Абилова Б. Б., учитель химии

Карагандинская область, Шетский район, поселок Акжал

Акжальская основная школа.

9 КЛАСС

Тема урока: АЛКАНЫ, АЛКЕНЫ, АЛКИНЫ

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания по пройденной теме «Алканы, алкены, алкины». Перевести знания от отдельных фактов, понятий целостной системе.

Задачи урока:

образовательные:

  • обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме;

  • закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах углеводародов.

развивающая:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления;

  • фармирование умения сравнивать, делать выводы, умение участвовать в общем диалоге

  • развитие коммуникативных навыков

воспитательные:

  • развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии

  • воспитание личностных качеств: уверенность в себе, умение работать самостоятельно и в группе.

Тип урока: урок обобщения, систиматизации знаний

Средства обучения: дидактический материал, рефлексивный тест, тетрадь, ручка, учебник.

Метод обучения:

  1. Словесные: беседа ( фронтальная, информационная, подсказки, ключевые слова, внутрипредметные связи).

  2. Наглядные: работа у доски

  3. Гностические: репродуктивные (запоминание учебной информации), частично-поисковые, проблемные.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Проверка подгатовки класса к уроку, класс разделен на три группы, на столе у каждой группы табличка с названием класса углеводородов (алканы, алкены, алкины).

  1. Актуализация знаний:

У нас сегодня обобщающий урок по теме «Алканы, алкены, алкины», на котором вы должны закрепить, систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы. Каждая группа должна будет представить полную характеристику класса. Отвечать будем у доски по одному ученику из группы.

  1. Повторение знаний

Ученики готовят ответ, затем отвечают по очереди.

Ответы учеников:

1-ый ученик из первой группы: Предельные углеводороды – это углеводороды, в которых все связи насыщены до предела. Общая формула Cn H2n+2 , первый представитель алканов – метан.

Изомерия для этого класса – это изомерия углеродного скелета – разобрать на примере гексана.

1-ый ученик из второй группы: Алкены – это углеводороды с одной двойной связью, общая формула Сn H2n , первый представитель – этен. Разобрать на примере пентена.

1-ый ученик из третьей группы: Алкины — это углеводороды, содержащие в своём составе тройную связь. Общая формула Cn H2n-2 . Разобрать на примере пентина.

Строение молекул

2-ой ученик из первой группы: Для метана свойственна sp3гибридизация, валентный угол 109°28, длина связи 0,154нм., в пространстве – тэтраэдр.

2-ой ученик из второй группы: sp2гибридизация, валентный угол 120°, длина связи 0,140нм., в пространстве – плоскость.

2-ой ученик из третьей группы: spгибридизация, валентный угол 180°, длина связи 0,120нм., в пространстве – линия.

Получение метана, этена и ацетилена

3-ий ученик из первой группы: в промышленности метан получают крекингом высокомолекулярных углеводородов, в лаборатории:

Гидролиз карбида алюминия:

Al4 C3 + 12H2 O → 3CH4 + 4 Al (OH)3

Щелочным сплавлением солей карбоновых кислот:

CH3 COONa + NaOH CH4 + Na2CO3

3-ий ученик из второй группы: в промышленности метан получают крекингом, а в лаборатории:

Дигидрирование алканов:

C2 H6 C2H4 + H2 O

Дегалогенированием дигалогенопроизводных:

C2H4Cl2 + Zn C2 H4 + ZnCl2

3-ий ученик из третьей группы: в промышленности ацетилен получают карбидным способом:

CaC2 + 2 H2 O C2H2 + Ca (OH)2

Второй способ – пиролиз углеводородов

CH4 C2H2 + 3H2

Химические свойства метана, этена и ацетилена

4-ый ученик из первой группы: реакция разложения идет при нагревании без доступа воздуха:

CH4C + 2H2

Реакция горения:

CH4 +2 О2 → СО2 +2 H2 O

Реакция изомеризации:

Пентан → 2-метил-бутан (катализатор Al Cl3 )

4-ый ученик из второй группы:

Гидрирование : C2H4 + H2 C2 H6

Галогенирование (качественная реакция на этен) C2H4 + Br2C2H4 Br2

Горение: C2H4 + 3О2 → 2СО2 +2 H2 O

4-ый ученик из третьей группы:

Гидрирование: C2H2 + 2H2 C2 H6

Галогенирование: C2H2 +2 Br2C2H2 Br4

Горение: 2C2H2 + 5О2 → 4СО2 +2 H2 O

Тримеризация ацетилена (реакция Зелинского): 3C2H2C6H6

Применение

5-ый ученик из первой группы: Алканы ценятся прежде всего в качестве топлива, растворителей, хлороформ – сильное анестезирующее вещество, поэтому используют в медицине, в быту применяется пропан.

5-ый ученик из второй группы: Этен используют для получения полиэтилена, используют в радиотехнике, для покрытия металлов, для изготовления предметов домашнего обихода.

5-ый ученик из третьей группы: Ацетилен используется при автогенной сварке и резке металлов, для получения ценных мономеров.

  1. Закрепление знаний:

Учитель: Давайте заполним с вами таблицы ( у каждого ученика лежат готовые незаполненные таблицы)

Таблица № 1

Название

Общая формула

Типы реакций

Br

HCl

H2 O

Алканы

Алкены

Алкины

Таблица № 2

Название

Тип гибридизации

Валентный угол

Длина связи нм

Вид в пространстве

Упражнения.

1. Составьте уравнения реакций монохлорирования (введения одного атома хлора в молекулу):
а) этана (С
2Н6); б) циклогексана (цикло-С6Н12).

2. Назовите алкены:

СН2=СНСН2СН3, СН3СН=СНСН2СН3, (СН3)2С=СНСН3, СН2=СН(СН2)3СН3.

3.Напишите структурные формулы четырех изомеров гептена С7Н14, у которых в главной цепи 6 атомов С.

  1. Итог урока. Выставление оценок

Рефлексивный тест (вам надо ответить на рефлксивный тест ответы да или нет)

  1. Мне это пригодится в жизни

  2. На уроке было над чем подумать

  3. На все возникшие вопросы я получил ответы

  4. На уроке я поработал добросовестно

  1. Домашнее задание: Написать эссе на тему «Топливо будущего».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here