Урок по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

на тему: «Путь восхождения к свету»

(урок внеклассного чтения 8 класс).

Короленко утверждал в «Слепом музыканте» не только возможность, но и неизбежность стремления к свету, к полноте человеческой личности.

Г.А. Бялый

І. Организационный момент

ІІ. Опрос домашнего задания

Стихотворение Н.Некрасова «Школьник» (наизусть)

Цель:

-не детальный анализ произведения, а расстановка смысловых акцентов в понимании повести, уточнение и углубление индивидуального восприятия ученика;

-формирование у учащихся приёмов умственной деятельности: анализа, сравнения, обобщения;

— воспитание неравнодушного отношения к окружающему миру.

Повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант» даёт нам возможность поставить целый ряд проблемных вопросов для коллективных раздумий. Возможные варианты представляются такими:

-Чем можно измерить, состоялась или не состоялась жизнь? Справедливо ли суждение Максима Яценко о том, что «…и он сделал своё дело, и он недаром прожил на свете»?

-Как человек воспринимает мир? Возможно ли полнота восприятия, если он слеп от рождения?

-Всегда ли у человека есть право на выбор? Перед каким выбором ставит писатель своего героя?

-Что значит для становления человека любовь, чувство семьи, самоотверженность близких ему людей? Как соотносятся понятия: любовь и сострадания?

Решение в ходе урока в диалогической форме любого из этих вопросов является важным для осмысления произведения в целом, но я выбрала в качестве центральных следующие:

-Что такое счастье?

-Что помогает человеку преодолеть несчастье?

-Чему учит история Петра Попельского?

-В чём смысл жизни?

ІII. Сообщение темы и задачи урока.

-Сегодня на уроке нам предстоит беседа по содержанию повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».

Наша задача – попытаться осмыслить содержание этого произведения, определить для себя правильность понимания проблем, поднятых автором.

Центральными вопросами в нашей работе являются:

-Что такое счастье?

-Что помогает человеку преодолеть несчастье?

-Чему учит история Петра Попельского?

-В чём смысл жизни?

IV. Работа по осмыслению содержания повести.

1. Для их разрешения вспомним основное содержание повести.

/Основное содержание повести – сообщение ученика/

2. Что такое счастье?

Уч. – Итак, повесть начинается с сообщения о том, что в богатой семье родился слепой ребёнок. В сознании каждого из нас сразу возникает мысль: «Какое несчастье!» Почему?

У-ки – Предполагаемые ответы /он не может видеть мир, он не сможет ориентироваться в жизни, он не сможет жить без поддержки близких/.

Уч. – А что же такое счастье, по-вашему?

Уч. – А возможно ли счастье, если человек рождён не таким, как все?

/Конечно, это горе, и на первый взгляд оно кажется огромным и не преодолимым. Но всё-таки история Петра Попельского показывает нам, что счастье возможно и в таких случаях./

3. Пути преодоления несчастья.

Уч. –Что же необходимо сделать для того, чтобы быть счастливым?

У-ки — /Чтобы быть счастливым, необходимо преодолеть несчастье. И хорошо, если рядом с тобой близкие люди, которые помогают тебе в этом./

Уч. – Обратимся к содержанию повести: кто же помогает преодолеть трудности, которые возникают в жизни Петра?

У-ки –Конечно, мать. Она окружила его своей заботой и любовью.

У-ки –Но писатель показывает, что эта опека была излишней, и если бы не брат матери Максим Яценко, то не чего хорошего из мальчика не вышло бы.

У-ки –Действительно, дядя Максим, на мой взгляд, это тот человек, который принял в судьбе Петра особое участие.

Уч. –Кто же он такой? Почему мы можем сказать, что это человек особой судьбы?

У-ки –Максим Яценко, брат матери, — участник революционной борьбы в далёкой Италии, вернувшийся в дом своей сестры инвалидом и не желающий мириться с мыслью о том, что «он рыцарь, выбитый из седла жизни и поверженный в прах».

Уч. – Если бы не дядя Максим, «неизвестно, что вышло бы со временем из мальчика, предрасположенного к беспредметной озлобленности своим несчастием и в котором всё окружающее стремилось развить эгоизм», — утверждает автор.

Уч. –А какова же его роль в воспитании Петра?

У-ки – Педагогика дяди Максима сурова и проста: нельзя создавать замкнутый мирок и ограждать ребёнка от жизни; где только возможно, он всё должен делать сам; только необходимость действия помогает развитию способностей, только понимание чужого горя может отвлечь от своего несчастья и вызвать желание защитить, помочь.

Уч. –Это правильно, и конечную цель в воспитании Петра и свою роль в этом старый солдат определяет в возвышенно – афористичной форме: «Быть может, несправедливо обиженный судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защиту других обездоленных жизнью, и тогда я недаром проживу на свете, изувеченный старый солдат».

