Составитель: Денисова И.П., учитель математики МБОУ СОШ № 5 г.Киржача, Владимирской области
Конспект урока для 6 класса «Длина окружности»
Автор урока (ФИО, должность) | Денисова Инна Петровна, учитель математики | ||||
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ № 5 | ||||
Город | город Киржач | ||||
Предмет | математика | ||||
Класс | 6 класс | ||||
Методическая информация | |||||
Тема урока | Урок по теме «Длина окружности» | ||||
Автор учебника, по которому ведётся обучение | Н.Я.Виленкин | ||||
Классификация урока в системе образовательных мероприятий | Урок изучения нового материала. Это первый урок в связке тем геометрического характера «Окружность, круг, шар» в курсе математики 6 класса. | ||||
Краткая характеристика класса | общеобразовательный класс, ученики средних способностей к обучению. | ||||
Цели урока
| В ходе дискуссии и игры вывести формулы для нахождения длины окружности. Формирование и развитие познавательной активности у учащихся к предмету, понимания практической направленности школьных знаний. | ||||
Задачи урока | -формирование умения сравнивать, анализировать, выявлять, работать с формулами; -формирование умения работать в группе; -раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика и определение условий для их проявления и развития; -формирование умения выявлять проблему и решать проблемную ситуацию; -формирование умения использовать новые знания при решении нестандартных задач. | ||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят ученики в ходе урока | Актуализируют: — знания об окружности и её элементах; Приобретут: — знание формулы для нахождения длины окружности по длине её диаметра и по длине её радиуса; — умение применять формулы при решении задач; Закрепят: -умение решать задачи на применение этих формул; -умение работать в группе; -умение представлять результат своего труда. | ||||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; коммуникативные действия). | – умение оперировать терминологией; — умение ставить целевые вопросы к теме и давать на них ответ; — умение находить пути и решения выхода из проблемных ситуаций; — умение составлять задачи, математическую модель жизненной ситуации; — умение ориентироваться во времени при выполнении конкретной работы; — умение работать в группе по решению конкретной задачи; — воспитание и самовоспитание эстетической культуры речи. | ||||
Необходимое оборудование и материалы | — компьютер с мультимедийным проектором, экран; — пошаговая презентация учителя в офисной программе Power Point; — набор стандартных чертежных инструментов для школьной доски; — раздаточный дидактический материал для групповой работы; — тела цилиндрической формы и нить для проведения практической работы в группах; — листы А4 для коллективного решения задач; -стикеры овальной формы (либо заготовки с двусторонним скотчем) желтого, розового и белого цветов. | ||||
Подробный конспект урока | |||||
Этап урока | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО (активный метод обучения) | Описание действий участников образовательного процесса | ||
Инициация
| 2 минуты | Начало урока АМ «Приветствие в кружок» Цель: расположение учащихся к восприятию темы урока; Участники: все учащиеся Время проведения: 1 – 2 минуты Необходимые материалы: плакаты, рисунки. Проведение: учитель предлагает ученикам двух соседних парт взяться за руки, приветствуя друг друга. Следуя теме, обозначенной на доске из рук сплести «ровную» окружность. | Учитель приветствует учащихся добрым словом и пожеланием удачного урока. Напоминает, что каждый ученик является участником работы, и от каждого зависит успех урока. | ||
Вхождение или погружение в тему
| 2 минуты | Сообщение целей урока АМ «Выскажи своё мнение» Цель: выявить мнение учащихся Время проведения: 1 – 2 минуты Необходимые материалы: Эпиграф, написанный на экране. Проведение: учитель предлагает ученикам высказать своё мнение. Как вы думаете, какое отношение имеет данная фраза к нашему уроку? | Учащиеся высказывают свое мнение о том, что хотя математика и древняя наука, её развитие происходит и в настоящее время. Далее учитель разбивает учеников класса на пять групп, объединяя сидящих рядом, учитывая при этом, чтобы в каждой группе были и сильные и слабые ученики. | ||
Формирование ожиданий учеников | 2 минуты | Планирование эффектов урока АМ «Сплети веревочку» Цель: выявить ожидания и опасения учащихся Время проведения: 1 – 2 минуты Необходимые материалы: Лист А4 для каждой группы, овальные листочки желтого, розового и белого цветов Проведение: учитель предлагает ученикам на каждом этапе урока путем группового совещания приклеить желтое звено если им понравилось действие, которое они выполняли, если нет – белое звено. Если группа не пришла к единому мнению – то розовое звено. Оценка результата: если веревочка получилась белая, «слабая», то урок был не понятным и не интересным, если веревочка желтая – это крепкая, надёжная цепь знаний. Розовые прорехи говорят о несогласованности группы. | Учитель объясняет ученикам принцип самооценки своей деятельности. | ||
Интерактивная лекция
