Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Нурлат Республики Татарстан

Авторская программа

по истории России

«от Древней Руси до наших дней»

для учащихся 10-11 классов

Автор программы

учитель истории МАОУ «СОШ № 2»

Борисов Борис Борисович

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «История» является составной частью гуманитарного и социально-экономического образования специалистов Ульяновского строительного колледжа. Учебная дисциплина «История» раскрывает общие тенденции и закономерности развития России в контексте мирового сообщества.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом курс «Истории» включен в перечень общегуманитарных и социально-экономических дисциплин наряду с философией, основами социологии и политологии, литературой.

Учащиеся 10-х — 11-х классов ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ историю государства, гражданами которого они являются, по каким объективным законам и на основе каких общих тенденций она развивалась, каким образом личный фактор повлиял на нее. Эти знания необходимы, чтобы разобраться в общих закономерностях и событиях современной истории, понять какое место в мировом сообществе занимает Россия сегодня, сформировать свое личное мнение о происходящих событиях в жизни страны и мира. Дисциплина «История» имеет важное мировоззренческое значение. Она является базой для формирования гражданственности и воспитания патриотизма, чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов.

В соответствии с этими задачами и с учетом ограниченного количества часов, выделяемых на изучения данной дисциплины, обязательный минимум содержания знаний по предмету включает в себя следующие разделы:

  1. Русь Древняя и Удельная (VIII-XIII в.в.)

  2. Московская Русь, Российская империя (XIV-XVIII в.в.)

  3. Российская империя в XIX в.

  4. Россия в начале XX в.

  5. Революционный процесс 1917 года в России. Гражданская война и интервенция.

  6. СССР в 1921-40 г.г.

  7. Вторая мировая и Великая Отечественная война 1939-45 г.г.

  8. СССР в 1945-1985г.г.

  9. Современная история России.

Этот обязательный минимум определяет структуру и форму учебных занятий по дисциплине «История».

I раздел «Русь Древняя и Удельная (VIII-XIII в.в.)» посвящен вопросам образования славянских племен, созданию древнерусского государства у них; принятию христианства на Руси; борьбе с иноземными захватчиками за независимость (монголо-татары, половцы, шведы, немцы); проблеме феодальной раздробленности на Руси.

II раздел «Московская Русь, Российская империя (XIV-XVIII в.в.)» посвящен процессу образования единого централизованного государства в России; образованию новых династий; внутренней и внешней политике их лидеров (Б.Годунов, В.Шуйский, Романовы); проблемам борьбы России на уровень европейских стран (Петр I, Екатерина II); проблемам социальной нестабильности («бунташный век», крестьянские восстания и войны).

III раздел «Россйская империя в XIX в.» посвящен проблемам развития России в период становления буржуазных отношений. Он затрагивает проблемы отсталости России и опыток преодолеть их (либеральные реформы Александра I, Александра II); проблемам активной внешней политике России в Европе и других регионах( Отечественная война 1812 года, Крымская война, Русско-турецкие войны); проблемы социальной напряженности и конфликты в обществе (восстание декабристов, народничество).

IV раздел «Россия в начале XX века» затрагивает проблемы развития страны в начале XX века: социальная напряженность и революционный взрыв 1905-1907 г. г., влияние его на дальнейшее политическое и экономическое развитие России, попытки модернизации страны (реформы С.Ю.Витте, П.А.Столыпина); участие России в 1-ой мировой войне и влияние ее на экономическое и политическое развитие страны.

V раздел «Революционный процесс 1917 года в России. Гражданская война и интервенция» рассматривает проблемы развития России в период социальных катаклизмов: февраль-октябрь 1917 года, альтернативы развития общества в 1917 году, ликвидация демократического начала, обострение гражданской войны и интервенция, соотношение демократизма, тоталитаризма и гуманизма.

VI раздел «СССР в 1921-40 г.г.» рассматривает проблемы развития страны в 20-30-ые годы, решения важных задач международного признания России, решения укрепления власти большевиков и выхода их из глубокого политического кризиса, решения судьбоносных для власти большевиков задач (коллективизация, индустриализация страны).

VII раздел «Вторая мировая и Великая Отечественная война 1939-45 г. г.» обращен к глобальным проблемам человечества: мир и война. В центре внимания находятся проблемы зарождения, развития хода, итогов 2-ой мировой и Великой Отечественной войны; столкновения фашизма и демократии, двух тоталитарных режимов; проблемы патриотизма, героизма, самоотверженности; проблемы роли народных масс и личности в истории.

VIII раздел «СССР в 1945-1985 г.г.» охватывает большой период истории современной цивилизации через призму истории СССР (1945-1985 г.г.) на фоне мировых глобальных проблем человечества рассматриваются события, тенденции развития СССР и разные исторические отрезки: сталинский тоталитаризм, хрущевская оттепель, брежневский «застой».

IX раздел «Современная история России» прослеживает исторический процесс перехода от СССР к суверенной России, современные проблемы развития ее, трудности на этапе демократизации общества и формирования рыночной экономики.

На протяжении всего курса «История» прослеживается идея взаимосвязи и влияния всемирной истории и истории России, влияние общих тенденций развития мира на развитие России, а также особенности исторического пути страны.

В изучении курса «История» сделан акцент на плюрализм, многообразие подходов в рассмотрение проблем развития России.

По большинству ключевых проблем истории Отечества предлагается дискуссионная форма изучения материала, рассмотрения разных точек зрения. В этих целях автором программы разработаны проблемные задания, дискуссионные вопросы по большинству тем курса.

Необходимым средством достижения цели исторического образования и воспитания является использование исторических документов, ссылка на него, цитирование на уроках в ходе изучения темы.

Изучение курса «История» предлагает активную самостоятельную работу студентов. В каждом разделе предусмотрены и разработаны проблемные задания по самостоятельной работе студентов.

Данный учебный курс тесно связан с такими учебными дисциплинами как литература, основы социологии и политологии, география, основы права.

При составлении рабочей программы автор руководствовался требованиями Государственного образовательного стандарта, в котором зафиксированы федеральные требования к минимальному содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по общим гуманитарным дисциплинам, и комплектом программ по истории с древнейших времен до наших дней, рекомендованных Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Это позволяет создать единое образовательное пространство на территории Российской Федерации.

Концептуально содержание дисциплины «История» выражено автором в дидактических единицах: разделы, темы, контрольные вопросы, формы контроля знаний студентов.

Содержание дисциплины 10 класс.

Раздел I. Русь древняя и Удельная (VIIIXIII в.в.).

Тема 1.1. Древние предки.

Становление древне-русского государства. Общая характеристика этапов развития древнего человека на территории нашей страны. Общественный строй и расселение славян. 7-9 века. Восточно-славянские племена. Славяне 7-9 веков по русской летописи. Причины объединения племен. Путь из варяг в греки. Первые русские князья Рюриковичи, их походы, деяния. Место Древней Руси в мировом сообществе.

Знать:

  • истоки происхождения славян, основные даты, связанные с этим;

  • основные славянские племена, места их расселения, род занятий, способы

  • ведения хозяйства;

  • первых славянских князей, их деятельность;

  • общественный строй древних славян;

  • причины объединения славян в племена;

  • путь » из варяг в греки «.

  • главные теории происхождения государства у древних славян, даты создания;

Уметь:

  • показать на карте основные районы расселения древних славян;

  • объяснить единство происхождения всех славянских племен;

  • объяснить процесс возникновения государства у древних славян;

  • объяснить место древней Руси в мировом сообществе;

Тема 1.2 Киевская Русь.

Киевские князья, их политика. Язычество и христианство. Выбор между мировыми религиями. Крещение Руси. Русское православие. Ярослав Мудрый, его реформы. Владимир Мономах. Княжеские съезды. Объединенные походы в степь. Киевское восстание. » Русская правда». Бояре. Дружина. Вотчина. Смерд, холоп, закуп. Город, ремесло. Исторические версии происхождения государственности на Руси.

Знать:

  • термины «Дружина», «Вотчина», «Смерд», «холоп», «закуп»;

  • зарождение феодальных отношений у славян, причины этого и конкретные проявления (типы крестьян, земельной собственности и владения);

  • структуру общества этого периода, основные направления их деятельности;

  • две тенденции в развитии Киевского государства, их конкретные проявления;

  • о зарождении и развитии усобицы на Руси, ее последствия;

  • особенности правления Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха как крупных реформаторов Киевской Руси, дать анализ их деятельности.

Уметь:

  • объяснить зарождение феодальных отношений у славян, причины этого и конкретные проявления (типы крестьян, земельной собственности и владения);

  • объяснить структуру общества этого периода, основные направления их деятельности;

  • объяснить особенности правления Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха как крупных реформаторов Киевской Руси, дать анализ их деятельности;

  • давать оценку периода Киевской Руси;

  • давать оценку роли личности в истории (на конкретных примерах).

