Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Комитета по образованию администрации Егорьевского муниципального района Московской области
140300, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д. 3
Интегрированный урок в 3 классе на тему:
«Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится.
Употребление предлогов в речи. Стихи русских писателей о природе.
Русская народная песня «Во поле берёзка стояла».
Подготовила
учитель начальных классов
Белкина С.С.
Егорьевск-2013 год.
Интегрированный урок письма, развития устной речи, чтения, музыки.
Письмо.
Тема урока. Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится. Употребление предлогов в речи.
Чтение.
Тема урока. Стихи русских писателей о природе.
Музыка.
Тема урока. Русская народная песня «Во поле берёзка стояла».
Цель: закрепить знания детей по теме «Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится».
Задачи:
-
закреплять правописание предлогов на основе подводящих к этому выводу упражнений;
-
упражнять учащихся в раздельном написании предлогов со словами, к которым они относятся, уметь употреблять предлоги в своей речи;
-
коррекция памяти, внимания и мыслительной деятельности на основе упражнений творческого характера;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебной деятельности;
-
развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать вывод;
-
познакомить с новым словом «дёготь»;
-
познакомить учащихся с деревом берёзой, рассказать о пользе берёзы, приносимой людям;
-
работать над выразительностью чтения стихов;
-
исполнить русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»;
-
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
1.У вас на партах лежат карточки с вопросами. Прочитайте их про себя. Ответьте на них полными ответами.
Вопросы.
-Какое сегодня число?
-Какой сегодня день недели?
-Какой сегодня месяц?
-Какое время года?
-Какой у нас урок?
-Над какой темой мы работаем?
-Назовите известные вам предлоги?
II. Сообщение темы урока.
— Сегодня у нас пройдёт необычный урок. К нам на урок пришли гости. На уроке мы с вами продолжим работу над предлогами, будем учиться правильно, употреблять их в своей речи, закрепим написание слов с предлогами. Вспомним, стихи русских поэтов о природе, исполним русскую народную песню «Во поле берёзка стояла». Помогать на уроке мне сегодня будет компьютер.
III. Минутка чистописания.
-
Работа в тетрадях.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Перед вами карточки с буквами. Определите букву, которую будем писать. Она встречается чаще других. (Буква Б).
З | Б | У | Б | Э | Г | |
Х | Б | К | Ш | Д | Ю | Л |
Б | Е | Т | Н | Ч | Б | Я |
-Расскажите, что вы знаете о звуке «б»?
— Определите порядок написания букв в данном ряду: Бба, Ббо, Ббу, Бб..,
-Продолжите данный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
-Тетрадями обменяйтесь. Красивую букву у соседа в тетради найти постарайтесь.
2. – Прочитайте то, что написано в таблице.
-
к
над
под
в
около
на
-Что это за слова?
-Как пишутся предлоги со словами?
-Ребята, сегодня на урок к нам пришла помощница? Мы узнаем, кто будет нам помогать, разгадав шифр.
Шифр: 1 2 3 4 5 6
|
|
| |
1 | з | р | к |
2 | б | а | е |
3 | ё | н | и |
— Правильно, помогать нам сегодня будет берёза.
3. Комментированное письмо, выделение орфограмм.
— Внимательно посмотрите на картинку, найдите слова, в которых спрятались орфограммы.
(берёза, гриб, пень, муравьи, куча)
-Запишите эти слова в тетрадь, выделите изученные орфограммы.
-Придумайте предложение со словом берёза по схеме.
-В нашем краю самым распространённым деревом является берёза.
Рассказ учителя.
— Кого березой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне – всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. Постоянный спутник нашей жизни. Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества!
Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу!
Еще береза добра к людям. В стародавние времена люди ее нарекли деревом четырех дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвертое – больных исцелять. Самая светлая – березовая лучина. Березовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался березовым дегтем. От всяких хворей лечил настой из березовых почек. Какое родное, теплое дерево!
— Кто запомнил, почему же берёзу нарекли деревом четырёх дел?
-В моём рассказе встретилось незнакомое слово «дёготь».
Дёготь – это древесная смола, образующаяся при переработке древесины, с помощью высоких температур.
Звукобуквенный анализ слова дёготь.
-А сколько стихов и песен сложено о русской красавицы!
IV. Физкультминутка.
-А сейчас мы свами немножко отдохнём и вспомним русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»
V. Обобщение знаний.
1. Работа в тетрадях.
— Измените словосочетания так, чтобы в них употреблялся предлог.
Берёзовые дрова –
Берёзовый сок –
Берёзовый веник-
Берёзовая роща –
Запишите эти словосочетания в тетрадь.
— Ребята, а как получают берёзовый сок.
-Но вот беда, дерево, в котором люди делают ранки для того, чтобы напиться сока, заболевает. Через ранку попадают микробы, которые вызывают болезнь дерева.
— Вспомните, какое произведение на уроке чтения мы с вами читали? Правильно. Мы с вами читали рассказ Александра Баркова «Берёзкины слёзы». Кто с может его кратко пересказать? Чему учит нас этот рассказ?
2. Работа по карточкам. (Дополнительное задание)
У каждого ребёнка на парте карточки.
— Я попросила Незнайку написать рассказ. И вот что у него получилось.
Это дерево легко узнать. Кора __ его стволе белая. Приложи __ коре ладошку. Кора гладкая, шелковистая. __ берёзки ветки гибкие, __ красивыми листочками и серёжками.
Слова-помощники: у, на, к, с.
-Что потерял Незнайка?
-Давайте исправим ошибки. Прочитайте текст, который у вас получился.
VI. Гимнастика для глаз.
— Прежде чем начать работать в тетрадях, давай отдохнём и сделаем специальную физкультминутку для глаз.
Чтобы глазки твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить.
