1. Амосова Валентина Александровна

2. МБОУ «Старобрянская сош» Заиграевского района Республики Бурятия

3. Учитель русского языка и литературы    

  Тема: » Сверху взгляд на Россию брось – рассинела речками Русь…»

8 класс

(интегрированный урок по литературе и географии)

Цель урока:

Обобщить материал по географии и литературе как систему знаний; закрепить умения       составлять сравнительную характеристику; закрепить знания терминов, продолжить работу с контурными.

Задачи урока:

1.Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую терминологию.

2.Развивающие: развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; развивать устную и письменную речь учеников, умение объяснять значение географических терминов, лексическое значение слов.

3.Воспитательные: воспитание основ мировоззрения и причинно-следственных связей, любви к природе и чувства бережного отношения к ней через осознание богатства и гармонии окружающего мира; совершенствование навыков общения; умение работать в коллективе.

Тип урока: Интегрированный урок на основе обобщения, систематизации и проверки знаний по географии и литературе.

Оборудование: Учебно-наглядный комплекс: контурные карты, карточки с заданиями, компьютер, проектор.

Ход урока:

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный.

Я хочу поинтересоваться, как вы понимаете значение этого слова – интегрировать? Обратимся к нашим консультантам.

Консультант 1: Интегрировать – 1. Объединить в одно целое. «Толковый словарь»

Учитель литературы: Вот и мы попытаемся вместе с Галиной Ивановной объединить географию и литературу в один урок и подчинить общей теме. А тема сегодняшнего урока напрямую связана с отгадкой следующих загадок

1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит?

2. Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь.

3. Глядятся в него молодые рябинки цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды – в нём всё отражается. Как это зеркало называется?

Итак, тема нашего урока: «Сверху взгляд на Россию брось – рассинела речками Русь…»

Учитель географии: У вас на партах лежат карточки, с которыми мы будем работать, задания, справочный материал, а также атласы. Надеюсь на вашу активную работу и сотрудничество.

Открываем тетради, записываем тему.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме внутренние воды и водные ресурсы, вспомним произведения русских писателей, где упоминаются реки.

1. Разминка по терминам.

Найдите соответствие между термином и понятием:

Понятие

Термин

1.Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке

2.Превышение истока реки над устьем

3.Поведение реки в течение года

4.Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности

5.Нрязекаменные потоки

6.Низкий уровень воды в реке

7.Крупные искусственные водоемы, созданные на реках

8.Время когда река покрыта льдом

9. Воды, пригодные для хозяйственного использования

10.Слой горных пород ,не оттаивающий в течение длительного времени

А) водохранилище

Б) водные ресурсы

В) межень

Г) половодье

Д) падение реки

Е) режим реки

Ж) наводнение

З) сель

И) ледостав

К) многолетняя мерзлота

Ответы 1г, 2д, 3е, 4ж, 5з, 6в, 7а, 8и, 9б, 10к.

2. Учитель литературы: Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей.

Послушайте, как описывает исток Волги, великой русской реки, писатель Юрий Полозов и мысленно представляете:

“Околица села — глинистый пологий скат. Внизу под Горкой щетинится осокой и хвощом небольшое болотце, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге; недалеко как бы вплыл дощатый помост с перильцами, а чуть поодаль на сумрачном фоне елового леса красуется игрушечно крохотный рубленый домик… На арке надпись: “Исток великой русской реки Волги”.

Вы медленно опускаетесь с горки, медленно ступаете на помост. С каждым шагом все ближе милая русская светелка.

И вот вы входите в нее. Все сразу обволакивает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.

Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вы вдруг падаете на колени, всматриваетесь… Черной тушью таинственно мерцает глубинная холодная вода. Не всплеснет, не всколышется ни одна струйка… тихо, очень тихо в прохладной светелке.

Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где заветная ее колыбель!..

— Здравствуй, Волга! Низко-низко кланяюсь тебе…”.

У вас, ребята, было домашнее задание: «Найти высказывания русских писателей и поэтов о реках» Справились?

Все остальные не просто слушают, а в тетрадях записывают названия рек, которые прозвучат в рассказах ребят.

