Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей»

г. Киров Калужской области

Дидактический материал по литературе в 8 классе. Опорная схема «Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума».

Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Блохина Елена Викторовна

Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума».

Канонические черты

Художественные открытия Аввакума

Житие как жанр

Житие написано

Повествование ведется

Композиция

Способ изображения героя

Внутренний мир героя

Пространство и время

Индивидуальные черты

Тон повествования

Язык жития

Сюжет составляет

Текст рассчитан

Канонические черты

Художественные открытия Аввакума

Житие как жанр

Биография святого.

Аввакум не причислен к лику святых.

Житие написано

После смерти святого.

При жизни.

Повествование ведется

От 3-го лица, отличается неторопливостью, спокойной интонацией.

Напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1-го лица придают тексту эмоциональность, силу.

Композиция

Строится по строгой схеме.

В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

Способ изображения героя

Идеализация.

Герой – не идеальная личность, он «святой грешник».

Внутренний мир героя

Не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

Ярко изображается, этому служат внутренние монологи.

Пространство и время

Изображаются условно.

Конкретны и реальны.

Индивидуальные черты

В изображении святого по возможности устранялись индивидуальные черты характера, частности, случайности.

Ярко индивидуален, узнаваем, речь самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

Тон повествования

Торжественный, серьезный.

Проявляются комические нотки.

Язык жития

Книжный, с обилием церковнославянизмов.

Живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.

Сюжет составляет

Духовный подвиг святого.

Национальный быт, порядки, семейную жизнь.

Текст рассчитан

На грамотного человека, подготовленного.

Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которому нелегко понять церковнославянскую речь.

Литература

  1. Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975, с. 19.

  2. Еремин И. П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л., 1966, с. 132-143.

  3. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962, с. 53-54.

  4. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 166.

  5. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 65

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here