Урок истории Казахстана в 9 классе

Тема урока: «Сталин и репрессии»

Ескалиева Зульфия Мутиголлиевнаучитель истории и обществознания


Задачи урока. 1. Познакомить школьников с процессом формирования и 
утверждения сталинизма, с массовыми репрессиями в 30-х 
годах ХХ века. 
2. Воспитать чувство неприятия тоталитарной системы и культа 
личности. 
3. Формировать умение работать с историческими документами, 
различной литературой, периодикой; укрепить навыки 
дискуссии и публичного выступления. 
Ход урока. (урок изучения нового) 
1. Организационный момент. 
2. Изучение нового материала. 
2.1. Портрет Сталина. 
2.2. Работа с понятием «репрессии». 
2.3. Самостоятельная работа учащихся. 
2.4. Выступление учащихся. 
2.5. Выводы по теме.

Основные понятия 
Террор — политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследование, убийство и т.д.). 
Тоталитаризм — политическая система, которая стремится ради тех или иных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. 
Репрессия — ущемление в правах; карательная мера, наказание, применяемые государственными органами. 
ГУЛАГ — Главное управление лагерей. 
Культ личности — единовластие тоталитарного режима, сложившееся в СССР как культ Сталина. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда одна личность подменяет коллегиальное руководство страной, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим.

Ход урока.

1) Работа по биографии Сталина: 
А) выбрать факты биографии Сталина 
(«цифровой диктант» — учащиеся записывают в тетрадь, один ученик у доски): 
1. Существовала премия его имени. 
2. Закончил МГУ. 
3. Написал труд «Развитие капитализма в России». 
4. Прожил 73 года. 
5. Перевёл «Капитал» Маркса. 
6. Участвовал в штурме Зимнего дворца. 
7. Умер 5 марта 1953 г. 
8. Его соратники: Л. Берия, Г. Маленков, Л. Каганович. 
9. Был у власти 30 лет. 
10. У него был сын Яков Джугашвили. 
11. Был в ссылке в селе Шушенское. 
12. Власть его была практически безграничной. 
13. Был Верховным Главнокомандующим. 
14. Был Первым секретарем Ленинградского обкома партии. 
Ответ: 1,4,7,8,9,10,12,13

Б) Сообщение учащегося «И. В. Сталин» (опережающее задание). 
Дополнение учителя: 
Сталин стал богом еще при жизни. Повсюду были его портреты и памятники. Его именем называли города, улицы, школы, заводы, колхозы, полки. Вот строки со страниц «Правды» 1935-1939 гг. 
— «Да здравствует тот, чей гений привел нас к невиданным успехам, великий вождь, друг и учитель — наш Сталин!» 
— «Пусть живет и здравствует вечно наш отец родной — Сталин — Солнышко!» 
— «Благородный образ Сталина — человека с головой ученого, с лицом рабочего, в одежде простого солдата — дорог и близок каждому». 
Но таким ли было истинное лицо «кузнеца всеобщего счастья»? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

2) Работа с кроссвордом. 
(«словарный диктант» — учащиеся записывают в тетрадь, один ученик у доски): 
Первая буква ответа на вопрос является ключом к расшифровке второй половины темы нашего урока. 
1. В состав СССР входило 11 ………. (республик); 
2. Наркомом Внутренних дел был в это время: Голощекин, Ежов, Каганович? (Ежов); 
3. Руководящая роль в государстве принадлежала …………… (партии); 
4. Голощекин проповедовал идею проведения в Казахстане «Малого Октября» , т.е. новой ……….. (революции); 
5. «Врагов народа» преследовали за отступление от правильной веры, как в средние века преследовали …… (еретиков); 
6. По существу заводы и фабрики Казахстана не выпускали конечную продукцию. Казахстан являлся поставщиком ………… (сырья); 
7. «Казахстан был и остался колонией» — это говорил : Садвакасов, Сейфуллин, Сталин? (Садвакасов); 
8. XIV съезд Компартии провозгласил курс на ……………. (индустриализацию); 
9. Первыми пострадали в эпоху сталинизма люди, профессионально занимающиеся умственным , преимущественно сложным творческим трудом — …………. (интеллигенция). 
Ответ: репрессии.

3) Самостоятельная работа учащихся. 
Вступительное слово учителя 
— Представьте себе, что мы присутствуем на научно-теоретической конференции по теме «Политическая система сталинизма». Вам предстоит обсудить указанные вопросы и выступить с докладами. Разобъемся на 4 творческие группы и подготовим выступления по параграфу № 12, 9 класс.

1 группа. «Что такое тоталитаризм?» 
Выступление строится по следующим положениям: 
— Что подразумевают историки под тоталитарным режимом? 
— Роль правящей группы при таком режиме. 
— Основные элементы «тоталитарной системы».

2 группа. «Партия — ядро тоталитарной системы». 
Выступление строится по следующим положениям: 
— Каким образом партийная и государственная власть сосредоточилась в одних руках? 
— Как изменился облик партии к концу 30-х годов? 
— Сделайте вывод о государственной власти в середине 30-х годов.

3 группа. «Репрессии». 
Выступление строится по следующим положениям: 
— Приведите примеры репрессий. 
— Какие последствия они имели?

4 группа. (самый сильный состав). «Причины утверждения в СССР тоталитарного режима».

При ответе можно использовать следующие документы. 
1) Характеризуя тоталитарный режим, утвердившийся в СССР , английский писатель Дж. Оруэлл подчеркивал: «Все грехи советского режима не объясняются исключительно личной порочностью Сталина … Они были предопределены с самого начала целями большевиков, самой их природой. Возможно, положительным моментом для престижа Ленина оказалась его ранняя смерть . Главное же в диктатуре — это отрицание коренных ценностей демократии. Если однажды вы решились на диктатуру, то Сталин или кто-нибудь, подобный Сталину, всегда найдется .» (Дж. Оруэлл, 1984 г.) 
2) Академик А.Н. Яковлев писал: «Я часто думал и думаю о том, почему, каким злым волшебством случилось так, что над моей страной была вознесена личность, вроде бы заметно уступавшая соперникам из большевистской верхушки, той, что позднее стала именоваться ленинской гвардией, и была вся целиком пущена Сталиным под нож. Простого ответа не нахожу. Коварство, беспредельная жестокость, сильная воля, расчетливый политический ум — все это очевидно, но не объясняет его кровавого преуспевания в течение столь долгого времени.»

4) Выступление учащихся.

5) Вывод по теме. (чтение отрывков 2 учащимися — опережающее задание) 

А. Ахматова. 
Все перепуталось навек, 
И мне не разобрать 
Теперь, кто зверь, кто человек, 
И долго ль казни ждать. 
Узнала я, как опадают лица. 
Как из под век выглядывает страх. 
Как локоны из пепельных и черных 
Серебрянными делаются вдруг, 
Улыбка вянет на губах покорных, 
И в сухоньком смешке дрожит испуг. 

И. Гришашвили 
Тебя в Москве сегодня избирали,- 
Не ослабев, звучал мой голос там. 
Ты был, ты есть, 
Ты будешь с нами дале, 
Ты — наше сердце, мозг, 
Ты дорог нам. 
Ты нам открыл, что 
Мир не знал веками, 
Чего никто не видел никогда. 
И верим, что всегда победа с нами, 
Где с нами ты, где с нами ты всегда!

Сделайте вывод о 30-х годах. Чья позиция из предложенных поэтов вам ближе? Почему?

Подведение итогов урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here