Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе Федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
-
формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
-
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
-
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
— развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
— учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
— развивать поэтический слух,
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
— обогащать чувственный опыт ребёнка,
— формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
— обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно — дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Содержание обучения по литературному чтению, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Учебно-методическая литература
-
Сборник рабочих программ: Система «Перспектива». – М.: Просвещение, 2011.
-
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Учебник. в 2 ч. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013.
-
Т. Коти Творческая тетрадь по литературе. – М.: Просвещение, 2013.
Тематическое распределение часов
Разделы, темы | Количество часов | ||
|
| Авторская программа
| Рабочая программа |
1. | Вводный урок | 1 ч | 1 ч |
2. | Книги – мои друзья | 4 ч | 4 ч |
3. | Жизнь дана на добрые дела | 17 ч | 17 ч |
3.1. | Воспитание честности примером литературных героев |
| 8 ч |
3.2. | Поступок героя |
| 9 ч |
4. | Волшебная сказка | 15 ч | 14 ч |
4.1. | Особенности волшебной сказки |
| 7 ч |
4.2. | Герои волшебных сказок |
| 7 ч |
5. | Люби все живое | 20 ч | 20 ч |
5.1. | Научно-познавательная литература |
| 10 ч |
5.2. | Герой художественного текста о природе |
| 10 ч |
6. | Картины родной природы | 12 ч | 13 ч |
6.1. | Средства художественной выразительности |
| 8 ч |
6.2. | Наблюдение картин в художественном тексте |
| 5 ч |
7. | Великие русские писатели | 30 ч | 30 ч |
7.1. | Поэзия АС. Пушкина |
| 8 ч |
7.2. | Своеобразие сказок А. С. Пушкина |
| 8 ч |
7.3. | Великий баснописец И.А. Крылов |
| 4 ч |
7.4. | Реальная основа произведений Л.Н. Толстого |
| 10 ч |
8. | Литературная сказка | 19 ч | 19 ч |
8.1. | Сравнение литературной и народной сказки |
| 7 ч |
8.2. | Переводная литература |
| 6 ч |
8.3. | Особенности литературной сказки |
| 6 ч |
9. | Картины родной природы | 18 ч | 18 ч |
9.1. | Весна в поэзии русских поэтов |
| 8 ч |
9.2. | Образы природы в живописи и литературе |
| 10 ч |
| Всего: | 136 ч | 136 ч |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
Содержание (разделы, темы) | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Даты проведения |
Ресурсы |
| ||||||||||
план | факт |
|
| ||||||||||||
Вводный урок – 1 час |
| ||||||||||||||
1. | Знакомство с содержанием учебника и системой условных обозначений. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги. | 1 |
|
| Литературное чтение ч.1 |
| ||||||||
Книги – мои друзья – 4 часа |
| ||||||||||||||
2. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе книги Б. Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. | 1 |
|
| Литературное чтение ч.1 презентация «История создания книги», мультимедийный проектор, компьютер
|
| ||||||||
3. | Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
|
|
| ||||||||||
4. | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 |
|
|
| ||||||||||
5. | Проект. Мы идём в музей книги. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Жизнь дана на добрые дела – 17 часов |
|
|
| 10.09 | |||||||||||
Воспитание честности примером литературных героев – 8 ч |
| ||||||||||||||
6. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.
| 1 |
|
| Литературное чтение ч.1 мультимедийный проектор, компьютер электронное приложение к учебнику фото писателей
|
| ||||||||
7. | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | 1 |
|
|
| ||||||||||
8. | В.И. Даль Пословицы и поговорки русского народа. | 1 |
|
|
| ||||||||||
9. | Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка. | 1 |
|
|
| ||||||||||
10. | Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя. | 1 |
|
|
| ||||||||||
11. | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | 1 |
|
|
| ||||||||||
12. | М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка. | 1 |
|
|
| ||||||||||
13. | М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Поступок героя – 9 ч |
|
| 25.09 |
| |||||||||||
14. | Л. Каминский «Сочинение». | Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
| 1 |
|
|
| |||||||||
15. | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 1 |
|
|
| ||||||||||
16. | М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя. | 1 |
|
|
| ||||||||||
17. | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 |
|
|
| ||||||||||
18. | Самостоятельное чтение. Н. Носов «Трудная задача». | 1 |
|
|
| ||||||||||
19. | Семейное чтение. Притчи. | 1 |
|
|
| ||||||||||
20. | Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано». Инсценирование. | 1 |
|
|
| ||||||||||
21. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
| 1 |
|
|
|
| |||||||||
22. | Контрольная работа по разделу: «Книги – мои друзья» | 1 |
|
| Литературное чтение ч.1 мультимедийный проектор, компьютер электронное приложение к учебнику фото писателей презентации к произведениям
|
| |||||||||
Волшебная сказка – 14 часов |
| ||||||||||||||
Особенности волшебной сказки – 7 ч |
| ||||||||||||||
23. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев. Составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста. Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. | 1 |
|
|
| |||||||||
24. | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
25. | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя. | 1 |
|
|
| ||||||||||
26. | В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. | 1 |
|
|
| ||||||||||
27. | Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
28. | Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
29. | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Герои волшебных сказок – 7 ч |
|
| 23.10 |
| |||||||||||
30. | Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. | Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Составлять план текста. Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | 1 |
|
|
| |||||||||
31. | Русская сказка «Морозко». Пересказ. | 1 |
|
|
| ||||||||||
32. | Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
33. | Русская сказка «Белая уточка». Пересказ. | 1 |
|
|
| ||||||||||
34. | Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению». Инсценирование. | 1 |
|
|
| ||||||||||
35. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
|
|
| ||||||||||
36. | Контрольная работа по теме: «Русские народные сказки» | 1 |
|
|
| ||||||||||
Люби всё живое – 20 часов |
| ||||||||||||||
II четверть |
| ||||||||||||||
Научно-познавательная литература – 10 ч |
| ||||||||||||||
37. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик,периодическая литература.
| Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-популярный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки.
| 1 |
|
| Литературное чтение ч.1 мультимедийный проектор, компьютер электронное приложение к учебнику фото писателей презентации к произведениям
выставка книг |
| ||||||||
38. | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 1 |
|
|
| ||||||||||
39. | К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста. | 1 |
|
|
| ||||||||||
40. | К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Барсук (из энциклопедии). | 1 |
|
|
| ||||||||||
41. | В. Берестов «Кошкин кот». Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. | 1 |
|
|
| ||||||||||
42. | Б.Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. | 1 |
|
|
| ||||||||||
43. | В. Бианки «Приключения муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
44. | Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогала домой добираться». | 1 |
|
|
| ||||||||||
45. | О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | 1 |
|
|
| ||||||||||
46. | Тим Собакин. «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Герой художественного текста о природе – 10 ч |
| ||||||||||||||
47. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
| 1 |
|
|
|
| ||||||||
48. | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
49. | Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
50. | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
51. | Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка героев. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
52. | Н. Носов «Карасик». Характеристика героев произведения. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
53. | Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Инсценирование. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
54. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
55. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
56. | Контрольная работа по теме: «Сравнение художественных и научно-познавательных произведений» | 1 |
|
|
|
| |||||||||
Картины русской природы – 13 часов |
| ||||||||||||||
Средства художественной выразительности – 8 ч |
| ||||||||||||||
57. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: наблюдение. Пейзаж, средства художественной выразительности.
| Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения.
| 1 |
|
| Литературное чтение ч.1 мультимедийный проектор, компьютер электронное приложение к учебнику фото писателей презентации к произведениям выставка книг
|
| ||||||||
58. | И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. | 1 |
|
|
| ||||||||||
59. | Н. Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 |
|
|
| ||||||||||
60. | М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. | 1 |
|
|
| ||||||||||
61. | Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. | 1 |
|
|
| ||||||||||
62. | А. Фет «Осень». Настроение стихотворения. | 1 |
|
|
| ||||||||||
63. | И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
|
|
| ||||||||||
64. | Выразительное чтение поэтических текстов. | 1 |
|
|
| ||||||||||
III четверть |
| ||||||||||||||
Наблюдение картин в художественном тексте – 5 ч |
| ||||||||||||||
65. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Определять тему выставки книг. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
| 1 |
|
|
| |||||||||
66. |
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
67. | Семейное чтение. К. Паустовский « В саду поселилась осень… Краски осени. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
68. | Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк», А. Саврасов «Зима». | 1 |
|
|
|
| |||||||||
69. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
|
|
|
| |||||||||
Великие русские писатели – 30 часов |
| ||||||||||||||
Поэзия А.С. Пушкина – 8 ч |
| ||||||||||||||
70. | Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения.