Тема 1.3 Раздробленность Руси (12-13 в.в.).

Понятие раздробленности. Причины раздробленности на Руси. Великий князь, князья, бояре. Господин Великий Новгород. Смоленское княжество. Вламиро-Суздальское княжество. Полоцкое княжество. Голицко-Волынские земли. Киевское княжество. Черниговское и Новгород-Северское княжества. Последствия и перспективы углубления раздробленности.

Знать:

  • суть процесса феодальной раздробленности;

  • причины феодальной раздробленности;

  • основные княжества в период феодальной раздробленности;

  • основные тенденции развития государства в период феодальной раздробленности;

  • в общих чертах возникновение государства у монголо-татар, основные их занятия, расположение до нападения на Русь;

Уметь:

  • показать на карте наиболее крупные княжества Руси и дать общую характеристику;

  • анализировать причины феодальной раздробленности;

  • определять влияние феодальной раздробленности на развитие Руси (положительное и отрицательное);

  • определять роль феодальной раздробленности в истории государства.

Тема 1.4 Монголо-татарское нашествие.

Кочевые племена монголов. Военная их организация. Чингисхан. Завоевания монголо-татар в Азии. Их военная доктрина. Политическое состояние Руси накануне битвы на р. Колке. Первое столкновение Руси и монголо-татар. Поход Батыя. Завоевания монголо-татар на Руси. Оборона, сопротивления славянских народов. Вторжение монголо-татар в Центральную Европу. Причины отступления. Золотая Орда. Система ярлыков. Иго. Борьба с монголо-татарами. Борьба со шведами и немцами, А.Невский.

Знать:

  • хронологические рамки завоевания монголо-татарами государства Русь и монголо-татарского ига;

  • формы сопротивления русского народа в борьбе против монголо-татарского ига, немецких и шведских захватчиков;

  • деятельность отдельных русских князей в борьбе против захватчиков (А.Невский).

Уметь:

  • объяснять причины покорения Руси монголо-татарами;

  • увязывать феодальную раздробленность Руси с завоеванием ее монголо-татарами;

  • объяснять суть и особенности монголо-татарского ига на Руси;

  • определять роль монголо-татарского ига в истории Руси и России;

  • определять роль личности на примере борьбы Руси с иноземными захватчиками.

Самостоятельная работа.

На основе материала учебника должен показать феодальную раздробленность Руси в XIIIXIV века, найдя позитивные и негативные стороны этого прогресса, что должно отразиться в выводе к заданию. Предлагается ответить на следующие вопросы:

1.Князья, правившие в этот период.

2.События, происходившие в княжествах.

3.Особенности развития княжества.

Тема 1.5. Объединение Руси. Образование Российского государства.

Возвышение Москвы. Первые московские князья. Иван Калита. Причины возвышения Москвы. Перемещение Религиозного центра Руси в Москву. Соперники Москвы. Окончание монголо-татарского ига. Дмитрий Донской. Мамай. Куликовская битва Поход Тохтамыша на Москву. Распад Золотой Орды. Стояние на реке Угре. Иван III. Василий III. Создание Российского государства. Судебник 1497 г. — этап закрепощения крестьян.

Знать:

  • причины возвышения Москвы;

  • центры собирания русских земель;

  • деятельность крупных московских князей;

  • крупные победы русского народа в окончательной ликвидации монголо-татарского ига;

  • даты, связанные с борьбой русского народа за независимость.

Уметь:

  • отличить центробежные и центростремительные силы;

  • объяснять причины возвышения Москвы;

  • давать оценку деятельности крупных московских князей;

  • показывать процесс становления русского централизованного государства (основные моменты): дать оценку деятельности Ивана III, Василия III.

РУБЕЖНЫЙ КОНТОРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Раздел 2. Московская Русь, Российская империя (XIVXVIII в.в.).

Тема 2.1. Российское государство в 16 веке.

Царство Московское. Иван Грозный. Абсолютизм, сословно-представительная монархия. Правительство Елены Глинской. Боярское правление. Венчание на царство.

Реформы Ивана IV: государственная, военная, судебник 1550 года. Стоглавый собор: основы укрепления сословного представительства. Внешняя политика Ивана IV: взятие Казани, Астрахани. Начало освоения Сибири. Ермак. Ливонская война. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Раскол страны.

Знать:

  • термины «абсолютизм», «сословно-представительная монархия»;

  • хронологические рамки правления Ивана IV

  • основные реформы Ивана IV;

  • цели внешней политики Ивана IV, ее итоги;

  • сущность опричнины, ее содержание и итоги.

Уметь:

  • составлять общее представление о социально-экономическом развитии Российского государства в 16 веке;

  • давать общую характеристику реформам Ивана IV в области внутренней политики;

  • осуществлять анализ опричнины, ее влияние на историю страны;

  • анализировать характер и итоги внешней политики Ивана IV;

  • делать вывод о роли Ивана IV в истории России.

Тема 2.2. Россия в 17 веке.

Смутное время. Романовы. Смутное время. Борис Годунов: опричник — правитель — царь. Лжедмитрий I. Переворот Василия Шуйского. Восстание Болотникова: углубление социального противостояния. Москва и Тушинский лагерь. Семибоярщина и интервенты. Всенародное ополчение. Соборное избрание Михаила Романова. Социальная структура общества в 17 веке: бояре, дворяне, крестьяне, посадские люди, духовенство. Царь Алексей Михайлович. Соборное уложение 1649 года. Медный бунт. Восстание Степана Разина.

Знать:

сущность «смуты», ее истоки, проявления;

  • смену династий в России;

  • сущность правления Бориса Годунова, его политики;

  • о политической нестабильности в стране (Лжедмитрий I. Лжедмитрий I I), о борьбе за власть, о расстановке сил в России в начале 17 века;

  • знать о первом и втором народном ополчении (цели, итоги);

  • о воцарении Романовых;

  • понятие «бунташный век»;

  • восстание С. Разина.

Уметь:

  • объяснять период «смуты» как нестабильное положение страны;

  • объяснять причины смены династии в России;

  • определять роль народных масс в период политической нестабильности и освобождения страны от интервенции;

  • анализировать процесс закрепощения крестьян (суть и этапы);

  • анализировать восстание С.Разина как главное событие «бунташного века»;

  • анализировать политику А.М.Романова.

Тема 2.3. Россия в период петровских преобразований.

Переход к абсолютизму. Восстание стрельцов. Правление Софьи. Воцарение Петра. Внешняя политика Петра, ее цели. Азовские походы. Северная война 1700 — 1721 г. Полтавская битва. Нештадский мир. Каспийский поход. Реформы Петра: промышленность, торговля, социальная политика, государственное устройство, армия и флот.

Знать:

  • хронологические рамки правления Петра I, классовую сущность и цели внутренней политики, ее итоги;

  • основные реформы Петра I в области внутренней политики;

  • цели внешней политики Петра I, ее итоги;

  • северная война (хронология, главные сражения, итоги);

  • роль Петра I в истории России.

Уметь:

  • давать общий анализ деятельности Петра I в рамках истории страны, понимать соотношение объективного и субъективного в истории;

  • анализировать отдельно реформы царя и направления реформаторской деятельности Петра I.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материала учебника и дополнительной литературы показать конкретные проявления реформ Петра I в области образования, культуры,науки (форма таблицы).

Тема 2.4. Россия во 2/4 18 в.

Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I. Петр П. Анна Иоановна. Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр II. Екатерина II.

Знать:

  • основную последовательность смены политических лидеров России во 2/4 18 века;

  • хронологические рамки этого периода;

  • роль России на мировой арене в период дворцовых переворотов.

Уметь:

  • анализировать деятельность глав государства в данный период;

  • анализировать роль армии в осуществлении дворцовых переворотов;

  • давать общую характеристику развития России в этот период.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материала учебника доказать, что эпоха дворцовых переворотов нестабильное время развития в экономическом и политическом плане, когда не могли решаться глобальные проблемы, а лишь шла борьба за власть (время после Петра I и Екатерина II). Конкретные вопросы:

  1. Кто приходит к власти, время правления?

  2. Путь прихода к власти.

  3. На кого опирается в борьбе за власть?

  4. Чем знаменито царствование?

Тема 2.5.Россия во 2/2 18 века.

Просвященный абсолютизм Екатерины П. Общая характеристика экономического и социального развития России во 2 половине 18 века. Просвященный абсолютизм. Уложенная комиссия. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева: причины, ход, итоги. Реформы Екатерины II: губернская реформа, Жалованные грамоты дворянству и городам, реформа образования. Внешняя политика Екатерины II: задачи, русско-турецкие войны. Раздел Польши.

