Федерягина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов и истории

МКОУ «Затеченская ООШ» Далматовского района Курганской области.

Урок истории.

Класс: 5.

Тема урока: Первобытные собиратели и охотники.

Цель урока: формирование представления об основных факторах формирования человека разумного.

Задачи урока:

Образовательные: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей, термина «Родовая община»;

Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ, формулировать выводы и приводить доказательства; развивать монологическую речь, образное и творческое мышление, навыки анализа, сравнения, описания; умение работать в группе;

Воспитательные: формировать представление о единстве социального и культурного развития человеческого общества.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Форма организации урока: групповая.

Методы обучения: исследовательский, преобразовательный, систематизирующий, контрольный, демонстрационный.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном, нетбуки, система контроля и мониторинга качества знаний (пульты для голосования), ЦОР (презентации основная и для 4-х групп, фрагмент фильма «Появление современного человека», Тест «Древнейшие люди» в программе MyTest), карточки – названия групп, лист с критериями оценки вопросов и ответов.

Технологическая карта урока

п/п

Этап занятия

Планируемые результаты

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

1

Органи-зацион-

ный

момент

Личностные:

самоопределение, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку истории

Метапредметные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Учитель проверяет готовность групп к уроку.

Учащиеся проверяют наличие материалов и оборудования для работы в группах, выбирают капитана каждой группы.

Таблички – названия групп стоят на партах.

Приложение 1.

2

Актуали-

зация

субъек-тивного опыта учащихся. Целепо-лагание

Личностные:

эмоциональное восприятие; смыслообразование; целеполагание.

Метапредметные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; волевая саморегуляция; осуществлять пошаговый контроль; определять основную и второстепенную информацию; выполнение пробного действия и фиксирование затруднения; постановка и формулирование проблемы.

Предметные:

структурирование знаний по теме «Древнейшие люди»; готовность применять исторические знания.

— Сегодня у нас урок – исследование. Вспомните этапы проведения исследования.

— Предлагаю вспомнить для начала материал, изученный на прошлом уроке.

— Обратите внимание на последний вопрос теста. С каким событием он связан?

— Группа «Аналитики» подготовила гипотезу, которую нам будет необходимо опровергнуть или доказать.

-Формулирование гипотезы, исследование, обмен информацией, организация полученной информации, построения обобщений, подведение итогов.

Учащиеся проходят тестирование по теме «Древнейшие люди».

— С наступлением ледникового периода на Земле.

— «Человек разумный обладал более совершенными орудиями и социальной организацией, чем древнейший человек, что помогло ему выжить и подняться на более высокую ступень развития».

Система контроля и мониторинга качества знаний (пульты для голосования),

Тест «Древнейшие люди»

в программе MyTest.

Презентация. Слайд 1. (гиперссылка).

Цель: актуализация знаний.

Презентация 1

Слайд 2.

Цель:

Предоставление визуальной информации для выполнения учебной задачи.

3

Изучение новых знаний и способов деятель-ности

Личностные:

эмоциональное и эстетическое восприятие нового; смыслообразование.

Метапредметные:

анализ, синтез, сравнение; подведение под понятие; осознанное и произвольное построение высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Предметные:

овладение представлениями о развитии человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания; проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных); характеризовать условия и образ жизни первобытных людей; раскрывать смысл понятия «родовая община».

— Приступим к исследованию. Работаем в группах.

Группа 1 «Искусствоведы». Рассмотрите рисунки – реконструкции первобытных жилищ. Прочитайте описания, определите к каким жилищам они относятся. С чем связано строительство таких домов древними людьми?

Группа 2 «Археологи». Рассмотрите фото и рисунки найденных орудий древнего человека. Какими преимуществами они обладали? Посмотрите отрывок из фильма «Появление современного человека». Прокомментируйте его.

Группа 3 «Историки». Рассмотрите изображения сцен охоты древними людьми. Составьте рассказ, как и на кого охотились древние люди.

Группа 4. «Аналитики». Прочтите тексты «Охота и развитие человека. Древнейшие люди приобретают опыт». Ответьте на вопросы.

— Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным homo sapiens.

Продолжим исследование для подтверждения или опровержения нашей гипотезы.

Группа 1 «Искусствоведы». Рассмотрите рисунок «Родовая община». Опишите, что изобразил художник.

Группа 2 «Археологи».

Рассмотрите фото и рисунки найденных так называемых «палеолитических Венер». Что означают эти фигурки. С какой целью их делали первобытные мастера. Проверьте себя по учебнику с. 13.

Группа 3 «Историки».

Прочтите текст учебника «Родовые общины охотников и собирателей» ответьте на предложенные вопросы.

Группа 4. «Аналитики».

Проанализируйте значение слов: род, родственник, общее, родовая община, сородич. Сделайте вывод, что такое «Родовая община». Проверьте себя по учебнику с. 13.

Учащиеся открывают свои задания. Выполняют их, обсуждая в группе. Готовят ответ.

Ответы групп. Проверка первой части гипотезы «Человек разумный обладал более совершенными орудиями и социальной организацией, чем древнейший человек, что помогло ему выжить и подняться на более высокую ступень развития».

