Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Байковская основная общеобразовательная школа»

Починковского района Нижегородской области

Конспект урока по литературе

в 7 классе

«Без доброты и сострадания нет человека»

(По рассказу А.Платонова «Юшка»)

подготовила

учитель русского языка и

литературы

Лаврова Тамара Дмитриевна

С.Байково

2014г

Цели урока.

Образовательная: Произвести анализ рассказа А.Платонова «Юшка». Выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком. Составить «формулу жизни» героев Платонова.

Развивающая: Развивать логическое мышление, речь, внимание, воображение.

Воспитательная: Воспитывать сострадание, сочувствие, доброту, умение понимать и принимать любого человека.

Эпиграф к уроку

Добрый человек не тот, кто делает

добро,

А тот, кто……

Ю.Никулин

Ход урока.

1. Организационный момент

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.Платонова «Юшка» и начать я его хотела бы стихотворением С Есенина:

Шёл Господь пытать людей в любови

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве,

Жамкал дёснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой,-

Знать от холода качается, болезный».

Подошёл, Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На , пожуй… маленько, крепче будешь».

Словарная работа:

Кулижка – местн. 1.Лесная поляна, расчищенная для вспашки.

2.Участок земли , покрытый однородной растительностью.

Вопросы:

-Какое качество хотел увидеть Господь в людях?

(Любовь, милосердие, сострадание к другим людям)

-Обладал старый дед из стихотворения С.Есенина этим качеством?

(Да, обладал. Он поделился с нищим куском хлеба)

-Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?

(Юшку)

-В чём сходство между этими героями?

(Они оба сострадательны и милосердны, готовы отдать последнее нуждающимся)

3.Целеполагание

-Вот сегодня мы и поговорим о таких важных качествах, которые должны быть присущи каждому человеку. Это любовь, сострадание, милосердие, доброта. Обобщим изученное по А.Платонову и выявим общие черты, присущие его героям. А также составим «формулу жизни» А.Платонова и постараемся в жизни придерживаться этой формулы.

Как вы понимаете выражение «формула жизни»?

(Это принципы, качества, по которым живёт тот или иной человек)

-И как вы думаете, в формуле, которая позволит определить сущность человеческой жизни, её основные, главные пути, её составные части, что должно стоять во главе угла?

( Желание жить, любовь к жизни)

— И, действительно, вспомните, что слабый, больной Юшка, страдающий от человеческой жестокости, но убеждённый в необходимости жить, несёт в себе великую силу любви к жизни и именно поэтому достоин глубокого уважения и искренней любви.

4. Повторение

— Вспомните, какие произведения отечественной литературы рассказывают о зле, несправедливости, жестокости?

(«Муму» И.С.Тургенева, «Данко» М.Горького, «Кусака» Л.Андреева, «Хорошее отношение к лошадям» В.Маяковского)

— К чему призывают авторы этих произведений читателей?

(Быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, милосердными)

-Мне очень хочется, чтобы каждый из вас обладал этими качествами.

А теперь обратимся к рассказу «Юшка»

5. Анализ рассказа.

— Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. У вас на столах распечатки. Выберите из предложенных вариантов тот, который мог бы стать эпиграфом к рассказу «Юшка».

1. Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. (Б.Пастернак)

  1. Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья. (М.Лермонтов)

3. Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горечью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой. (И.Суриков)

  1. А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой. (М.Лермонтов)

(Ответы учеников: «Я выбираю стихи Б.Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы»

«Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю стихи И.Сурикова»

«Юшка жил, соблюдая заповедь «Возлюби ближнего своего». Он любил людей, а люди его не любили. Поэтому я выбираю второе четверостишье»)

-Почему никто не предложил 4 вариант?

(Юшка не бунтующий, не мятежный, а тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому последнее высказывание к рассказу не относится)

-Итак, главный герой рассказа – Юшка. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнаём о нём?

(Юшка был мал ростом и худ, в руках у него было мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца; в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он помогал кузнецу в кузне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей; а чай, сахар и одежду Юшка должен был покупать за свои деньги. Но он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены.)

-А.Платонов – мастер детали. На что обращает наше внимание автор, описывая портрет Юшки? (На глаза)

-Почему автор особо выделяет глаза?

(Глаза- ключевая деталь в описании портрета героя. У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза- зеркало души, то душа Юшки плачет. Ведь именно душою мы любим, страдаем.

— От чего страдает Юшка?

(От людской злобы, непонимания, жестокости.)

-Как относились окружающие к Юшке?

(Дразнили, обижали, издевались, смеялись, обвиняли в своих несчастьях, не понимали, считали лишним, желали смерти.)

— А как на это реагировал Юшка? (Не обижался, ничего не отвечал, никого не ругал, жалел всех, верил, что его любят, что он нужен людям, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и потому терзают)

-Что же раздражало людей в Юшке?

(Его непохожесть на них. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к ещё большему ожесточению детей и взрослых.)

-Давайте зачитаем диалог Юшки и Даши.

Чтение по ролям

Как вы понимаете выражение Юшки: «Сердце в людях бывает слепое?»

(Люди часто не понимают друг друга, не замечают боли , страха, страданий других людей.)

