КОНСПЕКТ УРОКА для 5 класса ПО ТЕМЕ «ОБЪЁМЫ. ОБЪЁМ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»
Урок разработала: учитель математики МАОУСОШ № 1 города Старая Русса, Новгородской области. Слайд № 1
Форма учебного занятия: урок изучения нового материала
Цели:
Образовательные:
-
Дать понятие объёма;
-
Сформировать знания об объёмах различных фигур;
-
Учить находить объём параллелепипеда и куба по формулам;
-
Сравнивать объёмы различных ёмкостей.
Развивающие:
-
Содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
-
Способствовать развитию познавательного интереса;
-
Создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
-
Развивать умение анализировать, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
-
Расширить математический кругозор.
Воспитательные:
-
Воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
-
Показать значение математических знаний в жизни, побудить к применению этих знаний в жизненных ситуациях.
ОБОРУДЫВАНИЕ: модели параллелепипеда и куба, сосуды различной формы, вода, песок, формочка, карточки, проектор.
Ход урока.
-
Организационный момент. Слайд № 2
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!
а) Проверить готовность класса к уроку;
б) Сообщить тему урока;
в) Сформулировать цели урока.
II. Проверка домашнего задания:
а) Проверить выполнение письменного задания в тетрадях.
III. Повторение и подготовка к усвоению нового материала: Слайд № 3
-
Устная работа:
А) вычислите:
96
8
23
69
60
а) 4×16 64 б) + ? : ? ? + ?
+11 75
:15 5
×12 60
:20 3
2. Самостоятельная тестовая работа с последующей самопроверкой:
Выполняют на листочках небольшой тест. Слайд № 4
1) Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:
А) 12 Б) 8 В) 6 Г) 10
2) У каждого параллелепипеда есть рёбра. Это:
А) Прямоугольники Б) Прямые В) Треугольники Г) Отрезки
3) У куба все рёбра
А) Попарно равны Б) Разные В) Равны Г) Другой ответ
4) У параллелепипеда противоположные грани:
А) Равны Б) Квадраты В) Разные Г) Другой ответ
5) Площадь поверхности параллелепипеда можно вычислить по формуле:
А) S=4×(a+b+c) Б) S=2×(a×b+b×c+a×c) В) S=abc Г) S=6abc
КЛЮЧ К ТЕСТУ Слайд № 5
2 | 3 | 4 | 5 | |
В | Г | В | А | Б |
«5»-за 5 правильных ответов
«4»-за 4 правильных ответа
«3»-за 3 правильных ответа
ФИЗМИНУТКА: Рисуй глазами треугольник.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
IV. Ознакомление с новым материалом: Слайд № 6
Вычислите и расположите трёхзначные ответы в порядке возрастания. Прочитайте, что мы будем учиться вычислять сегодня.
17 × 10 ъ
16 × 4 у
936 : 3 ё
171 : 9 ж
10² о
218 × 2 м
555 : 5 б
Учитель: Важным свойством тела является его вместимость. Слайд № 7
Вместимость фигуры характеризуют объемом.
На столе стоят разные сосуды и вода.
Учитель: чтобы понять, какой из сосудов имеет больший или меньший объём, проведём эксперимент с переливанием воды.
В ходе эксперимента выясняется, какой сосуд имеет больший объём, делается вывод.
Учитель: проведём ещё эксперимент (формочка наполняется влажным песком и переворачивается). Какой вывод можно сделать? (песок имеет такой же объём, что и формочка). Слайд №8
Учитель: всегда ли удобно выполнять такие сравнения? (нет)
Учитель: не каждый сосуд можно наполнить водой или песком, существуют геометрические фигуры, объёмы которых можно вычислить с помощью математических формул. Сегодня мы познакомимся с формулами для вычисления объёмов параллелепипеда и куба.
Для начала познакомимся с единицами измерения объёма: Слайд № 9
1 мм³, 1см³; 1дм³, 1м³, 1км³ (записать в тетради)
Представьте себе кубик с ребром в 1 см (демонстрируется кубик). Если составить фигуру из 4 таких кубиков, то чему будет равен объём? Слайд № 10
Далее демонстрируется кубик с ребром в 1 дм.
В тетрадях запись: 1дм³ = 1л
Учитель: ребята, предложите способ определения объёма параллелепипеда (разбить на кубики). Слайд № 11
ЗАДАЧА: Пусть, а=4 см, в=3 см, с=2 см. Разобьём его на два слоя толщиной 1 см. Каждый слой имеет длину 4 см и состоит из четырёх кубиков, значит объём слоя равен 4×3=12 см³, а всего параллелепипеда будет (4×3)×2=24 см³. Сформулируйте правило для вычисления объёма параллелепипеда.
На доске и в тетрадях: V= аbc Слайд № 12
Учитель: кто может записать и объяснить формулу для определения объёма куба?
На доске и в тетрадях: V= а³. Слайд № 12
V. Первичное осмысление изученного:
1) работа по учебнику:
а) стр.127, № 819 устно;
б) № 820 (а — в), выполняется самостоятельно, учитель следит за выполнением, оказывает помощь слабым учащимся;
б) № 821 выполняется на доске и в тетрадях;
в) №823 выполняется самостоятельно, с последующей проверкой.
2) Практическая работа: раздаются фигуры параллелепипеда, и предлагается выполнить необходимые измерения и вычислить объём параллелепипеда. Вычисления записать в тетради.
3) Занимательные задачи:
а) В противоположных вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук сможет доползти до мухи? Сколько таких путей? (6) Слайд № 13
б) сколько кубиков вы видите на рисунке? (с одной стороны — 6, а с другой-7) Слайд № 14
VI. Домашнее задание: стр. п.21 (формулы), стр.129, № 840, 841, 842, по желанию предлагаются карточки на повторение. Слайд № 15
VII. Подведение итогов урока:
-
Фронтальный опрос:
А) Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый. Чему равен объём фигуры?
Б) В каких единицах измеряется объём?
В) Сколько дм³ в 1 л?
Г) Как вычислить объём параллелепипеда, куба?
2) Рефлексия: Слайд № 16
-
Я узнал…
-
Я научился…
-
Мне понравилось…
-
Я затруднялся…
-
Моё настроение…
Ресурсы. Слайд № 17