МКС(К)ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида»
Игра-занятие
по письму и развитию речи
«В мире природы»
для обучающихся 6 – 8 классов
специальной (коррекционной) школы VIII вида
Составитель: Сизикова Н.А., учитель письма и развития речи |
-
«Что могут предлоги?»
-
Из предлогов к, о, от, за составьте название двух домашних животных?
(к – от, к – о – за)
-
Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?
(с – о – с – на)
-
Название сорного растения, состоящего из трёх предлогов?
(о – с – от)
-
Название какого тропического фрукта содержит пять предлогов?
(к – о – к – о – с)
-
Подряд три предлога возьмём – целое на дереве найдём.
(с – у – к)
-
Объясните смысл крылатого выражения
-
птичье молоко
невозможное
журавль в небе
несуществующий в природе продукт
-
«Меткое слово»
Объясни значение выражений:
— Волка ноги кормят;
— Медвежья услуга;
— Белая ворона.
-
«Пословица недаром молвится»
4.1. Объясни значение пословиц. Назови все имена существительные:
— Бобы – не грибы: не посеешь – не взойдут;
— И у высоких гор есть проходы, и у синих вод – броды, и у тёмного леса – тропинки;
— И год хорош, коль уродится рожь.
4.2. Объясни значение пословиц. Назови все имена прилагательные:
— Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется;
— Весенний дождь растит – осенний гноит;
— Хорошо птичке в клетке, а того лучше на зелёной ветке.
4.3. Объясни значение пословиц. Назови все глаголы:
— Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени;
— Сколько зима не злится, а весне покорится;
— Кто летом в хороводе скачет, тот зимой плачет.
-
Отгадайте загадки. Назови знакомые части речи.
-
Была зелёной, маленькой,
-
Теперь я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая (вишня).
-
Она какая, чёрная?
Нет, она красная.
А почему она белая?
Потому что зелёная (красная смородина).
-
Зелёный и мягкий ковёр от природы
Покрыл нам газоны, сады, огороды (трава).
-
У зимы художник был,
Окна инеем покрыл,
Льдом наш старый пруд сковал.
Кто же это, угадал? (мороз).
-
Он из зёрнышка взойдёт,
Когда весна с теплом придёт.
Кто из вас ответ имеет:
Что на грядке зеленеет? (росток).
-
Это растение местное
Всем хорошо известное
Тем, что больно кусается,
Если кто-то к нему прикасается (крапива)
-
«Объясни»
Прочитайте стихотворение. Какое слово имеет два значения?
Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
(Морж – северное животное.
Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой).
-
«Составь предложение»
Составьте предложение, выполнив определённые действия. О каком времени года это предложение?
— Из предложения «Жёлтыми листьями сыплет листопад» возьмите второстепенные члены предложения.
— Из предложения «Вот и осень пришла» возьмите подлежащее.
— Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
— Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
(Желтыми листьями осень выстлала дороги).
-
«Собери слово»
-
Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники);
-
Приставка – в слове ПОДПРЫГНУЛ, корень – в слове БЕРЁЗА, суффиксы – в словах ДОМОВОЙ, ДОМИК (подберёзовик);
-
Приставка – в слове ПОЛЕТ, корень – в слове ДОРОЖКА, суффикс – в слове ПОЛЯРНИК (подорожник);
-
Корень – в слове ТРОСТЬ, суффикс – в слове ПОЖАРНИК (тростник);
-
Корень – в слове ЗЕМЛЯЧКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, окончание в слове ВОДА (земляника);
-
Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
-
Литература
-
Грамоте учиться всегда пригодится : дополнительные материалы к урокам русского языка. 5 – 9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с.
-
Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. (Серия: «Вместе учимся, играем»)
Интернет-источники
-
http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm
-
http://bgconv.com/docs/index-86601.html
-
http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/42-2012-02-19-14-31-54/212——5-