Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Комитета по образованию администрации Егорьевского муниципального района Московской области

140300, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д. 3

Интегрированный урок в 3 классе на тему:

«Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится.

Употребление предлогов в речи. Стихи русских писателей о природе.

Русская народная песня «Во поле берёзка стояла».

Подготовила

учитель начальных классов

Белкина С.С.

Егорьевск-2013 год.

Интегрированный урок письма, развития устной речи, чтения, музыки.

Письмо.

Тема урока. Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится. Употребление предлогов в речи.

Чтение.

Тема урока. Стихи русских писателей о природе.

Музыка.

Тема урока. Русская народная песня «Во поле берёзка стояла».

Цель: закрепить знания детей по теме «Раздельное написание предлога со словом,     к которому оно относится».

Задачи:

  • закреплять правописание предлогов на основе подводящих к этому выводу упражнений;

  • упражнять учащихся в раздельном написании предлогов со словами, к которым они  относятся, уметь употреблять предлоги   в своей речи;

  • коррекция памяти, внимания и мыслительной деятельности на основе упражнений  творческого характера;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебной деятельности;

  • развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать вывод;

  • познакомить с новым словом «дёготь»;

  • познакомить учащихся с деревом берёзой, рассказать о пользе берёзы, приносимой людям;

  • работать над выразительностью чтения стихов;

  • исполнить русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья!

1.У вас на партах лежат карточки с вопросами. Прочитайте их про себя. Ответьте на них полными ответами.

Вопросы.

-Какое сегодня число?

-Какой сегодня день недели?

-Какой сегодня месяц?

-Какое время года?

-Какой у нас урок?

-Над какой темой мы работаем?

-Назовите известные вам предлоги?

II. Сообщение темы урока.

— Сегодня у нас пройдёт необычный урок. К нам на урок пришли гости. На уроке мы с вами продолжим работу над предлогами, будем учиться правильно, употреблять их в своей речи, закрепим написание слов с предлогами. Вспомним, стихи русских поэтов о природе, исполним русскую народную песню «Во поле берёзка стояла». Помогать на уроке мне сегодня будет компьютер.

III. Минутка чистописания.

  1. Работа в тетрадях.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Перед вами карточки с буквами. Определите букву, которую будем писать. Она встречается чаще других. (Буква Б).

А

З

Б

У

Б

Э

Г

Х

Б

К

Ш

Д

Ю

Л

Б

Е

Т

Н

Ч

Б

Я

-Расскажите, что вы знаете о звуке «б»?

— Определите порядок написания букв в данном ряду: Бба, Ббо, Ббу, Бб..,

-Продолжите данный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

-Тетрадями обменяйтесь. Красивую букву у соседа в тетради найти постарайтесь.

2. – Прочитайте то, что написано в таблице.

к

над

под

в

около

на

-Что это за слова?

-Как пишутся предлоги со словами?

-Ребята, сегодня на урок к нам пришла помощница? Мы узнаем, кто будет нам помогать, разгадав шифр.

Шифр: 1 2 3 4 5 6

1

з

р

к

2

б

а

е

3

ё

н

и

— Правильно, помогать нам сегодня будет берёза.

3. Комментированное письмо, выделение орфограмм.

— Внимательно посмотрите на картинку, найдите слова, в которых спрятались орфограммы.

(берёза, гриб, пень, муравьи, куча)

-Запишите эти слова в тетрадь, выделите изученные орфограммы.

-Придумайте предложение со словом берёза по схеме.

-В нашем краю самым распространённым деревом является берёза.

Рассказ учителя.

Кого березой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне – всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. Постоянный спутник нашей жизни. Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества!
Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу!
Еще береза добра к людям. В стародавние времена люди ее нарекли деревом четырех дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвертое – больных исцелять. Самая светлая – березовая лучина. Березовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался березовым дегтем. От всяких хворей лечил настой из березовых почек. Какое родное, теплое дерево!

— Кто запомнил, почему же берёзу нарекли деревом четырёх дел?

-В моём рассказе встретилось незнакомое слово «дёготь».

Дёготь – это древесная смола, образующаяся при переработке древесины, с помощью высоких температур.

Звукобуквенный анализ слова дёготь.

-А сколько стихов и песен сложено о русской красавицы!

IV. Физкультминутка.

-А сейчас мы свами немножко отдохнём и вспомним русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»

V. Обобщение знаний.

1. Работа в тетрадях.

— Измените словосочетания так, чтобы в них употреблялся предлог.

Берёзовые дрова –

Берёзовый сок –

Берёзовый веник-

Берёзовая роща –

Запишите эти словосочетания в тетрадь.

— Ребята, а как получают берёзовый сок.

-Но вот беда, дерево, в котором люди делают ранки для того, чтобы напиться сока, заболевает. Через ранку попадают микробы, которые вызывают болезнь дерева.

— Вспомните, какое произведение на уроке чтения мы с вами читали? Правильно. Мы с вами читали рассказ Александра Баркова «Берёзкины слёзы». Кто с может его кратко пересказать? Чему учит нас этот рассказ?

2. Работа по карточкам. (Дополнительное задание)

У каждого ребёнка на парте карточки.

— Я попросила Незнайку написать рассказ. И вот что у него получилось.

Это дерево легко узнать. Кора __ его стволе белая. Приложи __ коре ладошку. Кора гладкая, шелковистая. __ берёзки ветки гибкие, __ красивыми листочками и серёжками.

Слова-помощники: у, на, к, с.

-Что потерял Незнайка?

-Давайте исправим ошибки. Прочитайте текст, который у вас получился.

VI. Гимнастика для глаз.

— Прежде чем начать работать в тетрадях, давай отдохнём и сделаем специальную физкультминутку для глаз.

