ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1011
Конспект урока по истории России
в 9 классе
«Россия в современном мире»
подготовил
учитель истории и обществознания
Игнатов Кирилл Андреевич
Москва 2013
Цели урока: охарактеризовать основные направления внешней политики России в постсоветский период, раскрыть условия реформирования внешнеполитического курса российского руководства, успехи и трудности в отношениях с Западом и Востоком.
Основные даты и события
– Подписание президентами СЩА и России договора СНВ-2 – оформление российско-белорусского союза – подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР |
Понятия и термины урока: геополитика, «большая восьмерка», Совет Европы, «ближнее зарубежье», Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
План изучения нового материала
1. Контакты со странами Запада.
2. «Ближнее зарубежье».
Методические приемы организации урока.
Проверка выполнения домашнего задания организуется на основе А) выполнения тестовых заданий:
1. В структуре производства и экспорта современной России преобладает продукция
1) животноводства
2) наукоемких технологий
3) добывающих отраслей промышленности
4) автомобилестроения
2. Укажите название организации, которая была создана в 2006 г., призвана усилить влияние гражданских институтов на власть, состоит из представителей Президента и общественных организаций.
1) Общественная палата
2) Государственный Совет
3) Счетная палата
4) Совет Федерации
3. Понятие «укрепление вертикали власти» относится к внутренней политике президента
1) М.С. Горбачева 2) Б.Н. Ельцина 3) В.В. Путина 4) Д.А. Медведева
4. Какое из указанных средств массовой информации имеет наибольшее влияние на население современной России?
1) газеты 2) радио 3) журналы 4) телевидение
5. Укажите памятник архитектуры, восстановленный в Москве в конце 1990-х гг.
1) стадион «Динамо»
2) Спасская башня Кремля
3) храм Христа Спасителя
4) храм Василия Блаженного
6. Верны ли следующие суждения о российском образовании?
А. В Российской Федерации всю систему образования можно разделить на начальное и высшее
Б. Высшее образование является частью профессионального образования
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А и Б 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об образовании в современной России?
А. Среднее специальное образование является частью профессионального образования
Б. Для поступления в российскую школу необходимо уметь читать, писать и считать
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А и Б 4) оба суждения неверны
8. Выберите из перечисленных характеристик одну, относящуюся к массовой культуре
1) рассчитана на узкий круг ценителей
2) сложность форм художественного познания мира
3) восприятие требует специальной подготовки
4) ориентирована на коммерческий успех.
Ответ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Ответы учащихся станут переходом к изучению темы урока. Поэтому во вступительном слове можно отметить, что в результате распада СССР сложилась качественно новая геополитическая обстановка: рухнула система биполярного мира, когда стабильность международных отношений в период «холодной войны» поддерживалась взаимоотношениями двух сверхдержав — СССР и США. В такой переходной обстановке формировалась с 1992 г. внешняя политика Российской Федерации. На внешнеполитический курс российского руководства в 1990-е гг. влияло тяжелое экономическое и сложное внутриполитическое положение страны, когда вопросы внешней политики отступали на второй план перед неотложными задачами реформирования всех сфер жизни общества. Это проявилось в поддержке действий США и НАТО против Ирака («Буря в пустыне») и Югославии, ослабление влияния России на Ближнем Востоке.
Дальнейшее изучение содержания темы урока целесообразно построить с помощью схемы, которая заполняется в процессе урока. Содержание предложенной схемы призвано систематизировать внешнеполитические события на рубеже XX — XXI вв. и дополнить содержание учебника.
Основные направления внешней политики России на рубеже XX – XXI вв
Главными задачами России на международной арене в этот период являлись:
1) повышение степени интегрированности России в мировую экономическую систему и ее активное участие в деятельности авторитетных международных организаций;
2) укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.
В отношениях России со странами Запада с конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляет о России как о великой державе, которая имеет самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. Проявлением этой тенденции стало подписание президентами двух великих держав Б.Н. Ельциным и Б. Клинтоном договора СНВ-2, а также укрепление отношений России со странами Азии, и прежде всего Китаем, Индией, Южной Кореей, Вьетнамом.
