МБОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Вехнеуслонского района Республики Татарстан
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
9 класс
Составила учитель
русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
Цель: в занимательной форме проверить и обобщить знания учащихся по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Урок проводится в форме игры «Умники и умницы». После отборочного тура три ученика, набравшие наибольшее количество баллов, выходят в финал. Право выбора дорожки за тем учеником, у кого больше правильных ответов. Ученику, набравшему меньшее количество баллов, достаётся оставшаяся дорожка. Можно провести несколько туров игры, так как количество вопросов позволяет это сделать.
Вопросы для отборочного тура
1) «Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца». Чьи это слова? (Фамусова)
2) «Кто так чувствителен и весел и остёр
Как …» Кто? (Александр Андреич Чацкий)
3) А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель? (Чацкого)
4) Кому из героев комедии принадлежат следующие слова: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?» (Чацкому)
5) Кому из героев принадлежат следующие слова: «Счастливые часов не наблюдают», «Шёл в комнату, попал в другую», «Герой не моего романа»? (Софье)
6) Кому принадлежат следующие слова: «Я вам советовать не смею», «Я вас перепугал, простите, ради Бога»? (Молчалину)
7) Кто написал статью «Мильон терзаний»? (И.А.Гончаров)
8) К какому жанру относится пьеса «Горе от ума»? (Комедия)
Вопросы зелёной дорожки
1) В чём видит причину появления безумных людей Фамусов? Процитируйте. (Ученье – вот чума, учёность – вот причина)
2) «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать». О ком идёт речь? (о брате Скалозуба)
3) О чём больше всего мечтает Скалозуб? Ответьте его словами. («Мне только бы досталось в генералы»)
4) С каким пресмыкающимся сравнивает Софья Чацкого? Почему? («Не человек – змея»)
5) Продолжите слова Фамусова:
«При мне служащие чужие очень редки;
Всё больше сестрины, свояченицы детки;
(Один Молчалин мне чужой»).
6) По какому признаку Вы, Фамусов, выбирали себе зятя? («Кто беден, тот тебе не пара»)
7) Вспомните разговор Софьи и Молчалина после падения с лошади последнего. Речь идёт о разговорах, сплетнях, которые могут пойти из-за открытости Софьи. С чем Молчалин сравнивает сплетни? («Ах! Злые языки страшнее пистолета!»)
8) Какие два таланта, по словам самого героя, имел Молчалин? («А у вас? — Два-с. Умеренность и аккуратность»)
9) «Теперь я, брат, не тот…» Кто из героев с таким сожалением говорит о своём прошлом? (Платон Михайлович)
Вопросы жёлтой дорожки
1) «О стихах я не говорю: половина должны войти в пословицу», – раньше всех заметил Пушкин. Действительно, много реплик и выражений так прочно вошли в нашу жизнь, что мы даже забываем об их происхождении. Назовите пять афоризмов из комедии. (Счастливые часов не наблюдают. Кто беден, то тебе не пара. Подписано, так с плеч долой. Свежо предание, да верится с трудом. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом.)
2) «Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки».
Так Чацкий характеризует Скалозуба. Что о нём говорят Лиза и Софья? («И золотой мешок и метит в генералы», «Он слова умного не вымолвит сроду»).
3) Вы Графиня внучка. Что вы сказали о бале, уезжая из дома Фамусова?
(«Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать»)
4) Вы Молчалин, беседуете с Чацким
Молчалин: Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
Не сочинитель я …
Чацкий: И по всему заметно.
Молчалин: Не смею своего сужденья произнесть.
Чацкий: Зачем же так секретно?
Что Вы ответили? («В мои лета не должно сметь // Своё суждение иметь).
5) Каким человеческим недостатком страдает Фамусов, о котором он сам говорит в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой…»? («Ешь три часа, а в три дня не сварится»)
6) Беседуя с Чацким, Фамусов употребляет в своей речи фразеологизм в значении «бездельничать». Что это за фразеологизм?
(«Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди»)
Вопросы красной дорожки
1)В «Житии Фёдора Васильевича Ушакова» А.Н.Радищев, обличая лесть, угодничество, царящее в крепостном обществе, пишет: «Большая часть просителей думают, и нередко справедливо, что для достижения своей цели нужна приязнь всех тех, кто, хотя мизинцем, до дела их касается, и для того употребляют ласки, лесть, ласкательство, дары, угождения и всё, что вздумать можно, не только к самому тому, от кого исполнение просьбы их зависит, но ко всем его приближённым, если у него оный есть, к писцам, сторожам, лакеям, любовницам, и если собака тут случится, и ту погладить не пропустят». Кто из героев комедии воспроизводит эту обличительную тираду?
(Молчалин
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была»)
2)В «Путешествии из Петербурга в Москву» в главе «Медное» А.Н.Радищев пишет: «В Франкфуртскую баталию он раненого своего господина унёс на плечах из строю. Во младенчестве он спас его от утопления, бросясь за ним в реку, куда сей упал, переезжая на пароме, и с опасностью для своей жизни спас его. В юношестве выкупил его из тюрьмы, куда посажен был за долги в бытность свою в гвардии унтер-офицером. Чёрной неблагодарностью ответил на все добрые поступки хозяин, продавший этого крепостного с торга». Кто из героев комедии Грибоедова развивает эту мысль?
(Чацкий в монологе «А судьи кто?»
«Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окружённый слуг;
Усердствуя; они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые две собаки!!!
Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей отцов отторженных детей?!
Сам погружён умом в Зефирах и Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!»
3) «Комедия «Горе от ума» — драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России», – писал Луначарский. Пушкин восклицал: «Догадал меня чёрт родиться в России с умом и талантом!» Сумасшедшим в то время был провозглашён Чаадаев, друг Пушкина.
Вы Чацкий. Что Вы сказали по этому поводу в последнем своём монологе?
(«Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет».)
4)Беседуя с Лизой, Чацкий, пытаясь прельстить её, говорит о трёх вещицах, которые у него есть. О каких?
(«Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо и зеркальцо внутри,
Кругом всё прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор;
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растёртые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин.»)
Использованная литература
-
Алиева Л.Ю. Тесты. Контрольные вопросы. Первая половина XIX века. 9 класс. М.: Издат-школа, 2000, 96 с.
-
Грибоедов А.С. «Горе от ума». М.: Просвещение, 1998
-
Михайлова И.М. Литература. Тесты. 9-11 классы. М.: Дрофа, 1997, 112 с.
-
Петров С.М. «Горе от ума». Комедия А.С.Грибоедова. М.: Просвещение, 1981