Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»
Методические рекомендации по использованию модульного блока в 6 классе по разделу «Политическая раздробленность Руси»
Составитель: Кремер И.В., учитель истории
и обществознания
Сыктывкар 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
) Составьте генеалогическое древо потомков Владимира Мономаха, утвердившихся на Северо-востоке Руси.
В) Почему все территории, образовавшиеся на территории Киевской Руси, назывались княжествами, а Новгородская территория именовалась «земля»? Свой ответ аргументируйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль № 1.
Задание на оценку «4» (хорошо)
-
Прочитайте источник и ответьте на вопросы.
Очень полюбил он Северо-Восточную Русь. Вопреки воле отца, желавшего оставить своего мужественного и умелого сына при себе в Киеве, князь выехал на север, взяв с собой чудотворную икону. По преданию, эту икону написал сам ученик Иисуса Христа апостол-художник Лука, а на Русь она попала из Византии. Недалеко от города, основанного его дедом, лошади, везшие икону, встали и не могли сдвинуться с места. Пришлось нести икону в этот город, который затем и стал новой столицей княжества. На месте же, где встали лошади, князь построил свой замок. По названию этого места князь получил свое прозвище.
А) О каком князе и о какой иконе идет речь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Как назывался город, ставший новой столицей княжества? ___________________
В) Как называлось место, где лошади встали? _________________________________
Г) Как звали деда описанного князя? ________________________________________
Д) Какое княжество здесь именуется Северо-восточным? _______________________
-
Заполните таблицу по Любеческому съезду князей
| |
Инициатор созыва съезда |
|
Решения съезда
|
|
Значение съезда
|
|
-
Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что раздробленности на Руси могло не быть, что это явление случайное? Ответ свой аргументируйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль № 1.
Задание на «5» (отлично)
-
Выделите красным цветом политические, а синим – экономические причины раздробленности Древнерусского государства:
А) Князья-наместники имели свой аппарата управления;
Б) Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя;
В) Упадок Киевской земли из-за княжеских междоусобиц и половецких набегов;
Г) Упадок торгового пути «из варяг в греки»;
Д) Сохранение натурального хозяйства.
-
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Поклон к Юрию и Максиму от всех сирот. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, нас продает [разоряет], и мы им ограблены. Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам отъезжать. Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше сидеть, нам сидеть нет сил. Дай нам смирного человека.
А) Кто такой ключник? ____________________________________________________
________________________________________________________________________
Б) Что означает выражение «стали лежебоками» в контексте источника?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Почему крестьянам необходимо было отъезжать из своей деревни?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль № 2.
Задания на оценку «3» (удовлетворительно)
-
В схеме «Ледовое побоище» расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий – войск немецких рыцарей.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
-
Объясните, почему Александра прозвали «Невским»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль № 2.
Задания на оценку «4» (хорошо)
-
Прочитайте источник и ответьте на вопросы.
«…Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах – тяжелая конница… Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед. Остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей…»
О каком событии идет речь? ________________________________________________
Когда оно произошло? _____________________________________________________
Как называли построение немецких рыцарей русские летописцы? ________________
На каком озере произошло это событие? ______________________________________
-
В схеме «Ледовое побоище» расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий – войск немецких рыцарей.
-
Объясните, почему после победы Александра у реки Невы новгородские жители решили изгнать его из города?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль № 2.
Задания на оценку «5» (отлично)
-
Прочитайте источник и ответьте на вопросы.
«…Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах – тяжелая конница… Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед. Остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей…»
О каком событии идет речь? ________________________________________________
Когда оно произошло? _____________________________________________________
Как называли построение немецких рыцарей русские летописцы? ________________
На каком озере произошло это событие? ______________________________________
Какой рыцарский орден участвовал в этом сражении? ___________________________
_________________________________________________________________________
-
Составьте генеалогическое древо, соединяющее Владимира Мономаха и Александра Невского. По этому древу скажите, кем приходился Александр Владимиру Мономаху.
-
Прочитайте текст, найдите не менее пяти ошибок и исправьте их.
В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Днепра. Командующий войсками Биргер отправил в Новгород письмо, в котором заявил, что он пленяет эту землю. Княживший в это время Александр, которому было около 40 лет, решил напасть на шведов. В декабре 1240 года произошла битва, в результате которой шведы проиграли, но князь Александр был смертельно ранен во время битвы. За его заслуги, Александра прозвали Новгородским великим князем.