Знать:

  • хронологические рамки правления Екатерины И;

  • сущность политики просвященного абсолютизма;

  • конкретные проявления просвященного абсолютизма в России;

  • конкретные реформы Екатерины II во внутренней политике;

  • цели и направления внешней политики Екатерины И,ее итоги;

  • место России в мировом сообществе в период царствования Екатерины П.

Уметь:

  • давать общую характеристику развития России в период правления
    Екатерины II;

  • анализировать классовую сущность политики просвященного абсолютизма;

  • анализировать итоги реформ Екатерины II;

  • понимать роль личности в истории и соотносить это с объективными потребностями развития страны.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

На основе материала учебника и дополнительной литературы выписать права и привилегии дворянства с целью доказать классовую сущность политики просвященного абсолютизма Екатерины II.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Раздел 3. Российская империя в XIX веке.

Тема 3.1. Россия в Vi 19в. Внешняя политика.

Россия в Vi 19 века: общая характеристика развития. Приход к власти Александра I. Внешняя политика: цели, направления, реализация. Отечественная война 1812 года. Планы и нападение Наполеона. Бородино. Кутузов М.И. Партизанское движение. Разгром армии Наполеона. Заграничный поход русской армии 1813-1814 г.г. Венский конгресс.

Знать:

  • хронологические рамки правления Александра I;

  • главные направления внешней политики России в начале 19 века, итоги решения этих задач;

  • хронологические рамки отечественной войны;

  • причины и характер войны для России и Франции;

  • главные военные действия в ходе войны;

  • итоги войны;

  • заграничный поход русской армии: цели, итоги;

  • Венский конгресс, его решения.

Уметь:

  • объяснять главные цели и направления внешней политики России;

  • объяснять международное положение и роль России в мировом сообществе в начале 19 века;

  • объяснять причины и характер войны для России;

  • объяснять участие народных масс в войне;

  • понимать роль личности в истории войны (Александра I, М.Кутузов, Д.Давыдов);

  • определять цели заграничного похода русской армии, подводить его итоги;

  • анализировать рост международного авторитета России по итогам. заграничного похода и решении Венского конгресса. .:

Тема 3.2. Россия в 1/2в. Внутренняя политика Александра I. Декабристы.

Либеральные реформы Александра I на первом этапе. Указ «О вольных хлебопашцах». Реформы государственного устройства. М.Сперанский. Реформы Александра I на втором этапе. Аракчеев. Возникновение первых’ тайных организаций и обществ в России. «Русская правда» П.Песталя, «конституция» Н.Муравьева. Восстание декабристов, его разгром, значение.

Знать:

  • главные направления реформ Александра I на первом и втором этапах;

  • основные реформы Александра I во внутренней политике;

  • суть и значение указа «О вольных хлебопашцах»;

  • создание тайных обществ и организаций;

  • содержание программ тайных обществ;

  • сроки и итоги восстания декабристов;

  • фамилии лидеров декабристов.

Уметь:

  • анализировать реформы Александра I во внутренней политике;

  • объяснять причины выступления декабристов;

  • давать характеристику и анализ программ тайных обществ;

  • анализировать причины поражения выступления декабристов;

  • объяснять значение восстания декабристов в истории России.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Написание эссе «Роль восстания декабристов в истории России» (было ли восстание своевременным? Обосновать точку зрения).

Тема 3.3 Правление Николая I.

Приход к власти Николая I. Цели и направления внутренней политики Николая I. Усиление реакции. Укрепление самодержавия. Внешняя политика Николая I: направления и главные события. Крымская война: хронология, характер, главные события, итоги. Причины и значения поражения России в Крымской войне.

Знать:

  • хронологические рамки правления Николая I;

  • причины усиления реакции и проявления ее во внутренней политике императора;

  • цели внешней политики Николая I;

  • причины, характер, главные события Крымской войны, ее итоги;

  • причины поражения России в войне.

Уметь:

  • анализировать причины усиления реакции в России при Николая I;

  • объяснять неизбежность поражения России в Крымской войне;

  • анализировать следствия войны в дальнейшем развитии России.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Опираясь на материал учебника проанализировать усиление реакции во внутренней политике России при Николая I. Возможный вариант задания:

    1. Причины усиления реакции.

    2. Конкретные проявления усиления реакции.

    3. Вывод.

Тема 3.4. Россия во 2/2 19 в. Великие реформы Александра И.

Контрреформы Александра III. Александр П. Отмена крепостного права: предпосылки. Подготовка крестьянской реформы, содержание реформы 1861 года, значение. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Реформы в армии. Реформа в области финансов. Значение великих реформ. Поворот к реакции. Убийство Александра И. Приход к власти Александра III. Контрреформы Александра III: причины, содержание, значение.

Знать:

  • хронологические рамки правления Александра II;

  • причины отмены крепостного права;

  • содержание аграрной, земской, городской, судебной, финансовой, военной реформ, реформы в области образования;

  • значение реформ Александра II;

  • хронологические рамки правления Александра III;

  • суть и значение контрреформ Александра III.

Уметь:

  • анализировать причины отмены крепостного права;

  • определять роль великих реформ Александра II для последующего развития России;

  • объяснять ограниченность реформ Александра II;

  • объяснять причины контрреформ Александра III;

  • анализировать влияние контрреформ Александра III на развитие России;

  • сопоставлять вклад Александра II и Александра III в историю страны;

  • объяснять взаимоотношения роли личности и объективных задач развития страны.

Тема 3.5. Общественное движение в России в середине 2/3 19 века. Народничество.

От декабристов до разночинцев. Направление общественного движения в России в середине 19 века. «Русский социализм» А.Герцена. «Западники», «славянофилы». Революционно-демократическое движение.. _ 60-70.-^годов. — * т Народничество, его идеология. «Хождение в народ». «Земля й воля», «Народная воля», «Черный передел».

Знать:

  • суть общественного движения в России, его основные этапы;

  • главные направления общественного движения в России в середине 19 века;

  • суть народничества, его основные течения;

  • главные организации народников, их действия;

  • раскол народничества;

  • значение народничества в истории России;

  • «западники»;

  • «славянофилы».

Уметь:

  • объяснять суть и цели общественного движения в середине 19 века;

  • объяснять суть теории «Русского социализма»;

  • объяснять основные направления общественного движения в середине 19 века;

  • анализировать теории «западников» и «славянофил», сравнивать их программы;

  • объяснять суть и роль народничества в общественном движении;

  • давать оценку общественного движения в середине 2/3 19 века.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Опираясь на материал учебника, показать сущность и влияние народничества на политическое и социальное развитие России 19 века.

Конкретные вопросы:

  1. Суть народнических взглядов.

  2. Течения народничества.

  3. Народнические кружки (идеи, цели, социальный состав, лидеры).

  4. Вывод.

Тема 3.6. Внешняя политика России во 2/2 19 века.

Цели и основные направления внешней политики. Россия в системе международных отношений. Присоединение Средней Азии. Восточный кризис. Решение Восточного вопроса. Европейская политика России при Александре И. Русско-турецкая война 1817-78 г.г. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Раскол Европы. Европейская политика России при Александре III. Продвижение России на Дальный Восток.

Знать:

  • Главные цели и направления внешней политики при Александре II, Александре III;

  • место России в мировом сообществе во второй половине 19 века;

  • суть и решение Восточного вопроса для России;

  • Русско-турецкая война: причины, хронология, главные-события, итоги;

Берлинский конгресс.

Уметь:

  • объяснять цели внешней политики России и их изменения во второй половине 19 века;

  • анализировать итоги внешней политики России при Александре И, Александре III;

  • объяснять причины успешного решения Восточного вопроса;

  • анализировать решения Берлинского конгресса;

  • определять место России в мировом сообществе;

  • объяснять изменения в европейской политике России в конце 19 века;

  • подводить итоги внешней политики в конце 19 века.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1. 1.Н.В. Загладин, СИ. Козленке-, СТ. Минаков, Ю.А. Петров.История России 20 — начало 21 века.Москва «Русское слово» 2008

  2. А.Г.Буганов, А.Н.Зырянов. История России с древнейших времен до конца 17 века. Москва, Просвещение, 1997 год.

  3. А.Г.Буганов, А.М.Сахаров. История России с конца 17 века до конца 19 века. Москва, Просвещение, 1997 год.

  4. А.Орлов. Основы курса истории. Москва, Простор, 1997.

  5. А.М.Сахаров. История России с древнейших времен до конца 20 века. Том 1,2,3, Москва, 1997.

  6. Россия и мир. Том 1,2. Изд. Владос, М, 1994, серия «Российский лицей».

  7. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России, Москва, Просвещение, 1995.

  8. В.П.Дмитриенко, В.Д.Есаков, В.А.Шестков. История Отечества, 11 класс, изд. «Дрофа», 1996 год.

  9. Левандовский. История России. 10-11 классы. М. 2002 год.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. М.М.Горшов. История России. Уч. пособие, т. 1,2, М, Владос, 1997.

