Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Рабочая программа по наглядной геометрии для 5 класса

(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

Автор разработки:

Маликова Ольга Георгиевна,

учитель математики

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

г.Липецка

Липецк – 2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА

Раздел I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи

1.1 Цели курса

  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

  • развитие познавательных способностей обучающихся;

  • развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;

  • развитие навыков работы с измерительными инструментами, угольником, транспортиром, циркулем;

  • формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжен6ия образования.

1.2 Задачи курса

  • подготовка обучающихся к изучению систематического курса геометрии;

  • развитие речи: работа с определениями, предложениями, формулировками утверждений;

  • развитие пространственных представлений;

  • воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.

2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Закон Российской федерации «Об образовании» (п.7, статья 32)

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  • Примерная программа основного общего образования по математике

  • Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования»

  • Учебный план гимназии № 19 на 2013-2014 учебный год

3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа 

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и полностью соответствует учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шапрыгин, Л.Н.Ерганжиева.

4. Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы

Причиной составления программы, соответствующей учебному пособию И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой послужило следующее:

  • УМК по наглядной геометрии для 5-6 классов под редакцией И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по геометрии и реализует его основные идеи.

  • Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении геометрии, идею дифференцированного подхода к обучению.

  • Программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

  • Большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.

5. Информация о внесенных изменениях в примерную рабочую программу и их обоснование

Данная рабочая программа полностью соответствует учебному пособию по наглядной геометрии И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой для 5 класса.

6. Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

В ряде учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим знанием этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью обще-интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие обучающихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного.

В основе учебного предмета «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребёнка, связанная с различными геометрическими объектами. В нём нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии

с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.

Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 5 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (федеральный компонент), в том числе творческих работ – 8, лабораторных работ – 3, практических работ – 2, самостоятельных работ – 1, контрольных работ – 4.

8. Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная

9. Технологии обучения

Проблемное обучение

Дифференцированное обучение

Коммуникативно-диалоговые технологии

Информационно-коммуникационные технологии

10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Для формирования ключевых образовательных компетенций используется:

  • исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;

  • создание условий для ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

  • использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации и доказательства;

  • проведе6ние доказательных рассуждений, аргументации, выдвижении гипотез и их обоснование;

  • поиск, систематизация, анализ и классификация, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные образовательные технологии.

11. Виды и формы контроля

11.1. Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.

11.2. Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный ( самостоятельная работа, практическая работа, контрольная работа).

13. Информация об учебнике

Наглядная геометрия.5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2010.

Раздел II

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контрольные мероприятия

1-2

Первые шаги в геометрии

Введение.

Знать:

— инструменты, применяемые на уроках.

Уметь:

— пробовать различные пути подхода к задачам.

3

Пространство и размерность

Трёхмерное, двухмерное пространство, параллелепипед, куб, перспектива, пирамида.

Знать:

— измерения, которые характеризуют пространство, плоскость.

Уметь:

-изображать куб, параллелепипед, пирамиду.

4

ТР

5

Простейшие геометрические фигуры

Угол, отрезок, луч. Вертикальные и смежные углы, биссектриса угла.

Знать:

— виды углов и их свойства.

Уметь:

— изображать различные углы, строить биссектрису.

6

ЛР

7

Конструирование из Т

Конструирование из Т, урок-игра.

Знать:

— способы конструирования.

Уметь:

— по образцу выполнять задания.

ТР

8

Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры»

КР

9

Куб и его свойства

Грани, вершины, рёбра многогранника. Диагональ. Развёртка.

Знать:

— определение и свойства куба.

Уметь:

— изображать куб, параллелепипед, выполнять развёртку куба.

ТР

10

11

Задачи на разрезание и складывание фигур

Равновеликость фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Знать:

— способы разрезания квадрата на равновеликие части.

Уметь:

— играть в игру «Пентамино»

ТР

12

13

Треугольник

Виды треугольников. Элементы треугольника. Тетраэдр. Задачи на построение треугольника по трём элементам.

Знать:

— способы построения треугольника по трём элементам.

Уметь:

— строить треугольник по трём элементам;

— работать с чертёжными инструментами.

ЛР

14

ПР

15

ТР

16

Правильные многогранники

Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр.

Знать:

— названия правильных многогранников.

Уметь:

— изготавливать некоторые многогранники.

ТР

17

Геометрические головоломки

Многоликость квадрата. Геометрия танграма. Стомахион.

Знать:

— способы разрезания квадрата для игры Танграм.

Уметь:

— составлять фигурки из частей квадрата, прямоугольника.

ТР

18

19

Контрольная работа № 2 «Куб. Треугольник»

КР

20

Измерение длины

Единицы длины, веса, времени, старинные меры.

Знать:

— единицы длины, веса, времени, старинные меры.

Уметь:

— переводить одни единицы измерения в другие.

21

СР

22

Измерение площади и объёма

Единицы измерения. Площадь фигуры. Объём тела.

Знать:

— зависимость между основными единицами площадей и объёмов;

— формулы для вычисления площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда, куба.

Уметь:

— вычислять площадь квадрата, прямоугольника, объём куба, параллелепипеда.

23

Вычисление длины, площади и объёма.

Задачи на вычисление длины, площади и объёма.

ПР

24

Окружность

Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, правильный многоугольник.

Знать:

— способы деления окружности на части.

Уметь:

-строить правильный треугольник, шестиугольн6ик, квадрат, вписанный в окружность.

25

ЛР

26

Контрольная работа № 3 «Площадь фигуры. Окружность»

КР

27

Геометрический тренинг

Тренинг. Решение задач.

Уметь:

— различать в различных конструкциях уже известные фигуры,

использовать свойства фигур;

— составлять свои задачи.

