Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Рабочая программа по наглядной геометрии для 5 класса
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Автор разработки:
Маликова Ольга Георгиевна,
учитель математики
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
г.Липецка
Липецк – 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА
Раздел I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи
1.1 Цели курса
-
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
-
развитие познавательных способностей обучающихся;
-
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
-
развитие навыков работы с измерительными инструментами, угольником, транспортиром, циркулем;
-
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжен6ия образования.
1.2 Задачи курса
-
подготовка обучающихся к изучению систематического курса геометрии;
-
развитие речи: работа с определениями, предложениями, формулировками утверждений;
-
развитие пространственных представлений;
-
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
-
Закон Российской федерации «Об образовании» (п.7, статья 32)
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
-
Примерная программа основного общего образования по математике
-
Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования»
-
Учебный план гимназии № 19 на 2013-2014 учебный год
3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и полностью соответствует учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шапрыгин, Л.Н.Ерганжиева.
4. Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы
Причиной составления программы, соответствующей учебному пособию И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой послужило следующее:
-
УМК по наглядной геометрии для 5-6 классов под редакцией И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по геометрии и реализует его основные идеи.
-
Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении геометрии, идею дифференцированного подхода к обучению.
-
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
-
Большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную рабочую программу и их обоснование
Данная рабочая программа полностью соответствует учебному пособию по наглядной геометрии И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой для 5 класса.
6. Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В ряде учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим знанием этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью обще-интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие обучающихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного.
В основе учебного предмета «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребёнка, связанная с различными геометрическими объектами. В нём нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии
с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 5 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (федеральный компонент), в том числе творческих работ – 8, лабораторных работ – 3, практических работ – 2, самостоятельных работ – 1, контрольных работ – 4.
8. Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная
9. Технологии обучения
Проблемное обучение
Дифференцированное обучение
Коммуникативно-диалоговые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Для формирования ключевых образовательных компетенций используется:
-
исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;
-
создание условий для ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
-
использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации и доказательства;
-
проведе6ние доказательных рассуждений, аргументации, выдвижении гипотез и их обоснование;
-
поиск, систематизация, анализ и классификация, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные образовательные технологии.
11. Виды и формы контроля
11.1. Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.
11.2. Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный ( самостоятельная работа, практическая работа, контрольная работа).
13. Информация об учебнике
Наглядная геометрия.5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2010.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия | |
1-2 | Первые шаги в геометрии | Введение. | Знать: — инструменты, применяемые на уроках. Уметь: — пробовать различные пути подхода к задачам. |
|
3 | Пространство и размерность | Трёхмерное, двухмерное пространство, параллелепипед, куб, перспектива, пирамида. | Знать: — измерения, которые характеризуют пространство, плоскость. Уметь: -изображать куб, параллелепипед, пирамиду. |
|
4 | ТР | |||
5 | Простейшие геометрические фигуры | Угол, отрезок, луч. Вертикальные и смежные углы, биссектриса угла. | Знать: — виды углов и их свойства. Уметь: — изображать различные углы, строить биссектрису. |
|
6 | ЛР | |||
7 | Конструирование из Т | Конструирование из Т, урок-игра. | Знать: — способы конструирования. Уметь: — по образцу выполнять задания. | ТР |
8 | Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры» | КР | ||
9 | Куб и его свойства | Грани, вершины, рёбра многогранника. Диагональ. Развёртка. | Знать: — определение и свойства куба. Уметь: — изображать куб, параллелепипед, выполнять развёртку куба. | ТР |
10 |
| |||
11 | Задачи на разрезание и складывание фигур | Равновеликость фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур. | Знать: — способы разрезания квадрата на равновеликие части. Уметь: — играть в игру «Пентамино» | ТР |
12 |
| |||
13 | Треугольник | Виды треугольников. Элементы треугольника. Тетраэдр. Задачи на построение треугольника по трём элементам. | Знать: — способы построения треугольника по трём элементам. Уметь: — строить треугольник по трём элементам; — работать с чертёжными инструментами.
