Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»
Тальменского района Алтайского края
Утверждено на заседании Утверждаю директор
Педагогического совета Н.Л.Алексеева_____________
от __ __ 2013 г. Протокол №___ приказ от __ __ 2013 г. №___
Рабочая программа курса по выбору
«Откуда есть, пошла культура русская»
9 класс
(основное общее образование)
на 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа составлена на основе программы курса
Н.П. Берляковой, Е.Б. Фирсовой «История русской культуры».
составитель:
учитель истории и обществознания
Арбацких Ирина Юрьевна,
Тальменка
2014
Пояснительная записка
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2003г №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», рекомендации Министерства образования РФ предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательных учреждений, разработана данная программа курса по выбору «Откуда есть, пошла культура русская»
Изучение национальной культуры – это изучение культуры России, которая складывалась на протяжении более десяти столетий и определила развитие и историю нашего государства Российского.
Ведущими современными тенденциями реформирования системы образования являются: гуманизация, которая предполагает большое внимание к личности ее психологии, интереса запросам, потребностям; а также профилизация. Гуманитарный профиль предполагает существенное углубление знаний учащихся по истории, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в ВУЗ на соответствующие специальности. Программа курса составлена на основе Письма Министерства образования РФ «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» от 22. 10. 2002г. №14-52-876 ин/16, Письма Министерства образования РФ Органам управления образованием субъектов РФ от 13.02.2003г №01-61-013., на основе программы курса Н.П. Берляковой, Е. Б. Фирсовой «История русской культуры». Программа курса «Откуда есть, пошла культура русская» — это светский предмет, предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса с ориентацией на гуманитарный профиль. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
В связи с проведенным опросом учащихся выявлен интерес к знакомству с профессиями гуманитарного направления. В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучения происходит сокращение учебных планов гуманитарных дисциплин. Однако их знания составляют основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Они необходимы каждому человеку, определяют его отношение к прошлому, настоящему и будущему. Курс по выбору для девятиклассников призван развивать интерес к гуманитарным наукам, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору гуманитарному профилю обучения. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области истории, православной культуры, мировой художественной культуры, литературы, музыки.
Современный подход к культурным процессам дает ключ к пониманию общества и человека. Во все времена люди выражали свои духовные ценности в книгах, архитектурных сооружениях, картинах, иконах, предмета быта, в музыкальном искусстве, в самом стиле жизни. Все эти явления и есть православная культура. Изучая ее, мы понимаем, как осмысливалась история в ту или иную эпоху. С помощью данного курса учащиеся реализуют свое право на более глубокое и всесторонне изучение своей национальной православной культуры, что способствует формированию таких важнейших качеств как социальные и гражданская зрелость, чувство подлинного патриотизма. Учебный курс «Откуда есть, пошла культура русская»- это путешествие в мир более чем тысячелетней культуры нашей Родины, совершив такое путешествие, подрастающее поколение сможет осознанно сделать свой мировоззренческий выбор.
В каждой культурно- исторической эпохе есть своя доминанта-система ценностей, признанных большинством социума. Она оказывает решающее воздействие на все сферы творчества, определяет стиль жизни, помогает создать образ эпохи.
Значения культуры помогают лучше понимать историю, литературу, осознавать свое место в мире. В современном обществе все большее значение приобретают средства массовой информации. Активное использование новых компьютерных технологий часто приводит к информационной перегрузке, создает возможность в суждениях, успешно ориентироваться в информационном пространстве могут только те, кто хорошо усвоил опыт многовековой культурной истории.
Актуальность предлагаемого курса вызвана значимостью рассматриваемых культурно-исторических представлений и проблем, которые ставит перед нами жизнь. В эпоху глобализирующего мира причиной конфликтов нередко ставятся столкновение разных национальных культур. Чтобы избежать конфронтации, необходимо уважать культуру других народов. Знание национальной культуры позволяет раскрыть внутренне содержание жизни общества, поддерживать связь времен не в виде абстрактной логической схемы, а как живую преемственность и связь поколений. Разрушение культуры, пребывание духовной преемственности приводит к национальной катастрофе.
Этот курс дает возможность учащимся и учителю заниматься самостоятельной познавательной деятельностью по вопросам культуры. Расширяет и углубляет базовый компонент гуманитарного научного образования, обеспечивает интеграцию информации, истории, литературы, Мировой художественной культуры, музыки. Он позволит полнее учесть интересы и профессиональное намерения старшеклассников и следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся получить высокие результаты.
