Ожигова Екатерина Алексеевна
Учитель истории и обществознания
МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
Методическая разработка урока по новой истории 8 класс.
Тема урока «Искусство XIX века».
Цели урока: определить общекультурный контекст эпохи; рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства».
Наглядность : портреты писателей европейского романтизма, портреты композиторов, репродукции картин живописи, скульптуры.
Термины: романтизм, реализм, натурализм, академизм.
Тип урока: комбинированный
1.Проверка домашнего задания.
2.Литература XIX в.
3.Живопись и скульптура XIX в.
4. Музыка XIX в.
ХОД УРОКА:
-
Проверка домашнего задания.
Опрос учащихся провожу в форме беседы по следующим вопросам:
— Как изменилось научное видение мира в 19 веке?
-Каковы были тенденции научной мысли?
-Какие основные достижения 19 века Вы могли бы назвать?
II. Новая тема. Беседа с учащимися по теме «Литература 19 века»
-Какие литературные направления 19 века Вы знаете? (Сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм).
-Какого из представителей европейского романтизма Вы знаете? (Дж. Байрон, В.Гюго, Г.Гейне).
-Как Вы могли бы охарактеризовать литературное направление романтизма? (Неприятие канонов классицизма и Просвещения. Стремление к героизации человека, противостоящего своему окружению ). Какие произведения Дж .Байрона Вам известны? (Паломничество Чайлд Гарольда «Корсар»). Какие романы В.Гюго Вам известны? ( «Отверженные, «Собор Парижской Богоматери»). Кого из представителей Вы могли охарактеризовать литературное направление реализма? (Это направление отличает социальная ориентированность: писатель отображает «язвы» общества имя их скорейшего исправления). Какие романы Ч.Диккенса Вы знаете? ( «Приключение Оливера Твиста», «Посмертные записки Пиквикского клуба» и другие).
В конце 19 века появляется новое литературное направление — натурализм. Для него характерна необычная точность в изобретении бытовых деталей. При этом в центре внимания «натуралистов»- низы общества». Наиболее яркий представитель этого течения — Эмиль Золя. Ему принадлежит серия романов «Ругон- Маккары».
III. Живопись и скульптура в XIX веке.
Романтизм проявляется не только в литературе, но и в пластических искусствах, Ярким представителем этого направления в живописи был испанский художник Франсисико Гойя (1746-1828). Он владел всеми жанрами живописи. У него были картины на религиозные сюжеты, придворные портреты. В частности, известна его живописная композиция «Портрет королевской семьи Карлоса VI». Картины Гойи могли быть полны драматизма, как, например «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808г.».
Выдающийся художник своего времени — Теодор Жерико» (1791-1824). Его наиболее известная картина «Плот «Медузы». Для творчества Жерико характерен предельный драматизм, накал страстей, контрастность цвета. В схожей манере писал Эжен Делакруа (1798-1863). Для него было характерно внимание к восточным сюжетам. Одно из наиболее ярких его творений — картина «резня в Хиосе». Делакруа был свойственен и политический пафос. В этом смысле показательна картина «Свобода , ведущая народ».
-Как Вы думаете, кому принадлежит противостояние художника? (Академическому направлению в жив описи).
Наиболее яркие представители академизма — Энгр, Коро. Академизму противостояли не только романтики, но и сторонники демократизации искусства. Наиболее значимые художники этого ряда- Домье, Курбе, Милле.
-Какое художественное направление перевернуло представления о живописи ? (Импрессионизм).
— В 1863 г. Был открыт Салон отверженных, где были выставлены картины, отвергнутые сторонниками академической школы. В центре общего внимания была картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», Однако, по-настоящему импрессионисты заявили о себе в 1874 году совместной выставкой. Целое направление получило на звание по картине К.Моне «Впечатление». Восход солнца ( ведь по- французски «впечатление»- « имприссион».
Импрессионисты пытались на картине передать «мгновенья», сиюминутные ощущение. Эти ощущения разрушили привычные формы и стандартный рисунок. Их взгляд был сугубо индивидуален. Наиболее известные из них- К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро. Близок к импрессионистам был П.Сезанн. Импрессионистом в скульптуре был О.Роден. Он ломал законы скульптуры, отбрасывал ненужные детали — все во имя достоверной передачи чувств. Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874году.
(По ходу объяснения новой темы заполняем таблицу по искусству 19 века).
Значимая веха в истории мировой живописи — творчество Поля Гогена. Известен его цикл картин, посвященных жизни на Таити, где художник провел много лет. Гоген фактически отказался от света-тени, совершенно нетрадиционно разрешал проблему перспективы. В своих картинах художник демонстрировал богатство палитры, удивительные цветовые гаммы. Удивительная красочность, богатство образов характерно и для творчества Винсента Ван Гога.
IV. Музыка в XIX веке.
Композиторами первой половины 19 века были Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Р.Шуман. Для композиторов этой школы было характерно тяготение к малой форме. Их музыка лирична и мелодична и была преимущественно камерной.
В это же самое время свой расцвет переживает итальянская опера. Её ярчайшие представители –Дж.Россини, В Беллини, Дж. Доницетти, Дж. Верди. В Итальянской опере противоборствовали два направления: одно тяготело к традиционной опере-буфф (т.е. комедии), другое обозначало тенденцию к формированию национальной оперы. Представителем последнего был Дж. Верди (1813-1901). Он был автором опер «Реголето», «Травиата», «Отелло», «Макбет», «Аида», «Фальстаф», «Трубадур» и другие. Арии из его опер становились народными песнями и национальными гимнами, призывающими итальянцев к борьбе за независимость.
Серьёзную реформу оперы предприняли Ж.Бизе и Р.Вагнер. Бизе, автор одной из наиболее популярных опер — «Кармен», был сторонником предельно реалистичного сюжета и откровенно выражающей чувства человека мелодии. Р.Вагнер разрушил привычную структуру оперы, внося в неё элементы драматического спектакля и симфонического концерта. В его операх было много симфонического концерта. В его операх было много симфонических вставок и речитативов.
«Реформа симфонической музыки была совершена французским композитором К.Дебюсси. Дебюсси фактически отказался от привычных для симфонической музыки мелодий. Он попытался отобразить чувства, разрушая устоявшие музыкальные формы.
В итоге можно использовать дополнительный материал «Письмо к брату» автор художник Винсент Ван Гог, от 11 мая 1882 г. После знакомства с текстом, задать учащимся несколько вопросов:
-На какие художественные образцы ориентировался Ван Гог?
-Как Ван Гог анализирует собственное творчество?
-Закрепление урока.
-Итог урока.
-Домашнее задание — п.6-8 ; задания в рабочей тетради по данной теме (можно дать дифференцированное задание особой сложности слабым и сильным учащимся), продолжить заполнять таблицу по теме, для тех, кто не успел оформить на уроке. Термины. Дополнительная литература.
Литература:
1.Г.И.Данилова «Мировая художественная культура». М.: Дрофа, 2009г.
2. А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина История Нового времени». М.: Просвещение, 2010г.