| ЛР |
14 | ПР | |||
15 | ТР | |||
16 | Правильные многогранники | Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр. | Знать: — названия правильных многогранников. Уметь: — изготавливать некоторые многогранники. | ТР |
17 | Геометрические головоломки | Многоликость квадрата. Геометрия танграма. Стомахион. | Знать: — способы разрезания квадрата для игры Танграм. Уметь: — составлять фигурки из частей квадрата, прямоугольника. | ТР |
18 |
| |||
19 | Контрольная работа № 2 «Куб. Треугольник» | КР | ||
20 | Измерение длины | Единицы длины, веса, времени, старинные меры. | Знать: — единицы длины, веса, времени, старинные меры. Уметь: — переводить одни единицы измерения в другие. |
|
21 | СР | |||
22 | Измерение площади и объёма | Единицы измерения. Площадь фигуры. Объём тела. | Знать: — зависимость между основными единицами площадей и объёмов; — формулы для вычисления площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда, куба. Уметь: — вычислять площадь квадрата, прямоугольника, объём куба, параллелепипеда. |
|
| ||||
23 | Вычисление длины, площади и объёма. | Задачи на вычисление длины, площади и объёма. | ПР | |
24 | Окружность | Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, правильный многоугольник. | Знать: — способы деления окружности на части. Уметь: -строить правильный треугольник, шестиугольн6ик, квадрат, вписанный в окружность. |
|
25 | ЛР | |||
26 | Контрольная работа № 3 «Площадь фигуры. Окружность» | КР | ||
27 | Геометрический тренинг | Тренинг. Решение задач. | Уметь: — различать в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур; — составлять свои задачи. |
|
28 | Топологические опыты | Лист Мёбиуса | Знать: — понятие топологии. Уметь: — изготавливать лист Мёбиуса. |
|
29 | Задачи со спичками | Занимательные задачи со спичками. | Уметь: — решать головоломки и составлять свои. |
|
30 | Зашифрованная переписка | Шифр. Поворот. | Знать: — принципы шифровки. Уметь: — Разгадывать зашифрованные записи. | ТР |
31-32 | Задачи, головоломки, игры | Решение различных головоломок, нестандартных задач. | Знать: — способы разгадывания головоломок. Уметь: — находить рациональные пути решения. |
|
33 | Итоговая контрольная работа № 4 | ИКР | ||
34-35 | Фигуры из кубиков и их частей | Метод трёх проекций, куб и его части. | Знать: -принцип изображения трёх проекций тел. Уметь: — изображать объёмные тела на плоскости. |
|
Таблица сокращений
Творческая работа | |
ЛР | Лабораторная работа |
ПР | Практическая работа |
СР | Самостоятельная работа |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел III
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы | Кол-во часов | Формы контроля | |||||
ТР | ЛР | ПР | СР | КР | |||
1 | Первые шаги в геометрии | 2 |
|
|
|
|
|
2 | Пространство и размерность | 2 | ТР-1 |
|
|
|
|
3 | Простейшие геометрические фигуры | 2 |
| ЛР-1 |
|
|
|
4 | Конструирование из Т | 2 | ТР-2 |
|
|
| КР-1 |
5 | Куб и его свойства | 2 | ТР-3 |
|
|
|
|
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | ТР-4 |
|
|
|
|
7 | Треугольник | 3 | ТР-5 | ЛР-2 | ПР-1 |
|
|
8 | Правильные многогранники | 1 | ТР-6 |
|
|
|
|
9 | Геометрические головоломки | 3 | ТР-7 |
|
|
| КР-2 |
10 | Измерение длины | 2 |
|
|
| СР-1 |
|
11 | Измерение площади и объёма | 1 |
|
|
|
|
|
12 | Вычисление длины, площади и объёма | 1 |
|
| ПР-2 |
|
|
13 | Окружность | 3 |
| ЛР-3 |
|
| КР-3 |
14 | Геометрический тренинг | 1 |
|
|
|
|
|
15 | Топологические опыты | 1 |
|
|
|
|
|
16 | Задачи со спичками | 1 |
|
|
|
|
|
17 | Зашифрованная переписка | 1 | ТР-8 |
|
|
|
|
18 | Задачи, головоломки, игры | 2 |
|
|
|
|
|
19 | Фигуры из кубиков и их частей | 3 |
|
|
|
| ИКР-4 |
| Итого: | 35 | 8 | 3 | 2 | 1 | 4 |
|
Таблица сокращений
Творческая работа | |
ЛР | Лабораторная работа |
ПР | Практическая работа |
СР | Самостоятельная работа |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел IV
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса наглядной геометрии в 5 классе обучающиеся должны
Знать/понимать:
-
зависимость между основными единицами измерения длины, площади, объёма, веса, времени;
-
старинные меры;
-
виды углов и их свойства;
-
определение и свойство серединного перпендикуляра;
-
определение и свойство биссектрисы угла;
-
определение свойства куба;
-
виды треугольников; правило треугольника; свойство углов треугольника;
-
названия правильных многогранников;
-
способы деления окружности на части;
-
понятие листа Мебиуса;
-
принципы шифровки записей;
-
способы решения головоломок;
-
принципы изображения трёх проекций тел.
