Федерягина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов и истории
МКОУ «Затеченская ООШ» Далматовского района Курганской области.
Урок истории.
Класс: 5.
Тема урока: Первобытные собиратели и охотники.
Цель урока: формирование представления об основных факторах формирования человека разумного.
Задачи урока:
Образовательные: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей, термина «Родовая община»;
Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ, формулировать выводы и приводить доказательства; развивать монологическую речь, образное и творческое мышление, навыки анализа, сравнения, описания; умение работать в группе;
Воспитательные: формировать представление о единстве социального и культурного развития человеческого общества.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Форма организации урока: групповая.
Методы обучения: исследовательский, преобразовательный, систематизирующий, контрольный, демонстрационный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном, нетбуки, система контроля и мониторинга качества знаний (пульты для голосования), ЦОР (презентации основная и для 4-х групп, фрагмент фильма «Появление современного человека», Тест «Древнейшие люди» в программе MyTest), карточки – названия групп, лист с критериями оценки вопросов и ответов.
Технологическая карта урока
Этап занятия | Планируемые результаты | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий | |
1 | Органи-зацион- ный момент | Личностные: самоопределение, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку истории Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Учитель проверяет готовность групп к уроку. | Учащиеся проверяют наличие материалов и оборудования для работы в группах, выбирают капитана каждой группы. | Таблички – названия групп стоят на партах. Приложение 1. |
2 | Актуали- зация субъек-тивного опыта учащихся. Целепо-лагание | Личностные: эмоциональное восприятие; смыслообразование; целеполагание. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; волевая саморегуляция; осуществлять пошаговый контроль; определять основную и второстепенную информацию; выполнение пробного действия и фиксирование затруднения; постановка и формулирование проблемы. Предметные: структурирование знаний по теме «Древнейшие люди»; готовность применять исторические знания. | — Сегодня у нас урок – исследование. Вспомните этапы проведения исследования.
— Предлагаю вспомнить для начала материал, изученный на прошлом уроке.
— Обратите внимание на последний вопрос теста. С каким событием он связан?
— Группа «Аналитики» подготовила гипотезу, которую нам будет необходимо опровергнуть или доказать.
|
-Формулирование гипотезы, исследование, обмен информацией, организация полученной информации, построения обобщений, подведение итогов.
Учащиеся проходят тестирование по теме «Древнейшие люди».
— С наступлением ледникового периода на Земле.
— «Человек разумный обладал более совершенными орудиями и социальной организацией, чем древнейший человек, что помогло ему выжить и подняться на более высокую ступень развития». |
Система контроля и мониторинга качества знаний (пульты для голосования), Тест «Древнейшие люди» в программе MyTest. Презентация. Слайд 1. (гиперссылка). Цель: актуализация знаний.
Презентация 1 Слайд 2. Цель: Предоставление визуальной информации для выполнения учебной задачи. |
3 | Изучение новых знаний и способов деятель-ности | Личностные: эмоциональное и эстетическое восприятие нового; смыслообразование. Метапредметные: анализ, синтез, сравнение; подведение под понятие; осознанное и произвольное построение высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Предметные: овладение представлениями о развитии человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания; проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных); характеризовать условия и образ жизни первобытных людей; раскрывать смысл понятия «родовая община». | — Приступим к исследованию. Работаем в группах.
Группа 1 «Искусствоведы». Рассмотрите рисунки – реконструкции первобытных жилищ. Прочитайте описания, определите к каким жилищам они относятся. С чем связано строительство таких домов древними людьми?
Группа 2 «Археологи». Рассмотрите фото и рисунки найденных орудий древнего человека. Какими преимуществами они обладали? Посмотрите отрывок из фильма «Появление современного человека». Прокомментируйте его.
Группа 3 «Историки». Рассмотрите изображения сцен охоты древними людьми. Составьте рассказ, как и на кого охотились древние люди.
Группа 4. «Аналитики». Прочтите тексты «Охота и развитие человека. Древнейшие люди приобретают опыт». Ответьте на вопросы.
— Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным homo sapiens. Продолжим исследование для подтверждения или опровержения нашей гипотезы.
Группа 1 «Искусствоведы». Рассмотрите рисунок «Родовая община». Опишите, что изобразил художник.
Группа 2 «Археологи». Рассмотрите фото и рисунки найденных так называемых «палеолитических Венер». Что означают эти фигурки. С какой целью их делали первобытные мастера. Проверьте себя по учебнику с. 13.
Группа 3 «Историки». Прочтите текст учебника «Родовые общины охотников и собирателей» ответьте на предложенные вопросы.
Группа 4. «Аналитики». Проанализируйте значение слов: род, родственник, общее, родовая община, сородич. Сделайте вывод, что такое «Родовая община». Проверьте себя по учебнику с. 13.
|
Учащиеся открывают свои задания. Выполняют их, обсуждая в группе. Готовят ответ.
Ответы групп. Проверка первой части гипотезы «Человек разумный обладал более совершенными орудиями и социальной организацией, чем древнейший человек, что помогло ему выжить и подняться на более высокую ступень развития».
