Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»

г. Ижевска Удмуртской республики

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 8 класса

(по программе В.Я. Коровиной)

Автор: Лизукова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Возраст: 14-15 лет

Ижевск, 2012

Вариант 1.

  1. Определите жанр произведения:

Я любила тебя, гад,

Четыре года в аккурат.

А ты меня – полмесяца,

И то хотел повеситься.

  1. Как убогий удавил попова сына? Назовите произведение.

  2. Чего хотел Папа Римский от Александра Невского? Как он хотел этого добиться? Назовите произведение.

  3. Назовите комедии И.А. Крылова.

  4. Кто такой тать? Почему Ермак и его товарищи «не праздно в мире жили»? Назовите автора и произведение.

  5. Как звали офицера, которому проиграл Петруша Гринев? Сколько он проиграл? На чем они играли? Назовите автора и произведение.

  6. Сколько дней странствовал Мцыри? Назовите автора и произведение.

  7. Кто приходил к Хлестакову «подсунуть»? Перечислите. Назовите автора и произведение.

  8. Господин НН назвал себя «бессемейным…» Назовите автора и произведение.

  9. Назовите автора и произведение:

«А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивст чинили, много друг дружке разорений и надругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!»

  1. Назовите автора и произведение:

«Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков».

  1. В чем суть рассказа «О любви»? Кто его автор?

  2. Кто такие Баталин и Цветаев? Назовите автора и произведение.

  3. Приведите 3 примера (своими словами), доказывающие абсурдность происходящего в рассказе «История болезни».

  4. Какой подзаголовок дал А.Т. Твардовский к поэме «Василий Теркин»? Как называется глава, в которой Теркин особенно похож на героя сказки «Каша из топора»? Почему автор повторяет слова:

«Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле»?

Вариант 1. Ответы:

  1. Частушка

  2. Спрыгнул с моста и случайно задавил. «Повесть о Шемякином суде»

  3. Завоевать русскую землю. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

  4. «Подщипа», «Урок дочкам»

  5. Вор. Потому что они смоги принести пользу своему Отечеству и покорили Сибирь. К. Рылеев «Смерть Ермака»

  6. Зурин. На бильярде проиграл 100 рублей. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  7. 3 дня. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

  8. Городничий, Добчинский, Бобчинский, Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Лука Лукич Хлопов. Н.В. Гоголь «Ревизор»

  9. Бобылем. И.С. Тургенев «Ася»

  10. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

  11. Л.Н. Толстой «После бала»

  12. А.П. Чехов. Смысл рассказа в любви взаимной, но не состоявшейся, потому что люди сознательно все делали для того, чтобы смирить собственную природу, спрятаться от жизни, задушить свои чувства.

  13. Учителя. И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

  14. Одежда, не подходящая по размеру; ванна, в которой уже лежит больная; номера на одежде как у заключенных

  15. Книга про бойца. «Два солдата». Эти слова являются лейтмотивом всего произведения и воспринимаются как боевой призыв, клятва, которую дали русские люди в этой войне

Вариант 2.

  1. Определите жанр произведения:

Что ты, милый, редко ходишь

На неделе 8 раз?

Если кажется далёко,

Приходи, живи у нас.

  1. Что убогий показывал судье? Назовите произведение.

  2. Что сказал царь Батый, когда увидел Александра Невского? Назовите произведение.

  3. Назовите несколько басен (4-5) И.А. Крылова.

  4. Кто такой тать? Как умер Ермак? Почему?

  5. Какое «приданое» было у Маши? Назовите автора и произведение.

  6. Какой страстью был обуреваем Мцыри?

  7. Какая пословица стала эпиграфом к комедии «Ревизор»?

  8. Какую ветку бросила Ася Гагину? Назовите автора.

  9. Назовите автора и произведение:

«Искали, искали они князя и чуть-чуть в трех соснах не заблудилися, да спасибо случился тут пошехонец-слепород, который эти три сосны как свои пят пальцев знал. Он вывел их на торную дорогу и привел прямо к князю на двор».

