Конспект урока по литературе в 7 классе
Борисова Людмила Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа им П.М. Камозина»
города Брянска
Тема урока: « Какими мы быть не должны?» (По рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.
Какими мы быть не должны?
По рассказу Л. Андреева «Кусака»
Цель: продолжить формирование навыков анализа художественных особенностей произведения, умение излагать свои мысли ясно и понятно, аргументировать собственное высказывание; помочь ребятам задуматься об окружающем их мире, работать над развитием логического мышления учащихся.
Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение текста, аналитическая беседа, выборочный пересказ, работа над планом, словарная работа, заполнение таблицы.
Оборудование урока: учебник, портрет Л. Н. Андреева, рисунки — иллюстрации учеников, орфографический словарь, фразеологический словарь.
Термины литературы: рассказ, тема, эпитет, олицетворение.
Ход урока.
-
Организационный момент
— В тетрадь записать число, работа.
— Сообщение темы урока (записываем).
— Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, исходя из темы .
— Л.Андреев о своем творчестве писал (обратить внимание на портрет)
На доске: Я не начал писать, а пришел, и приходом своим не только взволновал до крайности,
но и испугал, насторожил.
Л. Андреев
-
Подготовка к восприятию
-
Испытывали ли вы взволнованность, испуг, настороженность при чтении «Кусаки»? (выборочный пересказ остро пережитых эпизодов)
-
Жанр произведения – рассказ. Докажите, что это рассказ? (один главный герой, описан один эпизод из жизни)
-
Какова тема рассказа? (история собаки, взаимоотношения собаки и людей).
-
Близка ли эта тема вам? (заставляет задуматься о взаимоотношении с животными).
-
Проверка домашнего задания. Мы уже говорили, что рассказ состоит из 5-ти частей. Дома вы озаглавливали каждую часть (проверка домашнего задания, чтение планов нескольких учащихся).
Примерный план.
1. Жизнь бездомной собаки до встречи с «добрыми» людьми.
2. Как Кусака получила свое имя.
3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.
4. Отъезд дачников.
5. Кусака снова одна.
111. Анализ произведения
1. 1 часть
— Все отметили в 1 пункте плана, что собака бездомная и что у нее нет имени. (Обратить внимание, что имя дают человеку. Автор очеловечивает собаку. Значит, она должна чувствовать и переживать, как это делает человек)
— Что еще мы узнаем о собаке? (не было имени, никому не принадлежала, голодная, зализывала ушибы и раны — 4 таблички вешаю с правой стороны доски).
По ходу анализа произведения на доске и в тетрадях заполняется таблица. С правой стороны отрицательное в жизни собаки и отрицательные качества людей. С левой – положительное.
— Как к ней относились люди? (зачитываем и комментируем поступки мальчишек, мужика-пропойцы)
— Как ведут себя люди по отношению к собаке. Общее качество. (Жестокость. Записываем рядом с четырьмя характеристиками собаки).
— Какое значение имела встреча с пропойцем-мужиком для собаки? (передалась злоба, перестала верить людям)
— Что в рассказе помогает нам понять состояние природы? (состояние собаки).
( Анализ текста: настроение — одиночество, холод;
эпитеты — черные окна, пустые дачи, неподвижный сад, робкий луг).
2. 2 часть
— Наступает весна…(зачитываем «Наступила весна…»)
— Что несет весна? (тепло, свет, добро, обновление)
— Происходят ли изменения в жизни Кусаки? С чем они связаны? (с приездом дачников).
— Как они отнеслись к собаке? (зачитываем и комментируем).
— Какие качества проявили? (доброту, внимание, заботу – записываем с левой стороны).
— С кем больше всех подружилась Кусака? ( зачитываем и комментируем)(обратить внимание на рисунок на доске).
— Леля проявила ласку.(записываем слева слово «ласка»)
3. 3 часть
— Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике и найдем соответствующий отрывок в тексте.
( «Единственное, что могла Кусака..»)
