Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
Работу выполнила:
учитель МБОУ СОШ № 12
Кулькова Ирина Васильевна
Выкса,
2014 учебный год
1. Пояснительная записка
Методическая разработка раздела образовательной программы по истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. Составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по истории России под редакцией А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2007 г. Курс «История России. Конец XVI – XVIII век» включает в себя 5 разделов. Для данной разработки взят пятый раздел — «Россия в 1762 – 1801 годах». Это периоды правления Екатерины II и Павла I. Учащиеся знакомятся с личностями, внешней и внутренней политикой этих монархов, выявляют историческое значение их деятельности для России. Особое внимание акцентируется на формировании у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, формированию личностного отношения к историческим деятелям и происходящим событиям, стимулировании желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории данного периода. Методическая разработка раздела «Россия в 1762 – 1801 годах» образовательной программы содержит 8 тем, 1 учебный час отводится на повторение пройденного и контроль знаний учащихся. При разработке раздела программы учитывается система деятельности учителя, по формированию творческой личности обучающегося. Происходит опора на проект Стандартов второго поколения в основном общем образовании по истории, где говорится о такой главной цели изучения истории, как образование и развитие школьника, и воспитание личности способной к самоидентификации и определению своих ценностей; активное творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Кроме того, учитываются базовые ЗУН учащихся и компетентности, имеющих мета предметное значение: умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, работать в группе, исследовательские, коммуникативные и информационные умения и т.п. В Стандартах в качестве основного результата образования видят овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Используемые УМК:
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. Конец XVI – XVIII век 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – 8-е издание – М.: Просвещение, 2009.
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс, 12-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г
3. Атлас «Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века»» с контурными картами 7 класс / Под ред. Н. Полункиной – М.: АСТ-Пресс, 2012 г.
На изучение раздела «Россия в 1762 – 1801 годах» в 7 классе учебным планом предусматривается 10 учебных часов – из расчета 1час в неделю и один час – на обобщение и систематизацию знаний по теме.
2. Цели и задачи раздела
Цели
1. Получение представлений о ведущих процессах, явлениях и понятиях.
2. Развитие умений по применению исторических знаний в жизни.
3. Приобщение к национальным культурным традициям, формирование гражданского самосознания.
Познавательные задачи
1. Способствовать формированию исторического мышления учащихся.
2.Формировать навыки пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
3.Формировать знание важнейших дат исторических событий.
4.Развивать умения характеризовать события, образ жизни.
5.Формировать представления о политических институтах и умения оперировать понятиями: «просвещенный абсолютизм», просветители, дворянские общества, самоуправление, репрессии.
Развивающие задачи:
1.Развивать умение выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.
2.Формировать умение применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений.
3.Развивать умение изучать и систематизировать информацию из различных источников.
4.Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.
5.Развивать навыки работы с различными источниками информации (материальными, текстовыми, изобразительными, картографическими, статистическими, Интернет-ресурсами).
6.Продолжить формирование навыков исследовательской, проектной и творческой деятельности.
7.Развивать умение использовать приобретенные знания при создании собственных творческих работ.
Воспитательные задачи:
1.Формировать правовую культуру школьников.
2.Формировать представления об общечеловеческих ценностях.
3.Воспитывать уважение к достижениям предшествующих поколений ( в науке, искусстве, литературе и т.д.).
4.Развивать способность учащихся видеть красоту в произведениях искусства, воспитывать потребность испытывать радость от общения с ними.
5.Формировать толерантность, широту мировоззрения, гуманизм.
6.Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедить в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.
3.Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Подростковый возраст – это период, когда начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. В подростковом возрасте отмечаются соматические отклонения, которые особенно выражены в период усиленного роста. В основе этих отклонений две причины: нарушение слаженной работы органов и систем и недостаток в организме различных веществ, необходимых для роста. Именно с этими нарушениями связаны и особенности умственного развития школьников раннего подросткового возраста: с одной стороны их возможности непрерывно возрастают, совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность, расширяется круг интересов, стремлений. С другой стороны физиологические изменения влекут последствия, мешающие учебной деятельности и эффективному развитию интеллектуальных способностей: неустойчивость настроения, повышенная утомляемость, отсутствие адаптации к неудачам, повышенная эмоциональность. Далее для подростка характерно очень заметное, даже бурное развитие самостоятельности, критичности мышления. Это совершенно новая сфера развития мыслительной деятельности подростка в отличие от младшего школьника. Под влиянием школьного обучения, общего, характерно для него роста самосознания, у подростка развивается умение и потребность самостоятельно мыслить. Подросток стремиться иметь своё собственное мнение, свои взгляды и суждения по целому ряду вопросов, не полагается во всём на авторитет родителей, учителей или учебника, критически относится к ним, часто «находит ошибки» в суждениях учителя или в материале учебника, склонен к спорам и возражениям, причем, в весьма категорической форме. Это не значит, что подростку свойственен «критический нигилизм», что он начисто отвергает всё, что чужая мысль не может быть для него авторитетной. Но у подростка появляется тенденция не слепо принимать её, а убеждаться в её справедливости, в точности с аргументации. Самостоятельность мышления – это очень ценное качество, которое учитель всячески должен поддерживать и развивать. Не следует высмеивать не удачные на первых порах попытки младшего подростка самостоятельно, с критических позиций рассматривать то или иное положение, надо тактично разъяснять подростку ошибочность его суждений, тем более, что самокритичность мышления у подростков развивается позже, чем критичность. Однако необходимо иметь в виду, что стремление к самостоятельности мышления в сочетании с незначительностью жизненного опыта, ограниченностью круга знаний подростка иногда приводит к схематизму и формализму в его мышлении, попыткам мыслить готовыми схемами, неумению учитывать изменившиеся обстоятельства, к тенденции неправомерно применять усвоенные правила и принципы к новым условиям. Развитие критичности мышления у подростка может пойти по пути «формирования «аутированного критицизма», своеобразной привычки не столько самостоятельно мыслить, сколько сомневаться, спорить, возражать, ставить вопросы, отстаивать заведомо ошибочные положения. Не стремление к истине, а сам процесс «скрещивания аргументаций». Разумеется, это – нежелательная линия развития. В этом случае учитель должен тактично и умело показать бесплодность, ненужность подобных споров и возражений и показать другое «поле применения» для воспитания умений самостоятельно и критически мыслить. Преподаватель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить уважение учеников. От того, как учитель сможет проявить себя при работе с младшими подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью и вежливостью, а также следить за тем, чтобы новый материал был занимателен и интересен. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Изучив Раздел «Россия в 1762 – 1801 годах»» учащиеся 7 класса должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России в период 1762 – 1801 годов; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории. 1.Учащиеся научатся на конкретном историческом материале получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта, оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.
