Тема урока: Страны Древнего Востока
Учитель истории МБУ СОШ №46 г. о. Тольятти
Кошелев Владимир Николаевич

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командная развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/

Использованные технологии: технология групповой работы, проблемная технология, информационно-коммуникативная, игровая, личностно-ориентированная

Электронный образовательный ресурс: презентация «Древний Восток».

Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.
Задачи:
  1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
  2. Выделить особенности географического положения, природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
  3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Роль и место урока в курсе:

Тема «Древний Восток» — одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.

План урока:

1. Оргмомент .

2. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.

А) Конкурс «Терминологическая разминка»

Б) Конкурс «Что является лишним?»

В) Конкурс «Путешественники»

Г) Конкурс «Кот в мешке»

Д) Конкурс «О ком идёт речь»?

Е) Конкурс «Переводчики»

3.Рефлексия

Ход урока:

Класс делится на команды, команды выбирают капитана,

Учитель: Ребята! Вот и заканчивается наше путешествие по странам Древнего Востока. Мы узнали о них очень много интересного. И сегодня мы проведем игру с помощью которой закрепим наши знания и докажем, что являемся настоящими путешественниками – активными, находчивыми и эрудированными. Может будет не легко, но если работать дружно, в команде, то вас ждёт успех.

1.Конкурс Терминологическая разминка

  1. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).

  2. Скульптура льва с головой человека (сфинкс).

  3. Обязательные правила поведения (законы).

  4. Жрец в Индии (брахман).

  5. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).

  6. Большое сильное государство (держава).

  7. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).

  8. Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)

  9. Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).

  10. Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).

  11. Гробница египетских фараонов(пирамиды)

  12. Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)

  13. Денежный сбор в пользу государства(налог)

Конкурс №2. «Что является лишним?»

Командам раздаются карточки со словами.

1) Клинопись, алфавит, стекло. Это всё изобретения финикийцев. Клинопись – Междуречье.

2) Египет, Мидия, Лидия. Все эти государства расположены на полуострове Малая Азия. Египет в Африке.

3) Осирис, Сет, Шамаш. Это египетские боги. Шамаш – бог Древнего Двуречья.

4) Тир, Библ, Мемфис. Это финикийские города. Мемфис — Египет

5) Инд, Ганг, Янцзы. Это реки Индии. Янцзы – река в Китае

Конкурс №3

Представьте, что вы путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать характеристику стране, в которой вы побывали.

1 команда-Египет, 2-Междуречье,3-Финикия, 4-Индия, 5-Китай

п/п

Вопросы

Страна

1.

Географическое положение

2.

Климат, природа

3

Крупные реки

4

Занятия жителей

5

Культурные достижения

Конкурс № 4 «Кот в мешке»

По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.

  1. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).

  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).

  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)

  5. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)

  6. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)

  7. Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).

  8. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).

  9. Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).

10.Их Родина — Индии, весь мир использует их, но почему — то все думают что их родители арабы./цифры/

11. Он состоял у финикийцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы (алфавит).

12. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре — царь и его советник, далее — боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).

5. Конкурс переводчиков.

А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.

Командам даются листы с заданием.

Н КРСТ____________________ (не красть)

Н ЛГТ_____________________ (не лгать)

Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)

ПЧТТ ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)

Н ХВСТТЬС _____________________

Какие заповеди здесь написаны?

6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

О ком идёт речь?

  1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором — третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).

  1. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).

  1. Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).

  1. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).

  1. Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания

(Ашшурбанапал).

  1. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).

  1. При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинъ Шихуан).

  1. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).

  1. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий(Будда)

  1. Китайский мудрец (Конфуций)

Домашнее задание. ─ Вам понравились задания? – Придумайте и вы интересные задания к следующему уроку. ─ Подготовить кроссворды, ребусы, шарады по пройденному материалу

III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.

Рефлексия.

Фамилия____________Имя____________ Баллы

  1. Как я усвоил ранее изученный материал?

— получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

-усвоил новый материал частично – 7-8 баллов

-мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 -6 баллов

2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.

— работал весь урок активно, 9-10 баллов

— работал с помощью товарищей – 7-8 баллов

— не работал – 4-6 баллов

3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?

а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов

б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов

в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here