Учитель: Борисова Александра Владимировна.
Урок обществознания в 8 классе.
Тема: «Общение».
Цель урока: разъяснить сущность понятия «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.
Задачи урока:
Образовательная: Разъяснить учащимся цели общения, показать его виды и формы. Сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни. Разъяснить сущность следующих понятий: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Рассказать учащимся об элементарных приемах общения, как делового, бытового, так и других форм общения.
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к собеседнику; соблюдение культуры общения, и ее составляющие элементы, такие как умение, выслушивать и понимать, вежливо и корректно вести себя и высказывать свою точку зрения. Побудить задуматься над собственным стилем общения.
Развивающая: Включить учащихся в работу на всех этапах урока, способствовать развитию у них коммуникативных умений.
Оборудование: Учебник А. И. Кравченко Обществознание 8 класс, доска, мел, план-конспект, листы с пустыми таблицами для каждого учащегося, листы для работы на уроке на пару.
Основные понятия: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Изучение нового материала.
Игра “На острове”
Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине (ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.
Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие — вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу.
— Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?
— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
— Да, верно тема урока «Общение».
— Сегодня мы ответим на вопросы:
— Что такое общение?
— Какие виды и формы общения существуют?
— Поговорим о правилах и способах общения.
Разбираем понятие «общество».
— Давайте разберемся в том, что же именно все-таки общение и в чем заключается его суть? Как вы думаете?
— Общение — социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.
Запишите. Учебник стр.55.
В зависимости от средства передачи информации различают 2 вида общения
Схема на доске
В и д ы о б щ е н и я
Неречевое Речевое
Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация
Осуществляется посредством Визуальные виды общения-
речи, т.е. при помощи слов и звуков мимика, пантомимика, покрас-
Речь – универсальное средство нение.
коммуникации. Акустическая система –
диапозон, смех, плач.
Тактильная система –
Пожатие руки, объятия.
Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения; учеными установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии. Также общение важно в любом возрасте, особенно в пору юности, недаром у многих народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.
В общении, также, большую роль играют жесты, например, в России, когда ученик готов ответить, он поднимает руку, а в Европе, указательный палец правой руки.
Или другой пример, в США «ноль» — образованный большим и указательным пальцем, говорит, что «все хорошо», «все о’кей». В Японии этот жест означает деньги. А в Португалии, считается вообще неприличным.
В процессе общения, многие люди кивают головами, у многих народов — это знак согласия, а вот у болгар — наоборот, — несогласие.
Задание. Из предложенного списка – улыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, знакомлюсь, не скрываю свою злость, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседника – выбери навыки вербального и невербального общения.
Навыки невербального общения | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давайте зачитаем, что вы выбрали.
— Давайте познакомимся с формами общения. Схему перечертите в тетради.
Обращение внимания учеников, на таблицу должно сопровождаться беседой, относительно каждого типа общения и параллельно необходимо записать эту схему
повседневное
деловое убеждающее
Общение
межкультурное ритуальное
Деловое — выражается в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы.
В деловом общении внешности, отводиться большое значение. Особую роль играют: физический облик человека, его голос, мимика, жесты, оформление внешности, манера поведения, украшения прическа. Это общение связано с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом.
— В какой среде осуществляется деловое общение?
+ В рабочей.
— В каких формах оно осуществляется?
+ Приказы, указы, указания, советы и т.д.
Приведите примеры.
+ Отношения между руководителем и подчиненным на предприятии.
Повседневное — осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем.
Такое общение, также может быть развлекательным или досуговым. Обмен информацией, которая помогает им расслабиться, отдохнуть, пофантазировать.
Юмор — непременный спутник такого общения
— В какой среде осуществляется повседневное общение?
+ Дома, в среде друзей, в быту.
— В каких формах?
+ Решение бытовых задач, каждодневных проблем.
