МКУ Управления образованием администрации Овюрского кожууна
МБОУ Ак-Чыраанская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна
Открытый урок по теме : «Отечественная война в судьбе России».
Провела : Кара-Сал Чойган Байырлановна.,
учитель истории., МБОУ Ак-Чыраанская СОШ.
Ак-Чыраа -2012г.
Самоанализ проведенного урока в 8 классе МБОУ Ак-Чыраанской СОШ.
Тема урока: «Отечественная война в судьбе России» (1812-2012гг
Цели урока: проверить знания учащихся пройденной темы; углубить и закрепить знания об этапах войны; закрепить и развивать умения выражать свои мысли и отношение к событиям; воспитывать чувство любви и патриотизма к истории России, ответственность за принимаемые решения.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-исследование.
Частично-поисковый. На уроке использовались наглядности
На этом уроке были использованы карта Отечественной войны, портреты выдающихся личностей, книги «Война и мир», « История Тувы», стихотворение, документ.
Цели урока реализовались:
Обучающая: выявить причины столкновения России и Франции , гибели «великой армии» Наполеона в России
Развивающая: развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, работа в паре)
Развитие логического мышления учащихся , их аналитических способностей (сравнивать , сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения самостоятельной работы.
Воспитательная: через работу с текстом, нахождение важнейшие события, даты. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в паре учит работать в коллективе.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока подходы:
-
Текстоориентированный. Монологический ответ, рецензия.
-
Коммуникативно-деятельный: работа с текстом, работа со словарями.
-
Интегрированный: связь с литературой осуществлялась через отбор дидактического материала , использование книг великого русского писателя Л.Н.Толстого«Война и мир»,Восстание Алдан-Маадыров, 100-летие войны Хомду .
-
Организация самостоятельной деятельности учащихся
-
Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи
Соблюдены были структурные компоненты урока:
-
Организационный момент , характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся
-
Устный опрос(повторение теоретического материала)
-
Проверка домашнего задания
-
Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся
-
Дано домашнее задание
-
Итоги урока были подведены учащимися
Отечественная война в судьбе России.
Тип урока: урок-исследование
Цели урока:
-
выявить причины столкновения России и Франции , гибели «великой армии» Наполеона в России
-
проверить знания учащихся по теме: «Отечественная война 1812г»;
-
углубить и закрепить знания об этапах Отечественной войны, лидерах- военноначальниках времен Отечественной войны;
-
закрепить и развивать умения выражать свои мысли, свое отношение к событиям;
-
воспитывать чувство любви и патриотизма к истории России, гордости за свой народ, ответственности за принимаемые решения.
Оборудование: карта Отечественной войны, портреты выдающихся личностей, выставка книг «Война и мир», «История Тувы»
Основные понятия и термины:
Война— вооруженная борьба между государствами.
Отечественная война- война русского народа против наполеоновских полчищ в 1812 году.
Отечество- страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
Ход урока:
-
Организационный момент. Сообщение темы, целей урока, видя деятельности.
-
Мотивационный компонент. Вступительное слово учителя:
Закален в боях, походах
Ветеран, боец, солдат
Смел, отважен, энергичен
Безупречен, как солдат
Отгремели дни лихие,
Эхо слышится в годах
Поседели русы кудри
Поутих огонь в глазах
Но никто не забывает
Дни лихие и войну
Ну , а внуки обожают
Их рассказы про войну.
Учитель: Отечественная война…Она стала одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг- хранить память об этих событиях. Надо знать, каких жертв стоила эта война, какие разрушения она принесла.
Вы, ребята не только по истории Отечественную войну изучаете, есть и по предмету русская литература тоже есть роман под названием «Война и мир» великого русского писателя Льва Толстого.
— Какие еще войны знаем, ребята по истории Тувы?- Восстание Алдан-Маадыров 1883г, Хомду 100 летие тувинского народа от китайских захватчиков.
-
Причины войны:
— разрыв с Англией больно ударил по ним. Экономические связи русского дворянства и купечества.