2.Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.
3.Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно-оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
4.Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.
В результате изучения раздела учащиеся должны:
— получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств на рубеже ХVIII — ХIX веков;
— научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: политика «просвещенного абсолютизма», самоуправление, политика «вооруженного нейтралитета», феодально – крепостническая система, разложение феодально – крепостнической системы, выборные представители от сословий;
— уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по отдельным тематическим блокам (Правление Екатерины II, Павел I);
— активно участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
— получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Екатерины II, Павла I, Е.И. Пугачева, А.В. Суворова, А.Н. Радищева, М.В. Ломоносова и др.;
— уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России конца XVIII — начала XIX веков.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе
технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
В данной методической разработке используется не одна отдельно взятая технология, а совокупность методов и приемов целого ряда технологий, что позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. Это дает возможность раскрывать полнее потенциал обучающихся.
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)
Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся; оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта. Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель — ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа: Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла: помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми. Третья стадия — стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. На разных стадиях используются следующие приёмы и методы: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун и др.
Метод проектов (проективная методика)
Проект – это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определенного результата. Одновременно проект – это результат такой деятельности. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. К тому же коллективная работа по методу проектов избавляет учащихся от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности. Метод проектов стимулирует само — и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство. Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). Применение проективной методики на уроках истории очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Работа над проектами позволяет учащимся расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал. Метод проектов имеет прикладное значение. Это один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение – это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации – это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность – («проектирование» — прорыв)- развивает критическое мышление ребенка.
Игровые технологии
Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи — чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.» Уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным. Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение. Уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки. В.В. Гукова в статье «Дидактические игры на уроках истории» предлагает классификацию по структурным элементам урока: игры для изучения нового материала, игры для закрепления материала, игры для проверки знаний, обучающие игры, релаксационные игры-паузы. В своей работе наиболее часто я использую следующие: «Три предложения» «Дерево мудрости» «Переводчик» «Оживи картину», «Экскурсия», «Историческая гостиная», «Аукцион», «Реставрация», «Исторические пятнашки», «Слово по вертикали».
Технология педагогических мастерских
Сущность технологии: специально организованное педагогом–мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Развивающее пространство — объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития потребностей и способностей ребенка.
Принципы построения педагогических мастерских:
1. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2. Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).
3. Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания.
4. Мастер не торопится отвечать на вопросы.
5. Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.
6. Исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции. Естественным образом увеличивается объем информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в тени. Такой урок можно проводить как в начале изучения темы, так и на других этапах работы над темой. Следует отметить, что подготовка к мастерской очень интересна, но она вынуждает перерабатывать огромное количество информации.
Технология проблемного диалога
Проблемно – диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики с помощью специально организованного учителем диалога. Существует два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий, состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся работать творчески, поэтому развиваются творческие способности учащихся. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения, учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учащихся. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На поиске решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Таким образом, на проблемно – диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, то есть, сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у учащихся вызывается интерес к новому материалу.
Технология дифференцированного обучения
Принцип дифференцированного образовательного процесса способствует осуществлению личностного развития учащихся. Дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует, что построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям. Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности. Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Кейс метод
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Работа с кейсом организованна интерактивно. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 6 человек. В этих маленьких группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом. Одна из основных целей на подобном занятии – развитие способностей учащихся к принятию решений, что требует организации процесса обучения как процесса поиска. Следуя этой цели учебный процесс можно поделить на несколько стадий:
Стадии
1. Деление на группы, чёткое распределение ролей при групповой работе. Организационный момент.
2. Знакомство с предложенными документами или конкретным случаем, кейсом. Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения
3. Получение информации, из предоставленных материалов или добытую самостоятельно научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения (у учащихся должны быть развиты навыки критического мышления).
4. Групповое обсуждение. Обсуждение возможностей альтернативных решений. Развитие альтернативного мышления
6. Система знаний и система деятельности
При изучении раздела «Россия в 1762 – 1801 годах» у учащихся формируются представления о следующих общенаучных знаниях: философские категории (движение, пространство, время), законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания). Учащиеся приобретают следующие исторические знания:
— ключевых исторических событий истории России рубежа XVIII-XIX веков (время, место, участники, обстоятельства);
— периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
— основных информационных источников по периоду;
— наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий и личностей периода 1792 – 1801 годов в истории России;
— следующих понятий и терминов как фундаментальные базовые знания по истории: «просвещенный абсолютизм», «философ на троне», Уложенная комиссия, «золотой век» российского дворянства, самоуправление, феодально – крепостническая система, «романтический император» и др.
— Использование дополнительной литературы, более глубокое изучение биографий участников событий, формирует интерес, нравственные качества, общечеловеческие ценности учащихся.
