Предмет: История Казахстана Класс: 7 Тема урока:

«Казахстан в период раннего средневековья»

Цели урока:

Способствовать усвоению учащимися знаний о средневековых городах, об архитектуре и искусстве, материально духовной культуре.

Формировать умение работать индивидуально; развивать умение учащихся обсуждать, анализировать исторические факты, ясно аргументировано высказывать свое мнение.

Формирование патриотизма, осознания значимости и ценности истории Казахстана.

Тип урока: урок закрепления.

Методы: частично-поисковый

Форму обучения: индивидуальная

Оборудования: Таблицы, маршрутный лист Класс 8

«Культура Казахстана в XVIII веке»

Способствовать представлению об особенностях развития, образования и культуры в XVIII вв. в Казахстане, на основе изучения научных исследований зарубежных и русских ученных.

Способствовать развитию навыков сравнительного анализа и поисковой работы учащихся.

Воспитывать стремление к постоянному совершенствованию знаний, целеустремленности, жажду знаний.

Комбинированный

Самостоятельная работа

Индивидуальная и групповая работа

Таблица, тесты

Структура урока

1.Организационный этап.

Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, определить

цели и задачи урока.

2. Побуждение:

Учитель организует с учащимися «мозговой штурм»: дети должны сами определить

цель урока, наводящие слова, которые необходимо рассмотреть, записаны на доске.

Бумын, байда,джабгушад, Суяб, каган, булак, атабеки, борики, Мырзарабат, тумары. М.В. Ломоносов, И.К. Кирилов, Г.Ф. Миллер.

Актамберды – жырау, Таттикара – жырау,

шежере, домбра, Тойбастар, жоктау.

Реализация:

Сегодня у нас урок повторение по первому

разделу в форме игры.

Игра «Самый умный»

Маршрутный лист: оценивание по баллам.

задания 1уч. 2уч. 3уч.

1 «Кто быстрее»2 балла

2 Хронологическа таблица 10б

3 Историческаяроссыпь 8б

4 Отгадай

Государство

по описанию

5баллов

5 Отгадай задуманное3б

6 Нади ошибку в таблице

8 баллов

7 Анаграмма 2б

1 «Кто быстрее»

Установи последовательность образования средневековых государств.

1 Огузкое государство

2 Карлукский каганат

3 Тюркский каганат

4 Кимакский каганат

5 Тюргешский каганат

6 Западнотюркский каганат

5 Огузкое государство

4 Карлукский каганат

1 Тюркский каганат

6 Кимакский каганат

3 Тюргешский каганат

2 Западнотюркский каганат

2. «Хронологическая таблица»

Название

государства Дата

существо вания Территория

государства Ставка: Правители

Тюркский

каганат 553-603 г. От Алтая до

Каспийского

моря нет Бумын

Мукан

Западно-Тюркский каганат 603-704 г. От реки

Или до

Рек Тарим

И Амур-дарья

г.Суяб

Кунгит Тар-душ

Тюргешский

каганат 704-756 г.

Семиречье

г.Суяб Уш-лик

Сулу

3

Решить задачу «Историческая россыпь»

Аль Марвази Правитель г.Испиджаб

Тардуш Всенародный хан

Бумын Правитель Огузского гос-ва

Капаган Тюркский историк

Бильге Кул Кадыр-хан Правитель Западнотюркского каганата

Шахмалик Правитель Восточнотюркского каганата

правильные ответы

Аль Марвази Тюркский историк

Тардуш Правитель Западнотюркского каганата

Бумын Всенародный хан

Капаган Правитель Восточнотюркского каганата

Бильге Кул Кадыр-хан Правитель г.Испиджаб

Шахмалик Правитель Огузского гос-

«Отгадай государство по описанию»

Вопросы 1 команде

1. Это государство подчинило себе печенегов, живших между Волгой и Уралом.

2. М.Кашгари писал, что они первоначально состояли из 24 племен, Аль-Марвази писал из 12.

3. Глава государства носил титул джабгу.

(Кимакский каганат)

1.Это государство просуществовало с 756 по 940 гг.

2..Борьба с этим государством длилась 20 лет.

3.Столица данного государства. (Карлукский каганат)

Вопросы 2 команды

1.В китайской хронике «Таншу» указывалось, что они одно из ответвлений тюркоязычных племен.

2.Аль- Марвази писал, что входило 9 племен(жикил,бескилтухси).

3.Это государство просуществовало 200 лет.

(Тюркский каганат)

1.Государство просуществовало с конца IX до начало XI века.

2.Как называли наставников, наследников ябгу.

3. Источник, где повествуется о походах на запад.

