Решетников Александр Сергеевич
учитель истории
Место работы: НОУ НПГ, г. Новый Уренгой
Методическая разработка по истории для открытого урока на предметной неделе среди учащихся 5-9 классов.
Игра «Историческое поле чудес»
Цель: Повысить интерес учащихся к истории своего отечества.
Оборудование:
1. Проектор;
2. Игровой барабан;
3. Стенд с заданиями;
4. Музыка.
Учитель заранее оформляет класс. Для оформления барабана можно использовать не большой стол, детскую юлу и нарезанные цифры из цветной бумаги.
Задания можно напечатать на листах А 4 и прикрепить к доске.
Игру можно проводить, как в одном классе, так и среди учащихся нескольких классов.
Историческое поле чудес проводить по правилам телеигры «Поле чудес»
Ученики | Примечание | |||
1. Приветствует учащихся. Объясняет правила игры.
|
|
| ||
2.Задает учащимся три вопросы по истории.
| Отвечают на вопросы. | Учащиеся ответившие первые на вопросы становятся участниками первой тройки игроков и т.д. | ||
3. Вопросы для зрителей: а) Эта обувь, появившаяся в начале XVIII века в России, обладает еще и целебными свойствами. Ответ: ВАЛЕНКИ; б) Челобитная-это? Ответ: ПРОШЕНИЕ; в) Как в старину называли сторожа городских ворот? Ответ: ВРАТАРЬ. | ||||
4. Задание для первой тройки игроков: В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платит 9 кун, за утку стоила 30 кун, за гуся 30 кун, гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за овцу 5 кун». А за одно животное давали 3 гривны ( 1 гривна приравнивалось) 5О кунам. Получается, по стоимости это животное приравнивалось 1 волу, или 3 коровам, или стаду баранов. Назовите это животное? Ответ: КОШКА | ||||
5. Вопросы для зрителей: а) Славянское блюдо, более всего распространенное в украинской кухне. Ответ: ВАРЕНИКИ; б) В древней Руси человека этой профессии называли бортником, а сейчас? Ответ: ПЧЕЛОВОД; в) Как на Руси называлось место в доме, где висели иконы? Ответ: КРАСНЫЙ УГОЛ. | ||||
6. Задание для второй тройки игроков: Без этого блюда в России редко проходит какое-либо застолье. Название этого лакомства пришло к нам из древней Руси. Готовилось оно в старину из старых желтых огурцов с добавлением меда. Назовите это блюдо? Ответ: ОГУРЦЫ. | ||||
7. Вопросы для зрителей: а) Этой травой на Руси наказывали непослушных детей. Ответ: КРАПИВА; б) Как в старину назывались жилища князей и бояр? Ответ: ХОРОМЫ; в) Михаил Васильевич Ломоносов впервые придумал название этому прибору, затем оно прочно вошло в обиход. Ответ: ГРАДУСНИК. | ||||
8. Задание для третьей тройки игроков: На Руси долгое время получить образование могли только представители высших сословий Дворяне и купцы. Какой школьный предмет купцы изучали с удовольствием, а дворянство и на дух не переносило. Назовите этот предмет? Ответ: ГЕОГРАФИЯ.
| ||||
9. Задание на финал: Однажды придворный лекарь Вилье, сопровождавший императора Павла Петровича в поездке, был ошибкою завезён ямщиком на ночлег в избу, где уже находился император, собиравшийся лечь в постель. Вилье входит в дорожном платье и видит перед собою государя. Можно представить удивление Павла Петровича и страх, охвативший лекаря. Император спрашивает, каким образом тот к нему попал. Вилье извиняется и ссылается на ямщика, который сказал, что квартира для него отведена тут. Посылают за ямщиком. На вопрос императора ямщик отвечал, что Вилье про себя сказал, что он анператор. — Врёшь, дурак, — смеясь, сказал ему Павел Петрович, — император я, а он оператор. — Извините, батюшка, — отвечал ямщик, кланяясь, царю в пояс, — я и не знал, что вас двое. Назовите, как в наше время называют оператора? Ответ: ХИРУРГ. | ||||
Подводит итоги игры. Награждает победителей. |
| Заранее продумать, чем награждать победителей. |