  2. Л.М.Пятецкий. История России для абитуриентов, т. 1-5, М, 1996.

  3. Пособие по Истории Отечества, М, 1994.

  4. А.Головатенко. История России. Спорные вопросы. М, Школа-пресс, 1993.

  5. Книга для чтения по Истории Отечества начала 20 века, М, 1993.

  6. Е.Н.Гевуркова, П.Н.Колосков. Задания для самостоятельной работы по Истории СССР.

Содержание дисциплины 11 класс.

Раздел 1. Россия в начале 20 века.

Тема 1.1. Россия на рубеже 19 и 20 веков.

Положение России в мировом сообществе. Политический строй России в начале 20 века. Николай II. Сословный строй России в начале века. Экономическое развитие, промышленный подъем 1893-99 г.г. Развитие империализма. Образование монополий. Особенности российского империализма. Реформы Витте СЮ. Подъем рабочего движения в России. Образование первых политических партий в России: социал-демократы и социал -революционеры.

Знать:

  • социальный строй России: податные и неподатные сословия;

  • экономическое развитие страны, направления, высокие темпы;

  • империализм, его признаки;

  • классовые противоречия;

  • подъем рабочего движения;

  • образование РСДРП;

  • образование партии СР.

Уметь:

  • объяснить политический строй России, отличия его от европейских стран;

  • объяснять переход от сословного строя к классовой структуре;

  • объяснять особенности экономического -развития России в начале 20 века;

  • определять значение реформ С.Ю.Витте;

  • объяснять высокие темпы экономического развития России;

  • доказывать положение России как страны II эшелона;

  • доказывать наличие развития империализма, его особенностей;

  • объяснять закономерность и особенности создания первых политических партий в стране.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Опираясь на материал учебника, доказать подъем рабочего движения в России в начале 20 века. Форма выполнения задания:

год

СОБЫТИЕ

ЗНАЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материала учебника доказать наличие признаков империализма в России.

Тема 1.2. Революция 1905-1907 г.г. в России.

Предпосылки революции. Характер революции. Начало революции. Возникновение Советов. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Манифест царя 17 октября 1905 года. Ограничение монархии в стране. Российская многопартийность.

Декабрьское восстание в Москве. I Государственная Дума. II Государственная Дума. Крестьянский вопрос. Третьиюльский переворот. Конец революции. Итоги I революции в России. Третьиюльская монархия.

Знать:

  • хронологические рамки революции;

  • причины, характер и особенности революции;

  • основные события революции, их значения;

  • возникновение парламентаризма в России;

  • причины поражения революции;

  • значение революции;

Уметь:

  • объяснять характер и особенности революции;

  • анализировать причины и значение революции в истории России;

  • анализировать изменения в политическом строе России;

  • объяснять появление парламентаризма в России;

  • анализировать итоги революции с точки зрения интересов буржуазии, монархии и рабочего класса.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Опираясь на материалы учебника составить ‘ таблицу основных событий революции 1905-1907 годов, дать им анализ.

Форма выполнения:

Дата

Событие

Значение

Тема 1.3. Столыпинская аграрная реформа. ,

Политика П.А.Столыпина. Аграрная реформа: необходимость, цели, содержание, ход, итоги. Значение аграрной реформы для экономического и политического развития России.

Знать:

  • причины аграрной реформы;

  • содержание аграрной реформы;

  • итоги и значение аграрной реформы.

Уметь:

  • объяснять объективную необходимость проведения аграрной реформы;

  • связывать решение аграрного вопроса с политическими событиями в стране;

  • анализировать содержание и итоги аграрной реформы для экономического и политического развития России;

  • объяснять роль Столыпина в решении аграрного вопроса.

Тема 1.4. Между народные отношения и внешняя политика России в начале 20 века. Русско-Японская война 1904-1905 годов.

Международное положение России в начале 20 века. Обострение межимпериалистических противоречий. Цели внешней политики России в начале 20 века. Русско-Японская война: причины, характер, ход, итоги.

Знать:

  • положение России в мировом сообществе в начале 20 века;

  • обострение межимпериалистических противоречий;

  • хронологические рамки русско-японской войны;

  • причины и характер войны;

  • основные военные действия на фронтах русско-японской войны;

  • итоги русско-японской войны.

Уметь:

  • объяснять обострение межимпериалистических противоречий к началу 20 века;

  • объяснять поражение России в русско-японской войне и его влияние на политическую обстановку в стране;

  • анализировать военные действия в ходе войны;

  • понимать причины поражения России в войне.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материалов учебника составить хронологическую таблицу военных действий:

Срок

Сражение

Итоги

Тема 4.5-6.Первая мировая война. Участие России в ней.

Окончание раздела мира. Образование военно-политических блоков. Антанта. Тройственный союз. Начало I мировой войны.

I мировая война 1914-18 годов. Участие России в ней (начало). Военная компания 1914 года. Причины вступления России в войну. Сражение под Гумбинненом. Военная компания 1915 года. Неподготовленность России к войне. Военная компания 1916 г. Верден. Брусиловский прорыв.

I мировая война. Театр военных действий. Итоги войны. Вступление США в войну. Военная компания 1917 года. Выход России из I мировой войны. Окончание I мировой войны. Основные итоги войны. Влияние войны на экономическое и политическое развитие России. Версальская конференция и Версальская система. Брестский мир.

Знать:

  • образование Антанты;

  • обострение межимпериалистических противоречий;

  • хронологические рамки первой мировой войны;

  • причины и характер войны;

  • основные военные действия на фронтах первой мировой войны;

  • итоги первой мировой войны;

  • отношение политических партий к первой мировой войне;

  • создание Версальской системы;

  • отношение политических партий к первой мировой войне;

Уметь:

  • объяснять обострение межимпериалистических противоречий к началу 20 века;

  • объяснять участие России в блоке Антанта;

  • анализировать военные действия России в ходе войны;

  • объяснять неподготовленность России к войне;

  • анализировать отношение разных политических партий к войне;

  • объяснять досрочный выход России из войны;

  • подводить итоги войны.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Опираясь на материал учебника (История России, Новая история 2 часть), составить таблицу хода первой мировой войны.

Форма выполнения:

Год

Западный фронт

Восточный фронт

Итоги военной компании

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материалов учебника доказать влияние первой мировой войны на экономическое и политическое развитие Россини и создание революционной ситуации в стране.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Раздел 5. Революционный процесс в России в 1917 году. Гражданская война и интервенция 1918-22 г.г.

Тема 5.1. Февральская революция 1917 года. Россия в период двоевластия.
Кризисы временного правительства.

Причины, характер, хронологические рамки, особенности, итоги. Образование двоевластия в стране: причины, механизм. Альтернативы развития в стране после февральской революции. Приезд Ленина в Россию. Изменение тактики большевиков (апрель-октябрь 1917 года).

Кризисы Временного правительства. I съезд Советов. Провозглашение республики в России. Корниловский мятеж и его разгром. Рост влияния большевиков.

Знать:

  • хронологические рамки революции;

  • причины и характер, особенности революции;

  • расстановка политических сил накануне революции;

  • сущность двоевластия;

  • причины образования двоевластия;

  • ликвидация монархии в стране;

  • причины кризисов временного правительства;

  • варианты выхода из кризисов временного правительства;

  • окончание двоевластия в стране;

  • провозглашение в России республики;

  • причины, сроки, итоги Корниловского мятежа.

Уметь:

  • объяснять причины и характер революции;

  • сравнивать февральскую революцию 1917 года с революцией 1905-1907 года;

  • объяснять механизм образования двоевластия в стране;

  • объяснять расстановку классовых сил по итогам февральской революции;

  • объяснять причины и выход из кризисов временного правительства;

  • объяснять изменение тактики большевиков;

  • объяснять причины роста влияния партии большевиков;

  • объяснять роль Ленина в политических событиях этого периода.

Тема 5.2. Октябрь 1917 года: революция или переворот?

Альтернативы развития страны после февральской революции. Ленинский план вооруженного восстания. События в Петрограде 25-26 октября 1917 года. II съезд Советов. Попытка создания левого правительства. Принятие первых декретов большевиков: Декрет о Мире, Декрет о Земле. Значение декретов для страны и большевиков.

Знать:

  • способ и дату прихода большевиков к власти; создание нового правительства в России; содержание первых декретов советского правительства; значение декретов Совнаркома «О мире», «О земле».

Уметь:

  • анализировать расстановку политических сил в стране накануне восстания большевиков.

— объяснять несостоятельность попытки создания левого правительства в России.

— оценивать содержание и значение первых декретов большевиков;

— давать аргументированный ответ на вопрос «октябрь 1917 года: революция или переворот».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Опираясь на материал учебника и дополнительной литературы по предмету, показать конкретные действия большевиков и экономической, социальной и внешней политике с октября 1917 года по март 1918 года. Цель – подвести студентов к важному выводу о неизбежности гражданской войны.