Работы с толковым словарем. Разбираем слово «наитие» (Собака думает, как это делает человек)
— Как же изменилась собака после встречи с дачниками и Лелей? (чтение и комментарий, вешаю табличку к положительным качествам слева — дали имя «Кусака»)
Работа с фразеологическим словарем. Что значит «всей душой»? (всею своей собачьей душой расцвела, изменилась до неузнаваемости, уже искала и просила ласк – вешаю три таблички слева ).
— Собака поверила людям. Только деталь: «Никто не видел в ее глазах странной мольбы». О чем мольба?
4. 4 часть
— С мольбой Кусаки перекликается настроение 4 части. Прошло лето, наступила осень…
Анализ эпизода «Желтыми огнями…».
(настроение — безрадостное, печальное, что-то случится;
эпитеты — частые дожди, непрерывный дождь;
олицетворение — заплакало небо).
— Предчувствия оправдались (чтение по ролям диалога Лели и мамы) (комментируем: предали, черствые люди уезжают) (записываем в правый столбик: предательство, черствость, бездушие)
Деталь: «Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный …»
Работа с толковым словарем. Анемия – малокровие.
— Солнце ли неизлечимо больно? А может Леля? Душой? (Наверно, у нее больная душа).
Новое понятие « душевная глухота»(записываем в правый столбик ).
Деталь: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась…»
5. 5 часть
— Что стало с собакой? (опять промокшая, грязная – вешаю две таблички справа)
— Как свою боль и негодование выражает собака? (собака выла – вешаю еще табличку справа).
— Трижды повторяет автор эту фразу, усиливая эмоциональный эффект.
1V. Вывод. Заключение.
— Какая собака вам не нравится? (смотрим на доску)
— Почему (или из-за кого) она такой стала? (из-за людей, из-за их поступков…)
— Хочется вспомнить строчки:
Только от жизни собачей
Собака бывает кусачей.
— Все-таки рассказ называется «Кусака». Подберите однокоренные слова. (кусать, кусачий, укус)
— Кому больше эти слова подходят? (людям)
— Кто еще в тексте страдает от «кусачести» людей? ( пропойца-мужик)
— Возвращаемся к поставленному вопросу в начале урока. Так какими мы быть не должны? (предлагаю ответить на этот вопрос письменно)
Проверка нескольких работ.
Выводы: Сегодняшний разговор заставил нас задуматься, какими мы быть не должны, чтобы никогда не слышать жуткого воя брошенной собаки, чтобы никогда не видеть, как обиженный нами же, людьми, человек вымещает злобу на другом человеке или на наших четвероногих друзьях. Вы дома еще раз об этом поразмышляйте.
Записывает домашнее задание (на выбор):
1) написать отзыв на рассказ Л. Андреева «Кусака»;
2) написать рассказ или заметку в газету «Мой четвероногий друг».
Дополнительное задание: нарисовать иллюстрацию к рассказу.
ДОСКА
Число Работа Какими мы быть не должны? По рассказу Л. Андреева «Кусака».
Слова Андреева портрет писателя
рисунок рисунок собаки + собаки —
1.новое имя «Кусака» 1.не было имени 2. всею своей собачьей 2.никому не принадлежала душой расцвела 3.изменилась 3. зализывала ушибы и раны до неузнаваемости 4.уже искала и просила ласк 4. голодная 5….промокшая. грязная… 6. собака выла
Качества, проявленные героями по отношению к собаке.
— забота — жестокость — внимание — бездушие — доброта — предательство — ласка — черствость — душевная глухота | Дом. задание ( с другой стороны доски) |
Список использованной литературы.
-
Коровина В.Я. Литература 7 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 1997.
-
Михеичева Е.А. Рассказ Л.Н.Андреева «Кусака» в 7 классе. – Литература в школе №2, 1994.
-
Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: «Вако», 2005.
-
Турьянская Б. И. и др. Литературе в 7 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «МИД «Русское слово – РО», 2000.
-
Зубова Е.Н. Контрольно – изрительные материалы, Литература. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.
-
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.