Муканов Арман Шамшиденович, учитель истории КГУ «Новопокровская СШ»
Класс: 8
Предмет: история Казахстана
Тема: Ханство Абылая
Цели урока:
• познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая,
• узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,
• Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, ОК, кластер, переносить знания в новую ситуацию,
• формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: элементы технологии Караева, элементы критического мышления
Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, ИД, презентация (приложение 1)
План урока:
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
2. Опрос домашнего задания.
3. Изучение нового материала
3.1. Работа в экспертных группах
3.2. Работа в кооперативных группах
4. Закрепление и контроль изученного материала
4.1. Выполнение разноуровневых заданий
4.2. Взаимопроверка
5. Итог урока.
5.1. Итог учителя
5.2. Роль «Психолог»
6. Инструктаж домашнего задания
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуй, ребята!
Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок (слайд 1,2)
Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке – Абылаем. Тема урока: Ханство Абылая.
Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.
2. Опрос домашнего задания
Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.
1) Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)
2) Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)
3) Объясни, что означает слово курултай (собрание кочевников)
4) Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)
5) Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века (несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)
6) Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (в 1731 г.)
3. Изучение нового материала
Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.
— Наша работа сегодня будет строиться по плану:
1. Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар
2. Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
3. Казахское ханство в период правления Абылая
4. А. Левшин о хане Абылае
— Ребята, работать будем следующим образом (метод Джигсо):
Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом. Таким образом, вы разделитесь на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер или ОК вместе с группой.
По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В маршрутные листы (приложение 2) необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.
На работу в экспертных группах отводится 10 мин.
По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают.
Тексты для изучения группам (приложение 3)
4. Закрепление и контроль изученного материала
Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 12 минут
Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)
На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.
4. Взаимопроверка.
Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.
5. Итог урока.
Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи.
Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».
Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.
Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.
Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.
4. Инструктаж домашнего задания
1. Параграф 7, читать пересказывать, составить характеристику хана Абылая по памятке (памятка дается каждому учащемуся,
приложение 6.