Уметь:
-
строить отрезки, углы, заданной величины; проводить биссектрису угла;
-
находить площадь прямоугольника, квадрата; объём куба, прямоугольного параллелепипеда;
-
строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними, по трём сторонам;
-
изображать куб, пирамиду;
-
строить окружность по заданному радиусу, делить её на равные части;
-
изготавливать некоторые многогранники;
-
решать задачи на разрезание и складывание фигур;
-
решать головоломки «Пентамино», «Танграм»;
-
разгадывать зашифрованные записи.
Раздел V
Календарно-тематический план
Тема урока | Дата проведения | Виды, формы контроля | |||
По плану | Фактически | По плану | Фактически | ||
1 | Первые шаги в геометрии |
|
|
|
|
2 | Первые шаги в геометрии |
|
|
|
|
3 | Пространство и размерность |
|
|
|
|
4 | Пространство и размерность |
|
| ТР |
|
5 | Простейшие геометрические фигуры |
|
|
|
|
6 | Простейшие геометрические фигуры |
|
| ЛР |
|
7 | Конструирование из Т |
|
| ТР |
|
8 | Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры» |
|
| КР |
|
9 | Куб и его свойства |
|
| ТР |
|
10 | Куб и его свойства |
|
|
|
|
11 | Задачи на разрезание и складывание фигур |
|
| ТР |
|
II триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1 | |||||
12 | Задачи на разрезание и складывание фигур |
|
|
|
|
13 | Треугольник |
|
| ЛР |
|
14 | Треугольник |
|
| ПР |
|
15 | Треугольник |
|
| ТР |
|
16 | Правильные многогранники |
|
| ТР |
|
17 | Геометрические головоломки |
|
| ТР |
|
18 | Геометрические головоломки |
|
|
|
|
19 | Контрольная работа № 2 «Куб. Треугольник» |
|
| КР |
|
20 | Измерение длины |
|
|
|
|
21 | Измерение длины |
|
| СР |
|
III триместр: всего 14 часов, из них контрольных работ – 2 | |||||
22 | Измерение площади и объёма |
|
|
|
|
23 | Вычисление длины, площади и объёма |
|
| ПР |
|
24 | Окружность |
|
|
|
|
25 | Окружность |
|
| ЛР |
|
26 | Контрольная работа № 3 «Площадь фигуры. Окружность» |
|
| КР |
|
27 | Геометрический тренинг |
|
|
|
|
28 | Топологические опыты |
|
|
|
|
29 | Задачи со спичками |
|
|
|
|
30 | Зашифрованная переписка |
|
| ТР |
|
31 | Задачи, головоломки, игры |
|
|
|
|
32 | Задачи, головоломки, игры |
|
|
|
|
33 | Итоговая контрольная работа № 4 |
|
| ИКР |
|
34 | Фигуры из кубиков и их частей |
|
|
|
|
35 | Фигуры из кубиков и их частей |
|
|
|
|
Таблица сокращений
Творческая работа | |
ЛР | Лабораторная работа |
ПР | Практическая работа |
СР | Самостоятельная работа |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел VI
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
-
Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.
-
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Книга для учителя. — М.: Просвещение,
1999.
6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания
предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201
Для обучающихся:
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учрежден6ий – М.: Дрофа, 2010.
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
-
Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000.