Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса

(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

Автор разработки:

Маликова Ольга Георгиевна,

учитель математики

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

г.Липецка

Липецк – 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА

Раздел I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи

1.1 Цели:

  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

  • развитие познавательных способностей обучающихся;

  • развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;

  • развитие навыков работы с измерительными инструментами, угольником, транспортиром, циркулем;

  • формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжен6ия образования.

1.2 Задачи:

  • подготовка учащихся к изучению систематического курса геометрии;

  • развитие речи: работа с определениями, предложениями, формулировками утверждений;

  • развитие пространственных представлений;

  • воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.

2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (п. 5 ч. 3 ст. 47 и п. 1. ч. 1 ст. 48)

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  • Примерная программа основного общего образования по математике.

  • Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования».

  • Учебный план и календарный учебный график МБОУ гимназии №19 на 2014-2015 учебный год.

  • КУГ МБОУ гимназии №19 на 2014-2015 учебный год.

3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, обоснование её выбора, информация о внесённых изменениях и их обоснование

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по математике и полностью соответствует учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева.

Причиной составления программы, соответствующей учебному пособию И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой послужило следующее:

  • программа направлена на реализацию цели пропедевтики предмета «Геометрия»;

  • УМК по курсу «Наглядная геометрия» для 5-6 классов под редакцией И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой содержит уникальный задачный материал по геометрии, направленный на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков;

  • программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;

  • большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у учащихся практических и исследовательских навыков.

Данная рабочая программа полностью соответствует учебному пособию по наглядной геометрии И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой для 5 класса.

4. Определение места учебного предмета, курса (модуля) в учебном плане

Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 6 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (региональный компонент).

5. Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная

6. Технологии обучения

  • Проблемное обучение

  • Дифференцированное обучение

  • Коммуникативно-диалоговые технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

7. Формы текущего контроля:

  • Устный опрос

  • Письменный опрос

  • Самостоятельная работа

  • Практическая работа

  • Творческая работа

  • Контрольная работа

8. Информация об учебнике

Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин,, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.

Раздел II

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контрольные мероприятия

1-3

Параллельность и перпендикулярность

Параллельные и перпендикулярные прямые. Скрещивающиеся прямые.

Знать:

— свойства и способы построения данных прямых.

Уметь:

— строить и различать данные прямые на чертеже.

4

Самостоятельная работа

5

Параллелограммы

Понятие параллелограмма, свойства параллелограмма

Знать:

— определение и свойства параллелограмма;

— методы построения.

Уметь:

-строить параллелограммы;

— видеть их на чертеже;

— использовать из свойства.

Практическая работа

6

7

Оригами

Оригами

Знать:

— понятие искусства оригами.

Уметь:

— выполнять задания по чертежам.

Творческая работа «Изготовление игрушки»

8

Контрольная работа № 1 по теме «Параллельность и перпендикулярность»

Контрольная работа

9-10

Замечательные кривые

Эллипс, окружность, парабола, гипербола

Знать:

— вид и свойства этих линий.

Уметь:

— различать данные линии на рисунках.

11

Кривые дракона

Понятие кривых дракона, коды для рисования кривых дракона

Знать:

— понятие кривых дракона.

Уметь:

— строить простейшие линии на плоскости

12

Лабиринты

Лабиринт. Способы выхода из лабиринтов.

Знать:

— способы выхода из лабиринтов.

Уметь:

— изображать лабиринт.

Творческая работа «Лабиринт»

13-14

Геометрия клетчатой бумаги

Эксперименты с прямоугольными треугольниками; виды треугольников

Знать:

— свойства прямоугольного треугольника, диагоналей прямоугольника.

Уметь:

— выполнять эксперимент и делать из него выводы.

15

Контрольная работа № 2 по теме «Кривые и геометрия клетчатой бумаги»

Контрольная работа

16

Зеркальное отражение

Опыты с зеркалами.

Уметь:

— проводить опыты с зеркалами.

17

Симметрия

Осевая и центральная симметрия

Знать:

— виды симметрии;

— способы построения симметричных фигур.

Уметь:

— находить ось симметрии и центр симметрии фигур;

— видеть и строить симметричные фигуры.

Практическая

работа

18

19

Творческая работа «Симметрия вокруг нас»

20

Бордюры

Бордюры, параллельный перенос

Знать:

— способ изображения бордюров.

