Учитель: Борисова Александра Владимировна.

Урок обществознания в 8 классе.

Тема: «Общение».

Цель урока: разъяснить сущность понятия «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

Задачи урока:

Образовательная: Разъяснить учащимся цели общения, показать его виды и формы. Сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни. Разъяснить сущность следующих понятий: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Рассказать учащимся об элементарных приемах общения, как делового, бытового, так и других форм общения.

Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к собеседнику; соблюдение культуры общения, и ее составляющие элементы, такие как умение, выслушивать и понимать, вежливо и корректно вести себя и высказывать свою точку зрения. Побудить задуматься над собственным стилем общения.

Развивающая: Включить учащихся в работу на всех этапах урока, способствовать развитию у них коммуникативных умений.

Оборудование: Учебник А. И. Кравченко Обществознание 8 класс, доска, мел, план-конспект, листы с пустыми таблицами для каждого учащегося, листы для работы на уроке на пару.

Основные понятия: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Изучение нового материала.

Игра “На острове”

Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине (ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.

Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие — вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу.

— Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?

— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

— Да, верно тема урока «Общение».

— Сегодня мы ответим на вопросы:

— Что такое общение?

— Какие виды и формы общения существуют?

— Поговорим о правилах и способах общения.

Разбираем понятие «общество».

— Давайте разберемся в том, что же именно все-таки общение и в чем заключается его суть? Как вы думаете?

— Общение социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Запишите. Учебник стр.55.

В зависимости от средства передачи информации различают 2 вида общения

Схема на доске

В и д ы о б щ е н и я

Неречевое Речевое

Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация

Осуществляется посредством Визуальные виды общения-

речи, т.е. при помощи слов и звуков мимика, пантомимика, покрас-

Речь – универсальное средство нение.

коммуникации. Акустическая система –

диапозон, смех, плач.

Тактильная система –

Пожатие руки, объятия.

Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения; учеными установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии. Также общение важно в любом возрасте, особенно в пору юности, недаром у многих народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

В общении, также, большую роль играют жесты, например, в России, когда ученик готов ответить, он поднимает руку, а в Европе, указательный палец правой руки.

Или другой пример, в США «ноль» — образованный большим и указательным пальцем, говорит, что «все хорошо», «все о’кей». В Японии этот жест означает деньги. А в Португалии, считается вообще неприличным.

В процессе общения, многие люди кивают головами, у многих народов — это знак согласия, а вот у болгар — наоборот, — несогласие.

Задание. Из предложенного спискаулыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, знакомлюсь, не скрываю свою злость, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседникавыбери навыки вербального и невербального общения.

Навыки вербального общения

Навыки невербального общения

Давайте зачитаем, что вы выбрали.

— Давайте познакомимся с формами общения. Схему перечертите в тетради.

Обращение внимания учеников, на таблицу должно сопровождаться беседой, относительно каждого типа общения и параллельно необходимо записать эту схему

повседневное

деловое убеждающее

Общение

межкультурное ритуальное

Деловое — выражается в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы.

В деловом общении внешности, отводиться большое значение. Особую роль играют: физический облик человека, его голос, мимика, жесты, оформление внешности, манера поведения, украшения прическа. Это общение связано с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом.

— В какой среде осуществляется деловое общение?

+ В рабочей.

— В каких формах оно осуществляется?

+ Приказы, указы, указания, советы и т.д.

Приведите примеры.

+ Отношения между руководителем и подчиненным на предприятии.

Повседневное — осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем.

Такое общение, также может быть развлекательным или досуговым. Обмен информацией, которая помогает им расслабиться, отдохнуть, пофантазировать.

Юмор — непременный спутник такого общения

— В какой среде осуществляется повседневное общение?

+ Дома, в среде друзей, в быту.

— В каких формах?

+ Решение бытовых задач, каждодневных проблем.

Убеждающее — влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Директор фирмы может убеждать сотрудников в необходимости изменить режим труда и т. д. Но такое общение может быть и в неофициальной обстановке, например, когда родители разговаривают с детьми и пытаются повлиять на взгляды или действия. Защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета и т. д. Такой тип общения может превратиться в способ манипуляции поведением других людей.
— В какой среде осуществляется убеждающее общение?

+ В любой.

— В каких формах?

+ Влиянием слова.

Ритуальное — выполнение предписанного поведения.

— В какой среде осуществляется ритуальное общение?

+ В любой.

— В каких формах?

+ Соблюдение, например, правил этикета.

— Ритуальное общение также может быть речевое и неречевое.

— Как, по вашему мнению, осуществляется ритуальное речевое общение?

+ Обязательное утреннее или при встрече приветствие, или как говорят, «ради приличия спросить, как дела?»

— А как осуществляется ритуальное неречевое общение?

+ Например, мужчина пропускает даму вперед, или мужчина с мужчиной здороваются рукопожатием.

— Частью ритуального общения выступают умение правильно вести себя за столом, говорить по очереди, не перебивая, выказывать интерес к мнению собеседника, следовать договоренностям, обещаниям и т. д.

— А какие ритуальные нормы необходимо соблюдать в письменном общении?

+ Например, личные и деловые письма начинают с вежливого обращения и т. д.

— Ребята, а что вы можете сказать о межкультурном, межэтническом общении в современном обществе?

— Так как мы живем в достаточно многокультурном, многонациональном государстве, то очень важно знать культурные особенности других народов, для избегания конфликтов и для наилучшего и интересного общения с нашими соседями. Рядом с нами проживает около 100 национальностей и ряд различных вероисповеданий. Ведь многим известен факт, о том, что бывают случаи, когда что-то хорошо в одной культуре, национальности, религии, то плохо в другой.

— Т. е. каждый из типов имеет место быть в современном обществе, и играет в нем достаточно важную роль.

— Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.

-Вспомните с кем вы общались сегодня утром?

— Изменилось ли ваше настроение?

— Если да, то в какую сторону?

Учащимся предлагается упражнение по определению настроения.

Цветные карточки, отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.

Учитель объясняет значение цветов.

1)красный — психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.

2)желтый — соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию.

3)зеленый — выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.

4)коричневый — скромность, практичность, печаль.

5)черный — противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек, предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.

-В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.

1) Правила общения по телефону

2) Правила общения по sms

3) Правила общения и работы в группе

4) Правила ведения спора

Эти правила у вас написаны на листочках познакомьтесь с ним. А теперь зачитайте их.

В общении существует понятие установки.

В « Ревизоре» есть тому подтверждении. Послушайте.

«Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…

Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие…не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!…Нет, благодарю покорно, не хочу».

-Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка». У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т.е., их представления о том, что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.

-Таким образом, можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.

В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал:

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».

Я предлагаю вам запомнить правила общения:

1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Будьте искренни!

4. Будьте справедливы!

5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

6. Будьте естественны в общении!

7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!

— Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.

— Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:

расположенность к другим людям, чувство юмора, искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.

III. Закрепление.

— А сейчас поприветствуйте соседа по парте:

Скажите «привет» — какой это вид общения?

Пожмите руки — какой это вид общения?

Помашите рукой – какой это вид общения?

Скажите «как дела» — какой это вид общения?

Учитель читает стихотворение.

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р. Киплинг)

IV. Подведение итогов.

В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.

Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых обществом.

Выставляются оценки по активности работы учащихся на уроке.

V. Рефлексия

Был ли для вас урок поучительным?

Узнали ли вы что-нибудь новое?

Пригодиться ли вам данное знание в жизни?

И понравился ли вам данный урок?

Учащиеся высказывают свои мнения

VI. Домашнее задание.

Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»

Спасибо за работу, до свидания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here