Учащиеся продолжают выполнять задания, обсуждая их в группе. Готовят ответ.
Ответы групп. Проверка второй части гипотезы «Человек разумный обладал более совершенными орудиями и социальной организацией, чем древнейший человек, что помогло ему выжить и подняться на более высокую ступень развития». | Презентация 1. Слайд 3 (ссылки на презентации 2, 3, 4, 5 для групп).
Презентация 2 Слайды 2 – 3. Цель: эмоциональное восприятие визуального ряда.
Презентация 3 Слайд 2. (ссылка на фильм) Цель: Предоставление визуальной информации для выполнения учебной задачи.
Презентация 4 Слайды 2.
Презентация 5 Слайды 2 – 4.
Презентация 2 Слайд 4. Цель: эмоциональное восприятие визуального ряда. Презентация 3 Слайд 3. Цель: эмоциональное восприятие визуального ряда.
Презентация 4 Слайд 3. (ссылки на приложения)
Презентация 5 Слайд 5. Цель: Предоставление визуальной информации для выполнения учебной задачи.
|
4 | Первич- ная проверка понима- ния изучен- ного. Закреп- ление изучен- ного | Личностные: самоопределение, внутренняя позиция, мотивация. Метапредметные: осуществлять пошаговый контроль; извлечение из текста необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; использование критериев для осознанного суждения; контроль, коррекция, оценка. Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания; характеризовать условия и образ жизни первобытных людей; объяснять смысл понятия «родовая община». | — Пользуясь текстом учебника (параграф 2) продумайте вопросы по изучаемой теме. | Учащиеся придумывают вопросы и задают их товарищам из другой группы. Проводят оценку по критериям. | Приложение 2. «Критерии оценки вопросов и ответов». Цель: пошаговый контроль. |
5 | Инфор- мация о домаш- нем задании | Личностные: самоопределение, внутренняя позиция, мотивация. Метапредметные: волевая саморегуляция, адекватный выбор задания. | Учитель предлагает учащимся выполнить разноуровневые задания (репродуктивного, продуктивного и творческого характера): 1) параграф 2, р/т № 7, 9. 2) параграф 2, р/т № 6, 8(1,2). 3) параграф 2, р/т № 5, 8(3). | Учащиеся записывают задания в дневниках, задают по необходимости вопросы. |
|
6 | Подве- дение итогов учебного занятия. Рефлек- сия | Личностные: Самоопределение; действие нравственного-этического оценивания. Метапредметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; контроль, оценка; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Предметные: определение собственных границ знания и незнания. | — Кому сегодня на уроке удалось расширить границы своих знаний? Овладеть новыми способами их добывания? Кого можете похвалить за работу на уроке? — Как вы уже знаете человечество оставило в истории множество следов, которые теперь изучают ученые. Оставим и мы свои следы. Разместите «свой след» на «Лесенке успеха», определив чему новому вы сегодня на уроке научились. | Учащиеся подводят итоги урока по предложенному плану. Отмечают свои достижения на «Лесенке успеха». | Презентация 1. Слайд 4 – 5. Цель: |
Использованная литература и ресурсы сети Интернет
-
Арасланова, О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. – М. : ВАКО, 2005. – 304 с.
-
Вигасин, А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. – М. : Просвещение, 2011. – 287 с. : ил., карт.
-
Годер, Г.И. История Древнего мира: рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. – М. : Просвещение, 2011. – 79 с.
-
Кротова, М., Смирнова, Л. Первобытное общество/ История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». № 11, март, 2000. – 16 с. : ил.
-
Цветкова, Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира: 5 кл. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.
-
Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя истории: Книга для учителя. – М. : Первое сентября, 1999. – 304 с. : ил.
-
http://prehistoric.narod.ru/gallery/pic1.jpg
-
http://media.treehugger.com/assets/images/2011/10/simplify-footprint.jpg
-
http://shteltn.ucoz.ru/_bl/0/95698331.jpg
-
http://pesik.su/wp-content/uploads/2010/12/2283.jpg
-
http://www.turoboz.ru/cmsdb/article_images/images/3_47.jpg
-
http://www.rusknife.com/uploads/monthly_06_2011/post-67-0-73800100-1309185502_thumb.jpg
-
http://www.rusknife.com/uploads/monthly_06_2011/post-67-0-84779500-1309183347_thumb.jpg
-
http://files.torakid.com/articles/110515_1305460971_1268571427_luk_i_strely81.jpg
-
http://skrasa.narod.ru/stat/images2/556.jpg
-
http://img-fotki.yandex.ru/get/5409/13719937.a6/0_99516_af09329f_M.jpg
-
http://www.zaraysk.com/zametki_foto/r1.jpg
-
http://rezchik-kosti.narod.ru/8.jpg
-
http://i076.radikal.ru/0909/05/b988590b94f1.jpg
-
http://www.theresilientearth.com/files/images/primitive_man.jpg
-
http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya/lyudy-i-mamonty/08.jpg
-
http://www.worldsculture.ru/images/stories/images/pervobitnaya-kultura2.jpg
-
http://www.mirmarok.ru/edimg/2008_news11/aust_v3.JPG