Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Соленоозерная средняя общеобразовательная школа №12
Ширинского района Республики Хакасия
Конспект урока по краеведению
в 8 классе
«О чём рассказал бубен шамана?»
Подготовила
учитель истории и обществознания
Рудакова Раиса Васильевна
с. Соленоозерное
2012
О чём рассказал бубен шамана?
Цель:
— познакомить с традиционным эпосом хакасов – рассмотреть роль шаманизма в становлении этнической культуры; продолжить работу над логическим мышлением, умением излагать свои мысли.
Оборудование:
— рисунок на доске камлающего шамана; рисунок бубна шамана, вопросы для сравнения и ответы; книга В.Я. Бутанаева «Традиционная культура и быт хакасов», пособие для учителей, Абакан, хакасское книжное издательство, 1996 г.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
— Шаманизм на территории современной Хакасии возник в глубокой древности примерно три тысячи лет назад. Шаманизм – одна из форм первобытной религии, в основе её лежит идея о двух началах мира – добром и злом. Понятие добра олицетворяло небо, где обитают творцы, создатели мира, зло находится в подземном царстве во главе с Эрлик – ханом. Также хакасы поклонялись солнцу, луне, огню, горному духу и многим другим духам. Шаман считался способным общаться с этими духами, своего рода посредник между людьми и богами. Кам (шаман) равнозначное арабскому слову (мукам), означает «тот, кто даёт клятвы, лечит словами и заклинаниями». Шаман – слово маньчжурское, означает «взволнованный, исступлённый, скачущий человек». Обязательными инструментами шамана являлись бубен (тур) и колотушка. Бубен был символическим изображением коня, лука, лодки, смотря по тому, с какими препятствиями приходилось бороться шаману при встрече со злыми духами. Колотушка изображала кнут, стрелу, весло, смотря по тому, что представлял бубен.
Выделяют три основных признака шамана:
-
Шаман должен жить на земле, у воды, в кругу родственников.
-
«Функционирует» он только для определённой группы людей – родственников; камлать для чужих можно только с позволения родственников. Шаман – не индивидуальная, а коллективная память народа. Если шаман переставал помогать роду, его изгоняли.
-
Шаман должен пережить «шаманскую» болезнь. В 10 – 15 лет человек неожиданно для себя уходит из дома, ходит по горам, по степи и не знает, где находится он.
После обязательного прохождения обучения у старых шаманов молодой кам должен предстать перед Адам ханом, дворец которого находился в Саянах. Адам – хан вручал ему нужное количество служебных духов, определял его атрибуты – костюм, бубен и ставил его родовую тамгу на дворцовой шестигранной ели.
Шаманы делились на три категории:
— самые большие имели до девяти бубнов, особый костюм и огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря;
— средние шаманы обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд. Их влияние ограничивалось только территориями, соседними с Хакасией;
— низшая категория – чаланчики – обладали гипнозом, не были посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Чаланчики лечили от испуга, сглаза и т.д.
Профессиональный шаман обладал большой памятью, рассудительностью, сочетал в себе функции предсказателя, знахаря, знатока и исполнителя хакасского эпоса, наставника, артиста, хранителя традиций.
Хакасский шаманизм имеет в своём основании мировоззрение общности, в котором все важнейшие проблемы народа рассматриваются как взаимоотношения Природы и Человека.
В шаманизме можно выделить:
-
Мир един и живой;
-
Жизнь является высшей ценностью, человек здесь не «тварь дрожащая», человек возник одновременно с миром и несёт личную ответственность за благополучие Вселенной, природы, рода, семьи, своей вечной жизни;
-
Мир находится в вечном движении и развитии;
-
Вселенной руководит вечный закон справедливости, поэтому уйти от наказания за нечистоту мыслей, чувства, поступки человек не может нигде;
-
Шаманы выполняют функцию врачей, жрецов.
Они совершали торжественные ритуалы при большом количестве людей на высоких горах, а больных лечили в их юртах.
Чтобы стать настоящим камом – шаманом, необходимо знать обряды и молитвы своего народа. Существовало специальное обучение шаманов, проходившие уединённо в священных горных местах. В течение трёх месяцев молодого человека учил старый опытный шаман, который становился для него учителем.
Хакасские шаманы – избранники духов (тȍсь) невидимых вечных существ, созданных вместе с Землёй, сотворённых наравне с небом.
