ФИО автора материала: Мосолкова Людмила Васильевна
Место работы (название образовательного учреждения: МБОУ г. Магадана «СОШ с УИМ № 15»
Должность автора: учитель информатики и математики
Геометрия, 9 класс
Тема: Правильные многоугольники
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.
Цели:
-
обучающая: обобщение знаний, умений и навыков по теме «Правильные многоугольники»; формировать умение анализировать, обобщать; проверить ЗУНы учащихся по разноуровневым карточкам.
-
развивающая: развитие логического мышления, правильной письменной и устной математической речи, навыков построения чертежей по условию задачи, расширить кругозор учащихся.
-
воспитательная: воспитание аккуратности, самостоятельности, интереса к предмету.
Методы и приемы: фронтальный опрос, индивидуальная работа (выполнение тестов, самостоятельной работы 3-х уровней, разгадывание кроссворда); репродуктивный.
Оборудование: кроссворд, разноуровневые карточки трех цветов, бланки ответов, чертежные инструменты магниты, тесты, жетоны трех цветов, поле для рефлексии урока «Богатырь на распутье»,
Эпиграф урока: Дорогу осилит идущий.
Структура урока:
-
Оргмомент (1 мин)
-
Актуализация знаний (фронтальный опрос) (2 мин)
-
Разгадывание кроссворда (5-7 мин)
-
Проверка знаний (тестовая работа) (10 мин)
-
Разноуровневая самостоятельная работа (15 мин)
-
Итог урока, выставление отметок (2-3 мин)
-
Предъявление домашнего задания (1-2 мин)
Ход урока
Предполагаемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | |
1. | Организационный момент |
|
| Ребята, сегодня на уроке мы повторим изученный материал по теме «Правильные многоугольники», проверим, как вы научились решать задачи по данной теме. А девизом нашей сегодняшней работы будет древняя мудрость: «Дорогу осилит идущий».
|
|
2. | Актуализация знаний |
|
| Итак, отправляемся в путь. Ответьте на вопрос 1. Какой многоугольник называется правильным?
2. По какой формуле вычисляется:
| Выпуклый многоугольник, у которого все углы равны и все стороны равны.
|
3. | Разгадывание кроссворда (Приложение 1) |
|
| Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд по материалы нашего урока. Время: 5 минут |
|
| вопросы к кроссворду:
|
Ответы:
|
4. | Проверка знаний (тест). (Приложение 2) |
|
| А теперь вам предстоит выполнить задания на печатной основе (2 варианта): заполнить пропуски (многоточия) так, чтобы получилось верное высказывание. Кто справится с заданием, приступает к выполнению задания на цветных карточках.
Самопроверка, выставление оценок. «5» -8 «4» — 6-7 «3» — 5 «2» -менее
(поднимите руку, у кого «5», присоединитесь, у кого «4», «3»)
Ответы (на доске): 1 вариант
2 вариант
|
|
5. | Разноуровневая самостоятельная работа. (Приложение 3) |
|
6. |
Итог урока. Выставление отметок, рефлексия.
|
|
| Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами обобщили наши ЗУНы по теме «Правильные многоугольники», проверили, как каждый из вас усвоил данный материал. А теперь сами оцените результаты своей работы на уроке. Возьмите жетон красного цвета те, кто считают, что «все понял, все знаю», сиреневого цвета «есть сомнения в моих знаниях», желтого цвета «не понял тему». Сегодня на уроке вы были словно как наш богатырь, который стоит на распутье. А теперь определите, на какой дорожке будет ваш жетон: на дорожке «не понял тему», на дорожке «есть сомнения в моих знаниях», или на дорожке «все понял, все знаю». |
|
| Сегодняшний урок мне бы хотелось завершить следующими строками: Кто ничего не замечает, Всем спасибо за урок.
|
|
7.
| Домашнее задание (Приложение 4) |
|
|
|
|
Приложение №1 (Кроссворд)
1
|
|
| м
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
2
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
| ||||||||||
|
|
| 3
|
| о
|
|
|
|
| |||||||||||
4
|
| г
|
|
| ||||||||||||||||
| 5
| о
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
6
|
|
|
| у
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| 7
| г
|
|
| ||||||||||||||||
8
|
|
|
|
|
| о
|
|
|
| |||||||||||
9
|
|
|
|
|
| л
|
|
|
|
| ||||||||||
10
|
|
|
|
|
|
| ь
|
|
|
|
| |||||||||
11
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
| 12
|
|
| и
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
13
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2 (Тест)
Фамилия, имя…………………………………… Вариант 2
8. Если сумма внутренних углов правильного многоугольника равна 7200, то правильный многоугольник имеет ……… сторон. |
Приложение №3 (Разноуровневая самостоятельная работа)
I уровень
1. Найдите углы правильного n-угольника, если:
а) n=9; б) n=12.
Р е ш е н и е.
Cумма углов выпуклого n-угольника равна , а так как по условию n-угольник правильный, то каждый его угол равен . Пусть — угол правильного n-угольника, тогда:
а)
б) .
О т в е т: а) ____________; б) _____________
2. Периметр квадрата, вписанного в окружность, равен см. Найдите сторону правильного треугольника, вписанного в данную окружность.
Р е ш е н и е. Так как периметр P квадрата равен см, то его сторона см и радиус описанной окружности (см). Следовательно, сторона правильного вписанного треугольника см.
О т в е т: _____________ см.
II уровень
I вариант
1. Найдите углы правильного n-угольника, если: а) n=15; б) n=18
2. Сторона правильного треугольника, вписанного в некоторую окружность, равна . Найдите сторону правильного четырехугольника, описанного около этой окружности.
II вариант
1. Найдите углы правильного n-угольника, если: а) n=36; б) n=30
2. Сторона правильного четырехугольника, вписанного в некоторую окружность, равна 2. найдите сторону правильного треугольника, описанного около этой окружности.
III уровень
I вариант
-
Сумма углов правильного n-угольника равна . Найдите его внешние углы.
-
Сторона правильного четырехугольника, описанного около некоторой окружности, равна 8. Найдите площадь правильного треугольника, вписанного в эту же окружность.
II вариант
-
Сумма углов правильного n-угольника равна . Найдите его внешние углы.
-
Сторона правильного треугольника, описанного около некоторой окружности, равна . Найдите площадь правильного четырехугольника, вписанного в эту же окружность.
Приложение № 4 (Домашняя работа)
I уровень
-
Найдите углы правильного восьмиугольника.
-
В окружность вписаны правильные треугольник и четырехугольник. Периметр треугольника равен см. Найдите периметр четырехугольника.
II уровень
-
Сколько сторон имеет правильный многоугольник, если каждый его угол равен ?
-
Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, на см меньше периметра правильного шестиугольника, описанного около этой окружности. Найдите радиус вписанной окружности.
III уровень
-
Сколько сторон имеет правильный многоугольник, если внешний угол меньше внутреннего в 11 раз?
-
Докажите, что сторона правильного восьмиугольника вычисляется по формуле , где R – радиус описанной окружности.