Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Города Шарьи Костромской области

Конспект урока по русскому языку
в 1-2 классах

«Письмо на космическую орбиту».

подготовила

учитель начальных классов

Екимова Ирина Владимировна

Г. Шарья

2012 год

1-2 класс по УМК «Гармония». Учебник «Русский язык. авт. М.С.Соловейчик»

Задачи: Познакомить учащихся с жанром письма, его содержательными особенностями и структурой. Закреплять основные графические, орфографические и речевые умения, создавать условия для их применения в коммуникативной деятельности.

1. Введение в тему урока.

— Ребята, на уроках мы с вами обсуждали, что любому человеку необходимо общение. Скоро мы будем отмечать праздник – День космонавтики.

— Кто такие — космонавты? (Космонавты – это люди, которые совершали или совершают полет в космическое пространство на космическом корабле.)

— Фамилии, каких известных космонавтов вы знаете? (Ю.А. Гагарин, Г.Титов, А.Николаев, С.Савицкая, Г.Гречко, Е.Кондакова, В.Рюмин, В.Горбатко и др).

— Зачем космонавтам общаться в космосе, на орбите? (Для проведения исследований в космосе, работы, выхода в космос и т.п.)

— Долго ли находятся космонавты в космосе? (В современное время, да.)

-Как вы думаете, узнают ли они с своих родственниках, о том, что происходит на Земле? (Да, через связь с Землёй.)

— Хотите ли вы пообщаться с космонавтами? (Да.)

— А как это сделать, если человек находится от нас далеко? (Позвонить по телефону, отправить телеграмму, написать письмо.)

— Получали ли вы когда-нибудь письма? (Пояснение. Учащиеся по программе «Гармония» в начале учебника по русскому языку все получают письмо от авторов).

— Приятно ли было читать это письмо? (Да.) Почему? ( Оно вежливое.)

— Было ли интересно его читать? (Да.)

— Умеете ли вы писать письма? (Нет.)

— Хотите ли сами научиться писать такие же письма космонавтам, чтобы им было их приятно и интересно читать? (Да).

2. Знакомство с элементами письма, с его структурой.

— Посмотрите на доску. С разрешения автора письма (т.к. письма читаются только теми, кому они адресованы, или только с разрешения автора письма) я перенесла его текст на доску. Прочитайте его.

На доске: Здравствуй, уважаемый космонавт!!

Я учусь хорошо. Больше всего мне нравятся занятия по русскому языку.

У нас начинает долгожданная весна. Пригревает солнце.

Интересно, а как у Вас в космосе чувствуется начало весны?

Красиво ли выглядит наша планета из космоса? Желаю Вас удачно вернуться на Землю.

До свидания! Ученица 2 класса Комарова Ася.

— Любое грамотное письмо состоит из 4 частей. Сейчас вы поработаете по группам по «четырём В».

(Пояснение. В течении года дети привыкают к работе в группе по «четырем В».

1 В — обозначает все участвуют в обсуждении вопроса,

2 В – из группы выбирают отвечающего по вопросу,

3 В – верно выбранный ответ группы,

4 В – вежливая работа в группе.

Так детям легче оценить свою работу в группе).

В

ВВВВ

ывешивается карточка:

— Задание группам: «Перед вами на листочках записаны части, из которых состоит письмо. Ваша задача: разложить их в правильной последовательность, а затем догадаться и самим написать название недостающей части письма на пустом листочке.» ( Недостающая 4 часть письма – Прощание и подпись.)

Д

Приветствие.

Прощание и подпись.

Сообщение.

Вопросы и пожелания.

ети должны получить такой результат:

— Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в группах по «четырём В». Комментируется правильность выполнения задания.

3. Написание письма.

— Можете ли вы самостоятельно написать первую часть письма? (Да.)

— К кому обратитесь в письме? (К космонавту).

— Какое вежливое слово можно добавить к приветствию, из написанных на доске? (Уважаемый.)

На доске: дорогой, уважаемый, любимый.

— Запишите первую часть письма, обратите внимание на знак в конце предложения. (Учащиеся записывают первую часть.)

— Переходим ко второй части письма – сообщение. Подумайте, о чём вы хотите рассказать космонавту? Какие мысли, чувства о себе, о школе, об одноклассниках вам бы хотелось выразить? ( Выслушиваются высказывания детей. Уточняются. Редактируются).

— Запишите их в своём письме. Не забывайте о правильности и грамотности написания слов. Если затрудняетесь в написании слова, кто вам может помощь? ( Спросить учителя или обратиться к словарю). ( Запись учащимися 2 части).

— Что будем составлять в третьей части письма? (Вопросы.)

— Само это слово уже подсказывает вам, какой знак вам нужно поставить в конце этих предложений. (Знак вопроса).

— Каковы будут ваши вопросы космонавту? (Об исследованиях, космосе, инопланетянах т.п.).

— А что пожелаете? (Удачно вернуться, здоровья, интересных открытий и т.п.).

— Запишите их. (Запись учащимися вопросов и пожелании.)

— О какой части письма не следует забывать в письме? (О четвёртой. О прощании и подписи.)

— Объясните её назначение. (Человеку получающему письмо, необходимо знать и представлять кем оно написано.) (Запись завершающей части письма).

— Вот вы и написали своё первое настоящее письмо.

4. Знакомство с записью адреса.

— Мы написали письма, а как же нам доставить их адресату? ( Нужен конверт, запечатать его и отправить по почте.)

— Верно, письма посылаются по почте. На конверте необходимо указывать адрес. Что такое адрес? (Это указание страны, города, улицы, дома, квартиры, где живет человек).

— Также на конверте указывается обратный адрес отправителя письма.

— На какой адрес нам необходимо отправить наши письма, я попросила узнать из интернета наших «исследователей» класса. Послушаем, что они обнаружили. (Дети обнаруживают, что с 18 .07.2010 года в Мемориальном музее космонавтики на ВДНХ проводится акция «Почтовый ящик МКС», отправив письма в музей, они могут попасть на орбиту. Адрес Мемориального музея космонавтики: 129164 г.Москва, пр. Мира, д. 111).

Записывается адрес на конверте, учитель объясняет принятые сокращения. Записывается адрес отправителя – адрес школы.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

— Благодарю вас за работу.

— Дома поработайте по памятке «Редактор», откорректируйте своё письмо, чтобы оно стало более понятным и интересным. Кто желает, может сделать рисунок к своему письму. Жду завтра ваших доработанных писем.

Список использованной литературы

1. Л.Д. Мали , О.С.Арямова, С.А. Климова и др.(под редакцией М.С. Соловейчик) Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Пособие для учителя 1 класс.: Смоленск «Ассоциация 21 век» 2007 год.

2. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко Учебник. Русского языка «К тайнам нашего языка» – Смоленск: «Ассоциация 21век», 2010год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here