— «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, не испытывающего жалости и сострадания к другому человеку. «Слепое сердце»- это худшее, что может быть в человеке.

— Мы понимаем, что живётся Юшке среди людей очень тяжело. Но есть всё же место, где он начинает вольнее дышать. О каком месте я говорю?

(Это природа. На природе Юшка чувствует себя гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою любовь к живым существам.)

Зачитать отрывок «Уйдя далеко……пахнущий влагой и

солнечным светом»

-Что добавляет к характеристике Юшки этот отрывок?

(Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира. Он любил вс1 живое: цветы, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою.

Он жалел каждую мёртвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшими». Юшка «всматривался в их лица»- для него и бабочки имели лица. В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни, считал Юшка.)

— А что ещё помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям?

(Забота о девочке-сироте, которая стала для него родной, ради которой, чтобы она училась, он отказывался от чая и сахара, ходил в одной и той же одежде.)

— Итак, обобщим, какой у Юшки характер?

(Юшка — добрый, вежливый, где-то даже робкий человек. Он не похож на своих односельчан.)

_ И вдруг произошло то, чего все так ждали: Юшка осерчал.

Работа над словом

-Что значит осерчал?

(Рассердился, разозлился, возмутился)

-Почему Платонов выбирает именно глагол осерчал?

(Трудно представить тихого безответного Юшку разгневанным или негодующим, поэтому мягкое «осерчал»

-Почему же Юшка осерчал?

(Юшка осознаёт свою ценность в этом мире: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен».Таким образом, Юшка отстаивает своё право на жизнь)

-И вот произошло то, чего хотели люди: Юшка осерчал и ушёл из жизни.

-Хоронить Юшку пришли всем селом. Зачем?

(Хотели искупить свою вину.)

-Кто за всех просит прощения у Юшки?

(Столяр говорит: «Прощай Юшка и всех нас прости»)

Что изменилось в жизни людей после его смерти?

(Без Юшки стало жить людям хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.)

Работа над словом

Глумление- издевательство, надругательство.

Так ,напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? Напрасно страдал?

(Конечно же, нет. Жизнь его продолжается жизнью приёмной дочери, которая осталась в этой же деревне и лечит людей не только лекарствами. Она ,как Юшка, способна сострадать, быть милосердной. И не случайно её стали звать «дочерью доброго Юшки». Она продолжатель его дела. )

-Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, — «из смерти работать жизнь».

Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен»

-В чём сила тихого кроткого Юшки?

( В доброте, в любви к людям и ко всему, что его окружает.)

-Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?

(Да. Нужно всегда помнить о людях, проявлять заботу о них, не причинять никому зла)

— А как автор относится к своему герою?

(Автор всем седцем сочувствует, сострадает Юшке. Он осуждает людей за их жестокость, бессердечие.)

-Платонов ,несомненно любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям самим сделать выводы.Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа.

Но даже при этом трагическом финалеПлатонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград. И в этом мы с вами убедимся, сопоставив различные по жанру произведения: реалистический рассказ «Юшка» и известную вам из 6 класса сказку-быль «Неизвестный цветок», которую я просила вас перечитать.

-Выясните, есть ли что –либо общее между главными героями этих произведений.

Работа по тексту произведений

В результате работы ребята делают следующие выводы:

(-Оба слабы и непохожи на других : Юшка «плохо видел глазами и в руках у него было мало силы»; «цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами».

Оба жаждут жизни, держатся за неё изо всех сил («Юшка»: «Ятоже всему свету нужен»,

«Лучше бы ты умер Юшка,- говорила хозяйская дочь.- Зачем ты живёшь?»- Юшка глядел на неё с удивлением. Он не понимал, «зачем ему умирать,когда он родился жить». «Неизвестный цветок»: «Он трудился день иночь, чтобы пить и не умереть.. Он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости»

Оба продолжают жить после смерти ( «ЮШКА»: «Девушка-врач навсегда осталась в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных… И все её знают в городе, называют дочерью доброго Юшки…» «Неизвестный цветок»: «Меж двумя тесными камнямивырос новый цветок – такой же точно, как тот старый, но только немного лучше его и прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил он в камне»)

6. Рефлексия

-Жизнь – это самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она не была бы, наверное, полна бе ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова. И сейчас давайте выведем формулу жизни героев Платонова.

Давайте запишем посередине тетрадного листа слово ЖИЗНЬ и укажем её составные части по Платонову

В результате работы появляется схема:

доброта

милосердие

трудолюбие

сострадание

Любовь к жизни

ЖИЗНЬ

Желание жить

Из смерти работать жизнь

Любовь ко всему живому

— А теперь посмотрите на предложение, взятое в качестве эпиграфа, и закончите его.

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может (совершить зло).

7. Домашнее задание. Написать сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Список использованной литературы.

1.Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина. М.,Просвещение, 2011.

2.Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я.Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Волгоград, «Учитель»,2008

3И.В.Золотарёва.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.-М.;ВАКО,2007

4.Н.П.Архипова,Т.Б.Байдакова.Уроки литературы с применениеминформационных технологий.Методическое пособие с электронным приложением.-М.;Глобус,2010

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here