  1. Назовите автора и произведение:

«Я не могу поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

  1. Какой троп лежит в основе рассказа «Пенсне»? Приведите 2 примера. Назовите автора рассказа.

  2. Кто такие Баталин и Цветаев? Назовите автора и произведение.

  3. Приведите 3 примера (своими словами), доказывающие абсурдность происходящего в рассказе «История болезни».

  4. Какой подзаголовок дал А.Т. Твардовский к поэме «Василий Теркин»? Как называется глава, в которой Теркин особенно похож на героя сказки «Каша из топора»? Почему автор повторяет слова:

«Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле»?

Вариант 2. Ответы:

  1. Частушка

  2. Камень в тряпке. «Повесть о Шемякином суде»

  3. «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

  4. «Обоз», «Листы и корни», «Лягушки, просящие царя», «Волк на псарне», «Ларчик»

  5. Вор. Утонул. К. Рылеев «Смерть Ермака»

  6. Веник, гребень, алтын денег. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  7. Выбраться на волю, увидеть родной дом, свобода, активная жизнь, деяния и порывы. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

  8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

  9. Герань. И.С. Тургенев «Ася»

  10. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

  11. Л.Н. Толстой «После бала»

  12. Олицетворение. Ножницы кричат, часы шагают, кресло сидит, демократический стакан, загулявшие стеклышки. М. Осоргин

  13. Учителя. И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

  14. Одежда, не подходящая по размеру; ванна, в которой уже лежит больная; номера на одежде как у заключенных

  15. Книга про бойца. «Два солдата». Эти слова являются лейтмотивом всего произведения и воспринимаются как боевой призыв, клятва, которую дали русские люди в этой войне

Вариант 3.

  1. Определите жанр произведения:

Меня милый провожал,

К стеночке притиснул,

А в кармане руб лежал,

Он его и свиснул.

  1. Как судья рассудил случай с лошадью? Назовите произведение.

  2. С чем митрополит Кирилл сравнил Александра Невского? Назовите произведение.

  3. Что пришлось претерпеть лягушкам со вторым царем? Назовите автора и произведение.

  4. Кто такой тать? Какие тропы использованы в этих отрывках:

«Иртыш кипел в крутых брегах»

« Тать презренный»

«Но роковой его удел

Уже сидел с героем рядом». Назовите автора и произведение.

  1. Какую песню пели Пугачев и его товарищи? Как она соотносится с тем, что случилось с ними? Назовите автора и произведение.

  2. Что означает фраза «Вкушая, вкусихъ мало меда, и се азъ умираю»? Назовите автора и произведение.

  3. Назовите произведения Н.В. Гоголя.

  4. Чего не умела делать Ася? Назовите автора и произведение.

  5. Назовите автора и произведение:

«Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было «вручить должнику с распискою» какую-то бумагу, и вот этого-то никто – никакие лица никакого уряда — не могли сделать».

  1. Назовите автора и произведение:

«Мазурка кончилась, хозяева просили гостей к ужину, но полковник отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и простился с хозяевами».

  1. Какова фамилия героев рассказа «Куст сирени»? Кто автор этого рассказа? Для чего им понадобились эти кусты?

  2. Кто такие Баталин и Цветаев? Назовите автора и произведение.

  3. Приведите 3 примера (своими словами), доказывающие абсурдность происходящего в рассказе «История болезни».

  4. Какой подзаголовок дал А.Т. Твардовский к поэме «Василий Теркин»? Как называется глава, в которой Теркин особенно похож на героя сказки «Каша из топора»? Почему автор повторяет слова:

«Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле»?