Тема 5.3. Судьба парламентаризма в России.

Созыв и разгон Учредительного собрания.

Проблема созыва Учредительного собрания в России. Подготовка созыва Учредительного Собрания. Взгляд большевиков на созыв Учредительского Собрания. Выборы в Учредительское Собрание, их итоги. Расстрел мирной демонстрации. Работа Учредительного Собрания. Роспуск его. III съезд Советов.

Знать:

— суть проблемы созыва Учредительского Собрания в России;

— отношение политических партий, большевиков к созыву Учредительского Собрания;

— события 5-6 января 1918 года.

Уметь:

— объяснять важность создания нового парламента для России;

— анализировать изменение позиции большевиков к созыву нового парламента;

— анализировать действия большевиков 5-6 января 1918 года;

— объяснять значение ликвидации парламента для политического развития России.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Творческая работа – эссе «Судьба парламентаризма в России».

Тема 5.4.Борьба России за выход из первой мировой войны. Брестский мир.

Декрет «О Мире». Борьба большевиков за выход из I мировой войны. Переговоры с Германией. Срыв переговоров. Наступление немцев. Созыв 7 съезда РКП. Левые коммунисты. 4 съезд Советов. Подписание и ратификация Брестского договора.

Знать:

— суть переговорного процесса России и Германии;

— дату подписания и срок действия договора;

— борьбу внутри партии большевиков по вопросу о подписании мира;

— левые коммунисты;

— созыв 7-го съезда РКП (б), 4-го съезда Советов.

Уметь:

— объяснять причины подписания договора на условиях Германии;

— анализировать борьбу внутри партии большевиков по вопросу о мире;

— объяснять значение договора для большевиков;

— рассматривать подписание договора как шаг к Гражданской войне;

— доказать недемократический характер Брестского договора.

Тема 5.5. Противоборство: Красные, Белые, Зеленые. Военные действия в 1919-20 гг.

«Красные» — цели движения, социальный состав, политика, лозунги, террор, лидеры. «Белое движение» — цели, лозунги, лидеры, политика, террор. «Зеленые» — цели, лозунги, лидеры база, особенность положения. Военные действия в 1919 году: Восточный фронт. А.В.Колчак. Южный фронт. А.И.Деникин. Военные действия под Петроградом. Война с Польшей 1920 год: причины, характер, ход, итоги, мир. Выступление и разгром Врангеля. Окончание гражданской войны и интервенции на европейской территории России. Тактика интервентов.

Знать:

— классовое противостояние в России в период гражданской войны;

— цели, лозунги, социальный состав «красного», «белого» и «зеленого» движений;

— сущность и проявление «красного» и «белого» террора;

— военные действия на Восточном, Южном, Северо-Западном и Польском фронтах в 1919-1920 г.г.;

— характер, этапы, итоги войны России и Польши;

— окончание гражданской войны и интервенции.

Уметь:

— анализировать противостояние в России разных политических сил в период гражданской войны;

— давать характеристику «красного», «белого» и «зеленого» движений;

— подводить итоги военных действий на фронтах гражданской войны.

Тема 5.6. Причины и начало интервенции, и обострение Гражданской войны. Окончание гражданской войны и интервенции.

Гражданская война: суть, причины, начало. Интервенция: суть, причины, начало. Мятеж левых эсеров. Мятеж белочехов. Меры большевиков к силам внутренней и внешней контрреволюции. РВС. Совет рабочей и крестьянской обороны. События на Дальнем Востоке. Окончание интервенции. Итоги гражданской войны и интервенции. Экономическая политика большевиков – политика военного коммунизма. Значение победы для власти большевиков.

Знать:

— суть, хронологические рамки и причины гражданской войны;

— суть, хронологические рамки и причины интервенции;

— главные организационные меры большевиков по борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией;

— военные действия на Восточном фронте в 1918 году

— сроки гражданской войны на европейской территории и дальнем востоке;

— суть и содержание экономической политике большевиков;

— итоги гражданской войны и интервенции;

— значение победы большевиков в гражданской войне и интервенции.

Уметь:

— объяснять причины начала и усиления гражданской войны в 1918 году;

— объяснять причины интервенции в России и связывать их с экономической политикой большевиков;

— анализировать содержание и значение экономической политики большевиков в годы гражданской войны;

— анализировать причины победы большевиков над армией интервентов и белогвардейцев.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Раздел 6. СССР в 1921-1940 г.г.

Тема 6.1. Международное положение и внешняя политика России,

СССР в 20-е годы.

Общая характеристика развития мира. Экономическая стабилизация: причины, характер, проявление в разных странах. Мировой экономический кризис 1929-33 г.г.: причины, характер особенности, итоги, проявление в разных странах.

Международное положение России после интервенции. Цели внешней политики. Признание де-факто. Признание де-юре. Международная конференция в Генуе. Установление дипломатических отношений с Германией. Полоса дипломатического признания. Восточная политика России.

Знать:

— общие тенденции развития мира в 20-е годы;

— основные этапы развития капиталистических стран в этот период:

стабилизация капитализма, мировой экономический кризис;

— цели и направления внешней политики России;

— признание де-факто;

— признание де-юре;

— конференция в Генуе;

— прорыв дипломатической изоляции страны;

— полоса дипломатического признания;

Уметь:

— объяснять этапы развития мира;

— давать характеристику стабилизации капитализма;

— объяснять мировой экономический кризис, его особенности;

— определять цели и главные направления внешней политики России;

— различать понятия «признание де-факто» и «признание де-юре»;

— анализировать итоги работы международной экономической конференции и участие в ней России;

— подводить итоги внешней политики России в этот период.

Тема 6.2. Переход большевиков к НЭП.

НЭП – новая стратегия или тактика?

Разруха в стране. Экономический кризис. Голод 1921 года. Политический кризис большевиков. Антоновский мятеж. Кронштадский мятеж. 10 съезд партии большевиков. Суть НЭП, содержание. Продразверстка и продналог. Рынок. Аренда. Хозрасчет. Значение НЭП для страны и большевиков.

Знать:

— положение страны в начале 20-х годов;

— голод 1921 года;

— Кронштадский, Антоновский мятежи;

— сущность НЭП;

— причины перехода к НЭП;

— сущность политического кризиса большевиков;

— хронологические рамки действия НЭП;

Уметь:

— объяснять причины принятия НЭП;

— анализировать содержание НЭП, его элементов;

— принципиально различать продразверстку и продналог;

— оценивать роль 10-го съезда ВКП(б) в политике большевиков;

— сравнивать НЭП и политику военного коммунизма;

— делать вывод, чем является НЭП для большевиков – стратегией или тактикой.

Тема 6.3. Образование СССР.

Национально-государственный состав страны после окончания интервенции. Договоры России и других социалистических государств. Необходимость объединения государств в единый союз. Идеи Сталина. Идеи Ленина. I съезд Советов СССР. Декларация образования СССР. Договор образования СССР. Межгосударственное национальное размежевание в 20-х годах.

Знать:

— возможные формы объединения республик в единое государство;

— федерация;

— унитарное государство;

— идея автономизации;

— дата создания СССР;

— 1-ый съезд Советов СССР;

— первоначальный состав СССР;

— договор о создании СССР;

— принятие первой конституции СССР.

Уметь:

— понимать необходимость объединения республик;

— объяснять условия объединения республик;

— различать возможные варианты объединения республик;

— анализировать значение 1-го съезда Советов СССР;

— объяснять роль Сталина и Ленина в процессе создания СССР.

Тема 6.4. Индустриализация в СССР: проблемы, итоги.
Индустриализация: необходимость, цели, условия, 14 съезд ВКП(б). Индустриализация и сверх индустриализация. Вариант индустриализации. Внутрипартийная дискуссия. Ход индустриализации. Источники и трудности. Первый и второй пятилетние планы. Итоги и цена индустриализации. Репрессии.
Знать:


— суть процесса индустриализации;
— необходимость индустриализации;
— цели индустриализации;
— условия индустриализации;
— сроки проведения индустриализации;
— источники индустриализации;
— «сверх индустриализация»;
— возможные варианты проведения индустриализации;
— итоги индустриализации;
— 14-ый съезд ВКП(б).

Уметь:

— понимать необходимость индустриализации в СССР как завершающий этап этого процесса;

— объяснять главную экономическую задачу 14-го съезда ВКП(б);

— объяснять условия благоприятные для решения задачи индустриализации;

— понимать роль Сталина в процессе индустриализации;

— анализировать источники индустриализации;

— объяснять суть внутрипартийной дискуссии по вопросу индустриализации;

— анализировать итоги индустриализации.

Тема 6.5. Коллективизация сельского хозяйства – трагедия для крестьян и страны.