Основными целями элективного курса является:
-
Создание условий для самоопределения учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.
-
Раскрытие роли гуманитарных наук в познании культуры, исторического прошлого, значения образования для правильной ориентации в исторически определенном уровне развития общества, творческих сил и способностей человека.
-
Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию предметов гуманитарного цикла.
-
Развитие духовно-нравственной, интеллектуально самостоятельной личности учащихся.
-
Обеспечение научно-исторического образования, развитие национальной культуры.
Задачи курса
-
Дать учащимся более глубокие и всесторонние знания о культуре России.
-
Создать целостный образ исторического времени
-
Раскрыть сущность внутренних процессов, проникающих в обществе, дух времени, характерные черты важнейших периодов развития культуры.
-
Учить правильно, оценивать историческое прошлое.
-
Показать учащимся преемственность духовных традиций русской национальной культуры.
-
Раскрыть культуру как синтез всех видов искусства.
-
Формировать у учащихся осознание необходимости сохранения культурного наследия России.
-
Расширять кругозор учащихся.
-
Развивать общеучебные умения учащихся: умения работать с научно-исторической и справочной литературой, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.
-
Развивать самостоятельность, творчество.
-
Использовать и развивать межпредметные связи истории, Мировой художественной культуры, литературы, географии, изобразительного искусства, краеведения.
Программа включает теоритический материал. Включение различных видов проб: дискуссии, написание творческих работ, работа с источниками; иллюстрациями, исторической картой, практические работы, экскурсии способствуют самоопределению учащихся в выборе профиля обучения, принятия решения в получении информации о дальнейших путях профессионального самоопределения, оказание педагогической поддержки профориентационной работе.
Завершает курс защитой творческих работ.
Курс рассчитан на 8 часов. Режим проведения занятий может быть традиционным (1 или 2 часа), приемлемы и другие варианты.
По окончанию курса учащиеся сдают «зачет» .
Календарно-тематический план
-
№ занятия
Тема занятия
Форма занятия
Количество часов
1
Вводное занятие. Особенности становления древнерусской культуры.
Теория практика
0,5
0,5
2
Истоки национальной культуры России.
Теория практика
0,5
0,5
3
Система ценностных ориентаций в культуре.
Теория практика
0,5
0,5
4
Золотой век древнерусской культуры
Теория практика
0,5
0,5
5
Православный храм
Теория практика
0,5
0,5
6
Музыкальное искусство.
Теория практика
0,5
0,5
7
Агиография. Русские святые.
Теория практика
0,5
0,5
8
По святым местам России.
Теория практика
0,5
0,5
Содержание программы
Занятие №1. Введение. Особенности становления древнерусской культуры.
Понятие о культуре, что изучает культура. Опрелеление термина «культура».
Искусство — творение человека. Культура материальная и духовная. Культура и религия.
Факторы формирования древнерусской культуры: природно-климатические условия.
колонизация, полиэтничность. географическое положение.
Литература для учителя
Бердяев Н.А. Смысл истории. М.. 1990.
Березовая Л.Г., Берлякова Н,П. Введение в историю русской культуры: практикум. М
2001.
Березовая Л,Г., Берлякова История Русской Культуры. М.» 200б.
Даль В,И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М.. 2001 .
Панченко А.М. Красота православия и крещение Руси // Панченко А.М. О русской
истории и культуре СПб 1999
Пивоваров Б.И. «Православная культура России» Новосибирск, 2002
Платонов С.Ф. Предварительные исторические сведения. Киевская Русь. М,. 1993
Райгородский Л.Д. Беседы о русских школах, СПб,. 1996.
Литература для учащихся
Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир., 1988 №7,9
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990,
Гачев Г.Д. Национальный образ миpa. М.,.1998,
Панченко А.м. о русской истории и культуре, СПб., 2000,
Занятие №2. Истоки православной Культуры России.
Взаимоотношения Византии и. Древней Руси. Летописные свидетельства о культурно-
экономических взаимоотношениях Византии и .Древней Руси. Осада россами
Константинополя. Дипломатическое признание Руси. Крещение россов и славянские
просветители. Князь Олег и его походы на Византию. Договоры русских с греками,
Княгиня Ольга и её крещение. Князь Владимир. Крещение Руси. Русь-преемница
православной культуры Византии. Храмы Византии и первые храмы Руси. Византийская икона и икона Древней Руси.