Уч. – О ком ещё вы хотели бы сказать?

У-ки – Ещё нельзя не сказать об Эвелине, с которой Пётр познакомился ещё в раннем детстве и которая становится верной спутницей его жизни.

Уч. – Всё, что вы сейчас сказали, верно. Любовь, внимание со стороны близких людей, правильное воспитание – всё это помогает Петру справиться с его недугом. Но ведь может случиться так, что рядом не окажется близких людей. Значит – всё? Жизнь потеряна? Как вы думаете?

У-ки – Мне кажется, что не только люди могут помочь преодолеть несчастье. Должно быть какое – то дело, занятие, увлечение, которому ты можешь посвятить свою жизнь.

Уч. – А у Петра Попельского было такое дело?

У-ки – Да, это музыка. Именно при помощи музыки для Петра открылся мир, звучащий вокруг. Она наполняла его, позволяя понять окружающее, постичь жизнь.

Уч. – А какая музыка более всего повлияла на развитие личности Петра?

У-ки – Это была народная музыка. И игра Иохима на дудке, и его песни, в которых Пётр слышал и грусть, и любовь, и надежду, и песня бродячих слепцов, которая заставляла забыть о себе и задуматься о чужом горе.

4. Преодоление «эгоистического страдания». Приобщение к жизни.

Уч. – И всё же, несмотря на то, что Пётр был не один и у него было дело (музыка), однажды он уверяется в мысли, что все слепые от рождения – злы, что жизнь, это живая волна, катится мимо него, что нет ей до него никакого дела.

Уч. – «Как разуверить его в этом? Как преодолеть зерно эгоизма, прораставшее в душе племянника?» — таким вопросом задался дядя Максим.

Уч. – Что же придумал старый гарибальдиец?

У-ки – Дядя Максим решил, что Пётр должен понять то, что на свете есть горе во много раз большее, чем его. Что он живёт намного лучше, чем некоторые люди.

У-ки – Для того, чтобы Пётр понял это, почувствовал, он предлагает ему побродить с нищими слепцами, просящими милостыню. И Пётр соглашается.

Уч. – Что же явилось результатом этого странствия?

У-ки – Пётр Попельский сильно изменился. Поняв, как тяжело бывает другим людям, он сумел почувствовать чужое горе. Изменилось даже выражение лица юноши.

Уч. – Короленко отмечает, что когда, уже поздней осенью, Петр вернулся в усадьбу, его «душа, несомненно, исцелилась». Писатель не даёт нам детального описания странствий Петра, но отмечает: «Узнавал горе, слепое и зрячее, от которого не раз сжималось сердце». Так пришло духовное прозрение.

Уч. – Дядя Максим добился того, чтобы Петр думал меньше о своём недостатке, а больше – о страданиях других.

5. Размышления над эпилогом.

Уч. – В конце произведения мы узнаём, что Пётр обрёл и семейное счастье: они поженились с Эвелиной и у них родился здоровый ребёнок.

Уч. – Быть может, это всё, что нужно для счастья: хорошая семья, здоровые дети?

У-ки –/Ответы учеников: конечно, это хорошо, если у тебя замечательная семья и дети, но этого всё же мало для понимания счастья в полном смысле этого слова./

Уч. – Конечно, вы правы. И поэтому автор заканчивает повесть эпилогом. Что мы узнаём из него?

У-ки – Мы узнаём, что Пётр Попельский стал пианистом и, выступая в большом концертном зале города Киева, заворожил своей игрой публику.

Уч. – Кому писатель уделяет большее внимание в эпилоге?

У-ки – Больше всего в нём говорится о дяде Максиме, о том, что он чувствовал, переживал во время концерта.

Уч. – Верно. И вместе с ним мы понимаем, что Пётр прозрел… душой. «Да, он прозрел… он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных»,- думал дядя Максим, всё ниже опуская голову.

Уч. – Чему же учит история Петра Попельского?

У-ки – Эта история учит нас тому, что, в какие бы ситуации человек ни попадал, нельзя опускать руки, замыкаться на своём горе, сдаваться и пасовать перед трудностями.

— Ещё она учит тому, что нужно обязательно помогать людям, нуждающимся в твоей помощи.

Уч. – Дядя Максим добился своего. Понял, в чём суть жизни и Пётр. А мы? Какие же выводы сделаем мы с вами?

— В чём смысл жизни? Как вы это понимаете?

6. Вывод.

Уч. – Верно. И, определив идею каждого из них, мы можем сделать вывод: все произведения Короленко учат не бояться жизни, принимать её такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что «всё-таки впереди – огни!..». Человек должен идти и дойти до света, даже если рушится последняя надежда. Тогда это цельная личность, сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, её надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь сам Короленко был именно таким.

IV. Домашнее задание.

Сочинение – рассуждение на тему: «В чём смысл жизни?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here