Альтернативы развития сельского хозяйства в стране. Ленинский план кооперирования крестьян. Хлебозаготовительный кризис 1928 года в стране. Начало коллективизации. Политика сплошной коллективизации. Ликвидация кулачества как класса. Итоги коллективизации. Голод 1932-33 г.г.

Знать:

— основные альтернативы развития сельского хозяйства в СССР в 20-е годы;

— кооперирование крестьян;

— коллективизация крестьян;

— МТС;

— суть коренного перелома в колхозном строительстве;

— хлебозаготовительный кризис;

— 15 съезд ВКП(б);

— хронологические рамки коллективизации;

— итоги коллективизации.

Уметь:

— объяснять положение в сельском хозяйстве страны во второй половине 20-х годов;

— понимать принципиальные отличия кооперирование крестьян и коллективизации сельского хозяйства;

— объяснять причины победы сталинского варианта развития сельского хозяйства;

— подводить итоги коллективизации в сельском хозяйстве;

— проводить параллели в современном положении страны в сельском хозяйстве;

— объяснять особенности голода 1932-33г.г.

Тема 6.6. Внутрипартийная борьба. Формирование культа личности Сталина. Репрессии.

Приход Сталина к власти. Ленин «Письмо к съезду». Ликвидация политических конкурентов. Открытые политические процессы. Укрепление личной диктатуры. Укрепление административно-командной системы. Огосударствление партии. Репрессии. Сопротивление Сталинскому режиму. Природа и причины культа личности в СССР.

Знать:

— суть проблемы культа личности в истории;

— цели внутрипартийной борьбы в 20-30 годы в СССР;

— основные этапы борьбы Сталина за власть;

— методы борьбы Сталина за власть;

— основные факты формирования культа личности Сталина.

Уметь:

— объяснять расстановку политических сил в партии после смерти Ленина;

— объяснять противоборство главных лидеров и политических групп в партии

борьбе за власть(Сталин, Н.Бухарин, А.Каменев и Г.Зиновьев);

— давать оценку методам борьбы Сталина за власть;

— анализировать формы проявления тоталитарного режима в стране.

САМОТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материала учебника объяснить условия (причины) формирования культа личности Сталина, формирования тоталитарного режима в нашей стране в разных сферах жизни государства (экономика, политика, соц.сфера, национальные отношения, влияние на личность).

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Раздел 7. II мировая и Великая Отечественная война 1939-1945 г.г.

Тема 7.1. Фашизм и война. Международные отношения в 30-е годы.

Внешняя политика СССР.

Проблема фашизма, суть, идеи. Путь прихода фашизма к власти (Германия, Испания, Италия). Методы борьбы с фашизмом. Рабочий фронт. Народный фронт (Испания, Франция). 7 конгресс Коминтерна. Обострение межимпериалистических противоречий в конце 30-х гг. Крах Версальской системы. Лига наций. Политика невмешательства. Присоединение Австрии. Мюнхенская сделка. Оккупация Чехословакии. Интервенция в Испании. Цели внешней политики СССР. Борьба за мир и создание системы коллективной безопасности в Европе. Московские переговоры. Тайные протоколы. Пакт о ненападении.

Знать:

— сущность, главные идеи фашизма;

— причины прихода фашизма к власти (на примере Германии);

— рабочий фронт;

— народный фронт;

I, II-й очаги мировой войны;

— цели внешней политики СССР в 30-е годы;

— политика невмешательства;

— Мюнхенская сделка: сроки, участники, цели;

— интервенция Германии и Италии в Испанию: сроки, значение;

— подписание советско-германского пакта о ненападении и тайных протоколах.

Уметь:

— объяснять обострения межимпериалистических противоречий в начале 30-х годов;

— объяснять возникновение двух очагов мировой войны;

— определять политику государств-агрессоров;

— определять политику стран западной демократии на конкретных примерах;

— определять политику СССР в борбе за мир;

— анализировать поворот внешней политики СССР в 1939 году;

— анализировать подписание пакта о ненападении и тайных протоколах.

Тема 7.2. Причины и начало II мировой войны.

Причины войны. Характер войны для разных групп государств. Хронологические рамки войны. Начало войны. Оккупация Польши. Оккупация Юго-Восточной и Западной Европы. «Странная война» в Европе. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины, Прибалтики. Война с Финляндией. Отношения Германии и СССР. Подписание договора СССР-Германия о границах.

Знать:

— хронологические рамки второй мировой войны;

— причины, периодизация, повод к войне;

— основные военные действия до нападения Германии на СССР;

— сущность «странной» войны в Европе;

— действия красной армии, СССР в Европе до начала Великой Отечественной Войны;

— исключение СССР из Лиги наций.

Уметь:

— анализировать причины и характер войны для разных стран;

— анализировать действия СССР в соответствии с тайными протоколами;

— анализировать новые договоры СССР и Германии;

— подводить итоги внешней политики СССР в период начавшейся второй мировой войны;

— объяснять причины международной изоляции СССР.

7.3. Начало Великой Отечественной войны.

Нападение Германии на СССР. Характер войны. Хронологические рамки. Периодизация второй мировой и Великой Отечественной войны. Государственный комитет обороны. Ставка Верховного Главнокомандования. Оборонительные сражения Красной Армии летом-осенью 1941 года. Причины отступления Красной Армии. Ленинград. Брест. Киев. Севастополь. Минск. Смоленск. План Барбаросса, его срыв.

Знать:

— хронологические рамки Великой Отечественной войны, ее характер

— и периодизация;

— основные действия советского руководства в начальный период войны;

— план Барбаросса;

— план Ост;

— основные оборонительные сражения Красной Армии в начальный период войны;

— причины отступления Красной Армии в начальный период войны.

Уметь:

— объяснять характер войны;

— анализировать планы Германии и СССР накануне нападения;

— объяснять причины отступления Красной Армии на первом этапе войны;

— объяснить срыв плана молниеносной войны Германии.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе анализа материала учебника в ходе изучения раздела №7 студенты заполняют следующую таблицу:

«Великая Отечественная война в хронологии».

Дата

Сражение

Значение

Тема 7.4. Московская битва, ее значение.

Цели немецкого и советского командования в битве. Хронологические раки сражения, этапы, ход. Парад на Красной площади. Контрнаступление Красной Армии. Итоги, значение битвы.

Знать:

— хронологические рамки, этапы, битвы;

— планы немецкого и советского командования накануне битвы;

— содержание битвы;

— проявление героизма советских людей;

— итоги, значение битвы;

Уметь:

— объяснять соотношение сил Германии и СССР накануне битвы;

— анализировать планы сторон накануне битвы;

— объяснять причины критического положения под Москвой;

— анализировать причины победы Красной Армии под Москвой;

— определять роль битвы в Великой Отечественной войне;

— демонстрировать свои знания на карте.

Тема 7.5. Создание антигитлеровской коалиции.

Антигитлеровская коалиция. Цели, состав, сроки создания. Противоречие союзников. Этапы сотрудничества. Конференции союзников, их решения: Тегеранская, Крымская, Потсдамская конференции, их решения.

Знать:

— суть коалиции, ее цели, состав, сроки создания;

— этапы и формы сотрудничества союзников;

— конференция «Большой тройки»: сроки, главные вопросы;

— проблема открытия второго фронта;

— дата открытия второго фронта, его значение.

Уметь:

— объяснять противоречивый характер коалиции;

— понимать важность проблемы открытия второго фронта;

— анализировать работу конференций союзников с точки зрения быстрейшего окончания войны;

— анализировать значение решений конференций по отдельным важным вопросам сотрудничества;

— определять роль, значимость коалиции в общей победе над силами фашизма;

Тема 7.6. Коренной перелом в ходе II мировой и Великой Отечественной войны.

Суть коренного перелома, причины его. Сталинградская битва: цели сторон, хронологические рамки, этапы, ход, трудности, героизм, итоги, значение. Курское сражение: цели, этапы, ход, итоги, значение.

Знать:

— суть коренного перелома;

— причины коренного перелома;

— хронологические рамки Сталинградской и Курской битв, их этапы;

— планы сторон накануне сражений;

— соотношение сил противников;

— итоги и значение битвы;

— главные военные действия в ходе сражений.

Уметь:

— объяснять суть коренного перелома;

— анализировать причины коренного перелома;

— соотносить планы сторон накануне Сталинградского и Курского сражений;

— анализировать итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом и на Курской дуге;

— показывать места битв в ходе Великой Отечественной войны;

— демонстрировать свои знания на карте.

Тема 7.7. 1994 год-освобождение территории СССР от немецко-фашистских оккупантов.

Освобождение территории СССР после Курской битвы. Выход на государственную границу. Открытие II фронта, действия союзников. Освобождение Франции. Наступление Красной армии в 1945 году. Освобождение Европы.

Знать:

— положение на Восточном фронте после Курской битвы;

— освободительные сражения Красной армии в 1944 году;

— выход Красной армии на государственную границу;

— действия союзников по освобождению Европы;

— открытие второго фронта союзниками;

— наступление Красной армии в начале 1945 года.

Уметь:

— понимать неизбежность освобождения территории СССР;

— определять последовательность освобождения оккупированных территорий СССР;

— объяснять взаимодействие Красной армии и союзников в процессе освобождения Европы;

— оценивать вклад союзников в общую победу в Европе;

— демонстрировать свои знания на карте.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материалов учебника показать роль, вклад союзников в общую победу:

Дата

Сражение/район

Итоги

Тема 7.8. Окончание Великой Отечественной войны.

Берлинская операция: цели сторон, сроки, ход, итоги, значение. Взаимодействие Красной армии и союзников. Капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны.

Знать:

— основные действия Красной армии на завершающем этапе войны;

— Берлинская операция: хронологические рамки, планы сторон, соотношение сил;

— окончание ВОВ;

— подписание акта капитуляции Германии.

Уметь:

— объяснять взаимодействие Красной армии и войск союзников на завершающем этапе войны;

— анализировать роль Красной армии и союзников в деле разгрома Германии;

— анализировать процесс капитуляции Германии;

— объяснять политическое значение Берлинской операции;

— демонстрировать свои знания на карте.

Тема 7.9. Окончание II мировой войны.

Военные цели и действия союзников в Азии и районе Тихого океана. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Причины победы СССР в Великой Отечественной войне, и коалиции во 2 мировой войне. Итоги 2 мировой войны.

Знать:

— основные военные события на Дальнем Востоке, в районе Тихого океана;

— участие СССР в войне с Японией;

— капитуляция Японии;

— атомные бомбардировки городов Японии;

— окончание второй мировой войны;

— итоги второй мировой войны.

Уметь:

— объяснять причины участия СССР в военных действиях на Дальнем Востоке;

— определять характер взаимоотношений союзников на Дальнем Востоке;

— подводить итоги второй мировой войны;

— определять главные причины победы во второй мировой войне;

— правильно определять роль союзников и заслуги СССР;

— демонстрировать свои знания на карте.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Творческая поисковая работа по написанию реферата на тему «Неизвестный герой: об участии родственника в Великой Отечественной войне (фронт, тыл)».

  • Если такового нет, студент может работать в том же направлении по следующей тематике:

— «История страны в судьбе моей семьи»;

— «Судьба женщин моей семьи и история страны»;

— «Военный архив моей семьи».

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Раздел 8. СССР в 1945-1985 года.

Тема 8.1. Международное положение и внешняя политика СССР во 2/2 40-50 годы.

Коренные изменения на мировой арене после II мировой войны. Политика «холодной войны»: сущность, причины, проявления. Создание военных баз, военных блоков. Берлинская проблема. Цели внешней политики СССР, их реализация. Военные конфликты, их опасность. Создание мировой социалистической системы.

Знать:

— коренные изменения на международной арене после второй мировой войны;

— суть и причины «холодной войны»;

— проявление «холодной войны»;

— цели внешней политики СССР, США в послевоенный период;

— вклад СССР в «холодную войну»;

— региональные войны, конфликты;

— международные военные блоки;

— создание мировой социалистической системы.

Уметь:

— понимать международное положение после окончания второй мировой войны;

— объяснять закономерность возникновения «холодной войны»;

— анализировать проявление «холодной войны»;

— объяснить вклад СССР в «холодную войну»;

— определять цели внешней политики СССР, борьбу за мир;

— обосновывать участие СССР в региональных конфликтах;

— анализировать «холодную войну» как один из этапов международного развития.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Работая со справочной литературой, выписать международные организации, созданные после второй мировой войны (имеющие отношения к борьбе за мир).

Тема 8.2. Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР.

Альтернативы развития СССР.

Масштабы разрушений Великой Отечественной войны. Восстановление промышленности, сельского хозяйства. Смерть Сталина. Усиление борьбы за власть. Альтернативы развития СССР после 1953 года. Курс Молотова-Кагановича. Альтернатива Маленкова. Курс Н.С.Хрущева. Альтернатива Берия. Приход к власти Н.С.Хрущева.

Знать:

— масштабы разрушения экономики страны;

— трудности и сроки восстановления экономики;

— главные источники восстановления народного хозяйства;

— смерть Сталина;

— борьба за власть в партии;

— основные альтернативы развития СССР после смерти Сталина;

— победа курса Хрущева.

Уметь:

— объяснять отличия восстановления экономики страны после Великой Отечественной войны (сравнить с восстановлением после гражданской войны);

— анализировать каждый вариант развития СССР после смерти Сталина;

— доказывать более демократичный и прогрессивный характер одной из альтернатив.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материалов учебника показать сроки, трудности, источники восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны, основные объекты этого процесса.

Тема 8.3. Альтернатива Н.С.Хрущева в действии. Курс реформ.

Социально-экономическое развитие СССР в 50-1/2 60-х г.г. Реформы Хрущева в области промышленности, сельского хозяйства, культуры, идеологии. «Оттепель». Раскрепощение исторической науки. Реформы в социальной сфере.

Изменение курса СССР. Отношение СССР – мировая социалистическая система. Отношение с III миром. Берлинский кризис. Карибский кризис. Поворот от политики «холодной войны» к разрядке напряженности.

Знать:

— хронологические рамки руководства СССР Н.С.Хрущевым;

— основные цели, характер и направление реформаторского курса Н.С.Хрущева;

— основные реформы в области промышленности, сельского хозяйства, социальной сфере, внешней политики;

— суть «оттепели»;

— поворот от «холодной войны» к разрядке напряженности;

— Карибский кризис;

— Берлинский кризис;

— мятеж в Венгрии.

Уметь:

— обосновывать необходимость реформирования страны;

— объяснять характер реформ, их содержание;

— анализировать незавершенность ряда реформ и прогрессивный характер в области внутренней политики;

— объяснять важность поворота от «холодной войны» к разрядке напряженности во внешней политике;

— анализировать события 1961 года в Берлине, 1962 год на Кубе;

— понимать и объяснять сущность и проявление «оттепели»;

— давать анализ всему курсу реформ Н.С.Хрущева.

Тема 8.4. Проблема культа личности Сталина. ХХ съезд КПСС.

Суть проблемы. Причины, проявления культа личности. ХХ съезд КПСС. Доклад Н.С.Хрущева. Борьба с культом личности. Ликвидация ГУЛАГа и других последствий культа личности.

Знать:

— суть проблемы, причины культа личности;

— проявление культа личности в разных сферах жизни страны;

— роль 20-го съезда КПСС, Н.С.Хрущев в борьбе с культом личности Сталина;

— процесс десталинизации;

— ГУЛАГ.

Уметь:

— анализировать проявление культа личности в разных областях жизни страны;

— объяснять объективные и субъективные причины формирования культа личности Сталина;

— показать роль 20-го съезда как начала процесса десталинизации;

— объяснять содержание и конкретное проявление процесса оттепели в стране.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Опираясь на работу с дополнительной литературой, собрать материалы, доказывающие конкретные проявления культа личности Сталина в разных сферах жизни страны с 30-х по 1953 г. (факты, события, люди).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Опираясь на материал учебника определить главнее меры борьбы государства с культом личности Сталина (действия политики «десталинизации»).

Тема 8.5. Социально-экономическое развитие СССР во 2/2 60-70годов.

Формирование механизма торможения. «Застой».

Главные направления развития экономики страны в 2/2 60-70 годов. Ликвидация совнархозов. Экономическая реформа 1965 года. Развитие сельского хозяйства. Социальное развитие. Снижение уровня жизни. Развитие науки и техники. Действие механизма торможения. Причины его действия. Позиция СССР на мировой арене.

Знать:

— общее состояние экономики СССР во второй половине 60-х годов;

— социальное развитие СССР в 60-е годы;

— начало отставания науки и техники СССР в 60-70 годах;

— сущность и причины формирования механизма торможения;

— падение уровня жизни советских людей в 70-е годы;

— энергетический кризис;

Уметь:

— объяснять общую тенденцию развития страны в 60-70 годы;

— анализировать причины формирования механизма торможения;

— понимать роль личности (.Брежнев, А.Косыгин) в этом процессе;

— объяснять причины отставания СССР по главным экономическим и научно-техническим показателям;

— объяснять причины социального напряжения в обществе;

— делать вывод о неизбежности процесса перестройки в стране.

Тема 8.6. Политическое и духовное развитие СССР во 2/2 60-70 годов.

Идеология построения развитого социализма. Принятие Конституции 1977 года. Возникновение диссидентского движения. А.Сахаров. Социальное напряжение в обществе. Сопротивление режиму в 70-х годах.

Знать:

— главную государственную идеологию СССР;

— главные направления политического развития общества;

— принятие новой Конституции СССР (дата, содержание, особенности);

— попытки реабилитации сталинизма;

— дессидентское движение, его суть, лидеры.