Убеждающее — влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Директор фирмы может убеждать сотрудников в необходимости изменить режим труда и т. д. Но такое общение может быть и в неофициальной обстановке, например, когда родители разговаривают с детьми и пытаются повлиять на взгляды или действия. Защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета и т. д. Такой тип общения может превратиться в способ манипуляции поведением других людей.
— В какой среде осуществляется убеждающее общение?
+ В любой.
— В каких формах?
+ Влиянием слова.
— Ритуальное — выполнение предписанного поведения.
— В какой среде осуществляется ритуальное общение?
+ В любой.
— В каких формах?
+ Соблюдение, например, правил этикета.
— Ритуальное общение также может быть речевое и неречевое.
— Как, по вашему мнению, осуществляется ритуальное речевое общение?
+ Обязательное утреннее или при встрече приветствие, или как говорят, «ради приличия спросить, как дела?»
— А как осуществляется ритуальное неречевое общение?
+ Например, мужчина пропускает даму вперед, или мужчина с мужчиной здороваются рукопожатием.
— Частью ритуального общения выступают умение правильно вести себя за столом, говорить по очереди, не перебивая, выказывать интерес к мнению собеседника, следовать договоренностям, обещаниям и т. д.
— А какие ритуальные нормы необходимо соблюдать в письменном общении?
+ Например, личные и деловые письма начинают с вежливого обращения и т. д.
— Ребята, а что вы можете сказать о межкультурном, межэтническом общении в современном обществе?
— Так как мы живем в достаточно многокультурном, многонациональном государстве, то очень важно знать культурные особенности других народов, для избегания конфликтов и для наилучшего и интересного общения с нашими соседями. Рядом с нами проживает около 100 национальностей и ряд различных вероисповеданий. Ведь многим известен факт, о том, что бывают случаи, когда что-то хорошо в одной культуре, национальности, религии, то плохо в другой.
— Т. е. каждый из типов имеет место быть в современном обществе, и играет в нем достаточно важную роль.
— Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.
-Вспомните с кем вы общались сегодня утром?
— Изменилось ли ваше настроение?
— Если да, то в какую сторону?
Учащимся предлагается упражнение по определению настроения.
Цветные карточки, отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.
Учитель объясняет значение цветов.
1)красный — психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.
2)желтый — соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию.
3)зеленый — выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.
4)коричневый — скромность, практичность, печаль.
5)черный — противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек, предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.
-В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.
1) Правила общения по телефону
2) Правила общения по sms
3) Правила общения и работы в группе
4) Правила ведения спора
Эти правила у вас написаны на листочках познакомьтесь с ним. А теперь зачитайте их.
В общении существует понятие установки.
В « Ревизоре» есть тому подтверждении. Послушайте.
«Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…
Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!
Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие…не сделайте несчастным человека.
Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!…Нет, благодарю покорно, не хочу».
-Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка». У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т.е., их представления о том, что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.
-Таким образом, можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.
Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.
В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал:
«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».
Я предлагаю вам запомнить правила общения:
1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)
2. Не снимайте с себя ответственности!
3. Будьте искренни!
4. Будьте справедливы!
5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
6. Будьте естественны в общении!
7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!
— Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.
— Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:
расположенность к другим людям, чувство юмора, искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.
III. Закрепление.
— А сейчас поприветствуйте соседа по парте:
Скажите «привет» — какой это вид общения?
Пожмите руки — какой это вид общения?
Помашите рукой – какой это вид общения?
Скажите «как дела» — какой это вид общения?
Учитель читает стихотворение.
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются с тобой
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Р. Киплинг)
IV. Подведение итогов.
В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.
Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых обществом.
Выставляются оценки по активности работы учащихся на уроке.
V. Рефлексия
Был ли для вас урок поучительным?
Узнали ли вы что-нибудь новое?
Пригодиться ли вам данное знание в жизни?
И понравился ли вам данный урок?
Учащиеся высказывают свои мнения
VI. Домашнее задание.
Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»
Спасибо за работу, до свидания.