Тема урока: Страны Древнего Востока
Учитель истории МБУ СОШ №46 г. о. Тольятти
Кошелев Владимир Николаевич
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: командная развивающая игра.
Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/
Использованные технологии: технология групповой работы, проблемная технология, информационно-коммуникативная, игровая, личностно-ориентированная
Электронный образовательный ресурс: презентация «Древний Восток».
Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.
Задачи:
-
Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
-
Выделить особенности географического положения, природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
-
Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Роль и место урока в курсе:
Тема «Древний Восток» — одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
План урока:
1. Оргмомент .
2. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.
А) Конкурс «Терминологическая разминка»
Б) Конкурс «Что является лишним?»
В) Конкурс «Путешественники»
Г) Конкурс «Кот в мешке»
Д) Конкурс «О ком идёт речь»?
Е) Конкурс «Переводчики»
3.Рефлексия
Ход урока:
Класс делится на команды, команды выбирают капитана,
Учитель: Ребята! Вот и заканчивается наше путешествие по странам Древнего Востока. Мы узнали о них очень много интересного. И сегодня мы проведем игру с помощью которой закрепим наши знания и докажем, что являемся настоящими путешественниками – активными, находчивыми и эрудированными. Может будет не легко, но если работать дружно, в команде, то вас ждёт успех.
1.Конкурс Терминологическая разминка
-
Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
-
Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
-
Обязательные правила поведения (законы).
-
Жрец в Индии (брахман).
-
Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).
-
Большое сильное государство (держава).
-
Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
-
Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)
-
Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
-
Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).
-
Гробница египетских фараонов(пирамиды)
-
Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)
-
Денежный сбор в пользу государства(налог)
Конкурс №2. «Что является лишним?»
Командам раздаются карточки со словами.
1) Клинопись, алфавит, стекло. Это всё изобретения финикийцев. Клинопись – Междуречье.
2) Египет, Мидия, Лидия. Все эти государства расположены на полуострове Малая Азия. Египет в Африке.
3) Осирис, Сет, Шамаш. Это египетские боги. Шамаш – бог Древнего Двуречья.
4) Тир, Библ, Мемфис. Это финикийские города. Мемфис — Египет
5) Инд, Ганг, Янцзы. Это реки Индии. Янцзы – река в Китае
Конкурс №3
Представьте, что вы путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать характеристику стране, в которой вы побывали.
1 команда-Египет, 2-Междуречье,3-Финикия, 4-Индия, 5-Китай
Вопросы | Страна | |
1. | Географическое положение |
|
2. | Климат, природа |
|
3 | Крупные реки |
|
4 | Занятия жителей |
|
5 | Культурные достижения |
|
Конкурс № 4 «Кот в мешке»
По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.
-
Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
-
Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
-
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
-
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
-
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
-
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
-
Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).
-
Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
-
Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).
10.Их Родина — Индии, весь мир использует их, но почему — то все думают что их родители арабы./цифры/
11. Он состоял у финикийцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы (алфавит).
12. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре — царь и его советник, далее — боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).
5. Конкурс переводчиков.
А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.
Командам даются листы с заданием.
Н КРСТ____________________ (не красть)
Н ЛГТ_____________________ (не лгать)
Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)
ПЧТТ ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)
Н ХВСТТЬС _____________________
Какие заповеди здесь написаны?
6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?
-
Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором — третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
-
Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
-
Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
-
Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).
-
Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания
(Ашшурбанапал).
-
Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).
-
При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинъ Шихуан).
-
В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).
-
Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий(Будда)
-
Китайский мудрец (Конфуций)
Домашнее задание. ─ Вам понравились задания? – Придумайте и вы интересные задания к следующему уроку. ─ Подготовить кроссворды, ребусы, шарады по пройденному материалу
III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.
Рефлексия.
Фамилия____________Имя____________ Баллы
-
Как я усвоил ранее изученный материал?
— получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
-усвоил новый материал частично – 7-8 баллов
-мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 -6 баллов
2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.
— работал весь урок активно, 9-10 баллов
— работал с помощью товарищей – 7-8 баллов
— не работал – 4-6 баллов
3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?
а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов
б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов
в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов