Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва Саратовской области»

Рабочая программа по литературе

в 9 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Смирнова Ирина Дмитриевна

г.Пугачёв 2011г

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи — 11 часов, на контроль усвоения знаний — 4 часа, резерв — 3 часа.

Виды контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Содержание тем учебного курса

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

История литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Ве­личества государыни Императрицы Елизаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия, его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж,

роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской пиры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии, критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний») Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

( Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», « Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере

творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

(Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге рой нашего времени» — первый психологический рома! в русской литературе, роман о незаурядной личности Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский)

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» ее философско-композиционное значение.. Поэзия Лермонтова «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», « «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю..,

«Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи — значенье…» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания.. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ции образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского.

Александр Николаевич Островский.

«Водность не порок».

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа­теле.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие поня­тия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победы добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форм., раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника».

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос­сии.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в помести.

Теория литературы. Художественная фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.

Рассказ «Судьба человека».

Александр Исаевич Солженицын. «Матренин двор».

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшен­ный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о

поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе­лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по­эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. То­ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Календарно- тематический план

п/п

Наименование разделов и

тем

Коли-

чество часов

Календарные

сроки

Примечание

План

Факт.

1 четверть

1.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1ч.

2.

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерус­ской литературы. История открытия па­мятника. Русская история в «Слове…»

1ч.

3.

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема автор­ства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению

1ч.

4.

Классицизм в русском и мировом искус­стве. Общая характеристика русской ли­тературы XVIII века. Особенности русско­го классицизма

1ч.

5.

М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом.

М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложе­ния. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северно­го сияния». Особенности содержания и формы произведения

1ч.

6.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшест­вия на Всероссийский престол Ея Вели­чества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Роди­ны, мира, науки и просвещения в произ­ведениях М. В. Ломоносова

7.

Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в ли­рике Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Вла­стителям и судиям». Высокий слог и ора­торские интонации стихотворения

1ч.

8.

Тема поэта и поэзии в лирике Держави­на. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

9.

Слово о писателе. «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» (гла­вы). Изображение российской действи­тельности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

1ч.

10.

А.Н.Радищев. Особенности повествования в «Путеше­ствии…». Жанр путешествия и его содер­жательное наполнение

11.

Н, М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентимента­лизма. «Бедная Лиза». Внимание писате­ля к внутренней жизни человека. Утверж­дение общечеловеческих ценностей.

1ч.

12.

«Бедная Лиза» как произведение сенти­ментализма. Новые черты русской лите­ратуры

13.

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного чи­тателя» (на примере одного-двух произ­ведений)

1ч.

14.

Общая характеристика русской и миро­вой литературы XIX века. Понятие о ро­мантизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

1ч.

15.

Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (об­зор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возмож­ности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу ли­рического стихотворения

1ч.

16.

В.А. Жуковский. «Светлана». Особен­ности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, обра­зы-символы

1ч.

17.

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

8ч.

18.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пье­сы. Особенности композиции комедии

19.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

20.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

21.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Об­щечеловеческое звучание образов пер­сонажей

22.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Об­щечеловеческое звучание образов пер­сонажей

23.

Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

24.

И. А. Гончаров. «Миллион терзаний» Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

25.

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская ли­рика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина

14ч.

26.

Лирика петербургского периода. «К Чаа­даеву». Проблема свободы, служения Ро­дине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»

27.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; лю­бовь еще, быть может…». Адресаты лю­бовной лирики поэта

28.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина. «Пророк», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обуче­ние анализу одного стихотворения

29.

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина

2четверть

30.

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтиче­ская поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естест­венного. Индивидуалистический характер Алеко

31.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

32.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

33.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

34.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

35.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и ли­рический центр романа

36.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жиз­ни. Реализм романа

37.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Гри­горьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пуш­кина и опера

П.И.Чайковского. Подго­товка к сочинению по роману А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин»

38.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проб­лема «гения и злодейства». Два типа ми­ровосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества

39.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчест­во. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно…»

12ч.

40.

Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «По­эт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печа­ли…», «Есть речи — значенье…»

41.

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лер­монтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

42.

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лер­монтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Ха­рактер лирического героя и его поэзии

43.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незауряд­ной личности. Обзор содержания. Слож­ность композиции. Век М. Ю. Лермонто­ва в романе.

44.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни». Печорин как представитель «портре­та поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

45.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни». Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княж­на Мери», «Фаталист»

46.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни». Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княж­на Мери», «Фаталист»

47.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни». Печорин в системе мужских образов ро­мана. Дружба в жизни Печорина

48.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни». Печорин в системе женских образов ро­мана. Любовь в жизни Печорина

49.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой наше го времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

50.

Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

3четверть

51.

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творче­ства. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мир­город» (с обобщением ранее изученно­го). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и компози­ции. Смысл названия поэмы

7ч.

52.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы «Мертвые ду­ши». Обучение анализу эпизода.

53.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы «Мертвые ду­ши». Обучение анализу эпизода.

54.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образ города в поэме «Мертвые души»

55.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как ан­тигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

56.

Н.В.Гоголь. «Мертвые души» — поэма о величии Рос­сии. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

57.

Н.В.Гоголь. «Мертвые души» — поэма о величии Рос­сии. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

58.

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюже­та. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

2ч.

59.

Любовь в патриархальном мире и ее вли­яние на героев пьесы «Бедность не по­рок». Комедия как жанр драматургии.

60.

Ф. М. Достоевский. Слово о писате­ле. Тип «петербургского мечтателя» в по­вести «Белые ночи». Черты его внутрен­него мира.

3ч.

61.

Ф. М. Достоевский. Слово о писате­ле. Тип «петербургского мечтателя» в по­вести «Белые ночи». Черты его внутрен­него мира.

62.

Роль истории Настеньки в повести «Бе­лые ночи». Содержание и смысл «сенти­ментальности» в понимании Достоевско­го. Развитие понятия о повести

63.

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конф­ликт с окружающей средой и собствен­ными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

1ч.

64.

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленько­го человека» в русской литературе XIX ве­ка и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

2ч.

65.

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества

человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

66.

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф. М. Достоевского,

Л.Н.Толстого и А. П. Чехова). (По выбору учащихся)

1ч.

67.

Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное бо­гатство русской поэзии. Развитие пред­ставления о жанрах лирических произведений

1ч.

68.

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

1ч.

69.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Нико­лая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

2ч.

70.

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

71.

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

2ч.

72.

История создания и судьба повести. Сис­тема образов повести «Собачье сердце». Поэтика повести М. А. Булгакова «Со­бачье сердце». Гуманистическая пози­ция автора. Смысл названия. Художест­венная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в по­вести

73.

М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

2ч.

74.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, осо­бенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

75.

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

2ч.

76.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

77.

Контрольная работа или зачетное заня­тие по произведениям второй половины XIX и XX века

1ч.

4четверть

78.

Русская поэзия Серебряного века

1ч.

79.

А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер при­нес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие пере­мен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1ч.

80.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Ро­дины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж ве­чер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

2ч.

81.

С. А. Есенин. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина

82.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люб­лю» (отрывок). Новаторство поэзии Мая­ковского. Своеобразие стиха, ритма, ин­тонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

2ч.

83.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люб­лю» (отрывок). Новаторство поэзии Мая­ковского. Своеобразие стиха, ритма, ин­тонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

84.

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой

2ч.

85.

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих по­исках поэта

86.

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Те­ма гармонии с природой, любви и смер­ти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Мага­дана…», «Можжевеловый куст», «О красо­те человеческих лиц», «Завещание». Фи­лософский характер лирики Заболоцкого

1ч.

87.

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Траги­ческие интонации в любовной лирике

2ч.

88.

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

89.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Веч­ность и современность в стихах о приро­де и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

1ч.

90.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»

2ч.

91.

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

92.

Песни и романсы на стихи русских поэ­тов XIXXX веков.

2ч.

93.

Песни и романсы на стихи русских поэ­тов XIXXX веков.

94.

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1ч.

95.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэ­те. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувст­ва и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихо­творцев. Традиции оды Горация в рус­ской поэзии

1ч.

96.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

1ч.

97.

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гума­низм эпохи Возрождения. Общечелове­ческое значение героев Шекспира. Оди­ночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

2ч.

98.

У. Шекспир. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Фило­софский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

99.

И.В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Об­зор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справед­ливости и смысла человеческой жизни

2ч.

100.

И.В. Гете. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идей­ный смысл трагедии. Особенности жан­ра. Фауст как вечный образ мировой ли­тературы

101.

Выявление уровня литературного разви­тия учащихся.

1ч.

102.

Итоги года и задания для летнего чтения

1ч.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. — М.: Просвещение, 2008.

Словари и справочники:

    1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. — СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

    2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

    3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

    4. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

    5. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, — М.:

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. — М.: Вербум-М, 2004.

3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. — М.: Просвещение, 2005.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. — М: Просвещение, 2006.

5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. — М.: Просвещение, 2008.

6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. — М.: Просвещение, 2008.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:

Эскимо, 2008

10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. — М.: Материк Альфа. 2006.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here