Конспект открытого бинарного урока по литературе и истории в 9 классе
Ход урока «От А до А» (от Аристотеля до Александра)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учебные приёмы | |
Организационная часть | |||
Слайд №1 | В классе звучит музыка итальянского композитора Джованни Панзиелло « Коронация Наполеона». | Учащиеся входят в класс. На партах лежит раздаточный материал, ксерокопии статей из энциклопедий, рабочие тетради. Справа от экрана за столом сидит учащийся. В течении урока он читает стихотворения А.С.Пушкина. На столе –чернильница, перо, горящая свеча. | Слушание музыки с целью создания атмосферы урока.
|
Вводная часть | |||
|
Новый учебный год после суматохи сентября, когда последнее тепло октября сменяется глубокой осенью, начинается с символического праздника — Дня Лицея.
— На сегодняшнем уроке с нестандартным названием «От А до А» мы должны понять значимость события 200-летней давности — открытия Царскосельского (Александровского) лицея. — Как вы думаете, где мы позаимствовали тему для нашего урока?
Учитель: Суммируя два значения фразеологизма, ставим перед собой задачу: отбирая главное, соединить две исторические эпохи, определившие создание лицея Аристотеля и Царскосельского лицея.
| Учащиеся встают, приветствуют учителей.
Дают определение фразеологизму «От А до Я»
| 1) учебное общение
2) суждения 3)корректировка понятий |
Проверка домашнего задания | |||
Слайд №2 | Работа с лексическим значением слова
| Учащиеся предлагают определения слова «лицей», взятые из разных энциклопедических источников, словарей и делают вывод. | 1)слушание 2)анализ определений 3)работа с компьютером
|
Слайд №3 | Учитель предлагает сопоставить исторические персоналии Аристотеля и Александра I:
| Учащиеся выявляют личностные качества Аристотеля из биографии, с которой познакомились заранее (домашнее задание). | 1)работа с энциклопедической литературой
2)отбор информации
3)составление сравнительной таблицы
|
Слайд №4 | Учитель обращает внимание учащихся на шедевр Рафаэля «Афинская школа», символизирующий дух познания и задаёт вопрос:
| Учащиеся слушают комментарий учителя к фреске Рафаэля и отвечают на вопросы. | 1) рассматривание
2)приёмы словесного описания |
Слайд №5 | Александр I задумал проект создания Лицея для подготовки государственных служащих, равного которому нет в России до сих пор. Индивидуальное задание по характеристике личных качеств Александра I. Выступление учащихся. Каким источником пользовались? Слушаем и потом сопоставляем черты личностей Аристотеля и Александра I. Определяем конечные цели их проектов создания лицеев.
| Предоставлено слово учащимся, подготовившим индивидуальные задания Все слушают личностную характеристику Александра I, суть его реформ в области образования 1803-1804 гг. и заполняют сравнительную таблицу. | 1)слушание 2)оперирование образами 3)умозаключения 4)учебное общение 5)установление причинно-следственных связей.
|
Слайд №6 | Учитель задаёт вопросы, предваряющие работу с историческим документом «Постановление о Царскосельском лицее» (см. Приложение N1).
Демонстрируется фрагмент из фильма И.Гостева «Пушкин. Романовы. Распутин.» « Пушкин в Лицее»
После просмотра учитель задаёт вопросы:
|
Все учащиеся работают с историческим документом. Отвечают на поставленные вопросы. Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» « Вы помните…»
|
1)работа с историческим документомдокументом
2)слушание 3)словесное объяснение
4)умозаключение.
5)Повторение знаний предыдущего курса
|
Слайд №7
Слайды №8-9 | Демонстрируется фрагмент фильма «Наставники Пушкина».
После просмотра учитель задаёт вопросы:
– Демонстрируется фрагмент фильма «Пушкинский день – 19 октября».
| Работа с главами «Постановления о Царскосельском лицее» (см. Приложение №1). Наставники – воспитанники – предметы учения. Учащиеся объясняют разницу лексического значения слов: «Учитель – наставник, ученик – воспитанник».