При использовании образовательных технологий проблемное обучение, технологии критического мышления, эвристического обучения в результате познавательной деятельности у учащихся развивается техника мышления, интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), причинно-следственные связи, наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотез. Развиваются способности делать открытия, используя при этом естественно-научные методы познания и методы чувственного познания. Учащиеся приобретают навыки методов учения: организация учебного места, способов поиска информации (документы, дополнительная литература), работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование), навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать. задавать вопросы), методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления). У учащихся формируются навыки самостоятельной деятельности: способы самостоятельной постановки целей, техники планирования, видов деятельности (самоанализ, самооценка, осознания своего продвижения).
7. Поурочное планирование
Урок 1 Внутренняя политика Екатерины II
Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления.
Цели урока: Изучение личность Екатерины II, ознакомление учащихся с ее
преобразованиями.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историческим портретом Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики; выявить причины противоречивого характера и причины ужесточения внутренней политики Екатерины II, определить сущность «просвещенного абсолютизма», показать роль дворянских привилегий;
2.Продолжить работу по формированию умений работать с учебником, историческими источниками, создать условия для: развития логического и образного мышления; формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.
3.Создать условия для: воспитания чувства коллективизма, патриотизма; совершенствование работы в парах и группе.
Межпредметные связи – Всеобщая история «Французские просветители XVIII века», «Великая французская буржуазная революция»; обществознание «естественное право», «естественный договор», «разделение властей»; литература « А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», секуляризация, монополия, межевание».
Даты: 1762 – 1796 гг. – царствование Екатерины II, 1767 г. – созыв Уложенной комиссии, 1775 г. – губернская реформа, 1785 г. – «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам».
Средства обучения: компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Проведение урока
Мотивация к уроку Учитель задает вопросы к теме урока: когда закончилась эпоха Дворцовых переворотов? Кто пришел к власти? Ее называли Великой, она управляла страной 34 года – целая эпоха. Имела ли она законные права на престол?
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке поедет речь? Что мы должны выяснить исходя из темы урока?
Екатерина II
Почему Великая?
Какова ее политика?
Кто она?
К этому уроку было задано индивидуальное опережающее задание «Происхождение и начало царствования императрицы Екатерины II». Рассказ сопровождается показом слайдов презентации. В ходе прослушивания учащиеся размышляют над проблемным вопросов «Почему немецкой принцессе удалось удержаться на российском троне?» Непродолжительные по времени сообщения учащихся формируют навыки связной выразительной речи, которая находит эмоциональный отклик у слушателей, тренирует навыки публичных выступлений. Работая в парах учащиеся выявляют особенности внутренней политики Екатерины II, заполняя таблицу в рабочей тетради с помощью учебника на странице 170-171. Учащиеся выявляют факторы, определяющие либеральные стороны и факторы, определяющие репрессивное начало внутренней политики Екатерины II. В ходе данной работы ребята самостоятельно пытаются сформулировать понятие «просвещенный абсолютизм». Работа в парах предполагает развития умения договариваться, искать компромисс, разъяснение непонятого материала, устранение пробелов в знаниях. Для непосредственного знакомства реформами Екатерины II, организуется групповая работа. В группах используются приемы технологии критического мышления – кластер, инсерт, ПОПС – формула. Класс делится на четыре группы по 5 человек. Первая группа составляет кластер о политике Просвещенного абсолютизма, вторая – расскажет об Уложенной комиссии с помощью ПОПС – формулы, третья – расскажет о привилегиях дворянства, используя прием кластера, четвертая — губернская реформа (прием инсерт). Группы отчитываются о проделанной работе, причем, ребята знают, что работа группы будет оценена выше, если выступит каждый член группы. Первичное закрепление изученного, также проходит в группах. Учащиеся отвечают на тестовые задания. Руководители групп оценивают работу каждого члена своей группы. Учитель подводит итог урока, возвращаясь к схеме, ученики отвечают на вопросы, поставленные в начале урока. Рефлексия: Учитель задает вопросы: что вы узнали, что вам было известно, что удивило и появились ли вопросы? Дифференцированное домашнее задание: учащиеся «5» – написать эссе на тему «Немка на троне или Великая государыня», учащиеся «4» вопросы и задания к документам с.177 учебника, учащиеся «3» — задания в рабочей тетради.
Урок 2 «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»
Тип урока: комбинированный
Цели: изучение крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева, знакомство с личностью Е.И. Пугачёва.
Задачи:
1.Создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг., её причинах, особенностях, последствиях и значении. Познакомить с личностью Е.И. Пугачёва.
2.Продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией. Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Активизировать развитие познавательного интереса через использование ярких видео — образов, позволяющих погружение в эпоху.
3.Способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, работать в паре, группе. Формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.
Внутрипредметные связи: народные движения в XVII веке и первой четверти XVIII века, самозванчество в России, русский император Петр III.
Межпредметные связи: география (географические объекты – Урал, реки –Яик (Урал), Дон. Народы Поволжья и Приуралья- татары, калмыки, башкиры, марийцы, чуваши, удмурты.
Средства обучения: компьютерная презентация, учебник, карта «Российская империя во 2-ой половине XVIII века», рабочая тетрадь
Понятия: самоуправление, «прелестные грамоты».
Даты: 1773-1775 гг. – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Задачи:
1.Создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях, последствиях и значении. Познакомить с личностью Е.И. Пугачёва.
2.Продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией. Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Активизировать развитие познавательного интереса через использование ярких видео — образов, позволяющих погружение в эпоху.
3.Способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, работать в паре, группе. Формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.
