Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №2
п. Спирово Тверской области
Конспект урока по органической химии 10 класс
базовый уровень
Подготовила учитель химии
Денисова Нина Васильевна
Спирово 2015 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Аминокислоты. Состав, строение, физические свойства и получение»
1.ФИО (полностью) | Денисова Нина Васильевна | |
| 2.Место работы | Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №2 поселок Спирово |
| 3.Должность | Учитель |
| 4.Предмет | Химия |
| 5.Класс | 10 класс |
| 6.Тема и номер урока в теме | Аминокислоты. Состав, строение, физические свойства и получение. Урок № 3 в теме «Азотосодержащие органические соединения» |
| 7.Базовый учебник | Учебник «Химия», 10 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2009 |
8. Цель урока: сформировать понятия «аминокислоты», изучение физических свойств аминокислот, закрепить умения составлять уравнения реакций, характеризующих получение аминокислот условиями протекания химических реакций,.
9.Задачи:
— обучающие — Обеспечить в ходе урока: усвоение понятия «аминокислоты», формирование умения: характеризовать строение аминокислот, составлять изомеры;
называть по систематической и рациональной номенклатуре, перечислять физические свойства аминокислот, составлять уравнения реакций, характеризующих получение аминокислот.
— развивающие- Развивать познавательный интерес к аминокислотам используя практическую значимость аминокислот.
Содействовать развитию памяти, внимания, логического мышления через формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Формировать умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
-воспитательные — Содействовать формированию: мировоззренческих идей о единстве мира, о взаимосвязи живой и неживой природы на примере состава аминокислот и демонстрации действия закона диалектики единства и борьбы противоположностей валеологической культуры через биологическое значение аминокислот
10. Тип урока – комбинированный – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
11.Формы работы учащихся: фронтальная беседа, информационная, учебное исследование под руководством учителя, индивидуальная самостоятельная работа.
12.Методический инструментарий
Методы: — объяснительно-иллюстративный; -словесно-наглядно-практический; беседа, самостоятельная работа.
Средства: — предметные (таблица аминокислоты).
— интеллектуальные и эмоциональные;(анализ состава и свойств аминокислот и сравнение со свойствами аминов, получение положительных эмоций от успешно выполненной работы)
Организационная форма: (индивидуальная, парная)
13.Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключенный к Интернет, проектор, экран, мультимедийный проектор. Презентация учителя к уроку в программе Power Point; аминокислоты строение и свойства;
14.Ожидаемый результат. Учащиеся должны уметь: определять понятие «аминокислоты», характеризовать строение аминокислот, составлять изомеры, называть по систематической и рациональной номенклатуре, перечислять физические свойства аминокислот, составлять уравнения реакций, характеризующих получение аминокислот.
План урока.
-
Организационный момент. 2мин
-
Проверка домашнего задания 5мин
-
Актуализация с элементами повторения. Постановка целей и задач.3мин.
-
Изучение нового материала «Аминокислоты» 15мин.
-
Упражнения по составлению формул изомеров и названию аминокислот в ППС
-
Закрепление: решение цепочек превращений (1-2 уровень); составление и осуществление цепи превращений — получение аминокислот (3 уровень) (Т 12 № 16 ДДЗ)
Домашнее задание: § 26, ДДЗ Т 12 № 4-6,11,15-17.
Содержание урока.
Деятельность учителя | Результат взаимодействия. | |
1. Организационный | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку. | Oрганизация учащихся на усвоение новых знаний. |
2.Проверка домашнего задания 5минут
| 1 Оформить на доске задания № 4,8. Беседа с классом по заданиям № 5,6,7. Анализирует с классом задания № 4,8, корректирует, оценивает работу учеников у доски и класса в целом. | Работают у доски Устно отвечают на вопросы фронтального опроса. Называют продукты реакции. |
3.Актуализация знаний 3мин | В 1820 г французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Ученый назвал новое вещество гликоколом, пока в 1838г. голландский химик Г.Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества – C2H5O2N. В настоящее время это название трансформировалось в глицин. Это вещество вы изучали на уроках биологии. Как называется группа таких веществ в биологии. Ученик. Аминокислоты. Они входят в состав белков. | Вспоминают, отвечают на вопросы. Записывают тему урока.