Чтобы глазки твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить.

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей,

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей,

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов.

Проведём глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули.

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Классную работу.

3. Работа на доске и в тетрадях.

-Выпишите из текста предлоги со словами, к которым они относятся.

(на стволе, к коре, у берёзки, с листочками)

-Скажите, пожалуйста, как же пишутся предлоги со словами.

Мы предлогов много знаем,

Мы их все запоминаем:

На лугу, у дома, в поле,

С классом, от подруги, к школе,

По тропинке, из берлоги –

отдельно пишутся предлоги.

-Ребята, о русской берёзке сложено много стихов. Мы с вами учили стихи о берёзке.

4. Чтение стихов.


5. Упражнение на развитие памяти, внимания.

— Постарайтесь вспомнить предлоги в том порядке, как они записаны в таблице, и записать их.

VII. Домашнее задание.

— Запишите домашнее задание ( Стр. 196, упражнение №18)

-Откройте учебник, найдите это упражнение.

Разбор упражнения.

VIII. Итог урока. Выставление оценок.

— Давайте поблагодарим нашу берёзку за то, что она помогала нам на уроке. Что нового вы сегодня узнали на нашем уроке? Какое правило повторяли и закрепляли?

Ученик рассказывает стихотворение.

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

Учитель очень строгий!

И я шепчу, закрыв глаза.

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит- по?

Что значит – за?

И «за» и «по» предлоги…»

А хорошо бы за порог

И мчатся по дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

чтоб не учить предлоги?

Приложение №1

Берёзонька

Берёзонька осиротелая,
в глубоких ссадинах кора,
серёжки новые надела,
а говорили — на дрова…

Но щедро девочка-весна
водой живою окропила,
фатой небесной озарила —
нежнейшей дымки кружева…

 Автор:Храброва Александра

***
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.

Н. Чупрова

Под весенним солнышком во дворе у нас
Расцвела березка, радуя всем глаз.
Беленькая стройная, рада, что весна,
Что в зиму холодную выжила она.
Под березкой мальчик маленький играл,
Нежные листочки с веточек срывал.
По стволу березки катится слеза,
«Ах, зачем, Ванюша, ранишь ты меня!»

Л. Каваляка

За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом,
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет —
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.

Без берёзы не мыслю России…

Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили.
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.
Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.
(О. Шестинский)

Русская берёзка.

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
(А. Прокофьев)

***

Белая берёза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.

Приложение №2

Анализ интегрированного урока письма, развития устной речи, внеклассного чтения и музыки.

На интегрированном уроке ставились следующие задачи:

  • закреплять правописание предлогов на основе подводящих к этому выводу упражнений;

  • упражнять учащихся в раздельном написании предлогов со словами, к которым они  относятся, уметь употреблять предлоги   в своей речи;

  • коррекция памяти, внимания и мыслительной деятельности на основе упражнений  творческого характера;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебной деятельности;

  • развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать вывод;.

  • познакомить с новым словом «дёготь»;

  • познакомить учащихся с деревом берёзой, рассказать о пользе берёзы, приносимой людям;

  • работать над выразительностью чтения стихов;

  • исполнить русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Использовалось оборудование: мультимедийный проектор, набор букв, музыка русской народной песни «Во поле берёзка стояла».

Урок начался со стихотворного начала, которое активизирует и настраивает учащихся на активную деятельность.

Содержание, цели и методы урока соответствуют требованиям программы и интеллектуальным возможностям обучающихся. Урок имеет чёткую структуру. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны.

На уроке письма учащиеся продолжают упражняться в раздельном написании предлогов со словами, в употреблении их в предложении.

На этапе урока «Минутка чистописания» учащиеся выполняют коррекционно-развивающие упражнения:

  1. Определи букву, которую будем сегодня писать.

  2. Продолжите данный рад букв в указанном порядке.

На данном этапе проводится работа по взаимопроверке. Ребята обмениваются тетрадями.

— Тетрадями обменяйтесь. Красивую букву найти постарайтесь.

Далее следует упражнение на развитие памяти.

Прочитайте то, что написано в таблице.

к

над

под

в

около

на

Учитель обращает внимание детей на данную таблицу.

— Запомните, в какой последовательности написаны предлоги в таблице.

Далее используется упражнение на развитие внимания, памяти, мышления. Учащиеся разгадывают зашифрованное слово.

На этапе «Комментированное письмо»

Учащиеся повторяют правописание пройденных орфограмм. Для развития устной речи в урок включено задание:

— Придумайте предложение по схеме.

Далее учитель знакомит учащихся с пользой, которую приносит берёза людям. Во время беседы встречается новое слово «дёготь».

Учитель знакомит учащихся с данным словом. Учащиеся делают звукобуквенный анализ слова.

На этапе «Физкультминутка» дети заводят хоровод под исполнение русской народной песни «Во поле берёзка стояла».

Далее идёт работа по развитию устной и письменной речи учащихся. Выполняется задание:

— Измени словосочетания так, чтобы они употреблялись с предлогами.

На этапе проверке домашнего задания по чтению учащиеся пересказывают рассказ А.Баркова «Берёзкины слёзы».

После пересказа текста ведётся работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к природе.

Для снятия усталости и перенапряжения во время урока проводится специальная здоровьесберегающая гимнастика для глаз.

Далее ведётся работа над выразительностью чтения стихов наизусть. Учащиеся читают наизусть подготовленные заранее стихи о русской берёзке.

В конце урока даётся упражнение на развитие памяти, внимания.

— Постарайтесь вспомнить предлоги в том порядке, как они записаны в таблице.

На этапе «Домашняя работа» учитель вместе с учащимися разбирает выполнение упражнения.

Далее учащиеся делают выводы, анализируя пройденный материал.

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here