Проведение урока
Повторение домашнего задания осуществляется в форме фронтального опроса. В ходе которого учащиеся вспоминают даты и основные события, зачитывание 1-2 эссе. Подводя итог и плавно нацеливая учащихся на тему «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева», учитель говорит о том, что проводимая в интересах дворян — помещиков политика Екатерины II, не могла не вызвать протеста населения. Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России? На этапе мотивация и целеполагание, учитель предлагает учащимся, исходя из темы урока, попытаться сформулировать цели урока. Учитель подводит итог о необходимости выделить причины, цели, состав участников, этапы и значение крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Учитель так же ставит проблемный вопрос: «Все восстания в XVII и XVIII веках заканчивались поражением. Даёт ли это основание говорить об их бесполезности? С причинами и целями крестьянской войны учащиеся знакомятся на стр. 178 и изучая документ стр.183 учебника, параллельно заполняя таблицу в рабочей тетради на печатной основе стр.66. Эта работа будет проходить эффективнее, если организовать парную работу по принципу «Сильный поможет слабому». Целесообразно сильному учащемуся дать опережающее задание «Личность Е.И. Пугачева». Рассказ сопровождается портретами Екатерина II, Пётр III, портрет Е.И. Пугачёва. Неизвестный художник XVIII века; И. Дроздова «Крестьяне встречают Пугачева, который учащиеся рассматривают в учебнике. Об основных этапах войны учитель должен рассказать сам, ярко, эмоционально, показывая продвижения войск Пугачева на карте. Слушая рассказ, учащиеся находят необходимые географические объекты на карте в тетради на печатной основе и отмечают их красным карандашом. О значении крестьянской войны учащиеся читают в учебнике на стр. 182-183 и отвечают на вопросы: В чем состоит значение крестьянской войны? Каковы последствия крестьянской войны? В чем вы видите причины поражения восставших? Решение проблемного вопроса можно оформить в таблицу, в которой выделить «+» и «-« (плюсы и минусы) крестьянских войн и исходя из результатов, сформулировать ответ.
«-» | |
— форма протеста против крепостничества и самодержавия; — пример; — страх царизма; — долг считаться с народом. | — человеческие жертвы; — ущерб хозяйству; — бесперспективность; — несбыточность обещаний Пугачёва |
Рефлексия: учитель знакомит учащихся с мнением историка Н.Я. Эйдельмана, который так определил значение пугачевского бунта: «Вообще в России с крестьян драли три шкуры, но, если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев, — содрали бы все десять… «Низы» ограничивали всевластие «верхов», не давая им съесть народ… К тому же великая, страшная энергия неграмотного бунта эхом отзовется в России грамотной, стране Радищева и Пушкина…» Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Домашнее задание: учить даты, понятия, ответить на вопросы в учебнике, задание 2, 4, 5 в тетради, сильные учащиеся могут написать сочинение – рассуждение на тему «Как развивались бы события в России, в случае успеха Е. Пугачёва?»
Урок 3 «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: компьютерная презентация, учебник, карта «Российская империя во 2-ой половине XVIII века», рабочая тетрадь
Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII века, о новых явлениях в развитии сельского хозяйства и промышленности.
Задачи:
1.Объяснить и доказать учащимся, что в Росси начал развиваться процесс разложения феодально — крепостнической системы, определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века, выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы.
2.Развивать умения учащихся работать со статистическими данными, картой, историческими документами, развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы.
3. На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм.
Внутрипредметные связи: натуральное хозяйство, мануфактура, крепостное право
Межпредметные связи: география (географические объекты – Северное Причерноморье, Поволжье, Урал, Сибирь, Прибалтика)
Понятия: феодально – крепостническая система, отходники, Вольное экономическое общество, ассигнации, капитал, капиталистые крестьяне.
Проведение урока
Проверка домашнего задания проходит в виде тестирования. Мотивацией к уроку служат вопросы учителя и составление кластера о том, какие ассоциации связаны у учащихся со словом экономика. Учитель предлагает вспомнить о состоянии экономики России при Петре I, в эпоху дворцовых переворотов. Учащиеся делают вывод о том, что Россия переживала тяжелые времена (истощение казны, разорение крестьян, содержание войска и приказных людей тяжелым бременем лежало на народе). На данном этапе урока можно провести игру «аукцион знаний». Учащиеся должны вспомнить понятия, относящиеся к экономике начала XVIII века. Например, меркантилизм, приписные крестьяне, протекционизм и др. Учителю необходимо организовать работу с понятием феодально – крепостническая система, т.к. слабым ученикам не до конца понятен смысл этого длинного названия. Учитель поясняет, что во 2–й половине XVIII века в России началось разложение крепостнической системы: то есть, наряду со старыми порядками (феодальными) появляются новые порядки (капиталистические). В сильном классе необходимо предложить учащимся заполнить таблицу, работая с учебником на стр.184-186.
Капиталистические | |
|
|
В слабом классе организовать комментированное чтение этих же страниц. Учащиеся могут самостоятельно ознакомиться с вопросом «Вольное экономическое общество» на стр. 186 учебника и ответить на вопросы: Для чего нужно было создавать вольное экономическое общество? В чём вы видите главное значение деятельности Вольного экономического общества? Изучение отраслей экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля, финансы) изучается в группах. Каждая группа, а их четыре получает задание в конверте. Учащиеся должны провести критический анализ данного им текста, извлечь необходимую информацию. Для того, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель может поставить проблемный вопрос: что могла Россия вывозить на продажу, какие продукты, товары, а, что могла ввозить. То есть, что Россия экспортировала, и какой импорт ввозился в страну. После прослушивания всех групп, учащиеся заполняют таблицу:
Что вывозили из России (экспорт) | |
|
|
Для того, чтобы рассмотреть итоги экономического развития России во второй половине XVIII века, учитель предлагает группам составить мини-эссе по теме «Характерные черты экономики России второй половины XVIII века». Успехи и противоречия (8—10 предложений).
