МКС(К)ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида»

Игра-занятие

по письму и развитию речи

«В мире природы»

для обучающихся 6 – 8 классов

специальной (коррекционной) школы VIII вида

Составитель:

Сизикова Н.А.,

учитель письма и развития речи

  1. «Что могут предлоги?»

    1. Из предлогов к, о, от, за составьте название двух домашних животных?

(к – от, к – о – за)

    1. Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

(с – о – с – на)

    1. Название сорного растения, состоящего из трёх предлогов?

(о – с – от)

    1. Название какого тропического фрукта содержит пять предлогов?

(к – о – к – о – с)

    1. Подряд три предлога возьмём – целое на дереве найдём.

(с – у – к)

  1. Объясните смысл крылатого выражения

птичье молоко

невозможное

журавль в небе

несуществующий в природе продукт

  1. «Меткое слово»

Объясни значение выражений:

— Волка ноги кормят;

— Медвежья услуга;

— Белая ворона.

  1. «Пословица недаром молвится»

4.1. Объясни значение пословиц. Назови все имена существительные:

— Бобы – не грибы: не посеешь – не взойдут;

— И у высоких гор есть проходы, и у синих вод – броды, и у тёмного леса – тропинки;

— И год хорош, коль уродится рожь.

4.2. Объясни значение пословиц. Назови все имена прилагательные:

— Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется;

— Весенний дождь растит – осенний гноит;

— Хорошо птичке в клетке, а того лучше на зелёной ветке.

4.3. Объясни значение пословиц. Назови все глаголы:

— Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени;

— Сколько зима не злится, а весне покорится;

— Кто летом в хороводе скачет, тот зимой плачет.

  1. Отгадайте загадки. Назови знакомые части речи.

    1. Была зелёной, маленькой,

Теперь я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая (вишня).

    1. Она какая, чёрная?

Нет, она красная.

А почему она белая?

Потому что зелёная (красная смородина).

    1. Зелёный и мягкий ковёр от природы

Покрыл нам газоны, сады, огороды (трава).

    1. У зимы художник был,

Окна инеем покрыл,

Льдом наш старый пруд сковал.

Кто же это, угадал? (мороз).

    1. Он из зёрнышка взойдёт,

Когда весна с теплом придёт.

Кто из вас ответ имеет:

Что на грядке зеленеет? (росток).

    1. Это растение местное

Всем хорошо известное

Тем, что больно кусается,

Если кто-то к нему прикасается (крапива)

  1. «Объясни»

Прочитайте стихотворение. Какое слово имеет два значения?

Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.

(Морж – северное животное.
Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой).

  1. «Составь предложение»

Составьте предложение, выполнив определённые действия. О каком времени года это предложение?

Из предложения «Жёлтыми листьями сыплет листопад» возьмите второстепенные члены предложения.

Из предложения «Вот и осень пришла» возьмите подлежащее.

Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень выстлала дороги).

  1. «Собери слово»

    1. Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники);

    2. Приставка – в слове ПОДПРЫГНУЛ, корень – в слове БЕРЁЗА, суффиксы – в словах ДОМОВОЙ, ДОМИК (подберёзовик);

    3. Приставка – в слове ПОЛЕТ, корень – в слове ДОРОЖКА, суффикс – в слове ПОЛЯРНИК (подорожник);

    4. Корень – в слове ТРОСТЬ, суффикс – в слове ПОЖАРНИК (тростник);

    5. Корень – в слове ЗЕМЛЯЧКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, окончание в слове ВОДА (земляника);

    6. Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Литература

  1. Грамоте учиться всегда пригодится : дополнительные материалы к урокам русского языка. 5 – 9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с.

  2. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. (Серия: «Вместе учимся, играем»)

Интернет-источники

  1. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm

  2. http://bgconv.com/docs/index-86601.html

  3. http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/42-2012-02-19-14-31-54/212——5-

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here