мира. Определить географическую специфику стран расположенных в различных регионах мира. | Урок-практикум | Комплексная сравнительная характеристика Индии Бразилии, Нигерии |
|
| 56. Контроль и учет знаний по темам | Урок-зачет |
|
|
| Северная Америка (6 часов) 57. Общая характеристика США Сформировать представление об общих особенностях населения США, этапах формирования американской нации. |
Урок-практикум |
Характеристика политико-географического положения страны
|
|
| 58. Роль США в мировой экономике. Сформировать представление о природных ресурсах и хозяйстве США. | Урок-лекция
|
|
|
| 59. География промышленности, транспорта, туризма Сформировать представление о промышленности, транспорте, туризме в США. | Урок изучения нового материала |
|
|
| 60. Макрорайоны США Сформировать представление о различиях районов США | Урок-практикум | Сравнительная характеристика макрорегионов США |
|
| 61. КанадаСформировать представление о природных ресурсах и хозяйстве Канады. | Урок-практикум | Составление сравнительной ЭГХ стран “большой восьмерки” |
|
| 62. Контроль и учет знаний по теме | Урок-зачет |
|
|
| Глобальные проблемы человечества (3 часа) 63. Глобальные проблемы человечества. Сформировать представление о глобальных проблемах человечества. |
Урок-лекция |
Составление картосхемы “Глобальные проблемы человечества” |
|
| 64. Глобальные проблемы человечества. Продолжить формирование представление о глобальных проблемах человечества. | Урок-практикум | Разработка проекта решения одной из проблем. |
|
| 65. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. Развивать умения составлять долгосрочный прогноз. Сформировать представление о | Урок-диспут |
|
|
| 66. Резерв времени |
|
|
|
| 67. Резерв времени |
|
|
|
| 68. Резерв времени |
|
|