| 15 минут | Передача и объяснение информации АМ «Мозговой штурм» Цель: актуализация знаний учащихся Время проведения: 1 – 2 минуты Проведение: учитель предлагает понятие, термин, а ученики высказывают любые, абсурдные идеи, критика недопустима. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных решений. | 1. Актуализация опорных знаний. Каждой группе предлагается прочитать зашифрованное слово. Представитель группы, озвучивает результат своей работы. Наклейка первого звена каждой группой. После этого учитель озвучивает, что наша тема связана с именем великого ученого Архимеда. Объявляется «Мозговой штурм» понятия «Длина окружности», после чего каждой группе предлагает объяснить выбранные термины. Наклейка второго звена каждой группой. 2. Учитель вводит понятие длины окружности (тело цилиндрической формы обводится мелом на доске, обматывается нитью, показывается слайд презентации с анимацией). 3. Практическая работа. Каждой группе предлагаются разные тела цилиндрической формы, для которых необходимо с помощью нити найти длину окружности, линейкой измерить диаметр и вычислить их отношение. Каждая группа озвучивает свой результат. Наклейка третьего звена каждой группой. Ученикам предлагается сделать вывод о полученном результате. 4. Учитель рассказывает основную информацию об Архимедовом числе. Далее совместно с учениками выводятся формулы для вычисления длины окружности. | ||
Проработка содержания темы
| 19 минут | Групповая работа учащихся Эмоциональная разрядка «Глазки, ручки» Цель: релаксация Время проведения: 3 минуты Проведение: учитель предлагает отдохнуть перед решением важной задачи. Зарядка состоит из двух частей. Первая для глаз – вращательные движения глазами за движущейся точкой на экране. Вторая для рук – ученики проминают подушечки пальцев рук под счет раз-два-три-четыре. Сжимают подушечку большого пальца поочередно с остальными четырьмя пальцами и далее в обратном порядке. Закономерность в счете и проминания подушечек пальцев нарушается. Сначала выполняют движения правой рукой, потом левой, затем двумя одновременно. Постепенно счет убыстряется. АМ «Фейерверк задач» Цель: работая в группе учащихся найти совместное решение Время проведения: 5 минут Необходимые материалы: Лист А4 Проведение: учитель предлагает ученикам карточку с условием задачи. | Группам предлагается решить задачу на применение формул: «Колесо на расстоянии 380 м сделало 150 оборотов. Найдите диаметр колеса. Результат округлите до метра». Группа первой решившая задачу представляет ее решение остальным, озвучивая свой результат. Наклейка четвертого звена каждой группой. Далее группам предлагается решить вторую задачу: «Вычислите длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии 320 км от Земли, а радиус З. равен 6370 км». Наклейка пятого звена каждой группой. Следующий этап – это эмоциональная разрядка. Наклейка шестого звена каждой группой. Далее каждая группа получает свою конкретную задачу, после чего каждая из групп представляет свое решение. Наклейка седьмого -одинадцатого звеньев каждой группой, если задачи были им понятны. | ||
Подведение итогов | 4 минуты | АМ «Аппликация группового мнения» Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока Время проведения: 4 минуты Проведение: учитель предлагает каждой группе продемонстрировать свою сплетенную веревочку и высказать мнение о том, что им понравилось, что было интересно, непонятно, нужны ли новые знания в дальнейшей жизни. В каждой группе каждый член высказывает свое одно предложение, либо мысль | Ученики высказывают свое мнение. Учитель анализирует сплетенные веревочки учащихся с постановкой цели урока. | ||
Домашнее задание (если имеется) | 1 минута | АМ «Полет фантазии» Придумайте практическую задачу на вычисление длины окружности и творчески оформите её для стенда интересных математических задач. | Учащимся предлагается творческое задание, они вывешивают его к следующему уроку на стенд, чтобы другие могли их решить, а также сравнить свою работу с работой других. | ||
Дополнительная информация | |||||
Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Активная деятельность, организованная на уроке, обеспечивает эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку важных качеств личности и универсальных навыков. | ||||
Ожидаемые/полученные результаты урока | — изучить с учащихся формулы вычисления длины окружности; — создание условий для развития творческого потенциала учащихся; — показать практическую направленность математических знаний, полученных на уроке; — повысить активность в изучении предмета «Математика», желание знать и учить предмет; — изменить взаимоотношения в классе, способствовать снятию барьера общения; — воспитать чувство коллективизма в классе и ответственности за общее дело; Выполнение творческих работ к следующему уроку, решение учащимися задач, созданных одноклассниками и размещенных на стенде. | ||||
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока | Технология модерации дает учителю возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы. Модерация позволяет гармонично сочетать передачу учителем новой информации и её самостоятельную активную переработку и осмысление учащимися. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Совместное использование активных методов обучения и технологии модерации позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект. Это позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся. | ||||
Использованная литература, источников информации. |
|