Уметь:

— объяснять сущность государственной официальной идеологии;

— давать общую характеристику Конституции СССР 1977 года;

— объяснять причины и факты сопротивления политическому режиму СССР;

— объяснять причины возникновения и сущность дессидентского движения в СССР, методы их действия, следствия.

Тема 8.8. Международное положение и внешняя политика СССР в 70-80-ые годы.

Международное положение в 70-ые годы. Главные проблемы человечества. Место СССР в мировом сообществе. Цели внешней политики СССР. Их осуществление. Поворот к разрядке напряженности. Созыв Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР-США, СССР – мировая соц.система; СССР – страны III мира. Обострение международных отношений, роль СССР в возврате к политике «холодной войны». Военные конфликты. Роль ООН.

Знать:

— общую характеристику международного положения СССР в 70-е годы;

— глобальные проблемы развития человечества в этот период;

— поворот от холодной войны к разрядке напряженности;

— созыв ОБСЕ;

— изменение отношений СССР-США;

— изменение отношений СССР-Мировая социалистическая система;

— военные конфликты этого периода;

— суть и проявления разрядки напряженности.

Уметь:

— анализировать положение СССР в мире в 70-ые годы;

— определять направления и цели внешней политики СССР в 70-е годы;

— объяснять причины и сущность поворота во внешней политике от холодной войны к разрядке напряженности;

— понимать взаимосвязь внешней и внутренней политики;

— анализировать главные события на мировой арене в 70-е годы;

— оценивать вклад СССР в разрядку напряженности.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Раздел 9. Современная история России.

Тема 9.1. Перестройка в СССР: экономическая сфера.

Предтече перестройки: Ю.В.Андропов, его реформы. Приход Горбачева М.С. к власти. I этап перестройки: цели, средства. Курс на ускорение. Крах. Изменение целей. Курс на формирование рыночных отношений. Концепция перестройки. Закон о предприятии. Об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации.

Варианты формирования рыночных отношений.

Знать:

— сущность перестройки;

— сущность процесса перестройки в области экономики;

— приход М.С.Горбачева к власти;

— цели и направления перестройки в сфере экономики на разных этапах;

— плюрализм собственности;

— рынок;

— концепция перестройки в области экономики;

— главные законы рыночной экономики.

Уметь:

— понимать необходимость и закономерность процесса перестройки;

— представлять преобразования Ю.В.Андропова как предысторию процесса перестройки;

— объяснять направления и конкретные задачи, методы процесса перестройки в сфере экономики на разных этапах;

— обосновывать неудачи перестройки в области экономики на первом этапе;

— объяснять сложность формирования рыночных отношений и увязывать их с политической сферой.

Тема 9.2. Перестройка в СССР в области политики и идеологии.

Реформа политической системы страны: I и II этапы, содержание, итоги.

Отказ от позиции классового врага в обществе, переход к позиции плюрализма мнений. Идеология. Причины новой концепции. Общечеловеческие и классовые ценности.

Знать:

— сущность перестройки в сфере политики, ее этапы, содержание;

— политический плюрализм, его становление;

— понятие «идеология»;

— сущность классового подхода в идеологии;

— поворот от классового подхода к общечеловеческим ценностям;

— общечеловеческие ценности.

Уметь:

— понимать необходимость политического реформирования страны;

— анализировать содержание перестройки в области политики;

— объяснять отдельные реформы в этой сфере;

— представлять противоборство реформаторов и противников;

— сопоставлять идеологию большевиков и идеологию периода перестройки;

— объяснять суть классового подхода в сфере идеологии и причины отказа от нее;

— понимать общечеловеческие ценности, объяснять их.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На основе материалов учебника и дополнительной литературы выписать названия политических партий и их лидеров, возникших в период начала перестройки и сравнить их с действующими сегодня партиями.

Тема 9.3. Парад суверенитетов. Распад СССР. Образование СНГ.

Кризис национальных отношений в СССР. «Парад суверенитетов». Новоогаревское соглашение. Августовский путч 1991 года: причины, ход, силы, итоги. Беловежское соглашение. Ликвидация СССР. Алма-атинское соглашение. Создание СНГ.

Знать:

— этапы и сроки распада СССР;

— путч в СССР: цель, силы, итоги;

— Новоогаревское соглашение;

— образование СНГ: состав, сроки;

Уметь:

— объяснять усиление национального кризиса в с СССР;

— доказывать неизбежность распада СССР;

— анализировать события августа 1991 года;

— объяснять Новоогаревский процесс как вариант преодоления национального кризиса;

— понимать роль и соотношение объективного и субъективного факторов в событиях 1991 года.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Эссе на тему: «Ваше отношение к распаду СССР (мини-социологическое исследование, которое включает опрос членов семьи и родственников по проблеме распада СССР)».

Тема 9.4. Развитие независимой России в 90-е годы – начало 21 века.

Провозглашение независимости России. Экономическое развитие России в 90-е годы. Курс экономических реформа Е.Гайдара: цели, методы, итоги. Курс экономических реформ В.Черномырдина: цели, методы, итоги. Приватизация: цели, ход, итоги, ошибки. Обвал 1998 года, причины, следствия. Социально-экономическое развитие России на современном этапе. Формирование политической и государственной структуры России. Политический кризис России 1993 года: причины, суть, итоги. Создание нового парламента. Выборы 1993 года. Принятие Конституции России. Государственная символика. Пути выхода из кризиса. Реформы в начале ХХI века. Роль личности в период переходного развития: Б.Ельцин, В.Путин. Особенности межнациональных и межконфессиональных отношений в современной России. Исторические судьбы России и ее перспективы.

Знать:

— образование независимой Российской Федерации;

— основные реформы в области экономической политики;

— главные направления социальной политики современной России;

— сущность и итоги политического кризиса 1993 года;

— принятие новой Конституции России;

— государственные символы России;

— особенности межнациональных и межконфессиональных отношений;

— роль личности в переходный период истории.

Уметь:

— объяснять необходимость образования независимой Российской Федерации;

— объяснять характер, направление экономического курса РФ в 90-е годы, трудности, ошибки, итоги;

— анализировать процесс приватизации в России сроки, форма, ошибки, итоги;

— давать характеристику новой Конституции Российской Федерации;

— анализировать политический кризис в России 1993, 1998 годов;

— анализировать ход реформ;

— объяснять роль личности в период переходного развития.

Тема 9.5. Внешняя политика России на современном этапе.

Внешняя политика России в 90-е годы: новые приоритеты, осуществление внешней политики, трудности. Роль России на мировой арене. Россия – СНГ, Россия – США Россия – Европа, Россия – НАТО. Борьба с международным терроризмом.

Знать:

— цели внешней политики России: новые приоритеты;

— главные тоги внешней политики;

— главные политические соглашения и договоры на современном этапе;

— роль Российской Федерации на мировой арене.

Уметь:

— обосновывать изменения внешнеполитического курса Российской Федерации после распада СССР;

— давать характеристику новым направлениям внешнеполитического курса Российской Федерации;

— увязывать задачи внешнеполитической деятельности с решением экономических проблем;

— видеть преемственность внешней политики Российской Федерации и СССР;

— анализировать итоги внешней политики Российской Федерации на сегодняшний день;

— понимать роль Российской Федерации в международном сообществе сегодня.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1. Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А. Петров. История России 20-начало 21 века. Москва «Русское слово» 2008

1. А.Г.Буганов, А.Н.Зырянов. История России с древнейших времен до конца 17 века. Москва, Просвещение, 1997 год.

2. А.Г.Буганов, А.М.Сахаров. История Росси с конца 17 века до конца 19 века. Москва, Просвещение, 1997 год.

3. А.Орлов. Основы курса истории. Москва, Простор, 1997.

4. А.М.Сахаров. История России с древнейших времен до конца 20 века. Том 1,2,3, Москва, 1997.

5. Россия и мир. Том 1,2. Изд. Владос, М, 1994, серия «Российский лицей».

6. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России, Москва, Просвещение, 1995.

7. В.П.Дмитриенко, В.Д.Есаков, В.А.Шестков. История Отечества, 11 класс, изд. «Дрофа», 1996 год.

8. Левандовский. История России. 10-11 классы. М.2002 год.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. М.М.Горшков. История России. Уч. Пособие,т. 1,2, М, Владос, 1997.

  2. Л.М.Пятецкий. История России для абитуриентов, т.1-5,М,1996.

  3. Пособие по Истории Отечества,М,1994.

  4. А.Головатенко. История России. Спорные вопросы. М,Школа-пресс, 1993

  5. Книга для чтения по Истории Отечества начала 20 века,М,1993.

  6. Е.Н.Гевуркова, П.Н.Колосков. Задания для самостоятельной работы по Истории СССР.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here