— высокие пошлины вводимые в Россию из Франции предметы роскоши больно ударило по экономическим интересам Парижа.
— Наполеон решил любой ценой сломить волю России к дальнейшему сопротивлению и стал готовиться к новой войне.
— союзные договора с Австрией и Пруссией для войны с Россией.
4. Начало войны.
12 июля 1812 г «Великая армия» Наполеона перешла р.Неман и вступила на землю России. В войне с Россией Наполеон преследовал цель разгромить русскую армию в генеральном сражении и занять Москву.
На Западе России 3 армии:
1 армия- М.Б.Барклая де Толли прикрывало Петербургское направление
2 армия- П.И.Багратиона стояла на Московском направлении
3 армия – А.П.Тормасова на Киевском направлении
Замысел состоял в том, чтобы уклонившись от генерального сражения , отступить и вынудить Наполеона растягивать тылы, удаляться от сладов и баз. Ослабив армию Наполеона , русское командование планировало прейти в контрнаступление .Но этот план не имел полной поддержки. Наполеон быстро продвигался вглубь страны, стремясь не допустить соединения 1 и 2 армии Барклая де Толли (шотландское происхождение) и Багратиона. Но этот замысел был сорван. 22 июля обе армии соединились под Смоленском. Хотя русская армия после сражения под Смоленском отступила. Тяжелая военная обстановка потребовала от властей назначения нового командующего армией. 5.Таким полководцем стал М.И.Кутузов. после принятия командования пред ним задача: Остановить наступление Наполеона на Москву. Местом сражения избрано с.Бородино (в 12 км от Можайска). Кутузов хорошо укрепил фланги русской армии. Генеральное сражение состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 г. В ходе авангардных боев противник захватил Шевардинский редут и тем самым вынудил русских драться на плохо укрепленной позиции у деревни Семеновская.
Защитой Семеновских укреплений руководил П.И.Багратион, войска которого отбили 7 атак противника.Битва продолжалась в течение всего дня. Силы были равны и потери (44 тыс рус и 60 тыс.фран). Погибли почти 80 рус и фран генералов, во время 8 атаки смертельное ранение получил Багратион. К вечеру получив сведения о потерях, приказал отступить. В разгар сражения по приказу Кутузова в тыл наполеоновских войск были направлены казаки атамана М.И.Платонова и кавалерийский корпус генерала Ф.П.Уварова. главная цель Наполеона- разгром русских войск – не была достигнута.
Кто же победил при Бородине?- Русская армия одержала моральную и политическую победу. Французы потеряли уверенность в окончательном исходе войны, занервничали, начали утрачивать стратегическую инициативу.
6.1 сентября –на военном совете в Филях Кутузов принял решение об оставлении без боя Москвы. Наполеон вошел в пустой, покинутый жителями огромный город. В тот же день начался пожар, спаливший три четверти древней столицы. Вокруг нее полыхало пламя партизанской войны .В историю вошли имена крестьян В.Кожиной, Г.Курина, кадровые офицеры армии Д.Давыдов, А.Фигнер. В начале октября Наполеон покинул город. Наполеон трижды обращался с мирным предложением и трижды получил отказ. Кутузов уйдя из Москвы совершил блистательный маневр, оторвавшись от преследования французов и укрепился под Тарутиным. Закрыв дорогу для французов к тульским оружейным заводам. Эта операция получила название Тарутинский маневр(от Москвы 80 км). Пути на Калугу, Брянск, Тулу, главные военно-сырьевые базы России Наполеону были закрыты. Сражение при р.Березине поставило победную точку в истории Отечественной войны. Наполеон тайно бежал из России , отправился в Париж собрать новую армию. 25 декабря 1812 года Александр 1 в специальном манифесте объявил об изгнании неприятеля.
7. Творческое задание: Сообщение: «Генералы Отечественной войны»
8. Вывод: Со стороны России Война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу внесли белорусы, украинцы, татары, башкиры, грузины и представители многих других народов. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.
9. Закрепление
10. Домашнее задание- хронологическая таблица «Отечественная война 1812г»
11. Итог урока
12. Выставление оценок