(Огузское государство)

4. Отгадай задуманное понятие (5 минут)

Самостоятельная работа

1 Надстройка над колодцем. (Сардоба)

2 Так называется разновидность зодчества доисламсого периода. (Дын)

3 Как называли каменные скульптуры в древнетюркских письменах. (Балбал)

4 Производство керамики из обоженной цветной глины. (Терракота)

5 По-латыни означает «строительное искусство»

(Архитектура)

«Найди ошибку»

Подчеркните самые крупные средневековые города Казахстана

Суяб ,Византия, Алмалык, Испиджаб, Иран, Талас, Яссы, Тараз, Талгар, Сирия,Хуанхэ

5.Разгадай анаграмму

Разгадав анаграммы, назави основное жилище кочевников и его состовные части (иллюстрация юрты)

Р Ю А Т

Е Р Е Г Е К

К У Ы

А Н К Р Ы А Ш

6.

Домашние задание: составить реферат

7.

Выставление оценок согласно маршрутному листу. Опрос домашнего задания: тест (3 минуты) – приложение №

1. Когда произошла крестьянская воина под руководством Е. Пугачева.

А) 1771 – 1772 гг

Б) 1773 – 1775 гг.

С) 1776 – 1778 гг.

Е) 1783 – 1785 гг.

2. Казахские жузы, которые участвовали в войне.

А) Средний, Старший

Б) Средний, Старший, Младший

С) Младший, Старший

Е) Младший, Средний

3. На сколько периодов разделилось участие казахов

младшего жуза в крестьянской войне?

А) На два

Б) На три

С) На четыре

Е) На пять

4. Султан младшего жуза который приветствовал

восстание Пугачева и оказывал ему помощь.

А) Айшуак

Б) Ералы

С) Досалы

Е) Нургожа

5. Бии среднего жуза которые вместе со старшинами

принял решение о поддержке восстания

А) Даутбай би

Б) Казыбек би

С) Жоламан би

Е) Муратбек би

6. Когда казахи совершили нападения на сибирские укрепления?

А) 1773 г.

Б) 1774 г.

С) 1776 г.

Е) 1777 г.

7. В 1774 году – 1775 царская власть число постоянных солдат в сибирских укреплениях.

А) уменьшило

Б) увеличило

С) расселило дополнительно 620 человек

Е) расселило 1035 человек

Сегодня вы самостоятельно будете изучать новую тему

«Культура Казахстана в XVIII веке»

План:

1. Научные исследования на территории Казахстана. Русские исследователи о Казахстане.

2. Зарубежные исследователи

в Казахстане.

3. Казахская литература.

4. Музыкальное искусство и айтыс.

1. Прочитайте разделы параграфа «Научные исследования на территории Казахстана», «Труды И.К.Кириллова, В.Н.Татищева, П.И. Рычкова, И.Г. Андреева», «Зарубежные исследователи Казахстана» и заполнить таблицу: (самостоятельно10 минут)

Авторы Научный

труд О чем

писали? Место

исследования

И.К. Кириллов Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакскойордах Природ-ные усло-вия, торго-вые пути

Средняя

Азия

В.Н.

Татищев Продолжил описание

трудов своих предшественников Описание быта и

культуры нерусских народов Оренбургский край

П.И.

Рычков История Оренбургская Описание

Волжско-Яицких казахов Казахстан

И.Г.

Андреев Средняя орда киргиз-кайсаков Описание о границах Среднего

жуза

Д.Эльтон Описание о культуреи быте казахского народа Казахстан

2 Групповое

1.Прочитайте разделы параграфа «Казахская литература», «Исторические рассказы», «Шежире» и заполните таблицу: (самостоятельно 5 минут)

Имя автора Биография Название

Произве-дения Тематика

Произве-дения

Актамбер-ды-жырау 1675-1768г. Его мавзолей находится в Восточно-Казахстанской облости Призывал к героизму, воинской отваге и доблести

Бухар-жырау 1693-1787г Родился на террито-рии баянаульского района Повладарской области Подвиги хана Абылая Любовь к родной земле, патриотизм и воспивание героизма казахских батыров

Таттикара Радился в Сарыколь на территории Костанаской области Призывал воинов к мужеству и верности отчизне

Умбетеу-жырау 1706-1778г

Из рода канжыгалы Жоктау-

плач

Естырту -извещение Воспевал подвиги казахских батыров

Тлеуке Кулекеулы

Родился в Акмолинской облости Он воспивал дружбу, единство.

3. Самостоятельно подготовить сообщение об особенностях развития музыкального искусства казахов в конце XVIII в. Индивидуальная работа (5 минут)

1-казахские музыкальные инструменты;

2- песни, кюи, айтысы;

3- знаменитые казахские исполнители;

Закрепление:

1. Охарактеризуйте роль и значение научных исследований на территории Казахстана в XVIII в.

2. Ученые, каких стран исследовали Казахстан?

3. Назовите имена казахских акынов, жырау XVIII в.

4. Что вы можете сказать о развитии музыкального искусства у казахов XVIII в?

6.

Закончить таблицу. Запишите в тетради родословную вашей семьи (шежере). Есть ли среди ваших предков известные бии, батыры, музыканты, лекари? Подготовьте небольшое сообщение о них.

7.

Выставление оценок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here