Уметь:

— выполнять линейные орнаменты — бордюры.

21

Творческая работа «Бордюры»

22

Орнаменты

Орнамент, паркет

Знать:

— способ изображения паркета.

Уметь:

— определять способы изображения паркета и самим же из составлять.

23

Творческая работа «Паркет»

24-25

Симметрия помогает решать задачи

Перпендикуляр к прямой, касательная к окружности

Знать:

— свойства симметричных точек.

Уметь:

— строить отрезки симметричные относительно прямой;

— решать задачи с использованием изученных свойств симметрии.

26

Одно важное свойство окружности

Свойство вписанного угла

Знать:

— понятие вписанного угла;

— свойства вписанных углов.

Уметь:

— решать простейшие задачи на готовых чертежах.

Практическая работа

27

28

Координаты

Система координат

Знать:

— понятия параллели и меридианы, система координат, оси координат, координаты точки.

Уметь:

— строить точки в системе координат;

— определять координаты точки.

29

Практическая работа

30

Контрольная работа № 3 по теме «Симметрия»

Контрольная работа

31

Задачи, головоломки, игры

Решение различных головоломок, нестандартных задач.

Знать:

— способы разгадывания головоломок.

Уметь:

— находить рациональные пути решения.

32-35

Повторение. Промежуточная аттестация

Повторение курса 6 класса

Обобщение и систематизация изученного материала

Защита творческих работ

Раздел III

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

В результате изучения курса наглядной геометрии в 6 классе учащиеся должны

Знать/понимать:

  • определения и способы построения параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых;

  • определение и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, трапеции;

  • принципы Оригами;

  • свойства прямоугольного треугольника;

  • свойства диагоналей прямоугольника;

  • виды симметрии; способы построения симметричных фигур;

  • способы изображения бордюров и паркета;

  • свойства вписанных углов;

  • понятия «параллели и меридианы», «система координат», «координаты точки», «полярные координаты»

Уметь:

  • строить и различать на чертеже параллельные и перпендикулярные прямые;

  • выделять из четырёхугольников параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапецию; строить данные четырёхугольникми и использовать их свойства при решении задач;

  • различать на рисунках эллипс, окружность, гиперболу и параболу;

  • изображать лабиринты и находить способы выхода из них;

  • находить ось симметрии и центр симметрии фигур, видеть и строить симметричные фигуры;

  • выполнять линейные орнаменты – бордюры;

  • определять способы изображения паркета, составлять паркет;

  • решать простейшие задачи по готовым чертежам;

  • строить точки в системе координат, находить координаты заданных точек;

  • решать занимательные задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур.

Раздел IV

Календарно-тематический план

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

Фактически

I триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1

1

Параллельность и перпендикулярность

1

2

Параллельность и перпендикулярность

1

3

Параллельность и перпендикулярность

1

4

Параллельность и перпендикулярность

1

5

Параллелограммы

1

6

Параллелограммы

1

7

Оригами

1

8

Контрольная работа № 1 «Параллельность и перпендикулярность»

1

9

Замечательные кривые

1

10

Замечательные кривые

1

II триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1

11

Кривые Дракона

1

12

Лабиринты

1

13

Геометрия клетчатой бумаги

1

14

Геометрия клетчатой бумаги

1

15

Контрольная работа № 2 «Кривые и геометрия клетчатой бумаги»

1

16

Зеркальное отражение

1

17

Симметрия

1

18

Симметрия

1

19

Симметрия

1

20

Бордюры

1

III триместр: всего 15 часов, из них контрольных работ – 1

21

Бордюры

1

22

Орнаменты

1

23

Орнаменты

1

24

Симметрия помогает решать задачи

1

25

Симметрия помогает решать задачи

1

26

Одно важное свойство окружности

1

27

Одно важное свойство окружности

1

28

Координаты

1

29

Координаты

1

30

Контрольная работа № 3 «Симметрия и координаты»

1

31

Задачи, головоломки, игры

1

32-35

Повторение. Промежуточная аттестация

4

Раздел V

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учителя:

  1. Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.

  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.

  3. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 6 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.

  4. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

  5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 6 кл.: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1999.

6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания

предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201

Для учащихся:

  1. Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.

  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.

  3. Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here