уч-ся — «Невы державное теченье»…

Всего три слова, но они — как музыка, и в них вся река — могучая, величавая, неизменно полноводная и в дни весенних возрождений природы, и в летнюю жару. Такой вытекает она из огромного Ладожского озера, такой проходит через славный город Петербург, как бы соревнуясь с ним в красоте и державном величии. И только изредка, обычно в неспокойные темные осенние дни, резко меняется характер реки. Ветер с моря гонит ее обратно на город, она борется со стихией, но совладать не может:

Нева всю ночь рвалася к морю…
И спорить стало ей невмочь.
Река пошла вспять:
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
и затопляла острова.

А. С. Пушкин дал полное поэтическое и совершенно правильное описание знаменитого наводнения 19 ноября 1824 г, в Петербурге. И он же показал Неву во всем ее спокойном величии.

уч-ся: Упоминание о кавказских реках встречается в стихах А.С. Пушкина . Писал он о них и прозой. У него есть такие строки о Тереке: «Кавказ нас принял в свое святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек… Чем дальше углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелье. Стесненный Терек с ревом, бросает свои мутные волны через утесы, преграждающие ему путь. Ущелье извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами…».

уч-ся: У М. Ю. Лермонтова о реках всего несколько строк, но это бессмертные строки. В стихотворении «Родина», рисуя красоты родной страны, поэт пишет:

Разливы рек ее, подобные морям.

В «Казачьей колыбельной» есть две строки о Тереке:

По камням струится Терек, Плещет мутный вал.

В них полная картина реки: каменистое русло, быстрое течение, насыщенный наносами водный поток. Самая короткая и вместе с тем полная гидрологическая характеристика!

О Тереке Лермонтов, так же как и Пушкин, вспоминает и в других своих стихах.

уч-ся: О Волге с любовью, гордостью и душевной болью писал Н. А.Некрасов:

О, Волга!.. колыбель моя, Любил ли кто тебя, как я?

Поэт гордится ею, она «светла и величава», но нищета и рабский труд делают ее «рекою рабства и тоски».

 Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.

уч-ся: любил Волгу Максим Горький и много писал о ней. И во всем, что он писал, чувствовался рабочий человек, не только наблюдавший трудовую жизнь на великой реке, но и участвовавший в этой жизни.

«Меня влекло на Волгу к музыке трудовой жизни, эта музыка и до сего дня приятно охмеляет сердце мое; мне хорошо памятен день, когда я впервые почувствовал героическую поэзию труда». Так начинает писатель в книге «Мои университеты» описание одной ночи на Волге под Казанью, в которую ему довелось участвовать в разгрузке затонувшей баржи. В этом — удивительном по силе описании ошалелой, но и захватывающей душу работы на ночной осенней и бурной реке люди и река одно целое.

Река встретила людей неприветливо: «Был сентябрь, дул верховой ветер, по серой реке сердито прыгали волны; ветер, бешено срывая их гребни, кропил реку холодным дождем». ..

уч-ся: О Днепре писали Николай Васильевич Гоголь. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…»

Не один русский писатель в царское время познакомился с великими сибирскими реками по дороге в ссылку. Долог был путь вниз по Енисею или Лене. Те, кому суждено было вернуться, проделывали его дважды. Зимой ехали на санях по льду, летом плыли на пароходе или в лодке.

уч-ся: Вот как свои впечатления описал о зимней Лене Владимир Галактионович Короленко:

«Мы ехали вниз по Лене. По всей ширине ее торчали в разных направлениях огромные льдины, по-местному «торосья», которые сердитая быстрая река швыряла осенью друг на друга в борьбе со страшным сибирским морозом. Над этим причудливым ледяным хаосом стояли молчаливые огромные Ленские горы.

И так на десятки, на сотни верст… И только по временам по реке ухнет вдруг тяжелым стоном треснувший лед, зашипит как пролетающее ядро, отдастся эхом как пушечный выстрел, пронесется куда-то далеко назад, в оставленные нами пустынные извилины Лены. Становилось и жутко и грустно при виде этой огромной ледяной пустыни».

