Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Автор разработки:
Маликова Ольга Георгиевна,
учитель математики
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
г.Липецка
Липецк – 2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА
Раздел I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи
1.1 Цели:
-
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
-
развитие познавательных способностей обучающихся;
-
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
-
развитие навыков работы с измерительными инструментами, угольником, транспортиром, циркулем;
-
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжен6ия образования.
1.2 Задачи:
-
подготовка учащихся к изучению систематического курса геометрии;
-
развитие речи: работа с определениями, предложениями, формулировками утверждений;
-
развитие пространственных представлений;
-
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (п. 5 ч. 3 ст. 47 и п. 1. ч. 1 ст. 48)
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
-
Примерная программа основного общего образования по математике.
-
Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования».
-
Учебный план и календарный учебный график МБОУ гимназии №19 на 2014-2015 учебный год.
-
КУГ МБОУ гимназии №19 на 2014-2015 учебный год.
3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, обоснование её выбора, информация о внесённых изменениях и их обоснование
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по математике и полностью соответствует учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева.
Причиной составления программы, соответствующей учебному пособию И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой послужило следующее:
-
программа направлена на реализацию цели пропедевтики предмета «Геометрия»;
-
УМК по курсу «Наглядная геометрия» для 5-6 классов под редакцией И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой содержит уникальный задачный материал по геометрии, направленный на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков;
-
программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
-
большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у учащихся практических и исследовательских навыков.
Данная рабочая программа полностью соответствует учебному пособию по наглядной геометрии И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой для 5 класса.
4. Определение места учебного предмета, курса (модуля) в учебном плане
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 6 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (региональный компонент).
5. Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная
6. Технологии обучения
-
Проблемное обучение
-
Дифференцированное обучение
-
Коммуникативно-диалоговые технологии
-
Информационно-коммуникационные технологии
-
Здоровьесберегающие технологии
-
7. Формы текущего контроля:
-
Устный опрос
-
Письменный опрос
-
Самостоятельная работа
-
Практическая работа
-
Творческая работа
-
Контрольная работа
8. Информация об учебнике
Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин,, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия | |
1-3 | Параллельность и перпендикулярность | Параллельные и перпендикулярные прямые. Скрещивающиеся прямые. | Знать: — свойства и способы построения данных прямых. Уметь: — строить и различать данные прямые на чертеже. |
|
4 | Самостоятельная работа | |||
5 | Параллелограммы | Понятие параллелограмма, свойства параллелограмма | Знать: — определение и свойства параллелограмма; — методы построения. Уметь: -строить параллелограммы; — видеть их на чертеже; — использовать из свойства. | Практическая работа |
6 |
| |||
7 | Оригами | Оригами | Знать: — понятие искусства оригами. Уметь: — выполнять задания по чертежам. | Творческая работа «Изготовление игрушки» |
8 | Контрольная работа № 1 по теме «Параллельность и перпендикулярность» | Контрольная работа | ||
9-10 | Замечательные кривые | Эллипс, окружность, парабола, гипербола | Знать: — вид и свойства этих линий. Уметь: — различать данные линии на рисунках. |
|
11 | Кривые дракона | Понятие кривых дракона, коды для рисования кривых дракона | Знать: — понятие кривых дракона. Уметь: — строить простейшие линии на плоскости |
|
12 | Лабиринты | Лабиринт. Способы выхода из лабиринтов. | Знать: — способы выхода из лабиринтов. Уметь: — изображать лабиринт. | Творческая работа «Лабиринт» |
13-14 | Геометрия клетчатой бумаги | Эксперименты с прямоугольными треугольниками; виды треугольников | Знать: — свойства прямоугольного треугольника, диагоналей прямоугольника. Уметь: — выполнять эксперимент и делать из него выводы. |
|
15 | Контрольная работа № 2 по теме «Кривые и геометрия клетчатой бумаги» | Контрольная работа | ||
16 | Зеркальное отражение | Опыты с зеркалами. | Уметь: — проводить опыты с зеркалами. |
|
17 | Симметрия
| Осевая и центральная симметрия
| Знать: — виды симметрии; — способы построения симметричных фигур. Уметь: — находить ось симметрии и центр симметрии фигур; — видеть и строить симметричные фигуры. | Практическая работа |
18 |
| |||
19 | Творческая работа «Симметрия вокруг нас» | |||
20 | Бордюры | Бордюры, параллельный перенос | Знать: — способ изображения бордюров. Уметь: — выполнять линейные орнаменты — бордюры. |
|
21 | Творческая работа «Бордюры» | |||
22 | Орнаменты | Орнамент, паркет | Знать: — способ изображения паркета. Уметь: — определять способы изображения паркета и самим же из составлять. |
|
23 | Творческая работа «Паркет» | |||
24-25 | Симметрия помогает решать задачи | Перпендикуляр к прямой, касательная к окружности | Знать: — свойства симметричных точек. Уметь: — строить отрезки симметричные относительно прямой; — решать задачи с использованием изученных свойств симметрии. |
|
26 | Одно важное свойство окружности | Свойство вписанного угла | Знать: — понятие вписанного угла; — свойства вписанных углов. Уметь: — решать простейшие задачи на готовых чертежах. | Практическая работа |
27 |
| |||
28 | Координаты | Система координат | Знать: — понятия параллели и меридианы, система координат, оси координат, координаты точки. Уметь: — строить точки в системе координат; — определять координаты точки. |
|
29 | Практическая работа | |||
30 | Контрольная работа № 3 по теме «Симметрия» | Контрольная работа | ||
31 | Задачи, головоломки, игры | Решение различных головоломок, нестандартных задач. | Знать: — способы разгадывания головоломок. Уметь: — находить рациональные пути решения. |
|
32-35 | Повторение. Промежуточная аттестация | Повторение курса 6 класса | Обобщение и систематизация изученного материала | Защита творческих работ |
Раздел III
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса наглядной геометрии в 6 классе учащиеся должны
Знать/понимать:
-
определения и способы построения параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых;
-
определение и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, трапеции;
-
принципы Оригами;
-
свойства прямоугольного треугольника;
-
свойства диагоналей прямоугольника;
-
виды симметрии; способы построения симметричных фигур;
-
способы изображения бордюров и паркета;
-
свойства вписанных углов;
-
понятия «параллели и меридианы», «система координат», «координаты точки», «полярные координаты»
Уметь:
-
строить и различать на чертеже параллельные и перпендикулярные прямые;
-
выделять из четырёхугольников параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапецию; строить данные четырёхугольникми и использовать их свойства при решении задач;
-
различать на рисунках эллипс, окружность, гиперболу и параболу;
-
изображать лабиринты и находить способы выхода из них;
-
находить ось симметрии и центр симметрии фигур, видеть и строить симметричные фигуры;
-
выполнять линейные орнаменты – бордюры;
-
определять способы изображения паркета, составлять паркет;
-
решать простейшие задачи по готовым чертежам;
-
строить точки в системе координат, находить координаты заданных точек;
-
решать занимательные задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур.
Раздел IV
Календарно-тематический план
Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | Фактически | |||
I триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1 | ||||
1 | Параллельность и перпендикулярность | 1 |
|
|
2 | Параллельность и перпендикулярность | 1 |
|
|
3 | Параллельность и перпендикулярность | 1 |
|
|
4 | Параллельность и перпендикулярность | 1 |
|
|
5 | Параллелограммы | 1 |
|
|
6 | Параллелограммы | 1 |
|
|
7 | Оригами | 1 |
|
|
8 | Контрольная работа № 1 «Параллельность и перпендикулярность» | 1 |
|
|
9 | Замечательные кривые | 1 |
|
|
10 | Замечательные кривые | 1 |
|
|
II триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1 | ||||
11 | Кривые Дракона | 1 |
|
|
12 | Лабиринты | 1 |
|
|
13 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 |
|
|
14 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 |
|
|
15 | Контрольная работа № 2 «Кривые и геометрия клетчатой бумаги» | 1 |
|
|
16 | Зеркальное отражение | 1 |
|
|
17 | Симметрия | 1 |
|
|
18 | Симметрия | 1 |
|
|
19 | Симметрия | 1 |
|
|
20 | Бордюры | 1 |
|
|
III триместр: всего 15 часов, из них контрольных работ – 1 | ||||
21 | Бордюры | 1 |
|
|
22 | Орнаменты | 1 |
|
|
23 | Орнаменты | 1 |
|
|
24 | Симметрия помогает решать задачи | 1 |
|
|
25 | Симметрия помогает решать задачи | 1 |
|
|
26 | Одно важное свойство окружности | 1 |
|
|
27 | Одно важное свойство окружности | 1 |
|
|
28 | Координаты | 1 |
|
|
29 | Координаты | 1 |
|
|
30 | Контрольная работа № 3 «Симметрия и координаты» | 1 |
|
|
31 | Задачи, головоломки, игры | 1 |
|
|
32-35 | Повторение. Промежуточная аттестация | 4 |
|
|
Раздел V
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
-
Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
-
Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 6 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.
-
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
-
Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 6 кл.: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1999.
6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания
предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201
Для учащихся:
-
Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
-
Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000.