Открытый урок по истории Казахстана в 7 классе
Тема: Золотая Орда
Цели урока
Образовательная: раскрыть особенности внутренней политики государства Золотая Орда во время правления Бату хана, объяснить причины усиления, расцвета торговли и экономического развития;
Воспитательная: уважение к государству средневекового периода, интереса к предмету, патриотизма учащихся;
Развивающаяся: развивать память, мышление, воображение, умение работать с картой и схемами, анализировать;
Оборудование: карта средневекового Казахстана, схемы, иллюстрации, слайд, энциклопедия «Золотая Орда», хронологическая лента правлений ханов;
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
«…Ах, иначе в былые года
Колдовала земля с небесами.
Дива дивные зрились тогда,
Чуда чудные делались сами…»
Орг.момент: приветствие учащихся, диалог с дежурным, готовность доски
I.Постановка темы и целей урока
II. Опрос Д/З: § 30
-
Вопрос-ответ (слайд)
-кто такой Темучин?
-что вы знаете о курултае?
-основной закон государства?
-какой город оказывал сопротивление 6 месяцев?
-старший сын Чингисхана?
-
Работа по карточкам- сопоставьте земли- улусы, принадлежавшие сыновьям Чингисхана. Покажите их на карте. (слайд)
III. Новая тема:
-
Рассказ об образовании Золотой Орды
Золотая Орда- одно из крупных государств, созданных на месте улуса Жошы (Джучи). В период правления сына Жошы- хана Бату (Батыя) территория простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай на западе. Столица- первоначально называлась Сарай –Бату (нижнее течение Волги), затем она была переименована в Сарай –Берке. Карта
— О легенде из летописи «Шынгыснаме» о разделе владений Чингисхана (чтение из учебника).
2. Бату вёл завоевательные войны с 1235 года и захватил многие страны и государства в западном направлении
Народы Северного Кавказа
Крым все они платили дань
Русские княжества
Государства Восточной Европы
-
Рассказ с применением хронологической ленты правления ханов
1236-1242 | 1255-1266 | 1266-1280 | 1290-1312 | 1312-1342 | |
Хан Бату | Походы на Запад | Хан Берке | х.Менгу- Тимур | Хан Тохты | хан Узбек |
1357-1380 | 1380 | 1380 г | |
Хан Жаныбек | Борьба за власть | Хан Мамай Д.Донской | Тохтамыш хан |
По ходу рассказа к каждому хану прикрепляем табличку с особенностями его правления.
-
Бату хан- завоевал много стран, границы расширились в западном направлении. Особо внимание уделял развитию городов. Государства Восточной Европы признали зависимость от Золотой Орды и платили дань.
-
Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению.
-
Берке хан- укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В целях укрепления государства Берке принял исламскую религию. Но он использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими государствами.
-
Менгу –Темир- в 1271 году принял поход против Византийской империи, которая препятствовала укреплению связей Золотой Орды с Египтом.
-
Тохты хан- оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством.
-
Узбек хан- при нем государство укрепилось, важное значение придавал городам. По его приказу возводились мечети и др.общественные сооружения. Также в период его правления ислам был объявлен государственной религией.
-
Учебная задача: выделите из учебника причины ослабления государства и составьте схему.
проверка
(Схема) Ослабление государства
Междоусобные раздоры Поражение Мамая от Дм.Донского
Захват власти Тохтамыш ханом Нападения эмира Тимура
-
Рассказ о распаде Орды с применением схемы
Середина XV века
Распад Золотой Орды
Белая Орда
Сибирское х
Ногайская Орда
Крымское х
Казанское х
Астраханское х
-
Общественный строй- Логическая цепочка
Общественный строй власть – по наследству имели писарей управляли малики сбор налогов- даруги
военное руководство- беки.
Являлось мусульманским государством.
IV. Закрепление
Открытые тесты
-
На территории какого улуса было образовано государство Золотая орда?
-
Улуса Джучи
-
Улуса Чагатая
-
Улуса Угедея
-
Улуса Тулуя
-
Кто являлся основателем Золотая Орда?
-
Берке
-
Джучи
-
Бату
-
Тохты хан
-
В период правления какого хана ислам был объявлен государственной религией?
-
Хана Берке
-
Хана Жаныбека
-
Тохты хана
-
Хана Узбека
-
Годы правления хана Бату?
-
1223-1256 гг
-
1227-1255 гг
-
1211-1244 гг
-
1155-1228 гг
-
При каком хане укрепились отношения с султаном Египта Бейбарысом?
-
При хане Узбеке
-
При хане Берке
-
При хане Жаныбеке
-
При хане Бату
-
При каком хане были восстановлены связи с Ираном и народами Кавказа?
-
При хане Узбеке
-
При хане Берке
-
При хане Жаныбеке
-
При хане Бату
-
Кто осуществлял власть в Золотой Орде?
-
Хан
-
Везиры
-
Беки
-
Баскаки
-
Кто вел контроль за сборами налогов?
-
Хан
-
Даруги
-
Беки
-
Баскаки
-
Как распределялась власть после смерти правителя?
-
Определяли на курултае
-
Передавалась по наследству
-
Назначалась беком
-
Определялась воинами
-
В каком веке распалась Золотая Орда на самостоятельные государства?
-
В X веке
-
В X веке
-
В XV веке
-
В XVI веке
V. Домашнее задание: прочитать § 31. Ответить на вопрос 6 (учебник)
Открытый урок по истории Казахстана в 7 классе
на тему:
Подготовил и провел учитель истории Петров В.И.
2013-2014 уч.г.
Самоанализ урока
Тема урока: Золотая Орда. На её изучение отводится 1 час. Тема тесно связана с предыдущими и последующими уроками.
Урок проходил в 7 классе. Коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.
Тип урока: Урок комбинированный. Все этапы урока выдержаны.
Цели: 1. Образовательные : раскрыть особенности внутренней политики государства Золотая орда во время правления Батухана, объяснить причины усиления, расцвета торговли и экономического развития.
2.Развивающая: развивать память мышления, воображение, умение работать с картой и схемами, анализировать;
3. Воспитательная: уважение к государству средневекового периода, интерес к предмету, патриотизм учащихся;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, с тестами, карточками;
Применялись различные методы работы:
— словесный, наглядный, практический, логический;
Учащиеся на уроке показали следующие умения и навыки :
— регулятивные – умение ставить цели, отвечать на вопросы ),
— познавательные (умение работать с разными источниками информации, давать на вопросы логически и правильные ответы, умение работать с первоисточником, оценивать работу и усваивать материал) ;
— коммуникативные (анализировать, делать выводы,) ;
Цели, поставленные на уроке, достигнуты.