|
4. Усвоение новых знаний 15мин. | Учитель На доске пишет формулу аминокислоты и указывает на то, что в составе имеются две функциональные группы: аминогруппа и карбоксильная группа обеспечивает двойственность химических свойств аминокислот. NH2CH2COOH Аминокислоты производные аммиака и карбоновых кислот. Учитель. Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы? Ученик: Двойственными свойствами. Свойствами оснований и кислот. Допишите уравнения химических реакций. NH2CH2COOH +HCI→ NH2CH2COOH +NaOH→ Учащиеся дописывают уравнения реакций. Учитель. Аминокислоты, как и углеводы, относятся к полифункциональным соединениям. Это означает, что их молекулы содержат несколько функциональных групп. Кроме того, аминогруппа в молекуле одной аминокислоты вступает во взаимодействие с карбоксильной группой другой аминокислоты входящей в взаимодействие с ней, образуя внутреннюю соль:
NH2CH2COOH ↔ NH2CH2COOH ионизация молекул зависит от характера среды. Важнейшим свойством аминокислоты является вступать в молекулярную конденсацию с выделением воды и образования амидной группы. В результате такой реакции получается высокомолекулярное соединение. (полимер) Учитель. Почему для получения синтетических волокон пригодны аминокислоты с расположением амино- и карбоксильных групп на концах молекул? Учитель. Демонстрирует образцы аминокислот, предлагает спрогнозировать их физические свойства на основании строения, а затем сравнить с аминами и кислотами. (работают в группах) Вывод. Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 — 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие — сладкие (слайд).
Изомерия и номенклатура. Учитель. Проанализируйте материал учебника § 26 и назовите два вида изомерии аминокислот. Приведите примеры. Ученик. Для аминокислот характерна изомерия углеродного скелета и положения аминогруппы. стр. 224 учебника. Учащиеся приводят примеры. а)2-аминобутановая кислота; 2мино-2метилпропановая кислота б)2-аминобутановая кислота, 4аминобутановая кислота Учитель. Для аминокислот характерна еще межклассовая и оптическая изомерия. Примеры. (с нитросоединениями, сложными эфирами) Учитель. Переходим к изучению номенклатуры. По систематической номенклатуре аминокислоты так же, как карбоновые кислоты, только сначала указывается положение и название аминогруппы. Знакомит с тривиальной номенклатурой биологически значимых аминокислот по таблице 8 в учебнике, приводит примеры. Получение аминокислот Учитель: Аминокислоты можно получить и карбоновых. Предлагает учащимся записать УХР по схеме: уксусная кислота®хлоруксусная®аминоуксусная. уксусная кислота® аминоуксусная.
| Ученик: Двойственными свойствами. Свойствами оснований и кислот.
Слушают сообщение, анализируют информацию, делают пометки в тетрадях. Обсуждают в парах, отвечают на вопросы.
Обсуждают в парах, отвечают на вопросы.
Обсуждают в парах, отвечают на вопросы. Решают самостоятельно. Решают проблемные задания с помощью учителя. |
5.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала 5мин. | Упражнения по составлению формул изомеров и названию аминокислот в ППС
ученикам 3 уровня: на карточках составить структурную формулу и все изомеры аминокислот состава C4H9NO2, назвать вещества.
| Решают проблему самостоятельно. Работают с дополнительной литературой Обсуждают в парах, отвечают на вопросы. |
6.Закрепление 10мин
|
пропановая®a-аминопропановая кислота;
| Самостоятельно выполняют задания по алгоритму. Обсуждают в парах.
Следят за ходом рассуждений учителя, размышляют, получают опыт научного познания. Решают проблемные задания с помощью учителя. |
7.Подведение итогов урока.2мин
| Считаете ли вы, что цели урока вами достигнуты? | Устно отвечают на вопросы фронтального опроса. |
5.Информация учащимся о домашнем задании 3мин
| Домашнее задание: § 26, ДДЗ Т 12 № 4-6,11,15-17. | Устно отвечают на вопросы фронтального опроса. |
Литература:
1. Габриелян О.С., Настольная книга учителя, 10 класс, «Дрофа», 2009г.
2. Габриелян О.С., Химия, 10 класс, «Дрофа», 2010г.
3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008 (выдержки)
4. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011