Домашнее задание
Задание 1. Задания 4,5 в тетради на печатной основе (3 балла)
Задание 2. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (4 балла)
Задание 3. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны развития промышленности России в XVIII веке.(5 баллов)
Урок 4 — 5 Внешняя политика Екатерины II
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: компьютерная презентация, учебник, карта «Российская империя во 2-ой половине XVIII века», рабочая тетрадь
Цель: Характеристика основных направлений и результатов внешней политики России во второй половине XVIII в.
Задачи:
1.Подвести учащихся к выделению основных направлений внешней политики России во второй половине 18 века, к пониманию важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю, раскрытию причин и характера войн;
2.Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;
3.Воспитывать гражданскую позицию и патриотизм, чувства уважения к прошлому своей страны.
Межпредметные связи: география (географические объекты – Северное Причерноморье, Кавказ, Крым), всеобщая история (Великая французская буржуазная революция, война английских колоний в Северной Америке).
Понятия: буферное государство, коалиция, нейтралитет,
Проведение урока
На изучение данной темы отводится два учебных часа. На первом необходимо ознакомиться с основными направлениями внешней политики и рассмотреть одно из направлений – Южное (борьба за выход в Черное море) – русско – турецкие войны. Второй урок посвятить северному и западному направлению, подвести итоги и значение внешней политики России в период правления Екатерины II. Мотивацией к уроку может стать высказывание известного русского историка В.О. Ключевского «Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство». Учитель предлагает учащимся поразмышлять над этой точкой зрения в ходе изучения данной темы. Учитель обращает внимание учащихся на мнения многих известных людей о Екатерине II, которые отмечали, что лучшее в период ее царствования — это победоносные войны с Турцией, разделы Речи Посполитой и повелительный тон в отношении с Европой. С другой стороны, внешняя политика была той областью, где Екатерина легче всего могла завоевать народное расположение: здесь решались вопросы, понятные всему народу. Учитель предлагает вспомнить международное положение, сложившееся к концу правления Елизаветы Петровны. Учитель проводит работу над новыми терминами, с которыми учащиеся встретятся при изучении данной темы. Пользуясь учебником стр.192 – 193. Учащиеся пытаются определить основные направления и задачи внешней политики России во второй половине XVIII века. После ответов учащихся, учитель подводит итоги о внешнеполитичекой ситуации России. У Екатерины II была редкая возможность почти без оглядки на прошлое заново выработать свой собственный внешнеполитический курс. При этом Россия по сравнению с другими странами имела определенные преимущества – она была победительницей в войне, ее армия все еще находилась в Европе и в любой момент могла снова развернуться походным маршем. Не случайно весть о перевороте в Петербурге 28 июня 1762 года повергла европейские дворы, в особенности прусский, в состояние шока. Слабость других давала силы Екатерине, иностранные дипломаты заметили, что с первых дней царствования она стала обращаться с ними гордо и заносчиво. Этот независимый тон императрицы в обращении с иностранцами импонировал ее ближайшему окружению, составлял резкий контраст с манерой Петра III., заискивавшего перед Пруссией. Учитель побуждает учащихся поразмышлять над вопросом: «Какие задачи решал выход России в Черное море? Подводит итог о причинах русско — турецких войн: обезопасить южные земли от набегов со стороны Крымского ханства и притязаний Турции, возможность освоения причерноморских степей для развития хозяйства, ослабление Османской империи. Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так как здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции. Турция же желала расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России. Учащимся демонстрируется анимация из электронной энциклопедии «История России 862-1917» «русско-турецкая война 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Предлагается выполнить задание: выслушав рассказ и посмотрев анимацию, выделите главные итоги войн запишите их в таблицу в рабочей тетради. Затем учащиеся в атласах находят места сражений и на карте на доске, называют имена полководцев и флотоводцев, прославившихся в них. Учитель демонстрирует портреты, предлагает учащимся вспомнить имена уже известных им полководцев, интересные факты о них. Работая с картой, учащиеся видят, что в итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских держав. Следующий урок посвящен войне со Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских завоеваний в Прибалтике, участию России в разделе Речи Посполитой, борьбе с революционной Францией и греческому проекту Екатерины II. Вспоминая материал прошлого урока, учащиеся заполняют сравнительную таблицу русско – турецких войн, выполняют небольшой тест. В ходе урока организуется самостоятельная групповая работа по вопросам «Участие России в разделе Речи Посполитой», «Война со Швецией», «Борьба Екатерины II с революционной Францией», «Политика вооруженного нейтралитета» по методу инсерт. Группа представляют результаты своей работы. В завершении урока необходимо обсудить результаты внешней политики Екатерины II. В сильном классе учащиеся самостоятельно должны сформулировать характерные черты внешней политики и положение России во второй половине XVIII века на международной арене. А также, вернуться к проблемному вопросу первого урока и высказать свою точку зрения по высказыванию В.О. Ключевского по ПОПС – формуле. Домашнее задание дифференцированное по карточкам каждому учащемуся.
Урок 6 «Россия при Павле I»
Тип урока: комбинированный
Средства: мультимедийная презентация, карта «Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова», учебник, рабочая тетрадь.
Цель: ознакомление учащихся с личностью императора, характеристика внутренней и внешней политики Павла I, выяснение причин дворцового переворота 1801 года и его сущность.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с личностью Павла I, сформировать представление о характере внутренней и внешней политики Павла I.
2.Расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы, развивать умение анализировать факты и делать выводы.
3.Воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.
