Конспект урока чтения в 8 классе .

Учитель: Станина Людмила Васильевна.

Тема урока: Н.А.Некрасов – биография.

Цели: 1.Познакомить с основными моментами в жизни писателя, его творчеством через чтение и анализ биографии.

2.Развитие навыков беглого, осознанного чтения через чтение произведения.

3.Развитие устной связной речи, через ответы на поставленные вопросы.

4.Воспитание интереса к изучаемому предмету , чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, скороговорки, раскраска для индивидуальной работы «Три поросенка», набор букв для составления слов по образцу.

Ход урока.

I.Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет изученные в этом году произведения.

«Волшебное кольцо», «Перчатка», «Нашла коса на камень», «Добрыня и Змей», «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне», «На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Смерть поэта», «Родина «»Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела».

Формулировка темы урока.

-Сегодня мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, его творчеством.

II.Артикуляционная зарядка.

Собрать скороговорку и прочитать :

щеки учил уроки в чернилах ученик у него

Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.

Дети читают по выбору учителя следующим образом: медленно, напевно, с вопросом, быстро, с восклицанием, через слово, читает по слогам, последнее слово.

III.Проверка домашнего задания.

1.Анализ прочитанного.

-Какое произведение читали?

— Кто автор этой басни?

— Кто главные герои?

-Какой показана Муха? Пчела?

Выберите из предложенных характеристик те, которые относятся к Мухе, к Пчеле.

(надоедливая, трудолюбивая, спесивая, хвастунья, прямолинейная , наглая, воспитанная)

-В чем мораль басни? (Надо работать , не надоедать людям своим присутствием).

2.Выразительное чтение басни.

— Как надо читать слова Мухи? ( хвалясь, спесиво)

-Как надо читать слова Пчелы? ( поучительно, немного устав от Мухи).

Вывод:

-Произведения какого автора читали?

-Как называли Крылова? (баснописцем)

-Какие произведения И.А.Крылова изучили в этом году?

-Чем басни отличаются от других произведений?

— Что такое мораль?

— Кем были герои басен Крылова ? (животные)

-Кого высмеивает автор на примере животных? (людей)

— Какие черты характера он высмеивает?

— Какие черты характера хвалит?

— Чему учат его произведения? (быть хорошими)

IV.Изучение темы урока.

1.Вступительная беседа.

Говорят , что люди делают свою страну великой или гибнущей. Мы можем с вами гордиться, потому что живем в великой стране .А почему великой?

В России жили великие люди: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, .Лермонтов

М.Ю. И.А. Крылов.

Сегодня мы поговорим еще об одном великом человеке Некрасове Н.А. его жизни и творчестве.

-Какие произведения Н.А.Некрасова вы помните?

-Помните его произведение « Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она»?

Давайте познакомимся с основными важными моментами из жизни писателя.

Рассказ биографии Н.А.Некрасова с показом слайдов.

Учитель. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года на Украине. В этом году исполнится 191 год со дня рождения писателя . Он прожил 57 лет. Но за это время написал огромное множество произведений , которые интересны и по сей день.

-Кто были его родители?

1 Ученик. Его отец Алексей Сергеевич Некрасов был военным . Это был человек, много испытавший на своём веку. Когда Коле исполнилось три года , отец ушел в отставку и переехал в село Грешнево. Там он стал помещиком. Отец был жадным и очень грубым человеком. Он был груб не только с крестьянами, но и с детьми, а так же мамой поэта, которая пыталась защитить детей от негодования отца.

2Ученик. Мама — Александра Андреевна Закревская, варшавянка, была из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия и он не был счастлив. Мама поэта была полной противоположностью отцу. Елена Андреевна мечтала, чтобы ее Коля получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. Никто из писателей не посвятил своей маме столько произведений, как Некрасов.

-Какое образование получил поэт?

3 Ученик .Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.

Учитель . В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург для поступления в Дворянский полк — одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать . С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг.

  • Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

Что можно сказать о творчетве писателя?

Все творчество поэта пронизано любовью, уважением к простому народу. В своих произведениях он пытался показать несправедливость богатых к бедным. Русский мужик у него « хранитель земли», « стонет по полям и лугам, по тюрьмам и рудникам» .

-Как понимаете «хранитель земли»? (ухаживает за землей, пашет, боронует, дает жизнь)

Женщина у Некрасова- « многострадальная , терпеливая мать», « вянет от времени».