1995 – 1996 гг. прошли под знаком острого политического диалога России с лидерами Запада по проблеме расширения НАТО на Восток. В итоге 27 мая 1997 г. в Париже состоялось подписание договора об особом партнерстве нашей страны с НАТО.
В июне 2000 г. указом Президента РФ В.В. Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются:
-
обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности;
-
создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения;
-
формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;
-
поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России;
-
всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
-
содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.
Основной принцип внешнеполитического курса Президента В.В. Путина — многополярность мирового развития. Сотрудничество с США в борьбе с международным терроризмом. Договор с США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (2003 г.). Осуждение американского вторжения в Ирак (2003 г.). Участие в саммитах стран «большой восьмерки». Курс на вступление в ВТО. В ходе визита в Пекин в 2004 г., В.В. Путин подписал договор к соглашению о российско-китайской государственной границе. В 2005 г. состоялась демаркация российско-китайской границы.
В своих выступлениях школьники должны раскрыть следующие направления развития отношений со странами СНГ:
-
Принцип «каждый остается с тем, чем владеет» позволил избежать открытых конфликтов между республиками бывшего Советского Союза («ближнее зарубежье»).
-
Важнейшей задачей Российской Федерации во внешнеполитической сфере стало разрешение наиболее трудных и болезненных проблем в отношениях с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве.
-
Главным направлением сотрудничества России со странами СНГ явилось налаживание двусторонних отношений. В 1997 г. Был оформлен российско-белорусский союз.
-
Значительными усилиями отмечена была политика России по укреплению безопасности в рамках СНГ и проведению миротворческих операций. Состоялось подписание российско-молдавского соглашения о прекращении боевых действий в Приднестровье и разводе противоборствующих группировок. При посредничестве России летом 1997 г. состоялись переговоры лидеров Грузии и Абхазии в связи с урегулированием грузино-абхазского конфликта.
-
Смена приоритетов внешнеполитического курса России в начале XXI века. В мае 2004 года, в послании Федеральному Собранию, Президент РФ В.В. Путин назвал интеграцию постсоветского пространства приоритетным направлением российской внешней политики. «Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Это, без преувеличения, одно из условий региональной и международной стабильности».
Определенную трудность учащиеся испытывают в определении международных организаций, участником которых является Российская Федерация. Поэтому целесообразно на завершающем этапе урока познакомить школьников с некоторыми из этих международных организаций. Предваряя обсуждение вопроса, уместно предложить девятиклассникам рассказать о положении России в ООН после распада Советского Союза.
1) «Большая восьмерка». Международный клуб наиболее экономически развитых демократий мира (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) и России. «Большая восьмерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Поэтому решения «восьмерки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.
2) Совет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Совет Европы не следует путать с Европейским советом и Европейским союзом: это совершенно разные организации, причем Европейский Совет является внутренним органом Европейского союза. Совет Европы был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Консультативный орган — Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ)
3) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ)
4) Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная (региональная) экономическая организация. Образовано в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Россия участвует в АТЭС с 1997 г. В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском.
5) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация ряда постсоветских государств, занимающаяся формированием общих внешних таможенных границ, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. Состав: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
6) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркоторговлей, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Штаб-квартира ШОС — Пекин.
Подвести основные итоги урока и проверить усвоение учащимися содержание темы можно с помощью ответов на вопросы:
1. 25 апреля 2005 в Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой. Какие основания позволили лидеру страны сделать такой вывод?
2. В каких условиях вырабатывался внешнеполитический курс России начала 1990-х гг.? 3. Какие меры предпринимало российское руководство по укреплению системы международной безопасности?
4. В чем состояли причины сложностей в отношениях России со странами Запада?
5. Почему отношения России со странами СНГ являются приоритетными? Как они развивались?
6. Какие изменения во внешней политике России произошли в начале XXI в.?
Домашнее задание: Подготовить сообщение о работе «Большая восьмерка».
Литература: Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России. XX – начало XXI века. 9 класс (М., Дрофа, 2008).