Межпредметные связи: география (Италия, Швейцария, горы Альпы)
Внутрипредметные связи: внутренняя политика, внешняя политика, нейтралитет
Понятия: «разжалованная грамота дворянству»,
Проведение урока
Повторение домашнего задания проходит в игровой форме. «хронологическое лото», «текст с ошибками», «словарное лото». Учащиеся вспоминают основные события, даты, понятия эпохи правления Екатерины II. Учитель сообщает, что в ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. В исторических исследованиях нет единства в оценке личности Павла I. А.С. Пушкин назвал Павла I “романтическим императором”, А.И. Герцен – “коронованным Гамлетом”. Современники отмечали его высокие душевные качества и называли его тираном, неуравновешенным деспотом на троне. Ходили легенды о том, как он ссылал в Сибирь целыми полками, а солдаты любили его, и герой Отечественной войны генерал А. П. Ермолов утверждал, что «у покойного императора были великие черты, и исторический его характер еще не определен у нас». В настоящее время к правлению Павла возрос большой интерес. Обращаясь к событиям давно минувших дней, исследователи пытаются найти ответы на вопросы современности. Деспотизм и демократия, благо государства и благо личности, ответственность правителей перед народом, диктатура закона и диктатура сердца — эти проблемы столь же злободневны сейчас, как и двести лет назад. Может быть, поэтому именно в конце XX века столь пристальное внимание привлекают события конца XVIII столетия — царствование Павла I. Новейшие исследования позволяют предположить, что Павел как личность намного глубже, чем принято считать. Задание на урок: “Каким же был на самом деле Павел? Дать оценку его правлению”. Поговорим об этом на нашем уроке. Чтобы понять личность Павла, необходимо более подробно познакомиться с фактами его биографии, его окружением, обстоятельствами прихода к власти. В сильном классе о личности Павла I может рассказать учащийся, получивший опережающее задание, сопровождая свой рассказ показом слайдов презентации. Слушая рассказ, учащиеся думают над вопросами, записанными на доске 1. Какие сильные стороны личности Павла Петровича вы выделили? 2. Какие слабые стороны ему были свойственны? 3. Нарисуйте психологический портрет императора Павла I. После обсуждения личностных качеств российского императора Павла I, учитель обращается к учащимся с предложением порассуждать и подсказать новому правителю России, какие проблемы необходимо ему решить. Учащиеся высказывают свое мнение. Внутреннюю политику Павла I учащиеся изучают в группах. Группам необходимо выяснить, какие положительные изменения произошли в жизни крестьян? Какие отрицательные изменения произошли в жизни крестьян? Какие положительные изменения произошли в жизни дворян? Какие отрицательные изменения произошли в жизни дворян? Учащиеся работают с учебником и документами, составляют кластеры. После данной работы целесообразно поговорить с учащимися о том, как они оценивают реформы Павла I? И к каким последствиям они могли привести? Учитель рассказывает учащимся особенности внешней политики Павла I, уделяя особое внимание итальянскому и швейцарскому походу А.В. Суворова 1799 года. Учащиеся рассматривают картину русского художника В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Сюжетом для этой исторической композиции послужил факт перехода русской армией альпийского перевала, считавшегося неприступным, во время итальянского похода в 1799 году. Этюды к картине Суриков писал на месте исторического перехода, в швейцарских Альпах. Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Все по-разному переживают напряженность момента. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Несмотря на смертельную опасность, они остаются верны своему воинскому долгу и проявляют настоящую храбрость. Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить. Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма. А.В. Суворов сумел разбить французские войска в Италии и, перейдя Альпы через непреступные перевалы Сен – Готарда, выйти в Швейцарию для соединения с корпусом генерала А.М. Римского – Корсакова. За это Суворов был удостоен звания генералиссимуса. Учитель подчеркивает, что Победами над Францией в итоге сумели воспользоваться лишь союзники России. Павел пошел на сближение с Францией. Конечной целью этого союза были изоляция не только Британской, но и Османской империи. 1801 г. он объявляет о прекращении всяческой торговли с Англией. Это решение ударило бы по экономическим интересам России. Поэтому оно во многом ускорило назревший переворот. Учитель сообщает учащимся о государственном перевороте, учащиеся думают над причинами, характеризуют политику в целом Павла I. Подводя итог урока, учитель обращает внимание на противоречивость фигуры Павла I. Рыцарь в духе уходящего века, он не смог найти свое место в XIX веке. Общество, которое за сто лет до Павла I терпело любые выходки Петра I, не стало терпеть Павла. «Наш романтический царь», как именовал Павла I А.С. Пушкин, не сумел справиться со страной, которая ждала не только усиления власти, но и, прежде всего, различных форм во внутренней политики, реформ, которых Россия ждала от каждого правителя. Домашнее задание – дифференцированное.
Урок «Наука и образование»
Урок был проведен 22 апреля 2013 года в 7 «В» классе МБОУ СОШ № 12
Тип урока: комбинированный
Цель: изучение состояния образования и науки в России в XVIII веке.
Задачи:
1.Дать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; охарактеризовать развитие просвещения и системы образования в России; познакомить учащихся с деятельностью выдающихся ученых.
1.Развивать умения работать с историческими источниками, анализировать полученные сведения, делать логические выводы.
2. Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности. Воспитывать интерес к истории своей страны, воспитывать уважение к достижениям ученых прошлых лет, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, карта «Российская империя в XVIII веке», рабочая тетрадь
Методы работы: частично-поисковый, репродуктивный, продуктивный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Понятия: обсерватория, академическая экспедиция, водоход, суппорт, университет, паровая машина, мортира;
Внутрипредметные связи: просветители, сословные, бессословные школы, светское образование.
Межпредметные связи: обществознание, всеобщая история, география, литература, физика.
Структура урока
I этап
Ориентировочно – мотивационный
1. Организационный момент (сообщение темы урока, проблемного задания и определение цели урока). (3 минуты)
II этап
Основной
1.Повторение домашнего задания (5 минут)
2.Изучение новой темы « Наука и образование» (24 минуты)
III этап
Рефлексивно – оценочный (8 минут)
1.Подведение итогов урока.