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей,
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей,
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов.
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!
Теперь и вы все отдохнули.
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.
3. Работа на доске и в тетрадях.
-Выпишите из текста предлоги со словами, к которым они относятся.
(на стволе, к коре, у берёзки, с листочками)
-Скажите, пожалуйста, как же пишутся предлоги со словами.
Мы предлогов много знаем,
Мы их все запоминаем:
На лугу, у дома, в поле,
С классом, от подруги, к школе,
По тропинке, из берлоги –
отдельно пишутся предлоги.
-Ребята, о русской берёзке сложено много стихов. Мы с вами учили стихи о берёзке.
4. Чтение стихов.
5. Упражнение на развитие памяти, внимания.
— Постарайтесь вспомнить предлоги в том порядке, как они записаны в таблице, и записать их.
VII. Домашнее задание.
— Запишите домашнее задание ( Стр. 196, упражнение №18)
-Откройте учебник, найдите это упражнение.
Разбор упражнения.
VIII. Итог урока. Выставление оценок.
— Давайте поблагодарим нашу берёзку за то, что она помогала нам на уроке. Что нового вы сегодня узнали на нашем уроке? Какое правило повторяли и закрепляли?
Ученик рассказывает стихотворение.
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
Учитель очень строгий!
И я шепчу, закрыв глаза.
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит- по?
Что значит – за?
И «за» и «по» предлоги…»
А хорошо бы за порог
И мчатся по дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
чтоб не учить предлоги?
Приложение №1
Берёзонька
Берёзонька осиротелая,
в глубоких ссадинах кора,
серёжки новые надела,
а говорили — на дрова…
Но щедро девочка-весна
водой живою окропила,
фатой небесной озарила —
нежнейшей дымки кружева…
Автор:Храброва Александра
***
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Н. Чупрова
Под весенним солнышком во дворе у нас
Расцвела березка, радуя всем глаз.
Беленькая стройная, рада, что весна,
Что в зиму холодную выжила она.
Под березкой мальчик маленький играл,
Нежные листочки с веточек срывал.
По стволу березки катится слеза,
«Ах, зачем, Ванюша, ранишь ты меня!»
Л. Каваляка
За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом,
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет —
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.
Без берёзы не мыслю России…
Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили.
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.
Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.
(О. Шестинский)
Русская берёзка.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
(А. Прокофьев)
***
Белая берёза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
Приложение №2
Анализ интегрированного урока письма, развития устной речи, внеклассного чтения и музыки.
На интегрированном уроке ставились следующие задачи:
-
закреплять правописание предлогов на основе подводящих к этому выводу упражнений;
-
упражнять учащихся в раздельном написании предлогов со словами, к которым они относятся, уметь употреблять предлоги в своей речи;
-
коррекция памяти, внимания и мыслительной деятельности на основе упражнений творческого характера;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебной деятельности;
-
развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать вывод;.
-
познакомить с новым словом «дёготь»;
-
познакомить учащихся с деревом берёзой, рассказать о пользе берёзы, приносимой людям;
-
работать над выразительностью чтения стихов;
-
исполнить русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»;
-
воспитывать бережное отношение к природе.
Использовалось оборудование: мультимедийный проектор, набор букв, музыка русской народной песни «Во поле берёзка стояла».
Урок начался со стихотворного начала, которое активизирует и настраивает учащихся на активную деятельность.
Содержание, цели и методы урока соответствуют требованиям программы и интеллектуальным возможностям обучающихся. Урок имеет чёткую структуру. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны.
На уроке письма учащиеся продолжают упражняться в раздельном написании предлогов со словами, в употреблении их в предложении.
На этапе урока «Минутка чистописания» учащиеся выполняют коррекционно-развивающие упражнения:
-
Определи букву, которую будем сегодня писать.
-
Продолжите данный рад букв в указанном порядке.
На данном этапе проводится работа по взаимопроверке. Ребята обмениваются тетрадями.
— Тетрадями обменяйтесь. Красивую букву найти постарайтесь.
Далее следует упражнение на развитие памяти.
– Прочитайте то, что написано в таблице.
-
к
над
под
в
около
на
Учитель обращает внимание детей на данную таблицу.
— Запомните, в какой последовательности написаны предлоги в таблице.
Далее используется упражнение на развитие внимания, памяти, мышления. Учащиеся разгадывают зашифрованное слово.
На этапе «Комментированное письмо»
Учащиеся повторяют правописание пройденных орфограмм. Для развития устной речи в урок включено задание:
— Придумайте предложение по схеме.
Далее учитель знакомит учащихся с пользой, которую приносит берёза людям. Во время беседы встречается новое слово «дёготь».
Учитель знакомит учащихся с данным словом. Учащиеся делают звукобуквенный анализ слова.
На этапе «Физкультминутка» дети заводят хоровод под исполнение русской народной песни «Во поле берёзка стояла».
Далее идёт работа по развитию устной и письменной речи учащихся. Выполняется задание:
— Измени словосочетания так, чтобы они употреблялись с предлогами.
На этапе проверке домашнего задания по чтению учащиеся пересказывают рассказ А.Баркова «Берёзкины слёзы».
После пересказа текста ведётся работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к природе.
Для снятия усталости и перенапряжения во время урока проводится специальная здоровьесберегающая гимнастика для глаз.
Далее ведётся работа над выразительностью чтения стихов наизусть. Учащиеся читают наизусть подготовленные заранее стихи о русской берёзке.
В конце урока даётся упражнение на развитие памяти, внимания.
— Постарайтесь вспомнить предлоги в том порядке, как они записаны в таблице.
На этапе «Домашняя работа» учитель вместе с учащимися разбирает выполнение упражнения.
Далее учащиеся делают выводы, анализируя пройденный материал.