Учитель литературы: Ну, я думаю достаточно, конечно, можно было ещё долго говорить о реках словами писателей и поэтов. Но мы убедились, что они любили реки много красивых, прекрасных строк им посвятили им.

Обратите внимание на стенд: высказывания писателей и поэтов о реках.

А сейчас проверим: Какие названия рек вы записали?

Учитель географии: Да, я согласна с Валентиной Ал-ной много красивых и прекрасных слов мы услышали, а знаем ли мы эти реки? Давайте убедимся на практике… На столах у Вас контурные карты, цифрами обозначены реки и озера. Вы должны в условных обозначениях дать название рек.

3. Практическая работа с контурными картами

— Проверяем (ученик выходит к доске, показывая географический объект.)

Учитель литературы: Мы вам предлагаем поиграть в игру «Рассыпанные строчки», т.е. вы должны восстановить текст, расположив строчки в правильном порядке:

I вариант Переправа, переправа!

Снег шершавый, кромка льда…

Берег левый, берег правый.

Кому темная вода,-

Ни приметы, ни следа

Кому память, кому слава,

II вариант Немного лет тому назад,

обнявшись будто две сестры,

Был монастырь….

Струи Арагвы и Куры,

Там, где, сливаяся, шумят,

1. Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода,-

Ни приметы, ни следа.

2 .Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

обнявшись будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь….

— Их каких произведений взяты стихотворные строки и Кто же автор этих произведений?

— Какие знания вы применили, выполняя это задание.

(Использовали рифму) Какие рифмы встретились? (перекрестная и параллельная)

А теперь задание усложняется, по отрывку из текста вы должны определить характер течения реки, используя географическую лексику.

5. Определите характер течения реки по отрывкам из произведений, используя географическую лексику:

1. «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои»

Н. В. Гоголь.

(ответ: равнинная река) (А ПОЧЕМУ ТЫ ТАК ДУМАЕШЬ?)

2. Лермонтов: «Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.» (ответ: горная река)

3. О чем говорит следующая часть стихотворения?

«Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит» (ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в каспийское море)

Учитель географии: Урок набирает ход….

Викторина: 1.Самая полноводная река России? (Енисей)

2. Самая длинная река нашей страны, полностью находящаяся на территории России? (Обь с Иртышом)

3. У какой реки России самый большой бассейн? (Объ)

4. К бассейну какого океана относятся самые крупные раки России (Северно-ледовитый океан)

5. Воды, пригодные для хозяйственного использования. (водные ресурсы)

6. Отношение величины падения реки к её длине (уклон)

Учитель литературы: Сейчас я предлагаю по отгадывать ребусы:

1. Я — сибирская река,
Широка и глубока.
Букву “е” на “у” смени —
Стану спутником земли.
(Лена — Луна.)

2. Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если “л” на “н” сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей — Енисей.)

 Рефлексия:

Учитель географии: И так пришло время подвести итог. Вам понравилось? Чем мы занимали на уроке?

Учитель литературы: Я хотела бы завершить наш урок словами Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды.

          Даже малую былиночку любя,

         Берегите всех зверей внутри природы,

         Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ещё раз обратимся к словам В.В. Маяковского: » Сверху взгляд на Россию брось – рассинела речками Русь…» , Хоть мы и говорим, что богата наша Родина водными ресурсами, но мы должны их беречь. а как? Это тема следующего урока….

Постановка домашнего задания

География: продолжить работу с контурными картами, обозначить города на этих реках.

Литература:  

Названия каких рек пропущены в стихотворных строках? (т.е. в ставить название рек). Я думаю Вы внимательны были на уроке, с задание справитесь без труда…

 Оценки:

          Мероприятия по охране природы:

·        Не допускать самовольную вырубку леса;

·        Контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;

·        Бороться с лесными пожарами;

·        Для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории;

·        Вносить редкие виды в Красную книгу;

·        Разводить животных, восстанавливать погибшие леса.

 Правила поведения в природе:

Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.

На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.

Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.

Будь другом всех живых существ. Не мучай и не убивай животных.

Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here