2.Сообщение домашнего задания.
Обоснование деятельности учителя
Приветствую учащихся и организую работу на уроке. Вербальными методами создаю положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу на уроке.
Частично – поисковый метод. Постановка цели урока организует учеников, способствует формированию познавательного интереса.
Активизация познавательной деятельности, развитие умения делать логические выводы, фронтальная работа. Создание проблемной ситуации для активизации познавательной деятельности учащихся
Репродуктивный метод, использование мультимедийных технологий.
Продуктивный метод; анализ полученных сведений; логический вывод на основе анализа; фронтальная работа.
Частично-поисковый метод, активизация познавательной деятельности; фронтальный метод.
Проблемно – поисковый метод. Организация работы в парах, ставится проблемное задание. Исследовательский метод: анализ текста учебника, логический вывод на основе анализа; фронтальная работа.
Активизация познавательной деятельности, умение строить логические выводы.
Вербальный метод.
Продуктивный метод: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие умения логически мыслить; самостоятельная работа.
Проблемно – поисковый метод, направлен на проверку усвоенного в ходе урока материала. | Прогнозируемая деятельность учащихся
Учащиеся приветствуют учителя, у них организовано внимание и внутренняя готовность к работе.
Читают эпиграф, определяют тему и задачи урока
(М.В. Ломоносов говорит о том, что наука необходима людям в их повседневной жизни, она – помощница человека во всех его делах. Мы будем говорить о науке.)
Учащиеся отвечают.
(Во времена Петра I шло освоение Сибири и дальневосточных земель, поиск и использование полезных ископаемых, строительство новых городов, развитие мануфактурного производства и торговли, а, следовательно, была необходимость в образованных людях и научных знаниях).
Интерес к знаниям сохранялся у Петра I на протяжении всей жизни. При нем начала формироваться государственная политика в области образования. Указ об учреждении Академии наук был подписан Петром в 1724 году.
Находят в учебнике и читают определение.
Записывают в тетрадях «М.В. Ломоносов (1711-1765) – выдающийся русский ученый». Один ученик рассказывает о М.В. Ломоносове, остальные ученики его слушают и делают записи в тетрадях. Зачитывают свои записи.
М.В. Ломоносов проявил себя как ученый во многих областях науки и искусства и по праву считается основоположником новых видов науки.
(Учащиеся работают в парах) Ботаника — Ботанический сад. Зоология — Анатомический атлас. География — Атлас Российской империи. Геология — карты месторождений. Астрономия — наблюдения за звездами в обсерватории. Физика — открытие кинетической теории газов. Химия — в лабораториях создают краски, клей, фильтры. Естественные науки соответствовали потребностям человека. Учащиеся заполняют таблицу о ученых и изобретениях. (работа в парах)
Учащиеся делают вывод, что, в XVIII веке активно формируется национальное самосознание, людей заинтересовало их прошлое.
Сообщение учащегося о Витусе Беринге, показывая движение его экспедиции на карте. Учащиеся слушают, заносят данные в таблицу.
Сообщение учащегося об И.П. Кулибине. Учащиеся слушают, заносят данные в таблицу.
Ответы учащихся (Расширение системы образования).
XVIII век стал временем создания и развития основ российской науки и значительного расширения системы образования. Российские ученые внесли значительный вклад в мировую науку. Мы очень гордимся нашими российскими учеными, они прославляли Россию и особенно нашим земляком И.П. Кулибиным.
Учащиеся заполняют оценочный тест и сдают учителю. |
Приложение 1
-
Дайте характеристику личных качеств Павла I.
-
Чем вы можете объяснить противоречивые черты характера этого императора?
-
Как в целом вы можете охарактеризовать внутреннюю политику Павла I?
-
В интересах каких категорий населения проводилась внутренняя политика Павла I?
-
Чем можно объяснить непоследовательность внешнеполитического курса Павла I?
-
Что в большей степени соответствовало национальным интересам России в период краткого правления Павла I – сотрудничество с Англией или Францией?
-
В интересах каких политических сил был проведен переворот 11 марта 1801 года?
-
Чем вы можете объяснить различную реакцию населения на смерть императора Павла I?
Приложение 2
Тест «Наука и образование XVIII в.»
1.Когда была открыта Академия наук:
а) 1724г. б) 1725г. в) 1726г.
2.Кого из учёных называют энциклопедистом?
а) В. Беринга; б) М. Ломоносова; в) И. Ползунова.
3.В какой области наук добился признания В. Татищев?
а) биологии; б) химии; в) истории.
4.Что было открыто В. Берингом?
а) пролив между Азией и Америкой; б) выход в Балтийское море? в) пролив Босфор.
5.Кто создал паровую машину?
а) И. Кулибин; б) И. Ползунов; в) А. Нартов.
6. Кого из своих современников Г. Державин называл «Архимедом наших дней»?
а) И. Ползунова; б) К. Фролова; в) И. Кулибина.
7.Как изменилась система образования в XVIII веке?
а) значительно расширена; б) упростили; в) оставили без изменения.
8.Отечественные учёные XVIII века внесли…
а) огромный вклад в мировую науку;
б) расширили базу данных российской науки;
в) ничего нового.
Урок 8 – 9 «Художественная культура»
Тип урока: комбинированный
Цель: ознакомление с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, закрепление черт культуры барокко и классицизма в живописи, скульптуре, архитектуре. становления национального театра и отечественной музыки.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода.
2.Развивать навыки работы с наглядным материалом.
3.Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка
Понятия: барокко, классицизм, сентиментализм.