Литература для учителя
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История Русской Культуры, М., 2006.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М,. 2001.
Касаткина О. В. «Слово святой Руси». М., 2002,
Панченко А.М. Красота православия и крещение Руси //Панченко А.М. О русской
истории и культуре СПб., 1999.
Пивоваров Б.И, «Православная культура России». Новосибирск, 2002.
Платонов С.Ф. Предварительные исторические сведения. Киевская Русь. М.. 1993.
Литература для учащихся
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.» 1988 № 7.9.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990.
Бусеева И.Л.-Давыдова «Архитектура православного храма» . Православная
энциклопедия. М., 2000.
Гачев Г.Д, Национальный образ мира. M..1998,
Ключевский в. о. Исторические портреты. М. 1990,
Лихачев Д.С. Русское искусство от древности .до авангарда. М..1992.
Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000,
Скрынников Р. Г. Крест и корона: церковь и государство на Руси 9-17 вв. СПб., 2000,
Занятие № 3. Система ценностных ориентаций в православной культуре.
Мир жизненных ценностей: добро-зло, жизнь- смерть, правда — неправда.
Духовный идеал. Коллектив. Семья. Семейные отношения.. Отношение к высшей власти. Власть и народ. Систем духовных ценностей и идеал жизни общества. Священное предание и священное писание.
Литература для учителя
Березовая Л.Г.. Берлякова Н.П. Введение в историю русской культуры: практикум. М.,2001.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История Русской Культуры, М., 2006.
Замалеев А.Ф, Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской
духовности. Л.,1991.
Касаткина О.В. «Слово святой Руси» . М.» 2002,
Концевич И.М. «Оптина и её время». Свято-Троицкая Сиргеева Лавра. 1995.
Пивоваров Б.И, «Православная культура России», Новосибирск, 2002.
Литература для учащихся
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.» 1988 № 7.9.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990.
Гачев Г.Д, Национальный образ мира. M..1998,
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
Макарова А. И. Апостолы Алтая. Барнаул,
Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.
Скрынников Р.Г. Крест и корона: церковь и государство на Руси 9-17 вв. СПб.. 2000.
Занятие №4. Золотой век древнерусской культуры.
Создание славянской азбуки монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием.
Первые школы. Византийская литература, как источник древнеславянской книжной
мудрости. Философская литература. Житие. Летописи. «Повесть временных лет».
Богословско-политическая речь «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита
Илариона. Житийная литература. Жития первых русских святых: Бориса и Глеба.
Владимира Святого, Ольги. Первая светская проповедь «Поучение» Владимира
Мономаха (1117) в литературе.
Изобразительное искусство. Иконопись. Икона Богоматери Владимирской.
«Устюжское Благовещение». Новгородские иконы святого Николая. Фрески.
Литература для учителя
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История Русской Культуры, М., 2006.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М,. 2001.
Касаткина О. В. «Слово святой Руси». М., 2002,
Концевич И. М. «Стяжение Духа святого в путях Древней Руси». Издательский отдел Московского патриарха. 1993.
Лазарев В. Н. Новгородская живопись. М. 1982.
Панченко А.М. Красота православия и крещение Руси //Панченко А.М. О русской
истории и культуре СПб., 1999.
Пивоваров Б.И, «Православная культура России». Новосибирск, 2002.
Платонов С.Ф. Предварительные исторические сведения. Киевская Русь. М.. 1993.
Райгородский Л. Д. Беседы о русских школах. СПб., 1996
Литература для учащихся
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.» 1988 № 7.9.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990.
Буслаев Ф. И. О литературе, М., 1990
Гачев Г.Д, Национальный образ мира. M..1998,
Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М.,1992
Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.
Рыбакова Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники М., 1997.
Занятие №5. Православный храм.
Этимология слова (по словарю).Функциональное предназначение. Архитектура
древнерусских храмов. Первые храмы на Руси. Софийский собор в Киеве-символ Киева
-«матери городов русских», символ национального, политического и культурного
единства всей Руси. Архитектурный ансамбль Киева от Золотых ворот до десятинной
церкви и Софийского собора. Софийские соборы XI в. в Полоцке, Новгороде. Владимир,
Суздаль, Ростов, Смоленск- Успенские храмы. Киев как русский Константинополь.
церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский собор. Храмы памятники как символ
воинской доблести. Храмы Алтая.
Литература для учителя
Березовая Л.Г.. Берлякова Н.П. Введение в историю русской культуры: практикум. М.,2001.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История Русской Культуры, М., 2006.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М,. 2001.