Вариант 3. Ответы:

  1. Частушка

  2. Ждать, пока вырастет новый хвост. «Повесть о Шемякином суде»»

  3. С солнцем. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

  4. Новый царь съедал неугодных ему. «Лягушки, просящие царя». И.А. Крылов

  5. Вор. Метафора, эпитет, олицетворение. К. Рылеев «Смерть Ермака»

  6. «Дубинушка». Она как предзнаменование их грядущей смерти. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  7. Сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

  8. «Женитьба», «Ревизор», «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Мертвые души»

  9. Вязать. И.С. Тургенев «Ася»

  10. Н.С.Лесков «Старый гений»

  11. Л.Н. Толстой «После бала»

  12. Алмазовы. А. Куприн. Чтобы исправить ошибку, сделать желаемое действительным

  13. Учителя. И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

  14. Одежда, не подходящая по размеру; ванна, в которой уже лежит больная; номера на одежде как у заключенных

  15. Книга про бойца. «Два солдата». Эти слова являются лейтмотивом всего произведения и воспринимаются как боевой призыв, клятва, которую дали русские люди в этой войне

Вариант 4.

  1. Определите жанр произведения:

Ты зачем меня ударил

Балалайкой по плечу?

Я затем тебя ударил —

Познакомиться хочу.

  1. Почему судья обрадовался, что судил за убогого, хотя убогий ему ничего не заплатил? Назовите произведение.

  2. Как вы понимаете слова Александра Невского «Не в силе Бог, но в правде»? Назовите произведение.

  3. Какова мораль басни «Обоз»? (своими словами) Назовите автора.

  4. Кто такой тать? Как погибла дружина Ермака? Назовите автора и произведение.

  5. Почему арестовали Петра Гринева? Назовите автора и произведение.

  6. Почему Мцыри хотелось сразиться с барсом? Назовите автора и произведение.

  7. Как Осип называл Хлестакова? Назовите автора и произведение.

  8. Чем Ася поразила рассказчика, когда он пришел на следующий день после прогулки к развалинам? Назовите автора и произведение.

  9. Кто такой сербский сражатель? Назовите автора и произведение.

  10. Назовите автора и произведение:

«Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал звуки флейты и барабана».

  1. Определите троп

«Над скудной глиной желтого обрыва

Грустят стога» (2)

«И когда, наутро, тучей черной

Двинулась Орда» (1) Назовите автора и произведение.

  1. Кто такие Баталин и Цветаев? Назовите автора и произведение.

  2. Приведите 3 примера (своими словами), доказывающие абсурдность происходящего в рассказе «История болезни».

  3. Какой подзаголовок дал А.Т. Твардовский к поэме «Василий Теркин»? Как называется глава, в которой Теркин особенно похож на героя сказки «Каша из топора»? Почему автор повторяет слова:

«Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле»?

Вариант 4. Ответы:

  1. Частушка

  2. Он боялся, что убогий может его убить. «Повесть о Шемякином суде»

  3. Победит тот, на чьей стороне справедливость, истина, правда. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

  4. И. Крылов высмеивает важничание, хвастовство, стремление первенствовать при отсутствии права на это. И.А. Крылов

  5. Вор. Предательски убита во сне. К. Рылеев «Смерть Ермака»

  6. Швабрин донес о его отношениях с Пугачевым. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  7. В битве с барсом он мог познать счастье борьбы, которой ему так не хватало, восторг победы, свободу. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

  8. «Елистратишка простой», «Ревизор»

  9. Она была тихая и скромная, в противовес вчерашнему дню. И.С. Тургенев «Ася»

  10. Человек, который участвовал в войне Сербии с Турцией и помог старушке получить обратно деньги. Н.С.Лесков «Старый гений»

  11. Л.Н. Толстой «После бала»

  12. 2 – олицетворение, 1 – сравнение. А.А. Блок. «На поле Куликовом»

  13. Учителя. И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

  14. Одежда, не подходящая по размеру; ванна, в которой уже лежит больная; номера на одежде как у заключенных

  15. Книга про бойца. «Два солдата». Эти слова являются лейтмотивом всего произведения и воспринимаются как боевой призыв, клятва, которую дали русские люди в этой войне

Список использованной литературы

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008. — 512 с.

  2. Литература, 8 класс. Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Учебник-хрестоматия. I и II часть. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Читаем, думаем, спорим…: дидакт. Материалы по лит.: 8 кл / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2008.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://webkind.ru/text/3439089_00852657p76616212_text_pesni_chastushki-1.html

  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/409/%D0%92%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%8F

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here