-Как вы понимаете «многострадальная»? (много терпела, страдала)

— Как понимаете выражение « вянет от времени»? (рано стареет )

И в то же время , женщина у него

«Красавица, , миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива ,

Ко всякой работе ловка».

— Как вы понимаете эти строки? ( красива и в простой одежде и в праздничной, все умеет делать, ничем не брезгует, все в ее руках кипит).

Личная жизнь поэта.

Некрасов был женат . Вот портрет его жены Фекла Викторова — Зинаида Некрасова( имя Зинаида дал ей Некрасов.

. Николай Алексеевич был привязан и к своей собаке по прозвищу Кабо. Ему даже был поставлен памятник с собакой. Кроме этого памятника по всей стране существуют и другие, которые являются признанием писателю за его творчество.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел и жизнь его превратилась в медленную смерть. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года, в 8 часов вечера. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Это то о чем мы не можем прочитать в учебнике. А теперь познакомимся с рассказом о Некрасове.

2.Знакомство с биографией из учебника .

1)Словарная работа проводится по слайдам , где даны объяснения слов.

Бурлаки- люди, тянувшие за широкие ремни баржу.

Баржа- большое судно для перевозки грузов.

Бечева- шпагат, тонкая веревка.

Нещадно- не жалея.

Воскрешал- вспоминал, напоминал.

Дворянский класс- группа богатых людей.

2)Проблемный вопрос: Какие произведения написал Н.А.Некрасов?

3)Чтение учителем с.83-85.

4)Чтение детьми.

5)Анализ прочитанного.

— Где провел свое детство писатель?

-Что делал Николай, выбравшись тайком из барского дома?

-Почему народная жизнь стала ему близка?( потому что он общался с этими людьми, слушал их рассказы и песни).

-С чем связаны его детские воспоминания? ( с Волгой)

-Как он называет Волгу? ( благословенная река)

— Какое первое глубокое горе он испытал на этой реке? ( увидел бурлаков , услышал их стоны )

— Как он описал их в стихотворении? (почти пригнувшись головой..)

— Как вы думаете , почему они были пригнутыми головой к ногам? (так тяжело было тащить баржу)

— Какую фразу услышал Николай от бурлака? ( А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…)

— Как вы ее понимаете? ( смерть для этого человека оказалась лучше его жизни). Смерть для него- это избавление от мучительно трудно жизни.

-Как жилось писателю дома? Зачитать.

— Какой была мама Николая Алексеевича? Зачитать.

-Какие произведения, выступающие против угнетения женщин написал Некрасов? («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).

— Каким языком написаны его стихи? ( прекрасным, певучим, простым, замечательно богатым).

— Какие у него ржаные колосья? ( Стоят столбы точенные, Головки золоченные…)

-Как описывает автор свеклу?

— О чем говорит автор в произведении «Размышления у парадного подъезда»? Зачитать.

— Какой показана женщина ? Зачитать.

-Как вы понимаете эти строки?

— О чем рассказывает Некрасов в поэме « Русские женщины»?

— Что всегда страстно желал писатель?

— Как вы думаете, почему он хотел , чтобы стихи дошли до народа? ( чтобы народ знал, что есть люди, которые переживают за него).

— Сбылась ли надежда писателя? Что об этом говорит? ( мы читаем на уроках, песни поет народ на его стихи и т.д.) Прослушивание романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

— Можно ли назвать Некрасова А.Н. « народным поэтом»? Почему? ( все творчество посвящено народу, его страданиям).

6)Подведение итогов индивидуальной работы.

Наташа работала над составлением слов.

— Какие слова получились? Обсуждение слов, что они обозначают.

Мороз, Красный нос- это произведение , которые мы будем читать.

Катя работала над своим проектом книжкой – раскраской «Три поросенка».

Катя что изображено? Что он делает? Для чего? Почему раскрасила в такой цвет?

V.Домашнее задание .

Читать , отвечать на вопросы с.83-85.

Катя – раскраска и составляет ответы на вопросы.

Наташа – продолжает раскрашивать «Бременские музыканты и читает 2 страницу.

VI. Рефлексия.

-Что было трудным на уроке?

-Почему возникли такие трудности?

-Что помогло вам справиться с заданиями?

-Понадобиться ли вам новая информация? Для чего?

— С биографией какого писателя познакомились?

— Какие произведения написал?

— Каким поэтом его называют?

VII.Оценки с комментированием .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here