Концевич И. М. «Оптина и ее время». Свято-Троицкая Сиргеева Лавра, 1995
Кривоносов Я. Е., Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула (1751-2001 г.г) Барнаул, 2001.
Панченко А. М. Красота православия и крещение Руси // Панченко А. М. О русской истории и культуре СПб., 1999
Пивоваров Б. И. «Православная культура России» Новосибирск, 2002.
Платонов С. Ф. Предварительные исторические сведения. Киевская Русь. М., 1993.
Литература для учащихся
Бусеева И.Л -.Давыдова «Архитектура православного храма». Православная энциклопедия. М. 2000.
Гачев Г.Д. Национальный образ мира M., 1998,
Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994
Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. «Православные храмы Барнаула (1751-2001г,г,)», Барнаул , 2001.
Куломзина С.С. «Две тысячи лет». История православной христианской церкви, м,. 2000,
Скрынников Р.Г. Крест и корона: церковь и государство на Руси 9-17 вв. СПб 2000.
Занятие №6. Музыкальное искусство.
Значения музыки и музыкального пения для человека. История музыки и музыкальных
инструментов. Церковное пение. История церковно-певческого искусства, Виды
церковного пения. Певческие знаки. Современное церковное пение.
Значение духовной музыки. Великие русские композиторы и их вклад в духовную музыкальную культуры России. Духовное творчество Д. С. Бортнянского.
Архангельского, Чеснокова. Духовные произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки,
С. В. Рахманинова.
Колокольный звон- особый вид колокольного искусства. История колоколов и
колокольного звона в России. Знаменитые колокола России. Место и значение колокола в
храме. Судьба колоколов России в 20 веке. Возрождение колокольного звона в наше
время.
Литература для учителя
Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990.
Березовая Л.Г.. Берлякова Н.П. Введение в историю русской культуры: практикум. М.,2001.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История Русской Культуры, М., 2006.
Касаткина О. В. «Слово святой Руси». М.,2002.
Концевич И. М. «Стяжание Духа святого в путях Древней Руси». Издательский отдел Московского патриарха. 1993.
Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. «Православные храмы Барнаула (1751-2001г,г,)», Барнаул , 2001.
Лазарев В. Н. Новгородская живопись. М.,1982.
Панченко А. М. Красота православия и крещение Руси // Панченко А. М. О русской истории и культуре СПб., 1999
Пивоваров Б. И. «Православная культура России» Новосибирск, 2002.
Платонов С. Ф. Предварительные исторические сведения. Киевская Русь. М., 1993.
Литература для учащихся
Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990.
Бусеева И.Л -.Давыдова «Архитектура православного храма». Православная энциклопедия. М. 2000.
Гачев Г.Д. Национальный образ мира M., 1998,
Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994
Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. «Православные храмы Барнаула (1751-2001г,г,)», Барнаул , 2001.
Куломзина С. С. «Две тысячи лет». История православной христианской церкви. М., 2000.
Занятие №7. Агиография. Русские святые.
Понятие о святости. Духовность как национальная черта русского человека. Духовная традиция, духовный подвиг. Отчизна, Родина, понятие «Святая Русь», «русская святость», «русские святые». История России в образах святых домонгольского периода, периода татарского нашествия. Женская святость. Русская святость в петровскую эпоху и позже. Святое русское воинство. Русские святые 20 века. Подвижники благочестия в наши дни. Жития Сибирских святых. Жития святых в русской поэзии.
Литература для учителя
Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990.
Замалеев А. Ф. Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. Л.,1991
Касаткина О. В. «Слово святой Руси». М.,2002.
Концевич И. М. «Стяжание Духа святого в путях Древней Руси». Издательский отдел Московского патриарха. 1993.
Концевич И. М. «Оптина и ее время». Свято-Троицкая Сиргеева Лавра, 1995
Пивоваров Б. И. «Православная культура России» Новосибирск, 2002.
Платонов С. Ф. Предварительные исторические сведения. Киевская Русь. М., 1993.
Литература для учащихся
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.» 1988 № 7.9.
Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994
Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М.,1992
Макарова А. И. Апостолы Алтая. Барнаул
Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.
Занятие №8. По святым местам России.
