Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
г. Киров Калужской области
Дидактический материал по литературе в 8 классе. Опорная схема «Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума».
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Блохина Елена Викторовна
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума».
Художественные открытия Аввакума | |
Житие как жанр | |
|
|
Житие написано | |
|
|
Повествование ведется | |
|
|
Композиция | |
|
|
Способ изображения героя | |
|
|
Внутренний мир героя | |
|
|
Пространство и время | |
|
|
Индивидуальные черты | |
|
|
Тон повествования | |
|
|
Язык жития | |
|
|
Сюжет составляет | |
|
|
Текст рассчитан | |
|
|
Художественные открытия Аввакума | |
Житие как жанр | |
Биография святого.
| Аввакум не причислен к лику святых. |
Житие написано | |
После смерти святого. | При жизни. |
Повествование ведется | |
От 3-го лица, отличается неторопливостью, спокойной интонацией. | Напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1-го лица придают тексту эмоциональность, силу. |
Композиция | |
Строится по строгой схеме. | В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала. |
Способ изображения героя | |
Идеализация.
| Герой – не идеальная личность, он «святой грешник». |
Внутренний мир героя | |
Не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.
| Ярко изображается, этому служат внутренние монологи. |
Пространство и время | |
Изображаются условно. | Конкретны и реальны. |
Индивидуальные черты | |
В изображении святого по возможности устранялись индивидуальные черты характера, частности, случайности. | Ярко индивидуален, узнаваем, речь самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь. |
Тон повествования | |
Торжественный, серьезный.
| Проявляются комические нотки. |
Язык жития | |
Книжный, с обилием церковнославянизмов.
| Живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит. |
Сюжет составляет | |
Духовный подвиг святого.
| Национальный быт, порядки, семейную жизнь. |
Текст рассчитан | |
На грамотного человека, подготовленного.
| Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которому нелегко понять церковнославянскую речь. |
Литература
-
Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975, с. 19.
-
Еремин И. П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л., 1966, с. 132-143.
-
Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962, с. 53-54.
-
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 166.
-
Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 65
-