Составитель:
Мирзоева Н. М.,
учитель начальных классов,
учитель – дефектолог
МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Русский язык
«Школа России»
3 класс специального (коррекционного) образования 7 вида
Тема: Однокоренные слова
Задачи:
-
Учить различать однокоренные слова и слова-синонимы;
-
Обобщать и уточнять представления об однокоренных словах и корне слова;
-
Расширять словарный запас, развивать аналитико-синтетическую деятельность;
-
Воспитывать организованность, умение планировать свою деятельность, положительную учебную мотивацию.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
распознавать однокоренные слова;
-
выделять корень в однокоренных словах;
-
различать однокоренные слова и слова-синонимы;
-
приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем;
-
формировать навык работы со словарем
Метапредметные: -
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; -
планировать действия в соответствии с поставленной задачей; -
извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста | Личностное: -
проявлять интерес к учебной деятельности, к учебному предмету; -
выявлять причины успешности или неуспешности учебной деятельности |
Межпредметные связи: Чтение, тема: «Лексическое значение слов».
Ресурсы: Учебник, Поурочные разработки: Технологические карты уроков: Пособие для учителей, рабочая тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе, рабочая программа, электронное приложение к учебнику «Русский язык 3 класс», разрезные карточки с группами слов.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент |
-
Проверяет готовность к уроку. -
Задает организационные вопросы: -
Какой сегодня день недели? -
Какое сегодня число, месяц? -
Дополните фразы – Если сегодня вторник, то … Если сейчас идет октябрь, то… -
Предлагает записать число в тетрадь. | -
Демонстрируют готовность к уроку. -
Отвечают на организационные вопросы, делают простые выводы и умозаключения. -
Записывают число в тетрадь. |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Предлагает обсудить смысл пословиц: -
За все браться – ничего не сделать -
Делаешь наспех – сделаешь насмех -
Какие труды, такие и плоды подумать, как правильно организовать свою работу на уроке, чтобы был результат; -
Предлагает прочитать тему урока (учебник, стр. 61), поставить проблемный вопрос, учебную задачу. | -
Объясняют смысл пословиц, рассуждают, планируют правила работы на уроке для достижения результата. -
Читают тему урока в учебнике, проблемный вопрос; стараются определить учебную задачу. |
Актуализация знаний |
-
Предлагает исследовательскую работу в парах: Среди группы слов найдите только родственные -
Силач – сильный – богатырь – сила -
Думать — рассуждать – раздумывать – дума -
Вода – подводный – водиться – водичка -
Белка – белить – белый – побелка -
Лиса – лисёнок – лист – лисонька -
Предлагает объяснить, почему некоторые слова оказались лишними; сделать вывод, какие слова являются родственными, а какие синонимами. -
Спрашивает, как называется общая часть родственных слов, какие слова называются однокоренными. -
Предлагает посмотреть анимацию (электронное приложение к учебнику). | -
Обсуждают, как выполнить задание в соответствии с инструкцией, выполняют задание в паре. -
Исключают слова, объясняют основание для исключения; делают вывод, какие слова родственные, какие слова синонимы. -
Делают вывод, как называется общая часть слов, какие слова называются однокоренными. -
Закрепляют вывод, просмотрев анимацию. |
Организация познавательной деятельности |
-
Предлагает по словарю синонимов (учебник, стр. 154) найти синонимы к слову жара и самостоятельно подобрать к нему однокоренные слова. -
Организует работу в тетради на печатной основе (стр. 35, упр.81) -
Организует работу по упр. 109 (электронное приложение к учебнику), предлагает самостоятельно по следам анализа выполнить это упражнение в тетради. -
Организует самостоятельную работу в тетради на печатной основе (стр. 35, упр.82), предлагает выполнить самопроверку. -
Знакомит с домашним заданием (тетрадь на печатной основе стр. 35, упр. 83), предлагает дополнительное задание: придумать как можно больше однокоренных слов к слову вода. | -
Работают со словарем синонимов: находят слово, читают синонимы, подбирают однокоренные слова. -
Самостоятельно выполняют упр. 81, с последующим анализом и самопроверкой. -
Работают фронтально с материалом на диске (к упр. 109), самостоятельно по следам анализа выполняют упражнение 109 в тетради -
Уточняют инструкцию к упр. 82, самостоятельно выполняют упражнение в тетради на печатной основе, с последующим анализом и самопроверкой. -
Знакомятся с домашним заданием, задают уточняющие вопросы. |
Подведение итогов |
-
Предлагает уточнить тему урока, определить, удалось ли достичь результата, оценить, как соблюдались на уроке правила работы. | 15.Анализируют успешность учебной деятельности. |
-
В ходе урока организует работу по здоровьесбережению: физ. паузы, гимнастику для глаз, пальчиков, следит за осанкой. | 16.Выполняют упражнения. |