Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»

Методические рекомендации по использованию модульного блока в 6 классе по разделу «Политическая раздробленность Руси»

Составитель: Кремер И.В., учитель истории

и обществознания

Сыктывкар 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

) Составьте генеалогическое древо потомков Владимира Мономаха, утвердившихся на Северо-востоке Руси.

В) Почему все территории, образовавшиеся на территории Киевской Руси, назывались княжествами, а Новгородская территория именовалась «земля»? Свой ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 1.

Задание на оценку «4» (хорошо)

  1. Прочитайте источник и ответьте на вопросы.

Очень полюбил он Северо-Восточную Русь. Вопреки воле отца, желавшего оставить своего мужественного и умелого сына при себе в Киеве, князь выехал на север, взяв с собой чудотворную икону. По преданию, эту икону написал сам ученик Иисуса Христа апостол-художник Лука, а на Русь она попала из Византии. Недалеко от города, основанного его дедом, лошади, везшие икону, встали и не могли сдвинуться с места. Пришлось нести икону в этот город, который затем и стал новой столицей княжества. На месте же, где встали лошади, князь построил свой замок. По названию этого места князь получил свое прозвище.

А) О каком князе и о какой иконе идет речь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Как назывался город, ставший новой столицей княжества? ___________________

В) Как называлось место, где лошади встали? _________________________________

Г) Как звали деда описанного князя? ________________________________________

Д) Какое княжество здесь именуется Северо-восточным? _______________________

  1. Заполните таблицу по Любеческому съезду князей

Дата проведения съезда

Инициатор созыва съезда

Решения съезда

Значение съезда

  1. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что раздробленности на Руси могло не быть, что это явление случайное? Ответ свой аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 1.

Задание на «5» (отлично)

  1. Выделите красным цветом политические, а синим – экономические причины раздробленности Древнерусского государства:

А) Князья-наместники имели свой аппарата управления;

Б) Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя;

В) Упадок Киевской земли из-за княжеских междоусобиц и половецких набегов;

Г) Упадок торгового пути «из варяг в греки»;

Д) Сохранение натурального хозяйства.

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Поклон к Юрию и Максиму от всех сирот. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, нас продает [разоряет], и мы им ограблены. Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам отъезжать. Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше сидеть, нам сидеть нет сил. Дай нам смирного человека.

А) Кто такой ключник? ____________________________________________________

________________________________________________________________________

Б) Что означает выражение «стали лежебоками» в контексте источника?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Почему крестьянам необходимо было отъезжать из своей деревни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. СИспользование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"оставьте генеалогическое древо потомков Владимира Мономаха, утвердившихся на Северо-востоке Руси.

Модуль № 2.

Задания на оценку «3» (удовлетворительно)

  1. ВИспользование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси" схеме «Ледовое побоище» расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий – войск немецких рыцарей.

  1. СИспользование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"оставьте описание Александра Ярославича по картине Павла Корина.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Объясните, почему Александра прозвали «Невским»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 2.

Задания на оценку «4» (хорошо)

  1. Прочитайте источник и ответьте на вопросы.

«…Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах – тяжелая конница… Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед. Остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей…»

О каком событии идет речь? ________________________________________________

Когда оно произошло? _____________________________________________________

Как называли построение немецких рыцарей русские летописцы? ________________

На каком озере произошло это событие? ______________________________________

  1. ВИспользование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси" схеме «Ледовое побоище» расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий – войск немецких рыцарей.

  1. Объясните, почему после победы Александра у реки Невы новгородские жители решили изгнать его из города?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 2.

Задания на оценку «5» (отлично)

  1. Прочитайте источник и ответьте на вопросы.

«…Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах – тяжелая конница… Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед. Остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей…»

О каком событии идет речь? ________________________________________________

Когда оно произошло? _____________________________________________________

Как называли построение немецких рыцарей русские летописцы? ________________

На каком озере произошло это событие? ______________________________________

Какой рыцарский орден участвовал в этом сражении? ___________________________

_________________________________________________________________________

  1. Составьте генеалогическое древо, соединяющее Владимира Мономаха и Александра Невского. По этому древу скажите, кем приходился Александр Владимиру Мономаху.

Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"

  1. Прочитайте текст, найдите не менее пяти ошибок и исправьте их.

В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Днепра. Командующий войсками Биргер отправил в Новгород письмо, в котором заявил, что он пленяет эту землю. Княживший в это время Александр, которому было около 40 лет, решил напасть на шведов. В декабре 1240 года произошла битва, в результате которой шведы проиграли, но князь Александр был смертельно ранен во время битвы. За его заслуги, Александра прозвали Новгородским великим князем.

Модуль № 3.

Задания на оценку «3» (удовлетворительно)

  1. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия.

Один из предводителей монгольских племен ____________________________ в начале ____ века объединил их и принял имя ________________. С огромным войском он покорил _______________________ и ______________________, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В ____ году на реке ________ произошла битва, где русско-половецкое потерпело поражение.

В ____ году внук __________ хан _________ двинулся на ______. Первым пал город ______________. Затем настала очередь ________________. В битве на реке ________ в _____ году русские князья проиграли. Не дойдя 100 верст до _____________, хан __________ повернул назад. На пути в степи он в течение 7 недель осаждал __________. После его взятия этот город прозвали _________ и полностью уничтожили его.

  1. Соотнесите термин и его значение.

  1. Баскак

А) Монгольский военачальник;

  1. Выход

Б) Ханская грамота, дававшая право русским князьям править в своих княжествах;

  1. Темник

В) Дань, которую выплачивала Русь Орде;

  1. Ярлык

Г) Сборщик дани на Руси от татара-монгол.

  1. Объясните, почему татаро-монголы смогли захватить Киевскую Русь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 3.

Задания на оценку «4» (хорошо)

  1. Заполните таблицу «Первый поход хана Батыя на Русь».

Годы

Захваченные княжества

Главные битвы

Осада городов (какие?)

Итоги похода

  1. Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося при его обороне от монголо-татар.

  1. Евпатий Коловрат

А) Москва;

  1. Филипп Нянька

Б) Киев;

  1. Петр Ослядюкович

В) Рязань;

  1. Воевода Дмитрий

Г) Владимир.

  1. Напишите, какие последствия для Киевской Руси имело монголо-татарское нашествие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 3.

Задания на оценку «5» (отлично)

  1. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия.

Один из предводителей монгольских племен ____________________________ в начале ____ века объединил их и принял имя ________________. С огромным войском он покорил _______________________ и ______________________, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В ____ году на реке ________ произошла битва, где русско-половецкое потерпело поражение.

В ____ году внук __________ хан _________ двинулся на ______. Первым пал город ______________. Затем настала очередь ________________. В битве на реке ________ в _____ году русские князья проиграли. Не дойдя 100 верст до _____________, хан __________ повернул назад. На пути в степи он в течение 7 недель осаждал __________. После его взятия этот город прозвали _________ и полностью уничтожили его.

  1. Отметьте красным цветом причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами.

А) Численное превосходство монголо-татарских войск;

Б) Нежелание русских людей защищать своих князей;

В) Отсутствие у русских воинов военного опыта;

Г) Отсутствие военного единства на Руси;

Д) Превосходство монголов в тактике ведения военных действий.

  1. Заполните пропуски в схеме «Последствия монголо-татарского нашествия для Руси».

Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"

Многие города были разрушены,

Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"

Экономические последствия

Политические последствия

Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси" Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"

Потеря самостоятельности Руси,

Модуль № 4.

Задания на оценку «3» (удовлетворительно)

  1. Соотнесите автора и название произведения:

Произведение

Автор

  1. «Слово о полку Игореве»

  2. «Поучение»

  3. «Слово о законе и благодати»

  4. «Моление»

А) Владимир Мономах

Б) Д. Заточник

В) Неизвестный автор

  1. Напишите, что вы знаете о данном соборе.

_Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"_________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________________________________________________________

  1. Напишите, какое влияние на русскую культуру оказало монголо-татрское нашествие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль № 4.

Задания на оценку «4» (хорошо)

  1. Напишите, что вы знаете о данном архитектурном строении.

_Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

  1. Напишите, как вы понимаете выражение, что монголо-татары оказали значительное значение на развитие русской культуры?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"

  1. Кто был заказчиком данной иконы? Как она называется? Когда была сделана?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Модуль № 4.

Задания на оценку «5» (отлично)

  1. Напишите, что вы знаете о данном архитектурном строении.

_Использование модульной технологии на уроках истории в 6 классе по разделу "Политическая раздробленность Руси"____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

  1. Напишите, как вы понимаете выражение, что монголо-татары оказали значительное значение на развитие русской культуры?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соотнесите автора и название произведения:

Произведение Автор

1) «Слово о полку Игореве» А) Владимир Мономах

2) «Поучение» Б) Д. Заточник

3) «Слово о законе и благодати» В) Неизвестный автор

4) «Моление»

1 При желании, вы можете изучить данный вариант модульного обучения, перейдя по ссылке: https://sites.google.com/site/rabocijkabinetivkremera/ucenikam-skoly/proverocnye-samostoatelnye/modul-politiceskaa-razdroblennost-na-rusi

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here