Урок чтения в 5 классе ГКОУ РО Грушевской школы-интерната VIII вида.

Тема: Сергей Александрович Есенин. Описание природы на примере стихотворения «Береза».

Цель урока: познакомить обучающихся со стихотворением С. А. Есенина «Береза».

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование навыка выразительного чтения.

2. Обогащение словарного запаса.

Коррекционные:

1. Развитие устной речи.

2. Развитие памяти.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к своей Родине.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С. А. Есенина.

— С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?

— Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.(Слайд № 1).

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

  1. Вступительная беседа.

Правильно! Стихотворение называется «Береза» (Слайд № 2, на экране две картинки: одна летняя, другая зимняя).

— Какую картинку мы должны оставить на экране? Почему?

Ребята, береза – это символ России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты воспевали ее в своих стихах. Они сравнивали ее с образом русской девушки. Как вы думаете, почему?

(Слайд № 3) С. А. Есенин посвятил много стихотворений описанию любимых полей и лесов, которые он любил с детства. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок. Стихотворение, с которым мы сегодня будем знакомиться, стало первым опубликованным стихотворением и было напечатано в детском журнале «Мирок». Тогда поэту было 19 лет. Он мало писал для детей. «Писать для детей – надо особый дар иметь»,- говорил поэт. И для детей писал мало.

  1. Работа со стихотворением.

  1. Первичное чтение стихотворения учителем.

Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы, послушав его внимательно, ответите на вопрос.

Ц. в. (слайд № 4): о каком времени года говорится в стихотворении? По каким приметам вы догадались?

  1. Словарная работа (слайд № 5).

Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов.

Каймаотличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахроматесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.

Кистиукрашение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

  1. Чтение стихотворения обучающимися.

— Из скольких строф состоит это стихотворение? (дети читают по строфам).

  1. Анализ стихотворения.

— С чем автор сравнивает снег?

— С чем автор сравнивает снег во второй строфе?

— Как вы понимаете, что значит «горят снежинки»?

— Прочитайте 4-ую строфу. Что значит «заря обсыпает ветки новым серебром»?

— Что такое заря?

-(Слайд № 6) Заря –яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.

— Как вы считаете, в стихотворении о каком времени суток говорится?

— Почему?

— Поэты часто изображают неживые предметы, как живые, наделяют их качествами человека. Постарайтесь найти в стихотворении строчки, где неживые предметы изображены как живые, и зачитайте их.

— Как вы думаете, почему «заря лениво обходит»? (Зимой заря начинается позже, чем летом. Как будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко. Будто ей лень освещать небо.

  1. Работа над выразительным чтением.

— (Слайд № 7) Какое настроение передает это стихотворение:

— радостное, бодрое;

— спокойное, задумчивое;

— грустное, тревожное;

— веселое, шутливое?

— Попробуйте прочитать выразительно это стихотворение, чтобы все увидели нарядную, тихую березку.

  1. Подготовка к заучиванию наизусть (слайд № 8).

Ребята, я вам сейчас раздам карточки, на которых напечатано стихотворение. Но в каждой строчке отсутствует последнее слово. Попытайтесь вспомнить и воспроизвести эти слова (Приложение №1).

  1. Итог урока. Оценивание.

  2. Домашнее задание: стр. 138, выучить стихотворение наизусть.

Приложение № 1.

Берёза.

Белая ____________________

Под моим ________________

Принакрылась ____________,

Точно ____________________

И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

А заря,лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Берёза.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.

На пушистых ______________

Снежною _________________

Распустились ______________

Белой ____________________

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Берёза.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

А заря, ___________

Обходя __________,

Обсыпает _________

Новым ____________.

Берёза.

_____

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

_____

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

_____

И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.

_____

Белая берёза

Под моимокном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

.

С. А. Есенин

Берёза.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит берёза

В сонной ________________

И горят __________________

В золотом ________________

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here