Урок истории в 7 классе.

Гурова Л.Н., учитель истории

МОУ Аннинская СОШ №6

Тема: «Плюсы и минусы внутренней политики Петра I».

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин.

Задачи урока:

1.Помочь ученикам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России.

2. Обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

План урока: 1. Проверка знаний.

2. Цена перестройки.

3. Восстание К. Булавина.

4. Итоги внутренней политики Петра 1.

5. Домашнее задание. Ответы на проблемные вопросы.

Ход урока.

Проверка домашнего задания:

  1. Исторический диктант.

    • крепостные крестьяне, принадлежащие заводу;

    • политика покровительства отечественной промышленности;

    • черносошные крестьяне (гос.), отрабатывающие подати на мануфактуре;

    • законодательный, распорядительный и судебный орган в России в первой четверти 18 века;

    • документ, который определял систему чинов и порядок продвижения на государственной службе;

    • государственный орган, руководящий деятельностью церкви;

    • предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремест. технике;

    • налог, введенный Петром 1 и занимавший все прежние гос налоги;

    • представитель податного сословия, служащий в армии пожизненно в исполнении воинской повинности.

  1. Изобразить схему управления российским государством в первой четверти 18 века. Расскажите о структуре центральных органов власти.

  1. Для чего были нужны экономические реформы? В чем они состояли?

  1. Охарактеризуйте сословные изменения в стране, при ответе используйте таблицу «Структура населения России в первой четверти 18 века».

Податное население.

5,6 млн. душ мужского пола, в том числе 5,4 млн. на селе.

В том числе:

крепостные;

свободное городское насел;

работные люди

3,2 млн. человек

170 тыс. человек

30 тыс. человек

Дворянство

15 тыс. человек, 3 тыс. фамилий, 380 тыс. дворов (владели).

Высшее дворянство

500 фамилий

Объяснение учителя. Преобразовательная деятельность Петра I коснулась всех сфер жизни общества: экономики, государственного управления, создания регулярной армии и флота, произошли изменения в быту и культуре.

Вопрос классу.

Соответствовала ли хронологическая последовательность петровских реформ логике, представленной на уроке?

Экономические реформы – реформы управления – военная реформа – преобразования в области культуры.

Вывод: преобразования проводились параллельно, одновременно.

Объяснение учителя. Приводить преобразования одновременно необыкновенно трудно. Это требовало больших усилий материальных затрат. Начиная, с 1704 года Петр вводит бесчисленное количество налогов: мельничных, погребной, пчелиной, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, подушных, трубные с печей, с продажи съестного и т. д. В конце царствования многие из мелочных налогов были упразднены, а их место заняла подушная подать.

В бюджете 1724 года подушная подать приносила 53% всех доходов.

Еще показательная деталь: военные расходы занимали в государственном бюджете страны от 66 до 75% в разное время, что сказывалось на развитии остальных отраслей экономики, на жизни простых людей.

Вопрос классу.

Как отразились преобразования Петра 1 на жизни простых людей?

Задания по группам (3гр.)

Задание для первой группы.

Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что метр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.

Как вы оцениваете политику Петра?

Были ли правы крестьяне, осуждающие эту политику?

Задание для второй группы.

Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что ему мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».

Объясните смысл этого высказывания.

Как оценивал народ налоговую политику Петра I?

Задание для третьей группы.

«Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными!»

Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра?

Докажите, что для его появления были основания.

Объяснение учителя. Стремительная реформаторская деятельность Петра 1 по превращению России в мощную европейскую державу, тяжким бременем ложилась на плечи народа.

Уже после первого Азовского похода крестьяне, тысячами сгонявшиеся на строительство флота в Воронеж, открывались от своего хозяйства, страдали от непосильного труда. Они недовольно роптали.

Ещё большее народное страдание влекло за собой строительство Петербурга. Тяжелый труд, нездоровый климат, плохое снабжение приводили к высокой смертности среди крестьян и посадских, возводивших петровский «парадиз», будущую столицу Российской империи. Не случайно в последствии стали говорить, что Петербург построен «на костях».

Длительная война требовала создания многочисленной армии. Только за двадцать лет было призвано 400 тысяч рекрутов ( при мужском населении в пять- шесть миллионов человек). В армию уходили самые работоспособные крестьяне. К тому же на снаряжение рекрута его односельчане должны были истратить не менее двадцати рублей- сумму по тем временам не малую.

Спасаясь от непосильных поборов ( налоги увеличивались в два раза ), многие бросали хозяйство, скрывались в лесах, разбойничали, а то и перебирались на окраину, надеясь укрыться от помещиков и сборщиков подати.

Подворная перепись 1710 года показала значительную убыль населения. Особенно массовым было бегство на Дон и в Поволжье.

В петровское время нередко происходили мятежи: Астраханское восстание 1705 года, восстание под руководством К. Булавина 1707- 1708 годы.

На слайде. Причины народного недовольства:

  1. Принудительная мобилизация крестьян и работных людей на строительные работы.

  2. Введение рекрутских наборов.

  3. Высокие налоги.

  4. Новые указы о сыске и возвращении беглых крестьян.

Однако надо иметь в виду, что данные выступления были направлены не лично против Петра и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их проведения.

Вопрос классу: Каковы итоги внутренней политики Петра 1?

Среди историков есть разные точки зрения на оценку последствий петровских реформ:

  • Они пробудили Россию от спячки, приобщили к достижениям мировой цивилизации, превратили в одну из сильнейших держав и заложили основу для её дальнейшего успешного развитии.

  • Деятельность Петра 1 совлекла Россию с естественного, самобытного пути, стране был навязан чуждый европеизированный вариант развития, при этом было утеряно многое положительное в русских национальных обычаях, духовных ценностях.

Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены.

И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.

Домашнее задание: Ответить на вопрос, написать эссе.

1) Петр 1 – великий реформатор или великий тиран?

2) Что сделал Петр 1 для российской истории: открыл окно в Европу или загнал нашу страну в европейский угол?

3) Реформы Петра1- прогресс в истории России или откат назад?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here