28

Топологические опыты

Лист Мёбиуса

Знать:

— понятие топологии.

Уметь:

— изготавливать лист Мёбиуса.

29

Задачи со спичками

Занимательные задачи со спичками.

Уметь:

— решать головоломки и составлять свои.

30

Зашифрованная переписка

Шифр. Поворот.

Знать:

— принципы шифровки.

Уметь:

— Разгадывать зашифрованные записи.

ТР

31-32

Задачи, головоломки, игры

Решение различных головоломок, нестандартных задач.

Знать:

— способы разгадывания головоломок.

Уметь:

— находить рациональные пути решения.

33

Итоговая контрольная работа № 4

ИКР

34-35

Фигуры из кубиков и их частей

Метод трёх проекций, куб и его части.

Знать:

-принцип изображения трёх проекций тел.

Уметь:

— изображать объёмные тела на плоскости.

Таблица сокращений

ТР

Творческая работа

ЛР

Лабораторная работа

ПР

Практическая работа

СР

Самостоятельная работа

КР

Контрольная работа

ИКР

Итоговая контрольная работа

Раздел III

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы

Кол-во часов

Формы контроля

ТР

ЛР

ПР

СР

КР

1

Первые шаги в геометрии

2

2

Пространство и размерность

2

ТР-1

3

Простейшие геометрические фигуры

2

ЛР-1

4

Конструирование из Т

2

ТР-2

КР-1

5

Куб и его свойства

2

ТР-3

6

Задачи на разрезание и складывание фигур

2

ТР-4

7

Треугольник

3

ТР-5

ЛР-2

ПР-1

8

Правильные многогранники

1

ТР-6

9

Геометрические головоломки

3

ТР-7

КР-2

10

Измерение длины

2

СР-1

11

Измерение площади и объёма

1

12

Вычисление длины, площади и объёма

1

ПР-2

13

Окружность

3

ЛР-3

КР-3

14

Геометрический тренинг

1

15

Топологические опыты

1

16

Задачи со спичками

1

17

Зашифрованная переписка

1

ТР-8

18

Задачи, головоломки, игры

2

19

Фигуры из кубиков и их частей

3

ИКР-4

Итого:

35

8

3

2

1

4

Таблица сокращений

ТР

Творческая работа

ЛР

Лабораторная работа

ПР

Практическая работа

СР

Самостоятельная работа

КР

Контрольная работа

ИКР

Итоговая контрольная работа

Раздел IV

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

В результате изучения курса наглядной геометрии в 5 классе обучающиеся должны

Знать/понимать:

  • зависимость между основными единицами измерения длины, площади, объёма, веса, времени;

  • старинные меры;

  • виды углов и их свойства;

  • определение и свойство серединного перпендикуляра;

  • определение и свойство биссектрисы угла;

  • определение свойства куба;

  • виды треугольников; правило треугольника; свойство углов треугольника;

  • названия правильных многогранников;

  • способы деления окружности на части;

  • понятие листа Мебиуса;

  • принципы шифровки записей;

  • способы решения головоломок;

  • принципы изображения трёх проекций тел.

Уметь:

  • строить отрезки, углы, заданной величины; проводить биссектрису угла;

  • находить площадь прямоугольника, квадрата; объём куба, прямоугольного параллелепипеда;

  • строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними, по трём сторонам;

  • изображать куб, пирамиду;

  • строить окружность по заданному радиусу, делить её на равные части;

  • изготавливать некоторые многогранники;

  • решать задачи на разрезание и складывание фигур;

  • решать головоломки «Пентамино», «Танграм»;

  • разгадывать зашифрованные записи.

Раздел V

Календарно-тематический план

I триместр: всего 11 часов, из них контрольных работ – 1

урока

Тема урока

Дата проведения

Виды, формы контроля

По плану

Фактически

По плану

Фактически

1

Первые шаги в геометрии

2

Первые шаги в геометрии

3

Пространство и размерность

4

Пространство и размерность

ТР

5

Простейшие геометрические фигуры

6

Простейшие геометрические фигуры

ЛР

7

Конструирование из Т

ТР

8

Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры»

КР

9

Куб и его свойства

ТР

10

Куб и его свойства

11

Задачи на разрезание и складывание фигур

ТР

II триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1

12

Задачи на разрезание и складывание фигур

13

Треугольник

ЛР

14

Треугольник

ПР

15

Треугольник

ТР

16

Правильные многогранники

ТР

17

Геометрические головоломки

ТР

18

Геометрические головоломки

19

Контрольная работа № 2 «Куб. Треугольник»

КР

20

Измерение длины

21

Измерение длины

СР

III триместр: всего 14 часов, из них контрольных работ – 2

22

Измерение площади и объёма

23

Вычисление длины, площади и объёма

ПР

24

Окружность

25

Окружность

ЛР

26

Контрольная работа № 3 «Площадь фигуры. Окружность»

КР

27

Геометрический тренинг

28

Топологические опыты

29

Задачи со спичками

30

Зашифрованная переписка

ТР

31

Задачи, головоломки, игры

32

Задачи, головоломки, игры

33

Итоговая контрольная работа № 4

ИКР

34

Фигуры из кубиков и их частей

35

Фигуры из кубиков и их частей

Таблица сокращений

ТР

Творческая работа

ЛР

Лабораторная работа

ПР

Практическая работа

СР

Самостоятельная работа

КР

Контрольная работа

ИКР

Итоговая контрольная работа

Раздел VI

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учителя:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.

  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.

  4. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Книга для учителя. — М.: Просвещение,

1999.

6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания

предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201

Для обучающихся:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учрежден6ий – М.: Дрофа, 2010.

  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here