| 1 |
|
| Литературное чтение ч.1 мультимедийный проектор, компьютер электронное приложение к учебнику фото писателей презентации к произведениям выставка книг
|
| ||||||||
71. | Великие русские писатели. В. Берестов «А.С. Пушкин». Краткий пересказ. | 1 |
|
|
| ||||||||||
72. | А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 1 |
|
|
| ||||||||||
73. | И. Грабарь «Зимнее утро» Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
|
|
| ||||||||||
74. | А.С. Пушкин Зимний вечер. | 1 |
|
|
| ||||||||||
75. | Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведения литературы и живописи. | 1 |
|
|
| ||||||||||
76. | А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и живописи. | 1 |
|
|
| ||||||||||
77. | В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Своеобразие сказок А.С. Пушкина – 8 ч |
| ||||||||||||||
78. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре сыне Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой. | Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А.С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. | 1 |
|
|
| |||||||||
79. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре сыне Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Нравственный смысл литературной сказки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
80. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре сыне Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности сюжета. Структура сказочного текста. | 1 |
|
|
| ||||||||||
81. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре сыне Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения. | 1 |
|
|
| ||||||||||
82. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре сыне Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности языка литературной сказки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
83. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре сыне Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. | 1 |
|
|
| ||||||||||
84. | Сказки А.С. Пушкина. | 1 |
|
|
| ||||||||||
85. | И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Великий баснописец И.А. Крылов – 4 ч |
| ||||||||||||||
86. | И.А. Крылов Басни. Викторина по басням И.А. Крылова. | Называть басни И.А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А. Крылова. Объяснять смысл басен И.А. Крылова. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И.А. Крылова с книгами басен. Инсценировать произведение. | 1 |
|
|
| |||||||||
87. | И.А. Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни. | 1 |
|
|
| ||||||||||
88. | И.А. Крылов « Чиж и голубь». Особенности структуры басни. | 1 |
|
|
| ||||||||||
89. | Наш театр. И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Реальная основа произведений Л.Н. Толстого – 10 ч |
| ||||||||||||||
90. | Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. | Объяснять смысл названия рассказа. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
| 1 |
|
|
|
| ||||||||
91. | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. | 1 |
|
|
| ||||||||||
92. | Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана. | 1 |
|
|
| ||||||||||
93. | Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана. | 1 |
|
|
| ||||||||||
94. | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов. | 1 |
|
|
| ||||||||||
95. | Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра. | 1 |
|
|
| ||||||||||
96. | Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. | 1 |
|
|
| ||||||||||
97. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
|
|
| ||||||||||
98. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? | 1 |
|
|
| ||||||||||
99. | Контрольная работа по теме: «Великие русские писатели». | 1 |
|
|
| ||||||||||
Литературная сказка – 19 часов |
| ||||||||||||||
Сравнение литературной и народной сказки – 7 ч |
| ||||||||||||||
100. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью.
| 1 |
|
| Литературное чтение ч.2 мультимедийный проектор, компьютер электронное приложение к учебнику фото писателей презентации к произведениям выставка книг
|
| ||||||||
101. | В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. | 1 |
|
|
| ||||||||||
102. | В. Даль «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
103. | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». | 1 |
|
|
| ||||||||||
104. | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев.
| 1 |
|
|
| ||||||||||
IV четверть |
| ||||||||||||||
105. | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». | Характеризовать героев произведений переводной литературы для детей. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Распределять роли для инсценирования, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.
| 1 |
|
|
| |||||||||
106. | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Переводная литература – 6 ч |
| ||||||||||||||
107. | Переводная литература для детей. | Характеризовать героев произведений переводной литературы для детей. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. | 1 |
|
|
| |||||||||
108. | Переводная литература для детей. Б.Заходер «Вини-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы. | 1 |
|
|
| ||||||||||
109. | Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы. | 1 |
|
|
| ||||||||||
110. | Р. Киплинг «Маугли». Герои произведения. | 1 |
|
|
| ||||||||||
111. | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. | 1 |
|
|
| ||||||||||
112. | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Особенности литературной сказки – 6 ч |
| ||||||||||||||
113. | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Распределять роли для инсценирования, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
| 1 |
|
|
| |||||||||
114. | Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка». | 1 |
|
|
| ||||||||||
115. | Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». | 1 |
|
|
| ||||||||||
116. | Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование. | 1 |
|
|
| ||||||||||
117. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
|
|
| ||||||||||
118. | Контрольная работа по теме: «Особенности литературной сказки». | 1 |
|
|
|
| |||||||||
Картины родной природы – 18 часов |
| ||||||||||||||
Весна в поэзии русских поэтов – 8 ч |
|
| 1 |
| |||||||||||
119. | Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
| Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова. которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. | 1 |
|
| Литературное чтение ч.2 мультимедийный проектор, компьютер электронное приложение к учебнику фото писателей презентации к произведениям выставка книг
|
| ||||||||
120. | Б. Заходер «Что такое стихи».
| 1 |
|
|
| ||||||||||
121. | И. Соколов-Микитов «Март в лесу». | 1 |
|
|
| ||||||||||
122. | Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». | 1 |
|
|
| ||||||||||
123. | А. Майков «Весна», Е. Волков «В конце зимы», Е. Пурвит «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
|
|
| ||||||||||
124. | С. Есенин «Сыплет черёмуха…», В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
|
|
| ||||||||||
125. | С. Есенин «С добрым утром!» Выразительное чтение стихотворения. | 1 |
|
|
| ||||||||||
126. | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. | 1 |
|
|
| ||||||||||
Образы природы в живописи и литературе – 10 ч |
| ||||||||||||||
127. | А. Васнецов «После дождя», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства. | Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. | 1 |
|
|
| |||||||||
128. | О. Высотская «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов. | 1 |
|
|
| ||||||||||
129. | М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 1 |
|
|
| ||||||||||
130. | А. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
|
|
| ||||||||||
131. | Саша Чёрный «Летом», А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
|
|
| ||||||||||
132. | Ф. Тютчев «В небе тают облака…», А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
|
|
| ||||||||||
133. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 |
|
|
| ||||||||||
134. | Самостоятельное чтение. Г. Юдин «Поэты». | 1 |
|
|
| ||||||||||
135. | Я. Аким «Как я написал первое стихотворение». | 1 |
|
|
| ||||||||||
136. | Обобщающий урок по теме. | 1 |
|
|
|