Монашество. История монашества. Первые монастыри на Руси. Жизнь и деятельность монастырей. Значение монастырей. Троице-Сергеева Лавра- сердце России и ее духовный центр. Троице-Сергеева Лавра в поэзии и художественном творчестве. Оптина пустынь. Оптина пустынь и знамениты люди России (Достоевский, Гоголь, Толстой и другие). Возрождение Оптиной пустыни в конце 20 века. Киево-Печерская лавра. История жизни. Значение Киево-Печерской лавры для развития православной культуры.
Литература для учителя
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История Русской Культуры, М., 2006.
Замалеев А. Ф. Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. Л.,1991
Касаткина О. В. «Слово святой Руси». М.,2002.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990
Концевич И. М. «Оптина и ее время». Свято-Троицкая Сиргеева Лавра, 1995
Пивоваров Б. И. «Православная культура России» Новосибирск, 2002.
Платонов С. Ф. Предварительные исторические сведения. Киевская Русь. М., 1993.
Литература для учащихся
Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994
Концевич И. М. «Оптина и ее время». Свято-Троицкая Сиргеева Лавра, 1995
Макарова А. И. Апостолы Алтая. Барнаул
Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.
Планируемые результаты образования
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения курса по выбору учащийся должен Знать:
-
понятийный аппарат русской православной культуры и ее характерные черты;
-
факторы, оказавшие влияние на формирование русской православной культуры;
-
особенности формирования православной культуры;
-
характерные черты и важнейшие события культурно-исторической эпохи;
-
место Византии вреди государств Христианского мира и самосознание ее жителей;
-
значение принятия христианства для русской культуры;
-
феномен двоеверия в русской культуре;
-
систему ценностей и идеала в христианской Руси;
-
особенности архитектуры, живописи, литературы, музыки;
-
факты становления национального самосознания;
Уметь:
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
-
рассказывать о важных исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов;
-
давать описание исторических событий и памятников православной культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагмента исторического источника; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
-
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений;
-
определять причины и следствия важных исторических событий;
-
объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям личностям православной культуре России, достижениям отечественной и мировой культуры;
-
высказывать собственные суждения о православном наследии народов России;
-
использовать знания об историческом пути и православных традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
-
сохранять самостоятельность в суждениях, успешно ориентироваться в информационном пространстве;
-
раскрывать внутреннее содержание жизни общества, поддерживать «связь времен» как живую преемственность и связь поколений.
Ключевые понятия
Культурно-историческая эпоха-отдельный и содержательно довольно однородный период истории народа или человечества, который имеет собственные черты и признаки.
Культурный диалог— главный закон развития человечества, предполагающий взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение разных культур на основе творческой деятельности. Культурный диалог имеет целью создание целостного образа культурно- исторического времени.
Система жизненных ценностей (ценностные ориентации) – важнейшие элементы духовной организации личности, закрепленные жизненным опытом, совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений, устанавливающих нравственные принципы культурно-исторической эпохи.
Монотеизм ( греч.-один и бог)- единобожие, религия, основанная на представлении о едином Боге.
Политеизм (многобожие)- религия, основанная на вере во многих богов.
Пантеон богов ( от греч-место посвященное всем богам) – совокупность богов, воплощающая собой сложившееся представление о мире (картину мира) и систему ценностей общества.
Православие- одно из основных и старейших направлений в христианстве. Оно сложилось в Византии после разделения в 395 году Римской империи на восточную и западную части. Богословские основы определились в Византии в IX—XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная Церковь в 1054г.
Фольклор – (англ.-народная мудрость, народное значение)- произведения, создаваемые народом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т.п).
Культурная альтернатива- вариант реализации культурного выбора на сходной ценностной основе.
Канон (от греч-норма, правило)- свод положений, имеющих догматический характер. Церковный канон-правила в области вероучения, культа, возведенные христианской Церковью в закон. В изобразительном искусстве канон это система стилистических норм, господствующих в то или иное время, произведение, служащее образцом.
Провиденциализм (от лат.-провидение) – истолкование хода исторических событий и явлений как осуществления замысла Бога.
Традиционализм – превращение традиции в идеологию общества и политику государства.
Унификация – приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию.
Житийная литература- вид литературного биографического творчества, характерного для Средневековья. Сакрализованный вид биографического описания.
Парсуна (искаж. лат- особа, личность)- наименование русской портретной живописи XVI—XVII вв.. сохраняющей приемы иконописи.
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса «Откуда есть, пошла культура русская» получила рецензию в АКИПКРО и рекомендована к внедрению и распространению опыта (15.02.2008 г).