ОКУ « ГС (К) ОУ школа-интернат VIII вида г.Маркса»
Провела учитель
начальных классов
Одегнал И.В.
2013 г.
Урок в 3 классе
Тема: «Осень»
Цель занятия: обобщить знания об изменениях в природе осенью.
Задачи:
-
повторение ранее изученного материала об осени;
-
формирование умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов, и отражение их в речи;
-
развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
-
коррекция недостатков познавательной деятельности;
-
воспитание эмоциональной адекватности отношения к окружающему миру.
Оборудование:
-
фотографии природы осенью;
-
репродукции картин художников;
-
аудиозапись музыкального произведения Вивальди «Осень»;
-
звукозапись ветра и дождя в листве;
-
фотографии грибов;
-
игра «Подбери листок», методика Равена;
-
разрезанные кленовые листья;
-
карточки – названия животных;
-
шапочки зверей на голову;
-
таблицы «Кто как готовиться к зиме»;
-
карточки «Названия птиц»;
-
разрезные буквы, названия грибов;
-
шампиньоны настоящие;
-
тарелочки;
-
посылка с фруктами, орехами, овощами.
Тип урока: обобщение.
Ход урока
Деятельность учащихся | |
1 | 2 |
I Организационная часть | |
Психологическая поддержка.
Учитель говорит слова шепотом Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Все у нас получится! | Учащиеся стоят кругом, держась за руки. Дети повторяют хором.
Дети садятся на свои места. |
II Сообщение темы | |
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, вы догадаетесь сами! Рассмотрите фотографии и скажите, какому времени года посвящена фотовыставка.
— Мы совершим путешествие в красочный мир осени! Тема нашего занятия «Осень в лесу». Учитель читает стихотворение об осени: Повязала осень пестрый фартук И ведерки с красками взяла. Ранним утром, проходя по парку, Листья позолотой обвела. | У каждого на парте лежит фотография природы. Дети рассматривают и рассказывают, что они видят.
|
III Основная часть | |
— Рассмотрите картины художников. Беседа по картинам художников. — Что за художник раскрасил все деревья, кустарники и траву яркими красками? — Вспомните, сейчас какие стоит деревья? — Фотографы фотографируют осень, художники рисуют красками осень, поэты писали стихотворения об осени. — Какие стихотворения вы знаете об осени? — Музыканты писали музыку об осени. Послушайте музыку Вивальди «Осень».
— Скажите, что вы слышали и представляли себе?
— Звуки осени грустные или радостные? — Осень имеет не только свои краски, но и свои звуки. Послушайте эти звуки и узнайте звуки осени (звукозапись ветра в листве). Что вы услышали? | Дети рассматривают и рассказывают, что они видят. — Осень.
— Наступила поздняя осень.
Дети рассказывают стихотворения.
Дети слушают музыку с закрытыми глазами. — Ветер шелестел листвой. — Листья шуршали. — Птицы тоскливо переговаривались. — Шум дождя… — Звуки осени грустные.
— Ветер. — Дождь. |
Физминутка «Ветер» | |
Растения осенью. | |
1) Собрать листок (игра на развитие внимания). — Ветер принес к нам листья. Они сломались от ветра. Вам нужно из кусочков выбрать нужный, чтобы получился целый лист. 2) — Какого цвета твой лист? А твой? … — Как одним словом назвать эти листья? — Почему? 3) – Представим, что вы листочки, а я – ветер. Сейчас я подую, и вы улетите. 4) – Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? — Посмотрите на листья. Подумайте, с какого дерева ветер сорвал их. Как называется лист?
— Где можно встретить эти растения?
|
Дети собирают листья.
— Осенние. — Они разноцветные. Дети встают и кружатся.
— Листопад.
— Березовый. — Дубовый. — Кленовый. — Рябиновый. — Осиновый. — В лесу. |
Животные осенью. | |
— Кого можно встретить в лесу? Учитель раздает карточки индивидуально: ведмед яцза сали кабел икеж шкамы
На столе лежат шапочки – звери. Выбрать нужную. — Улыбнитесь и в зверюшек превратитесь. | — Зверей. Дети читают слова, записанные на карточках: медведь заяц лиса белка ежик мышка
Дети одевают шапочки на голову. |
Физминутка Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной Прыгал зайка озорной, озорной, так… Мишка зайку догонял, догонял, догонял. Он в вразвалочку шагал, он шагал, она шагал, так… И нарядно хороша, хороша Шла лисичка не спеша, не спеша, так… | |
Кто как готовиться к зиме | |
— Вспомним, что происходит в жизни животных с наступлением осени. На доске висят таблицы: впадают в спячку улетают на юг делают запасы на зиму не делают запасы на зиму — Встаньте у нужной таблицы.
— Расскажите, как ваши звери готовятся к зиме. — Какая табличка лишняя? Почему? | — Они готовятся к зиме.
Дети в шапочках зверей встают к нужной таблице. Дети рассказывают по очереди. — Улетают на юг. Потому улетать на юг могут только птицы, а не звери. |
Птицы | |
Учитель загадывает загадки. Показывает картинки. — На какие группы можно разделить птиц? Учитель раздает карточки, состоящие из букв, среди которых спрятано слово – название птицы.
енгшнлиьвотснегирьззааы
гуцруциворобейъзжэбриы
васоловейвапурвиураьппв
| Дети отгадывают.
— Перелетные и зимующие. Дети читают и говорят: зимующие или перелетные. |
Грибы | |
— А что еще мы можем встретить в лесу? Загадка: По дорожке, по тропинке В лес за ними мы пойдем. Если место попадется, То лукошко наберем. — Мы сейчас с вами соберем грибы в лукошко, но только названия грибов из букв. — Какие названия грибов у вас получились? Учитель показывает фотографию гриба. Составляют фотовыставку.
— Человек научился выращивать грибы в домашних условиях. Это шампиньоны, вешенки (учитель показывает грибы шампиньоны и раздает детям). |
— Грибы! Дети из букв собирают названия грибов и читают.
Б
Е
Л
Ы
Й
Дети называют названия грибов и определяют съедобные они или несъедобные.
Дети рассматривают шампиньоны, нюхают, трогают, определяют какие они на ощупь. |
IV Подведение итогов | |
— О чем мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали? Что больше всего вам понравилось? Учитель подводит итог. — Вы сегодня были внимательными, активными, хорошо работали и Осень прислала нам посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?
| Дети отвечают.
Игра «Угадай». Дети отгадывают, что могла бы прислать Осень (фрукты, орехи, овощи, грибы). |