Составляющие учебного порядка в лицее: 1) нравственно-политические дисциплины 2) физико-математические 3) словесность
Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Городок»
| Оперирование понятиями
Умозаключение
Работа с историческим документом
Аналитическое мышление
|
Слайд №10 | Хочу сообщить вам один интересный факт: в 1928 г. писатель Ю.Тынянов выкупил у одного антиквара большую партию бумаг Кюхельбекера: среди рукописей находилась объемистая тетрадь, в которой рукой Кюхли было исписано 245 страниц. Это был словарь, философских, политических и литературных вопросов, волновавших Кюхельбекера и его друзей. Перелистывая тетрадь, Тынянов находил выписки по следующим темам: «Свобода», «Хорошее и лучшее», «Рабство», «Петр I», «Обязанности гражданина-писателя». Перед вами словоряд из словаря лицеистов. Попытаемся определить главные задачи воспитания лицеистов на основе данных «ключевых» слов. |
Учащиеся анализируют словоряд и дают ответы. Учащийся читает отрывок из оды А.С.Пушкина «Вольность». | Мыслительные операции
Обобщение наблюдений
Оперирование образами и понятиями |
Слайд №11 | Второй год деятельности лицея проходит в 1812 году. Отечественная война, пробудившая дремлющие силы народа, как никакое событие, повлияло на воспитанников Лицея, всколыхнула патриотические чувства. Россия, победившая Наполеона, становится великой державой… Выросло национальное самосознание народов России…
Что составляет основу национального самосознания?
| Учащиеся дают определения понятию «национальное самосознание»:
Записывают определение в тетрадь. | Межпредметные связи
Установление причинно-следственных связей |
Итоги урока | |||
Слайд №12 | Впитав в себя идеи эпохи Просвещения, Лицей дал нашей стране видных государственных деятелей, дипломатов, литераторов, чьи имена навсегда вошли в российскую историю. А.М.Горчаков, М.А.Корф, Н.А.Корф, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие. Среди них поэт, мыслитель, историк и провидец А.С.Пушкин. Содержание его стихов свидетельствует о разносторонних знаниях в области мировой истории, мировой и русской литературы. Об изумительном знании родного языка.
|
Учащийся читает стихотворение А.С.Пушкина «Осень»
| Слушание
Учебное общение
|
Заключение | |||
Слайд №1 | Риторический вопрос Пушкина «Куда ж нам плыть…» обращен к нам, потомкам поэта. Где источник высокодуховного и умственного развития человека? Что мы могли бы взять из опыта Лицея. Фрагмент из фильма И.Гостева «Пушкин Романовы. Распутин». «Потомки Пушкина»
| Рефлексия учащихся. Рассуждения учащихся о духовном единстве поколений, наций, культур: 1) «…девиз Лицея «Для общей пользы» объединял наставников и воспитанников во имя исполнения главного – служения Отечеству». 2) «Обширная лицейская учебная программа позволяла соприкоснуться с мировой культурой, что помогало духовному единению поколений». 3) «В своей программной речи А.П.Куницын говорил о высоком предназначении воспитанников, об обязанностях гражданина и воина, о том, каким должен быть государственный человек. Следовательно, уже в первые годы жизни Лицея закладывались основы национального самосознания лицеистов». 4) «Отечественная война 1812 года продемонстрировала духовное единство поколений: в патриотическом порыве воспитанники Лицея готовы были примкнуть к полкам, уходящим на войну с французами». 5) «Можно сказать, что А.С.Пушкин как выпускник Лицея олицетворял собой человека, впитавшего в себя культуру предшествующих эпох и чувство гордости за Россию. Мне очень понравилось, как автор фильма «Потомки А.С.Пушкина» показал связь культур, наций и поколений: плакат «Потомки Пушкина» объединяет людей с разным цветом кожи, с разными религиозными убеждениями, разных возрастов». 6) «…Получается, что сегодня Пушкин – наш духовный отец, наш учитель словесности». | Рефлексия. |
Домашнее задание | |||
| Выучить определения термина «национальное самосознание». Написать эссе по теме «От А до А» в моей жизни. |
| Анализ и обобщение имеющегося жизненного опыта. |
Спасибо за урок! Нам было приятно с вами работать! |