Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Города Шарьи Костромской области
Конспект урока по русскому языку
в 1-2 классах
«Письмо на космическую орбиту».
подготовила
учитель начальных классов
Екимова Ирина Владимировна
Г. Шарья
2012 год
1-2 класс по УМК «Гармония». Учебник «Русский язык. авт. М.С.Соловейчик»
Задачи: Познакомить учащихся с жанром письма, его содержательными особенностями и структурой. Закреплять основные графические, орфографические и речевые умения, создавать условия для их применения в коммуникативной деятельности.
1. Введение в тему урока.
— Ребята, на уроках мы с вами обсуждали, что любому человеку необходимо общение. Скоро мы будем отмечать праздник – День космонавтики.
— Кто такие — космонавты? (Космонавты – это люди, которые совершали или совершают полет в космическое пространство на космическом корабле.)
— Фамилии, каких известных космонавтов вы знаете? (Ю.А. Гагарин, Г.Титов, А.Николаев, С.Савицкая, Г.Гречко, Е.Кондакова, В.Рюмин, В.Горбатко и др).
— Зачем космонавтам общаться в космосе, на орбите? (Для проведения исследований в космосе, работы, выхода в космос и т.п.)
— Долго ли находятся космонавты в космосе? (В современное время, да.)
-Как вы думаете, узнают ли они с своих родственниках, о том, что происходит на Земле? (Да, через связь с Землёй.)
— Хотите ли вы пообщаться с космонавтами? (Да.)
— А как это сделать, если человек находится от нас далеко? (Позвонить по телефону, отправить телеграмму, написать письмо.)
— Получали ли вы когда-нибудь письма? (Пояснение. Учащиеся по программе «Гармония» в начале учебника по русскому языку все получают письмо от авторов).
— Приятно ли было читать это письмо? (Да.) Почему? ( Оно вежливое.)
— Было ли интересно его читать? (Да.)
— Умеете ли вы писать письма? (Нет.)
— Хотите ли сами научиться писать такие же письма космонавтам, чтобы им было их приятно и интересно читать? (Да).
2. Знакомство с элементами письма, с его структурой.
— Посмотрите на доску. С разрешения автора письма (т.к. письма читаются только теми, кому они адресованы, или только с разрешения автора письма) я перенесла его текст на доску. Прочитайте его.
На доске: Здравствуй, уважаемый космонавт!!
Я учусь хорошо. Больше всего мне нравятся занятия по русскому языку.
У нас начинает долгожданная весна. Пригревает солнце.
Интересно, а как у Вас в космосе чувствуется начало весны?
Красиво ли выглядит наша планета из космоса? Желаю Вас удачно вернуться на Землю.
До свидания! Ученица 2 класса Комарова Ася.
— Любое грамотное письмо состоит из 4 частей. Сейчас вы поработаете по группам по «четырём В».
(Пояснение. В течении года дети привыкают к работе в группе по «четырем В».
1 В — обозначает все участвуют в обсуждении вопроса,
2 В – из группы выбирают отвечающего по вопросу,
3 В – верно выбранный ответ группы,
4 В – вежливая работа в группе.
Так детям легче оценить свою работу в группе).
В
ВВВВ
ывешивается карточка:
— Задание группам: «Перед вами на листочках записаны части, из которых состоит письмо. Ваша задача: разложить их в правильной последовательность, а затем догадаться и самим написать название недостающей части письма на пустом листочке.» ( Недостающая 4 часть письма – Прощание и подпись.)
Д
Приветствие.
Прощание и подпись.
Сообщение.
Вопросы и пожелания.
ети должны получить такой результат:
— Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в группах по «четырём В». Комментируется правильность выполнения задания.
3. Написание письма.
— Можете ли вы самостоятельно написать первую часть письма? (Да.)
— К кому обратитесь в письме? (К космонавту).
— Какое вежливое слово можно добавить к приветствию, из написанных на доске? (Уважаемый.)
На доске: дорогой, уважаемый, любимый.
— Запишите первую часть письма, обратите внимание на знак в конце предложения. (Учащиеся записывают первую часть.)
— Переходим ко второй части письма – сообщение. Подумайте, о чём вы хотите рассказать космонавту? Какие мысли, чувства о себе, о школе, об одноклассниках вам бы хотелось выразить? ( Выслушиваются высказывания детей. Уточняются. Редактируются).
— Запишите их в своём письме. Не забывайте о правильности и грамотности написания слов. Если затрудняетесь в написании слова, кто вам может помощь? ( Спросить учителя или обратиться к словарю). ( Запись учащимися 2 части).
— Что будем составлять в третьей части письма? (Вопросы.)
— Само это слово уже подсказывает вам, какой знак вам нужно поставить в конце этих предложений. (Знак вопроса).
— Каковы будут ваши вопросы космонавту? (Об исследованиях, космосе, инопланетянах т.п.).
— А что пожелаете? (Удачно вернуться, здоровья, интересных открытий и т.п.).
— Запишите их. (Запись учащимися вопросов и пожелании.)
— О какой части письма не следует забывать в письме? (О четвёртой. О прощании и подписи.)
— Объясните её назначение. (Человеку получающему письмо, необходимо знать и представлять кем оно написано.) (Запись завершающей части письма).
— Вот вы и написали своё первое настоящее письмо.
4. Знакомство с записью адреса.
— Мы написали письма, а как же нам доставить их адресату? ( Нужен конверт, запечатать его и отправить по почте.)
— Верно, письма посылаются по почте. На конверте необходимо указывать адрес. Что такое адрес? (Это указание страны, города, улицы, дома, квартиры, где живет человек).
— Также на конверте указывается обратный адрес отправителя письма.
— На какой адрес нам необходимо отправить наши письма, я попросила узнать из интернета наших «исследователей» класса. Послушаем, что они обнаружили. (Дети обнаруживают, что с 18 .07.2010 года в Мемориальном музее космонавтики на ВДНХ проводится акция «Почтовый ящик МКС», отправив письма в музей, они могут попасть на орбиту. Адрес Мемориального музея космонавтики: 129164 г.Москва, пр. Мира, д. 111).
Записывается адрес на конверте, учитель объясняет принятые сокращения. Записывается адрес отправителя – адрес школы.
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
— Благодарю вас за работу.
— Дома поработайте по памятке «Редактор», откорректируйте своё письмо, чтобы оно стало более понятным и интересным. Кто желает, может сделать рисунок к своему письму. Жду завтра ваших доработанных писем.
Список использованной литературы
1. Л.Д. Мали , О.С.Арямова, С.А. Климова и др.(под редакцией М.С. Соловейчик) Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Пособие для учителя 1 класс.: Смоленск «Ассоциация 21 век» 2007 год.
2. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко Учебник. Русского языка «К тайнам нашего языка» – Смоленск: «Ассоциация 21век», 2010год.