Учащиеся продолжают выполнять задания, обсуждая их в группе. Готовят ответ.

Ответы групп. Проверка второй части гипотезы «Человек разумный обладал более совершенными орудиями и социальной организацией, чем древнейший человек, что помогло ему выжить и подняться на более высокую ступень развития».

Презентация 1. Слайд 3 (ссылки на презентации 2, 3, 4, 5 для групп).

Презентация 2

Слайды 2 – 3.

Цель:

эмоциональное восприятие визуального ряда.

Презентация 3

Слайд 2.

(ссылка на фильм)

Цель:

Предоставление визуальной информации для выполнения учебной задачи.

Презентация 4

Слайды 2.

Презентация 5

Слайды 2 – 4.

Презентация 2

Слайд 4.

Цель:

эмоциональное восприятие визуального ряда.

Презентация 3

Слайд 3.

Цель:

эмоциональное восприятие визуального ряда.

Презентация 4

Слайд 3.

(ссылки на приложения)

Презентация 5

Слайд 5.

Цель: Предоставление визуальной информации для выполнения учебной задачи.

4

Первич-

ная

проверка

понима-

ния

изучен-

ного. Закреп-

ление изучен-

ного

Личностные:

самоопределение, внутренняя позиция, мотивация.

Метапредметные:

осуществлять пошаговый контроль; извлечение из текста необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; использование критериев для осознанного суждения; контроль, коррекция, оценка. Предметные:

способность применять понятийный аппарат исторического знания; характеризовать условия и образ жизни первобытных людей; объяснять смысл понятия «родовая община».

— Пользуясь текстом учебника (параграф 2) продумайте вопросы по изучаемой теме.

Учащиеся придумывают вопросы и задают их товарищам из другой группы. Проводят оценку по критериям.

Приложение 2. «Критерии оценки вопросов и ответов».

Цель: пошаговый контроль.

5

Инфор-

мация о домаш-

нем задании

Личностные:

самоопределение, внутренняя позиция, мотивация.

Метапредметные:

волевая саморегуляция, адекватный выбор задания.

Учитель предлагает учащимся выполнить разноуровневые задания (репродуктивного, продуктивного и творческого характера):

1) параграф 2, р/т № 7, 9.

2) параграф 2, р/т № 6, 8(1,2).

3) параграф 2, р/т № 5, 8(3).

Учащиеся записывают задания в дневниках, задают по необходимости вопросы.

6

Подве-

дение итогов учебного занятия. Рефлек-

сия

Личностные:

Самоопределение; действие нравственного-этического оценивания.

Метапредметные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания; контроль, оценка;

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Предметные:

определение собственных границ знания и незнания.

— Кому сегодня на уроке удалось расширить границы своих знаний? Овладеть новыми способами их добывания? Кого можете похвалить за работу на уроке?

— Как вы уже знаете человечество оставило в истории множество следов, которые теперь изучают ученые. Оставим и мы свои следы. Разместите «свой след» на «Лесенке успеха», определив чему новому вы сегодня на уроке научились.

Учащиеся подводят итоги урока по предложенному плану. Отмечают свои достижения на «Лесенке успеха».

Презентация 1. Слайд 4 – 5.

Цель:

Использованная литература и ресурсы сети Интернет

  • Арасланова, О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. – М. : ВАКО, 2005. – 304 с.

  • Вигасин, А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. – М. : Просвещение, 2011. – 287 с. : ил., карт.

  • Годер, Г.И. История Древнего мира: рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. – М. : Просвещение, 2011. – 79 с.

  • Кротова, М., Смирнова, Л. Первобытное общество/ История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». № 11, март, 2000. – 16 с. : ил.

  • Цветкова, Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира: 5 кл. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.

  • Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя истории: Книга для учителя. – М. : Первое сентября, 1999. – 304 с. : ил.

  • http://prehistoric.narod.ru/gallery/pic1.jpg

  • http://media.treehugger.com/assets/images/2011/10/simplify-footprint.jpg

  • http://shteltn.ucoz.ru/_bl/0/95698331.jpg

  • http://pesik.su/wp-content/uploads/2010/12/2283.jpg

  • http://www.turoboz.ru/cmsdb/article_images/images/3_47.jpg

  • http://www.rusknife.com/uploads/monthly_06_2011/post-67-0-73800100-1309185502_thumb.jpg

  • http://www.rusknife.com/uploads/monthly_06_2011/post-67-0-84779500-1309183347_thumb.jpg

  • http://files.torakid.com/articles/110515_1305460971_1268571427_luk_i_strely81.jpg

  • http://skrasa.narod.ru/stat/images2/556.jpg

  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5409/13719937.a6/0_99516_af09329f_M.jpg

  • http://www.zaraysk.com/zametki_foto/r1.jpg

  • http://rezchik-kosti.narod.ru/8.jpg

  • http://i076.radikal.ru/0909/05/b988590b94f1.jpg

  • http://www.theresilientearth.com/files/images/primitive_man.jpg

  • http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya/lyudy-i-mamonty/08.jpg

  • http://www.worldsculture.ru/images/stories/images/pervobitnaya-kultura2.jpg

  • http://www.mirmarok.ru/edimg/2008_news11/aust_v3.JPG

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here