Средства: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Проведение урока
Проверка домашнего задания осуществляется в форме игр «исторические пятнашки», «дерево мудрости», в ходе которых учащиеся повторяют ученых, изобретения, даты событий. Данная тема планируется для изучения в течение двух уроков. На мотивационно – целевом этапе урока учитель формулирует тему, цели, проблемные задания. Во вступительном слове учитель сообщает, что искусство второй половины XVIII века представляет собой закономерный результат предшествующего развития. Оно выражает общественный размах начинаний петровского времени, заложенную в них идею государственного предназначения художественного творчества, представления о его воспитательной роли. Ведущим художественным стилем второй половины XVIII века является классицизм. Что же характерно для нового стиля? Как он врос в российскую действительность? Вот вопрос для обсуждения. Данный урок планируется в виде экскурсии по художественному музею. Учащиеся разбиваются на группы и получают опережающие задания. Командир группы распределяет и контролирует работу группы, выявляет готовность к уроку. В ходе отчета каждой группы остальные учащиеся заполняют таблицы «Литература», «Театр», «Музыка», «Живопись и скульптура», «Архитектура». Первичное закрепление новых знаний учитель может организовать в виде небольшого несложного теста на оценочных листах. Завершая изучение данной темы, учитель подводит итоги, возвращаясь к проблемным вопросам, учащиеся высказывают свое мнение. Домашнее задание – дифференцированное.
Урок 10 «Быт и обычаи»
Цели: ознакомление с бытом и обычаями людей второй половин XVIII века.
Задачи:
1.Сформировать представление о повседневной жизни россиян в XVIII в.,
2. Развивать умения воссоздавать исторический образ, сравнить жизнь и быт россиян разных сословий, ценить влияние реформ Петра I на повседневную жизнь людей;
3.Воспитывать понимание роли личности в истории.
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Внутрипредметные связи: сословное деление
Понятия: колядки, картофельные бунты, Масленица, фасон одежды, раздельное питание, напудренные парики.
Проведение урока
Повторение домашнего задания по вопросам учебника, а так же учащиеся сдают на проверку индивидуальное задание. Мотивацией к урока может служить вводное слово учителя «Невозможно объективно представлять и познавать историю без изучения быта и нравов людей. Л.Н. Толстой считал, что без знания простой жизни, без постижения ее мелочей нет понимания истории.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Я предлагаю вам в очередной раз отправиться в далекое прошлое и познакомиться с миром людей второй половины XVIII века». На данном уроке предполагается опережающее задание для наиболее мотивированных учащихся (подготовить презентации и небольшое сообщение о жилище, питании, одежде людей второй половины XVIII века). Изучая материал учебника и дополнительные документы, предоставленные учителем, группы заполняют таблицы, в которых сравнивают быт и обычаи в петровское и допетровское время, а затем выступают со своей работой перед учащимися.
Домашнее задание: составить тест по теме сегодняшнего урока: вопрос и три варианта ответа, один из которых правильный. На отметку “3” – из пяти вопросов, на “4” – из восьми, на “5” – из десяти вопросов. Для творческих учащихся – творческое задание: написать мини-сочинение от имени россиянина, жившего в XVIII веке, повествующего о повседневной жизни.
Урок «Повторение и обобщение по теме «Россия в 1762 – 1801 годах»
Тип урока: обобщения, повторения и систематизация знаний
Цели: закрепление знаний об основных событиях российской истории второй половины XVIII века, о важных достижениях в области науки и культуры.
Задачи:
1.Проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Екатерины II и Павла I, подчеркнуть значение реформ правителей, оценить масштаб личности.
2.Привлечь внимание учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, продолжить развитие умения делать выводы, развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, развивать логическое мышление (операции анализа и сравнения) при построении рассуждений и выводов, продолжить формирование положительной учебной мотивации, общеучебных и коммуникативных навыков, толерантного отношения к чужому мнению.
3.Воспитывать интерес к изучению истории, чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины.
Проведение урока
Данный урок предполагает обобщить все знания учащихся, полученные на уроках, в ходе изучения темы «Россия в 1762 – 1801 годах». Учитель мотивирует учащихся на работу: «Мы закончили изучение истории XVIII века. Нам предстоит сегодня повторить и систематизировать знания об этом удивительно интересном периоде истории нашей страны. Каждый период в истории Отечества представляет несомненный интерес. Наследие наших предков не утрачивает своего значения. Вы должны уяснить, что история — это не справочник по ушедшим эпохам, а интересный процесс познания себя и своих предков. На уроке мы повторим наиболее важные события нашей российской истории, которые произошли в данный период, дадим им историческую оценку, покажем роль личности в истории». Каждый учащийся получает тест, состоящий из 30 заданий. Это задания типа: укажи верные утверждения, установи соответствие, заполни пропуски в предложениях, по какому принципу образован ряд, о ком идет речь и др.
Литература
1.Балязин В.Н. Тайны дома Романовых. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2007.
2. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс – Вако, 2011.
3. История России. Конец XVI – XVIII вв. 7 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/ авт. Сост. Н.Ю. Колесниченско. – 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. История. 5-11 классы:Технологии современного урока/авт.-сост. В.В.Гукова и др. — Волгоград:Учитель, 2009
5. История 5-9 классы: повторительно – обобщающие уроки в нетрадиционных формах / авт. – сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 220.
6. Контрольно – измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2012.
7. Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова «Современный урок» часть 5: Научно – практ. Пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов под. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.
8. Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание. Москва. Просвещение, 2007
9. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
10.Пыляев М.И. Старое житье / репринтное воспроизведение издания 1897 года. – Издательство «Книга», 1990.
11. Рыжов К.В. Величайшие монархи мира / К.В. Рыжов. – М.: Вече, 2007.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.007.
13. Симонова Е.В. Тесты по истории России: 7класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России: Конец 16-18 век. 7 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2011
14. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 7 класс – М.: ВАКО, 2013.