Кириллова Лариса Геннадьевна

МОУ Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1,

Тверская область

Учитель начальных классов

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

по УМК «Школа России».

Тема: А. Л. Барто «Помощница», «Игрушки».

Цели урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А. Л. Барто;

  • развивать речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление;

  • воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: учебник, портрет А. Л. Барто, презентация о творчестве

А. Л. Барто, иллюстрации к стихотворениям, пословицы о чтении, кроссворд, карточки для организации групповой работы.

Ход урока:

1.Организация класса.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

и работать не ленитесь.

2.Мотивация:

— Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.

С книгой жить – лучший друг.

Хорошая книга – тот много знает.

Кто много читает, век не тужить.

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?

3.Повторение пройденного материала.

Разгадывание кроссворда.

— Назовите авторов этих произведений, тогда узнаете тему нашего урока. (Дети читают вслух отрывки, если не могут назвать произведение и автора, выбирают себе помощника самостоятельно.)

  1. Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост. (Виталий Валентинович Бианки «Первая охота».)

  2. Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

— Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам! (Самуил Яковлевич Маршак «Угомон».)

  1. Кушай, Лада, — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. (Михаил Михайлович Пришвин «Глоток молока».)

  2. Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. (Лев Николаевич Толстой «Был у Пети и у Миши конь».)

  3. Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята.

Хрюкать!» (Корней Иванович Чуковский «Путаница».)

На доске:

Бианки

Маршак

Пришвин

Толстой

Чуковский

4.Изучение нового материала.

А. Л. Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. Одна из известнейших детских поэтов. Автор большого количества детских стихотворений; кроме того, писала прозу, киносценарии, пьесы, поэмы. Стихи начала писать ещё в гимназии и продолжила в балетном училище. Учителя В.В. Маяковский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак.

Многие из её стихов вы знаете с раннего детства. Вспоминать их мы будем вместе. Для этого разделимся на группы.

Работа в группах.

— Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.

1 группа

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

2 группа

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

3 группа

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

4 группа

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

5 группа

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

6 группа

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

(После выступления каждая группа находит иллюстрацию к своему стихотворению и прикрепляет её к доске.)

— Все эти миниатюры и некоторые другие вы можете найти в сборнике «Игрушки».

О чём бы ни писала А. Л. Барто, поэтессу всегда волнует, какими людьми вырастут её читатели; каждым стихотворением она стремится привить ребятам представление об истинных, непреходящих ценностях.

Часто героиней стихов А. Л. Барто является девочка Таня. Сегодня мы узнаем о ней ещё одну историю.

— Как вы думаете, почему стихотворение так называется?

Чтение стихотворения «Помощница» учителем.

— Какие же дела были у Тани?

— От чего она так устала?

— Что она обещала сделать завтра?

— Почему стихотворение называется «Помощница»?

Повторное чтение стихотворения в парах. (Дети сами выбирают вид чтения: цепочкой, слабый повторяет за сильным и др.)

Выразительное чтение стихотворения.

— Что бы вы посоветовали Тане?

Физминутка.

— А сейчас молча покажите, как вы помогаете дома.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Его полощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем,

Угощаем вкусным чаем.

— Кто из вас так заботится о своих родителях? Молодцы!

Разгадывание ребуса.

— Разгадав ребус, вы узнаете, о ком будет следующее стихотворение.

Ж , (жук)

Ученик читает наизусть «Мы не заметили жука».

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму:

— Там жук живой!

Раскроем раму!

— Что вы можете сказать об этих ребятах?

Игра: «Живые звуки».

— Назвав первые звуки слов, изображённых предметными картинками, вы узнаете, о ком думает герой следующего стихотворения.

(мама)

Ученик читает наизусть «Разлука».

— Чему вас научило это стихотворение?

Инсценирование.

— Сейчас ребята покажут сценку «Ку-ку», автором которой является Агния Львовна.

Уже конец урока,

Уже десятый час.

Открылась дверь широко,

Вошёл Серёжа в класс.

Почему же, отчего же

Опоздал на час Серёжа?

— Мы в трамвае ехали,

Собаку переехали,

От испуга бледная,

Собака лает, бедная,

И вокруг все бледные

И все рыдают, бедные.

Но я рукою твёрдой

Беру иголок дюжину

И пришиваю морду и хвост

Туда, где нужно.

Собака, оживая,

Встаёт из-под трамвая,

Встаёт из-под трамвая.

— Привет, — говорит,

— Жива я.

Он расскажет сто историй,

Он найдёт пятьсот причин.

— Я, во-первых, болен корью,

Во-вторых, я зуб лечил.

В-третьих, умер я, ребята,

А в-четвёртых, вру не я:

У меня во рту запрятан

Аппаратик для вранья.

Я не врать бы очень рад,

Врёт проклятый аппарат!

Как Серёжу отучать?

Приложить ко рту печать?

Ключ приделать к языку?

Нет, кричать ему: «Ку-ку!»

— Была в трамвае давка,

Я кролика везу.

Я сижу на лавке,

А он сидит внизу.

Ехали мы, ехали.

Охали мы, эхали…

Наконец приехали,

Я и двадцать кроликов.

— Как? Сколько?

— Я и двадцать кроликов.

Я сел у площади Свердлова,

Он один был, честное слово,

Пока доехал до вокзала,

Их гораздо больше стало.

Поглядел я под скамейку,

Вижу целую семейку,

Друг на друга все похожи…

Все с хвостами на боку…

Хором класс кричит Серёже:

— Ой, ку-ку! Ку-ку!

-Я не мог явиться к сроку:

Я удил в реке сороку,

Помогал я рыбаку.

— Ой, ку-ку! Ку-ку!

— У меня живёт жирафа,

Я кормил её со шкафа,

Прыгал прямо к потолку…

— Ой, ку-ку! Ку-ку!

— Я тонул…

— Ку-ку! Ку-ку!

— Что придрались к пустяку?

Ну, проспал я на боку…

— Ах, вот это не «ку-ку»!

— Какая главная мысль этого стихотворения?

5.Итог.

— Какие качества характера воспитывает А. Л. Барто у своих читателей? Чему вас научили её стихотворения?

— Мы с вами ещё не раз вернёмся к творчеству А. Л. Барто. Вы продолжите знакомство во 2, 3 и 4 классах, а я хотела вам посоветовать посетить библиотеку и прочитать книги, которые вы видите на выставке.

6.Домашнее задание.

— Прочитайте или выучите наизусть стихи А. Л. Барто из учебника или по вашему выбору. Можете нарисовать иллюстрации.

7.Дополнительный материал.

— Соотнесите прочитанные на уроке стихотворения и пословицы.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here