Модуль № 3.
Задания на оценку «3» (удовлетворительно)
-
Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия.
Один из предводителей монгольских племен ____________________________ в начале ____ века объединил их и принял имя ________________. С огромным войском он покорил _______________________ и ______________________, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В ____ году на реке ________ произошла битва, где русско-половецкое потерпело поражение.
В ____ году внук __________ хан _________ двинулся на ______. Первым пал город ______________. Затем настала очередь ________________. В битве на реке ________ в _____ году русские князья проиграли. Не дойдя 100 верст до _____________, хан __________ повернул назад. На пути в степи он в течение 7 недель осаждал __________. После его взятия этот город прозвали _________ и полностью уничтожили его.
-
Соотнесите термин и его значение.
А) Монгольский военачальник; | |
| Б) Ханская грамота, дававшая право русским князьям править в своих княжествах; |
| В) Дань, которую выплачивала Русь Орде; |
| Г) Сборщик дани на Руси от татара-монгол. |
-
Объясните, почему татаро-монголы смогли захватить Киевскую Русь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль № 3.
Задания на оценку «4» (хорошо)
-
Заполните таблицу «Первый поход хана Батыя на Русь».
-
Годы
Захваченные княжества
Главные битвы
Осада городов (какие?)
Итоги похода
-
Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося при его обороне от монголо-татар.
А) Москва; | |
| Б) Киев; |
| В) Рязань; |
| Г) Владимир. |
-
Напишите, какие последствия для Киевской Руси имело монголо-татарское нашествие?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль № 3.
Задания на оценку «5» (отлично)
-
Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия.
Один из предводителей монгольских племен ____________________________ в начале ____ века объединил их и принял имя ________________. С огромным войском он покорил _______________________ и ______________________, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В ____ году на реке ________ произошла битва, где русско-половецкое потерпело поражение.
В ____ году внук __________ хан _________ двинулся на ______. Первым пал город ______________. Затем настала очередь ________________. В битве на реке ________ в _____ году русские князья проиграли. Не дойдя 100 верст до _____________, хан __________ повернул назад. На пути в степи он в течение 7 недель осаждал __________. После его взятия этот город прозвали _________ и полностью уничтожили его.
-
Отметьте красным цветом причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами.
А) Численное превосходство монголо-татарских войск;
Б) Нежелание русских людей защищать своих князей;
В) Отсутствие у русских воинов военного опыта;
Г) Отсутствие военного единства на Руси;
Д) Превосходство монголов в тактике ведения военных действий.
-
Заполните пропуски в схеме «Последствия монголо-татарского нашествия для Руси».
Многие города были разрушены,
Экономические последствия
Политические последствия
Потеря самостоятельности Руси,
Модуль № 4.
Задания на оценку «3» (удовлетворительно)
-
Соотнесите автора и название произведения:
Автор | |
| А) Владимир Мономах Б) Д. Заточник В) Неизвестный автор |
-
Напишите, что вы знаете о данном соборе.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________________________________________________________
-
Напишите, какое влияние на русскую культуру оказало монголо-татрское нашествие?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль № 4.
Задания на оценку «4» (хорошо)
-
Напишите, что вы знаете о данном архитектурном строении.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
-
Напишите, как вы понимаете выражение, что монголо-татары оказали значительное значение на развитие русской культуры?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Кто был заказчиком данной иконы? Как она называется? Когда была сделана?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Модуль № 4.
Задания на оценку «5» (отлично)
-
Напишите, что вы знаете о данном архитектурном строении.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
-
Напишите, как вы понимаете выражение, что монголо-татары оказали значительное значение на развитие русской культуры?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Соотнесите автора и название произведения:
Произведение Автор
1) «Слово о полку Игореве» А) Владимир Мономах
2) «Поучение» Б) Д. Заточник
3) «Слово о законе и благодати» В) Неизвестный автор
4) «Моление»
1 При желании, вы можете изучить данный вариант модульного обучения, перейдя по ссылке: https://sites.google.com/site/rabocijkabinetivkremera/ucenikam-skoly/proverocnye-samostoatelnye/modul-politiceskaa-razdroblennost-na-rusi