Вероучения хакасского шаманизма:
по представлениям хакасов, Вселенная делилась на три мира:
— Верхний мир или небесный мир (Хан – Тигир) был обителью девяти творцов (чаян). Творцы олицетворяли доброе начало. Они создали землю, растительность, человека и скот. Среди верховных божеств называют Кӳгурт – чаяны- громовержца, поражающего своими стрелами злых духов; Чалтырах – Чаяны – создателя света, озаряющего землю; Ымай – iче – богиню плодородия и хранительницу детских душ;
— средний мир – кӳнниг чир – обитают люди. Самой важной задачей каждого хакаса считалось не нарушение целостности и гармонии этого мира, личная ответственность за продолжение жизни. У хакасов с древних времён выражен культ предков, которые выражают силу родовых заступников и хранителей. Предки вечны, строги, справедливы. Главным условием жизни и мощи предков является – сохранение и развитие родной земли, культуры, особенно языка, родовых связей как условие целостности народа, его здоровья — это духовные ценности хакасов. В среднем мире людей окружают различные духи – «эззи» — хозяева местностей и природных явлений;
— нижним миром ( айна чири) – правят семь подземных божеств (эрлик), их глава – Эрли – хан или Чинес – хан. Они осуществляют злое начало. Эрли — ханы создали ползучих гадов, насекомых, непроходимые горы, болезни и шаманов. К группе нижних божеств относятся дети самого Эрли – хана (его сын Иткер — Молат и дочь – Учам – Токай), а также Ӱзӳт – хан – глава царства душ умерших, Тамы – хан – глава последнего девятого слоя подземного мира, где грешных людей наказывают адскими муками. В среднем мире происходит борьба между добрыми и злыми божествами. Посредником между людьми и богами выступает шаман. На западной стороне среднего мира, в краю заходящего солнца находится дворец мифического патриарха всех шаманов – Адам – хана – в переводе мой отец – хан. Начинающий шаман обязательно должен предстать перед ликом своего покровителя, чтобы получить от него шаманский дар. На развилке путей, ведущих к его храму, страж дорог Кормес – хан, проверяет истинность будущего шамана и даёт разрешение для прохода к Адам – хану.
Таким образом, тема шаманизма всегда была интересна.
Шаман выполняет следующие функции в обществе:
— шаман – информатор, советчик — удовлетворяющий познавательные потребности людей: объяснял явления природы, общества, человека, всей действительности, опираясь на народные знания;
— шаман – утешитель людей во время засухи, наводнения, эпидемий, вражеских нашествий и т.д.;
— шаман – регулятор поведения людей, исходя из своих учений навязывал определённый тип поведения;
— шаман – носитель моральных принципов;
— шаман – хранитель традиций;
Сейчас такое время, когда идеалы наших отцов ушли в прошлое, а новые ещё не утвердились. Поэтому очень важно, чтобы подростки заинтересовались изучением истории Хакасии.
Вопросы к обучающимся:
— Сейчас найдём общее в шаманизме и христианстве.
-
Шаманизм
Христианство
-
Кто и что имеет душу?
Всё
Человек, остальные – твари
-
Зачем пришёл человек в этот мир на земле?
Земля – наслаждение, место для счастья, радости
Временное место испытания
-
Как рассматривают соотношение души и тела?
Тело и душа едины
Тело – скопище греха, усмиряй тело
-
Отношение к природе
Природа и человек едины, единение с природой
Береги всё живое
-
Местонахождение мира умерших, каково оно?
Нижний мир, временное пребывание
Ад, рай
-
Что христианство взяло у шаманизма?
Всё имеет душу, природа и человек едины, единение с природой, береги всё живое, существование нижнего мира – ад, рай.
-
Закрепление:
— исходя из данной таблицы, определите духовные ценности современного человека и древнего человека?
Итог урока:
— Что вы узнали полезного и интересного на этом уроке?
Вывод: уважать вероисповедания других людей, терпимо относиться к людям другой веры.
Спасибо за урок!!!
Список использованной литературы
-
В.Я. Бутанаев, «Традиционная культура и быт хакасов», пособие для учителей, Абакан, хакасское книжное издательство, 1996 г.
-
В.Я. Бутанаев, «Хакасы»,Москва, «ИНСАН», 1995 г.